Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика лачинса⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26
ЦЕЛЬ: Выявить индивидуальные особенности проявления ригидности (т. е. костности) и подвижности мышления (т. е. пластичности). ОБОРУДОВАНИЕ: 1. бланк с десятью арифметическими задачами (образец см. ниже), 2.ручка ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА. Экспериментатор выдает испытуемому бланк и сообщает инструкцию: «На Вашем бланке имеется десять задач, для решения которых Вам необходимо выполнить элементарные арифметические операции. Прямо на бланке записывайте арифметические действия, использованные Вами для решения каждой задачи. Решайте задачи последовательно от 1-ой до 10-ой. Последовательность решения задач изменять нельзя. Если вы не можете решить какую-либо задачу, пропустите ее и решайте следующую. Время решения не ограничено». БЛАНК К МЕТОДИКЕ ЛАЧИНСА N 1. Даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 л. — как отмерить 10л.? № 2. Даны три сосуда: 37, 24, 2л. — как отмерить 9 л.? № 3. Даны три сосуда: 39, 22, 2л. — как отмерить 13 л.? № 4. Даны три сосуда: 38, 25 и 2 л. — как отметить 9 л.? № 5. Даны три сосуда: 29, 14 и 2 л. — как отмерить 11 л.? № 6. Даны три сосуда: 28, 14, 2л. — как отмерить 10 л.? № 7. Даны три сосуда: 27, 12 и 3 л. — как отмерить 9 л.? № 8. Даны три сосуда: 30, 12 и 3 л. — как отмерить 15 л.? № 9. Даны три сосуда: 28, 7 и 5 л. — как отмерить 12 л.? № 10. Даны три сосуда: 26, 10 и 3 л. — как отмерить 10 л.? ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 1. Экспериментатор проверяет правильность и рациональность решений испытуемого. Первые пять задач имеют только одно решение. Они могут быть решены только путем последовательного вычитания обоих меньших чисел из большего, например, задача № 1: 37–21–3–3=10. Задачи № 6–8 и 10 имеют два решения: сложное (в три или два арифметических действия) и простое (в два, одно или ноль действий). Задача № 9 может быть решена только одним способом: 7+5=12. 2. Следует обратить особое внимание на рациональное решение задач № 6–10. Если большинство этих задач испытуемый решил нерациональным способом под влиянием стереотипа, выработанного при решении задан № 1–5, то, следовательно, у него проявляется ригидность мышления. Об этом же свидетельствует отсутствие решения задачи № 9. О высокой пластичности, подвижности мышления свидетельствуют обратные результаты, а именно: использование рациональных приемов при решении задач № 6–10. ВЫВОД: Следует указать особенность мышления испытуемого, которая проявилась в данном эксперименте: ригидность или пластичность (подвижность). МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ» ЦЕЛЬ: Изучить индивидуальные различия в уровне развития мыслительных операций обобщения и отвлечения. ОБОРУДОВАНИЕ: 1. бланк задания (образец см. ниже), 2. чистый лист бумаги, ручка. ХОД РАБОТЫ: Испытуемому выдается бланк задания и сообщается следующая инструкция: «Вы получили бланк, на котором написаны серии слов. Каждая серия состоит из пяти слов. Четыре из них являются в некоторой мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Вы должны просмотреть каждую серию, найти слово, подлежащее исключению и выписать его на своем листочке под соответствующим номером. Например, даны 5 слов: «Кирпич, глина, камень, известь, дом». Первые четыре слова можно объединить одним понятием «строительные материалы», а последнее слово лишнее. Нужно записать: «№ 1 – дом». И так по порядку нужно решить все 17 серий». БЛАНК ЗАДАНИЯ К МЕТОДИКЕ «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИИ» 1. дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий. 2. смелый, храбрый, отважный, злой. решительный. 3. Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий. 4. молоко. сливки, сыр, сало, сметана. Б. скоро, Быстро, поспешно, постепенно, торопливо. 6. глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий. 7.лист, почка, кора, дерево, сук. 8. лом, сарай, изба, хижина, здание. 9.береза, сосна, дерево, дуб, ель. 10. ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать. 11. темный, светлый, голубой, яркий, тусклый. 12. гнездо, нора, курятник, берлога, сторожка. 13. неудача, крах, провал, поражение, волнение. 14. молоток, гвоздь, клещи, топор, долото. 15. минута, секунда, час, вечер, сутки. 16. грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение. 17. успех, победа, удача, спокойствие, выигрыш. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ: 1. По ключу проверяется правильность исключения слов. КЛЮЧ К.МЕТОДИКЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ.
2. На основе проверки подсчитывается количество правильно исключенных слов. Это количественный показатель. 3. Проводится беседа с испытуемым с целью выяснения причин объединения в одну группу 4-х слов в каждой серии. Делается вывод, существенные или несущественные признаки положены в основу объединения. Это качественный показатель. ВЫВОД. На основе количественного и качественного показателей делается вывод об уровне развития у данного школьника мыслительных операций обобщения и отвлечения. Оценка уровня развития производится на основе сопоставления результатов данного испытуемого со среднегрупповыми результатами, полученными путем экспериментального изучения группы школьников одного возраста. МЕТОДИКА «ЛОГИЧНОСТЬ» ЦЕЛЬ: оценить индивидуальные различия в уровне развития логичности мышления у школьников. ОБОРУДОВАНИЕ: 1. бланк задания (образец см. ниже), 2. чистый лист бумаги, ручка. ХОД РАБОТЫ: Испытуемому выдается бланк, на котором дано 20 заданий. Каждое из заданий представляет собой умозаключение, состоящее из 2-х посылок и вывода. Часть умозаключений верны, часть заведомо ложны. Испытуемому сообщается следующая инструкция: «Вы получили бланк с 20-ю заданиями. Каждое из заданий представляет собой умозаключение, состоящее из 2-х взаимосвязанных суждений и вытекающего из них вывода. Требуется определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. На чистом листе вы должны написать номера заданий и рядом с каждым номером одно слово: «верно»,«неверно». БЛАНК ЗАДАНИИ К МЕТОДИКЕ «ЛОГИЧНОСТЬ» 1. Вес металлы проводят электричество. Ртуть – металл. Следовательно, ртуть проводит электричество. 2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед – араб. 3. Некоторые капиталистические страны — члены НАТО. Япония - капиталистическая страна. Следовательно, Япония — член НАТО. 4. Все Герои Советского Союза награждаются орденом Ленина. 5. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов – Герой Советского Союза. 6. Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь, «Медный всадник» – сочинение Пушкина. Следовательно, «Медный всадник» нельзя прочитать за одну ночь. 7. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Л. мошенничеством не занимался. Следовательно, Л. не привлечен к уголовной ответственности. 8. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнова изучает логику. Следовательно, Смирнова – слушатель высшей школы. 9. Некоторые студенты МГУ – бывшие военнослужащие. Петров – студент МГУ. Следовательно, Петров – бывший военнослужащий. 10. Все колхозы Московской области выполнили план хлебозаготовок. Колхоз «Восход» не является колхозом Московской области. Следовательно, колхоз «Восход» не выполнил план хлебозаготовок. 11. Некоторые работники 2-го управления – юристы. Фомин – юрист. Следовательно, он работник 2-го управления. 12. Все граждане Советского Союза имеют право на труд. Иванов – гражданин Советского Союза. Следовательно, Иванов имеет право на труд. 13. Все металлы куются. Золото – металл, Следовательно, золото куется. 14. 1З. Все коренные жители Конго – негры. Мухамед – негр. Следовательно, Мухамед – житель Конго. 15. Все студенты Ленинградского университета изучают историю КПСС. Н. изучает историю КПСС. Следовательно, Н. – студент Ленинградского университета. 16. Когда идет дождь, крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь. 17. Некоторые капиталисты стремятся к развязыванию войны. Н. Рассел – капиталист. Следовательно, Н. Рассел стремится к развязыванию войны. 18. Все студенты III-го курса выполнили норму ГТО II ступени. В. выполнил норму ГТО II ступени. Следовательно, В. – студент 3-го курса. 19. Все коммунисты выступают против войны. Б. Джонс выступает против войны. Следовательно, Б. Джонс – коммунист. 20. Некоторые капиталистические страны входят в состав Общего рынка. Австрия – капиталистическая страна. Следовательно, Австрия входит в состав Общего рынка. 21. Все ученики третьего «Б» класса отличники. Петя Смирнов – отличник. Следовательно Петя Смирнов – ученик третьего «Б». ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ 1. По ключу проверяется правильность выполнения задания школьником. КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ «ЛОГИЧНОСТЬ» Ответы «верно»: 1,11,12. Ответы «неверно»: все остальные. 2. Подсчитывается количество правильных ответов. ВЫВОД. Для того, чтобы оценить уровень развития логичности мышления изучаемого школьника, необходимо провести этот эксперимент с группой учеников одного возраста, получить и обработать результаты и сравнить результаты изучаемого школьника со сроднегрупповыми. МЕТОДИКА «СООТНОШЕНИЕ ПОСЛОВИЦ И ФРАЗ» ЦЕЛЬ: изучить индивидуальные различия в уровне развития абстрактного мышления. ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Набор из 10 карточек, на каждой из которых написан текст одной пословицы (возможный вариант текстов см. ниже). 1. Куй железо, пока горячо. 2. Цыплят по осени считают. 3. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. 4. Не красна изба углами, а красна пирогами. 5. Лучше меньше, да лучше. 6. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. 7. Тише едешь, дальше будешь. 8. Не в свои сани не садись. 9. Не все то золото, что блестит. 10. Семь раз отмерь, а один отрежь. ТЕКСТЫ ФРАЗ К ЭКСПЕРИМЕНТУ 1. Материал разрезают ножницами. 2. Зимой ездят на санях, а летом на телеге 3. Каждое утро овец выгоняют за деревню. 4. Не всегда то, что нам кажется хорошим, действительно хорошо. 5. Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб. 6. Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы. 7. Если уж поехал куда-нибудь, то с полдороги возвращаться поздно. 8. Цыплята вырастают к осени. 9. О деле судят по результатам; 10. Одну хорошую книгу прочесть полезнее, чем семь плохих. 11. Если не знаешь дела, не берись за него. 12. Кузнец; который работает неторопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится. 13. Чтобы сделать работу лучше, нужно о ней хорошо подумать. 14. Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла. ХОД РАБОТЫ: Экспериментатор раскладывает на столе слева от испытуемого карточки с пословицами одну под другой, столбиком, текстом вверх. Затем экспериментатор дает испытуемому в перемешанном виде пачку таблиц с фразами и предлагает: «Положите рядом с каждой пословицей соответствующую ей по смыслу фразу. Учтите, что не ко всем пословицам найдутся подходящие фразы, а многие фразы не подходят ни к одной пословице». Затем испытуемый выполняет задание, а экспериментатор параллельно фиксирует его ответы в протоколе. После выполнения задания экспериментатор просит испытуемого дать объяснение по каждой подобранной паре, в чем их сходство, в чем их общая идея. ФОРМА ПРОТОКОЛА
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ: 1. По ключу проверяется правильность выполнения задания испытуемым. КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ «СООТНОШЕНИЕ ПОСЛОВИЦ И ФРАЗ»
2. Путем качественного анализа проверяется правильность объяснения решения. ВЫВОД: Чем больше у испытуемого правильных ответов, тем более сформировано понимание переносного смысла и тем выше, следовательно, уровень развития абстрактного мышления. МЕТОДИКА «СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ» ЦЕЛЬ: Изучить индивидуальные различия школьников в развитии процессов анализа и обобщения. ОБОРУДОВАНИЕ: 1. набор из 9 пар слов, подлежащих сравнению, 2. чистый лист бумаги, ручка. ХОД РАБОТЫ: До начала эксперимента экспериментатор заготавливает бланк задания. Для этого нужно выбрать из предложенных трех наборов по 9 пар слов только один (любой) и выписать эти 9 Пар слов на отдельный лист бумаги. Во время эксперимента экспериментатор выдает испытуемому бланк задания, чистый лист бумаги, ручку и сообщает ему следующую инструкцию: «На бланке записано 9 пар слов. По каждой паре слов укажите как можно больше признаков сходства и различия. Задание выполняйте письменно, в том порядке, в каком даны пары слов». При проведении эксперимента экспериментатору следует особое внимание обратить на поведение испытуемого, когда он начинает сравнивать первую несравнимую пару понятий (№ 4 в наборе). Если школьник затрудняется в сравнении этих слов, выражает удивление, растерянность, то экспериментатор тут же дает пояснение: «Встречаются такие пары слов, которые несравнимы. В этом случае нужно написать: «Их сравнивать нельзя». Если же школьник сразу начинает сравнивать эту пару, то ему дают возможность записать ответ по этой паре, а потом делают пояснение относительно «несравнимых». РЕКОМЕНДУЕМЫЙ НАБОР ПАР СЛОВ К ЭКСПЕРИМЕНТУ
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ: 1. Подсчитывается количество признаков сходства и различия по каждой паре и в целом по заданию. Это количественный показатель. 2. Проводится качественный анализ выделенных признаков. Каждый из признаков по содержанию может быть отнесен к одной из трех групп Тих название см. ниже, в таблице протокола). 3. Заполняется таблица. В таблице указывается количество признаков сходства и различия по каждой паре (в целом и по каждой из трех групп отдельно). ОБРАЗЕЦ ТАБЛИЦЫ К МЕТОДИКЕ СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИ
ПРИМЕЧАНИЕ: Признаки 1-ой группы являются несущественными, признаки 2-ой группы и 3-ей существенные. ВЫВОД: Чем больше существенных признаков сходства и различия, называет испытуемый, тем лучше у него развиты процессы анализа и обобщения. МЕТОДИКА «ПОДБОР СЛОВ — АНТОНИМОВ» ЦЕЛЬ: выявление словарного запаса школьника. ОБОРУДОВАНИЕ: 1. бланк задания (образец см. ниже). 2.ручка ХОД РАБОТЫ: Экспериментатор выдает испытуемому бланк задания и сообщает инструкцию: «Вот ряд слов, к каждому слову придумайте и запишите (прямо на бланке) слово противоположного значения (антоним). Вот, например,...», и экспериментатор вместе с испытуемым разбирает 1—2 простых примера.
ОБРАЗЕЦ БЛАНКА
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ: 1. Проверяется правильность выполнения задания по словарю антонимов. 2. Проводится качественный анализ ответов, т. е. учитывается степень дифференцированное, точности подбираемых антонимов. Большое количество ответов, построенных путем прибавления к слову приставки «не» (например, «высокий» – «невысокий», «спешить» – «не спешить» и т. д.) свидетельствуют о малом словарном запасе испытуемого. Особое внимание следует обратить на подбор трудных противоположностей (задание № 17, 18 и др.) ВЫВОД: На основе проведенного анализа делается вывод о богатстве (бедности) словарного запаса испытуемого.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Образец набора карточек для исследования объема внимания.
Date: 2015-05-19; view: 8060; Нарушение авторских прав |