Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика мюллера – шумана





ЦЕЛЬ: определение типа памяти школьника.

ОБОРУДОВАНИЕ: 10 рядов бессмысленных слогов по 7 слогов в каждом ряду.

НАБОР СЛОГОВ К ЭКСПЕРИМЕНТУ

1. КАС ТОБ МИЛ ВАК БЫМ РЯС ЛЮР
2. ЗОР ТЫМ ГИС ВАГ ДЯК ЛЮБ РЕЖ
3. ШУК ФАМ СОП ГИР ДЮМ ЛЫФ БЕШ
4. НУМ ЧАГ БИЛ ЗЕН ШОТ ГЫР ЦЕЖ
5. ДЮВ МОП ВЕК ЛЯХ САБ ХИД ШЕС
6. ЖИП ПУС НАГ РЕХ ТОЗ ЗЕК ФУД
7. ТЫМ ЛЫБ НУМ ЗЕН ХИР БЕВ САШ
8. НЕШ БАГ ЗУВ ЧЕМ ГЫР ДЯХ ТЮС
9. ДИР МЕК ЛЕФ ВОМ СИХ ДАХ РИШ
10. ПЫГ НИП РЕБ ТОС ЗАП ФИМ ШОН

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА. В эксперименте перед школьником ставится задача запомнить ряд слогов в любой последовательности. Экспериментатор зачитывает первый ряд слогов со скоростью один слог в сек. После прочтения испытуемый записывает то, что запомнил. Затем, зачитывается второй ряд и так далее.

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. В каждом ряду проверяется правильность воспроизведения гласных и согласных звуков (не слогов!). Результаты заносятся в таблицу.

ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА

№ ряда количество правильно воспроизведенных гласных звуков количество правильно воспроизведенных согласных звуков
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
ВСЕГО    

 

2. Вычислить частость правильного воспроизведения гласных звуков по формуле Мг=m/70, где Mr — искомая частость, m —количество правильно воспроизведенных гласных.

3. Вычислить частость правильного воспроизведения согласных звуков по формуле Мс=n/140, где Mc—искомая частость, n - количество правильно воспроизведенных согласных.

4. Проводится качественный анализ ошибок. В частности, подсчитывается, сколько раз школьник перепутал согласные, близкие по звучанию, но различные по написанию. Например, вместо «Г» написал «К», вместо «З» написал «С», вместо «Ж» – «Ш» и т. д. Затем вычисляется частость перепутывания согласных по формуле Мп= R/88,где Мп искомая частость, R – количество ошибок указанного вида. 88 – количество парных согласных в экспериментальном материале.

ВЫВОД: Вывод о типе памяти школьника делается на основе следующих показателей:

1. Склонность к воспроизведению гласных звуков свидетельствует о слуховом типе памяти.

2. Склонность к преимущественному воспроизведению согласных звуков свидетельствует о зрительном типе памяти.

3. Дополнительный критерий. Если преобладает зрительная память, то человек не допускает ошибок при воспроизведении согласных, близких по звучанию, но различных по начертаниям.

4. Дополнительный критерий. Можно дать задание испытуемому произнести какие-нибудь слова в обратном порядке. Быстрее с этим заданием справляются те, у кого преобладает зрительная память, т. к. человек представляет это слово написанным или напечатанным.

5. Если испытуемый шевелит губами при чтении про себя и воспоминании о прочитанном или наблюдается равномерное раскачивание головы и туловища испытуемого в ходе опыта, то это свидетельствует о преобладании моторного типа памяти.

6. Тип может быть как «чистым», так и комбинированным.

МЕТОДИКА «АССОЦИАЦИИ»

ЦЕЛЬ: выявить значение различных ассоциаций для успешности запоминания.

ОБОРУДОВАНИЕ: набор из 50-ти пар слов (5 рядов по 10 слов). Слова в пары связаны ассоциациями разного вида. Выделяются 5 видов" ассоциаций: «целое – часть», «предмет – свойство», «необычное сочетание», «контраст», «причина – следствие».

НАБОР СЛОВ К МЕТОДИКЕ

«АССОЦИАЦИИ»

 


1. палец — ноготь

2. мак — красивый

3. степь — колокол

4. похвала — порицание

5. ветер — буря

6. часы — стрелка

7. сахар — сладкий

8. окно — буква

9. громкий — тихий

10. порох — взрыв

11. дом — крыша

12. снег — белый

13. забор — лампа

14. покой — движение

15. яд — смерть

16. голова — волосы

17. уголь — черный

18. 28.спичка — голод

19. сладкий — горький

20. дождь — грязь

21. институт — аудитория

22. пух — легкий

23. папироса — абажур

24. храбрость —трусость

25. учение — знание


26. глаз — зрачок

27. трава — зеленая

28. ягода — свечка

29. награда — наказание

30. мороз — холодно

31. книга — страница


32. бритва — острая

33. тетрадь — парус

34. светлый — темный

35. лето — тепло

36. город — улица

37. колесо — круглое

38. камин — толпа

39. любовь — ненависть

40. солнце — свет

41. поезд — вагон

42. василек — синий

43. дым — правило

44. высокий — низкий

45. работа — усталость

46. рука—ладонь.

47. путь — длинный

48. паровоз — столб

49. холодный — горячий

50. рана — боль


ХОД РАБОТЫ. Экспериментатор сообщает испытуемому следующую инструкцию: «Поставь в тетради порядковые номера от 1 до 50. Я тебе прочитаю 50 пар слов один раз. Потом я буду читать только первое слово, а ты должен будешь вспомнить и под соответствующим номером записать второе слово». Далее выполняется работа в соответствии с инструкцией.

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

По каждому из пяти видов ассоциаций подсчитывается % правильно воспроизведенных слов.

ВЫВОД. Делается вывод о том, что у данного школьника наиболее эффективно запоминание, построенное на ассоциациях такого-то (таких-то) вида(ов).

МЕТОДИКА «ОБЪЕМ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ»

ЦЕЛЬ: определение объема кратковременной памяти.

МАТЕРИАЛ К ЭКСПЕРИМЕНТУ: 4 набора по 7 рядов цифр.

 

1 набор: 2 набор:
1) 3 8 5 0 1) 5 3 1 7
2) 9 1 4 2 7 2) 2 0 6 4 9
3) 7 9 6 4 1 2 3) 1 5 9 3 4 2
4) 8 2 5 9 3 7 1 4) 7 2 0 4 6 9 1
5) 7 2 9 3 1 8 0 4 5) 1 7 2 6 4 9 5 3
6) 2 5 3 8 1 7 4 9 0 6) 4 6 3 1 2 0 5 9 7
7) 6 3 5 4 9 0 2 7 1 8 7) 3 8 2 5 7 6 4 0 1 9
3 набор: 4 набор:
1) 1 8 3 4 1) 3 8 4 2
2) 5 7 1 2 6 2) 5 2 7 1 9
3) 3 0 7 4 2 6 3) 0 6 8 3 7 1
4) 7 4 1 8 5 3 2 4) 1 7 0 5 8 9 3
5) 8 3 6 1 7 5 2 9 5) 7 4 8 1 3 0 6 5
6) 2 7 0 8 4 1 6 5 3 6) 6 3 8 5 2 7 4 1 9
7) 0 6 2 7 1 3 8 4 9 5 7) 8 3 2 7 4 1 0 9 6 5

 

ХОД РАБОТЫ: Опыт включает 4 серии, задания в которых одинаковые, но в каждой следующей серии используется новый набор цифр.

Экспериментатор сообщает испытуемому следующую инструкцию: «Слушайте.меня внимательно и ничего не пишите. Я назову вам несколько, цифр. Когда я кончу, по моей команде «Пишите», вы напишете на листе бумаги в строчку те цифры, которые запомнили. Постарайтесь запомнить числа в той последовательности, в какой я их буду называть. Каждый новый ряд цифр пишите с новой строчки. По окончании опыта (т. е. после каждого седьмого ряда) под последним рядом проведите вертикальную черту. Внимание. Начали!»

Затем экспериментатор по одному разу громко и однотонно, без выделения отдельных элементов, с интервалом в одну секунду между цифрами, читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения КАЖДОГО ряда испытуемые записывают ряд, как они его запомнили. Затем, зачитывается новый ряд и т.д.

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

1) Сверить результаты каждого опыта с предъявленным материалом. Иногда для этого привлекают самих испытуемых, но в этом случае они могут внести какие-либо исправления в текст, поэтому это нежелательно. Знаком «+» помечаются правильно воспроизведенные ряды. Знаком «–» помечаются ряды, воспроизведенные не полностью, с ошибками или в другой последовательности.

2) Составить сводную таблицу результатов по всем 4-м опытам

 

 

№№ ряда длина ряда воспроизведение количество воспроизвед.
    1 опыт 2 опыт 3 опыт 4 опыт рядов
  4 + + + + 4
  5 + + — + 3
     
     
     
     
     
             

 


3) Вычислить объем памяти по формуле: У=А+ m/n, где

У – объем памяти

А – наибольшая длина ряда (количество цифр в нем), который испытуемый во всех четырех опытах воспроизвел правильно n – число опытов

n=4

m — количество правильно воспроизведенных рядов, более длинных, чем А.

ВЫВОД. На основе сопоставления результатов изучаемого школьника со среднегрупповыми результатами сделать вывод о большом, нормальном или маленьком объеме памяти.

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ

МЕТОДИКА «ОБРАЗОВАНИЕ ПРОСТЫХ АНАЛОГИИ»

ЦЕЛЬ: Изучить способность ученика устанавливать логические связи между понятиями.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1, специальный бланк (образец см. ниже), 2.ручка

ХОД РАБОТЫ: Испытуемому выдается бланк и сообщается сле­дующая инструкция: «Посмотрите, под № 1 слева написано два слова – сверху ЛОШАДЬ, внизу ЖЕРЕБЕНОК. Какая между ними связь? Жеребенок детеныш лошади. А справа под №1 тоже сверху одно слово КОРОВА, а внизу 5 слов на выбор. Из них нуж­но выбрать только одно, которое будет так же относиться к слову

КОРОВА, как ЖЕРЕБЕНОК к ЛОШАДИ, т. е. чтобы оно обозначало детеныша КОРОВЫ. Это будет теленок. Подчеркиваем слово

ТЕЛЕНОК. Итак, нужно сначала установить, как связаны между собой слова, написанные слева и затем установить такую те связь справа. Так же решаются все задачи».

• БЛАНК К ЗАДАНИЮ «ОБРАЗОВАНИЕ ПРОСТЫХ АНАЛОГИЙ»

1. Лошадь Корова
Жеребенок   2. Школа Пастбище, рога, молоко, теленок, бык   Больница
Обучение   3. Яйцо Доктор, ученик, учреждение, лечение, больной   Картофель
Скорлупа   4. Ложка Курица, огород, капуста, суп, шелуха   Вилка
Каша   5. Коньки Масло, нож, тарелка, мясо, посуда   Лодка
Зима   6. Ухо Лед, каток, весна, лето, река   Зубы
Слышать   7. Собака Видеть, лечить, рот, щетка, жевать   Щука
Шерсть   8. Пробка Овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя   Камень
Плавать   9. Чай Пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик   Суп
Сахар Вода, тарелка, крупа, соль, ложка

 

 

10. Дерево Рука
Сук   11 Дождь Топор, перчатка, нога, палец, работа   Мороз
Зонтик 12.   Песня Палка, холод, сани, зима, шуба   Картина
Глухой   13. Нож Хромой, слепой, художник, рисунок, больной   Стол
Сталь   14. Рыба Вилка, дерево, стул, пища, скатерть   Муха
Сеть   15. Утро Решето, комар комната, жужжать, паутина   Зима
Ночь   16. Птица Мороз, день, январь, осень, сани   Человек
Гнездо Люди,птенец, рабочий,зверь, дом

 


КЛЮЧ К ЗАДАНИЮ «ОБРАЗОВАНИЕ ПРОСТЫХ АНАЛОГИИ»

1. Теленок 2. Лечение 3. Шелуха 4. Мясо 5. Лето 6. Жевать 7. Чешуя 8. Тонуть 9 Соль 10. Палец 11. Шуба 12. Слепой 13. Дерево 14. Паутина 15. Осень 16. Дом.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

По ключу проверяется правильность подчеркивания слов. Подсчитывается количество правильных ответов.

ВЫВОД. На основе сравнения результатов изучаемого ученика со среднегрупповыми результатами, полученными в одновозрастной группе, делается вывод об уровне развития у данного школьника изучаемой способности.







Date: 2015-05-19; view: 1881; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию