Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика «большие и малые числа»
ЦЕЛЬ: Изучение индивидуальных различий в скорости переключения внимания с одного ряда действий на другой. ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Специальный бланк – таблица (см. приложение № 2) 2. Секундомер или часы с секундной стрелкой. ХОД РАБОТЫ: Эксперимент проводится в три серии. В первой серии испытуемый отыскивает числа крупного шрифта в порядке их убывания (от 74 до 11 включительно) и указывает соответствующие клетки таблицы карандашом. Во второй серии испытуемый должен отыскать и указать в таблице числа мелкого шрифта в порядке их возрастания (от 11 до 74 включительно). В третьей серии испытуемый попеременно отыскивает числа крупного шрифта в порядке убывания и мелкого шрифта в порядке возрастания, указывая соответствующие клетки таблицы карандашом. Например, 74 крупное, 11 мелкое, 73 крупное, 12 мелкое, 72 крупное, 13 мелкое и т.д. Экспериментатор во всех трех сериях фиксирует время выполнения задания по секундомеру, а также количество допускаемых испытуемым ошибок, причем сразу указывает на ошибку, требуя ее исправления. ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. 1. Но результатам эксперимента составляется следующая таблица:
2. Полученные количественные показатели имеют следующее Психологическое содержание. Работа, выполненная испытуемым в 1-ой и 2-ой сериях совместно равна работе, выполненной в третьей серии. Однако, время выполнения третьей серии не равно сумме времен выполнения первых двух серий, т. к. в третьей серии какое-то время затрачивается на переключение внимания. Следовательно, разница между показателями – это время переключения внимания данного школьника при выполнении данного задания. 3. Наличие или отсутствие ошибок в третьей серии эксперимента служит дополнительным показателем трудности или легкости переключения внимания. ВЫВОД Для того, чтобы результаты проведенного эксперимента педагог мог использовать в своей практической деятельности, необходимо: 1. Сделать вывод о том, быстро, медленно или со средней скоростью происходит переключение внимания у данного школьника в условиях учебной деятельности. Чтобы вывод был достаточно обоснованным и достоверным, необходимо сравнить показатели времени переключения внимания данного испытуемого со средними по группе (например, по классу) при выполнении этого же эксперимента. Кроме того, более высокую достоверность выводов может обеспечить проведение с данным испытуемым дополнительных экспериментов, аналогичных по целям, но отличающихся по процедуре (см. методику «Нарисуй треугольники» в данном пособии). 2. знать, в чем состоит специфика индивидуального подхода к школьникам с быстрой, средней и медленной скоростью переключения внимания. ПРИМЕЧАНИЕ Ввиду определенной сложности данная методика рекомендуется для проведения со старшеклассниками и старшими подростками. Для экспериментов с младшими школьниками и младшими подростками вместо таблицы с большими и малыми числами лучше использовать черно-красные таблицы (см. «Практические занятия по психологии» под ред. А. В. Петровского, М.: Просвещение, 1972.С. 58—59). МЕТОДИКА «НАРИСУЙ ТРЕУГОЛЬНИКИ» ЦЕЛЬ: Изучение индивидуальных различий в скорости переключения внимания с одного ряда действий на другой. ОБОРУДОВАНИЕ: лист бумаги, карандаш, секундомер. ХОД РАБОТЫ. Эксперимент проводится в три серии. В первой серии испытуемый должен нарисовать три строчки треугольников основанием вверх. Во второй серии ему дается задание нарисовать три строчки треугольников основанием вниз. В третьей серии необходимо нарисовать шесть строчек треугольников, чередуя их следующим образом: один треугольник основанием вниз, второй основанием вверх и т. д. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания в каждой из трех серий. Основным условием достоверности полученных данных в этом эксперименте является строгое соблюдение следующего правила: количество и размер треугольников во всех 12-ти строчках должны быть одинаковыми. Это необходимо для того, чтобы работа в первых двух сериях опыта, была равна работе, выполненной в третьей серии. ОБРАБОТКА, АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ аналогично методике «Большие и малые числа». МЕТОДИКА «ШИФРОВКА» ЦЕЛЬ: изучить индивидуальные особенности в распределении и переключении внимания. ОБОРУДОВАНИЕ: специальные бланки (см. приложение № 3), секундомер, ручка. ХОД РАБОТЫ. Экспериментатор выдает испытуемому бланк и предлагает прочесть инструкцию, напечатанную в начале бланка. Затем испытуемому дается возможность потренироваться в выполнении задания. Для этого он должен заполнить в соответствии с инструкцией первые пять свободных клеток бланка. Затем, экспериментатор дает команду начать работу и одновременно включает секундомер. По истечении 60 секунд делается команда закончить работу. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ 1. По ключу проверяется правильность выполнения задания. (см. приложение № 4). 2. Определяется показатель К – количество правильно заполненных клеток. 3. Показатель К переводится в шкальные оценки (Р) по следующей таблице:
ВЫВОД. Делается вывод об уровне распределения и переключения внимания испытуемого. Чем больше величина показателей К и Р тем этот уровень выше. МЕТОДИКА «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА» ЦЕЛЬ: Изучить индивидуальные особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания. ОБОРУДОВАНИЕ: 1. бланк корректурной пробы (см. приложение N 5) или газетный текст. 2. секундомер, ручка. ХОД РАБОТЫ Экспериментатор выдает испытуемому бланк корректурной пробы или газетный текст и сообщает инструкцию: «Просматривай слева направо каждую строчку в бланке, Вы должны вычеркивать вертикальной чертой буквы «р» и «к». Задание следует выполнять быстро, точно. Кроме того, по моему сигналу «Черта!» Вы должны будете проставлять вертикальную черту у той буквы, у которой Вас застал мой сигнал, а потом продолжить выполнять задание до следующего сигнала. И так далее до конца бланка»: Эксперимент проводится в течение четырех минут. Через каждые 30 секунд экспериментатор произносит слово «Черта!». На второй и четвертой минуте опыта экспериментатор, не предупреждая испытуемых, вводит помехи, называя вслух какие-либо буквы алфавита. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ 1. Проверить правильность выполнения задания. 2. Для каждого временного промежутка (а их должно быть 8 по 30 сек) подсчитывается следующий показатель: а) количество правильно подчеркнутых букв (m), б) количество пропущенных букв (р), в) количество неправильно подчеркнутых букв (r), г) общее количество подчеркнутых букв (N). N=m+r 3. Вычислить показатели скорости выбора сигнала (S) Для каждого временного Промежутка в отдельности (S1, S2,..., S8) По формуле: S= m/T, где Т=ЗО сек. 4. Вычислить коэффициенты точности выполнения задания (А) для каждого временного промежутка (A1, A2,...., A8) no формуле: A=(N-r)/(N+r) 5. Все найденные показатели занести в таблицу:
6. Построить график динамики устойчивости внимания, для чего по оси абсцисс отложите все 30-ти секундные отрезки времени (T1,Т2,...,Т8), а по оси ординат – скорости выбора (S1, S2,.... S8) 7. Вычислить условный показатель концентрации внимания по формуле: К=Aп/Абп где А3+А7 Ап — точность выполнения задания на фоне помех Ап= (А3+А7)/2 Абп — точность выполнения задания без помех. Абп= (A1+A2+A4+A5+A6+A8)/6
Date: 2015-05-19; view: 1167; Нарушение авторских прав |