Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЗАНЯТИЕ №126Тема: буква Ь на конце слова. Цель: уточнить произношение мягких согласных звуков; учить дифференцировать твердые и мягкие согласные; познакомить с обозначением мягкости согласных буквой Ь; научить читать слова с Ь на конце слова и обозначать на письме мягкость согласных при помощи Ь. Оборудование: разрезные слоги, касса букв, схемы, картинки, «Домики букв», альбом 3. Ход занятия 1. Организационный момент. У логопеда картинки: коляска одежда василек гусеница снегири утята улитка помидор пеликан дыня ребята черепаха На мольберте выставлены прямые слоги: ля, се, ли, ды, ня, ги, ми, бя, си, тя, ре. - Назовите картинку, выделите из слова второй слог, найдите этот слог среди выставленных слогов и поставьте его на доску. Аналогичная работа проводится с другими картинками. 2. Подготовительная работа. а) Найдите похожие слоги, поставьте их в ряд на одну полочку (слоги с одинаковой гласной: ля, бя, тя...). Чем похожи все слоги? (Все слоги с мягким согласным звуком.) Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? (Я,Е,Ё,Ю,И). б) Игра «Камень - вата». Первый ряд - команда «Камень», второй ряд - «Вата». Логопед называет слова с твердым и мягким согласным на конце (король, стол, пингвин, камень, лось, колос, крот, гвоздь, семь, совсем, ловит, ловить). На слово с мягким согласным на конце приседает команда «Вата», на твердый согласный - команда «Камень». 3. Знакомство с буквой Ь (с. 26). - Посмотрите на картинку в левом верхнем углу. Это щенок Трезор, На дверях висел замок. Взаперти сидел щенок. Все ушли и одного В доме заперли его. Мы оставили Трезора, Без присмотра, без надзора. - Что Трезор делает? Это о нем поэт Сергей Михалков написал: Отыскал на кухне угол, С головой забрался в уголь. - Покажите на картинке угол. Рассмотрите схему слова угол. Какой последний звук в слове? Куда забрался щенок? Слова угол и уголь похожи. Какими звуками они отличаются? Сравните схемы слов угол и уголь. Обозначим звуки буквами. Дети работают с кассой букв. - Чтобы показать мягкость согласного звука [ль] в слове уголь употребляют букву Ь, которая называется «мягкий знак». Логопед демонстрирует букву ь. - Эта буква не обозначает звука, а только показывает, что согласный перед ней мягкий. Сколько элементов у буквы Ь? Какие это элементы? На что похожа буква Ь? Постройте букву из пальцев рук. - Заселим букву Ь в «беззвучный» домик. Мягкий знак заходит в гости в домики к согласным буквам. Дети упражняются в чтении: бь, вьи т.д. 4. «Математическая грамота». Логопед читает стихотворение Е. Измайловой. Мягкий знак - хитрый знак, Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. - Хозяина Трезора звали Игорь. Однажды во время обеда к Игорю подбежал Трезор с буквой Ь в зубах. Найдите их на странице книги. - Прочитайте, что делал Игорь? (Ел.) Прочитайте весь пример. Какое слово получилось? (Ель - хвойное дерево.) - У Игоря была косточка. Прочитайте во втором примере, что он с нею сделал? (Дал.) Игорь дал косточку Трезору. Прочитайте весь пример. Какое слово получилось? (Даль -далёкое пространство, видимое глазом.) - Игорь встретил товарища. Они протянули и пожали друг другу руки. Посмотрите, на картинку. Прочитайте третий пример. Какое слово получилось в третьем примере? (Жаль Трезора, он поранил лапу.) 5. Звуко-буквенный анализ. - Однажды Трезор остался в доме один. Все ушли и одного В доме заперли его. - Куда повесили замок? (На дверь.) Составьте в кассе слово «дверь». Какой буквой обозначите мягкость звука [рь]? Мы оставили Трезора Без присмотра, без надзора И поэтому щенок Перепортил все, что мог. Разорвал на кукле платье, Зайцу выдрал шерсти клок. - Что выдрал щенок у зайца? Составьте в кассе слово шерсть. Как звали хозяина щенка? Составьте его имя в кассе букв. 6. Физминутпка а) Пальчиковая гимнастика. «Собака». У собаки острый носик, __ Правая ладонь на ребро. Боль- средний и безымянный- вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. б) Подвижная игра «Лохматый пес» (выполнение движений с речевым сопровождением) Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнувший нос. Мы к Барбосу подходили. И лохматого будили: Лежебока, не зевай, Нас скорее догоняй! 7. Письмо - Игорь готовился к школе. Учился писать буквы и слова. а) Письмо буквы Ь. б) Решение кроссворда (с. 26). - Рассмотрите кроссворд внизу страницы. В клеточки кроссворда надо вписать слова, называющие действия щенка. Щенок не любил оставаться один. Сразу начинал проказничать. - Любил Трезор бумагу... (Мять.) - На кухне посуду... (Бить.) - А однажды забрался на подоконник и стал лапой в горшке землю... (Рыть). 8. Чтение текста. - Трезор продолжал проказничать. Он влез в кувшин с водой, перевернул его, залез на стол и мокрыми лапами прошелся по объявлению, которое лежало на столе. Прочитайте слова, на которых наследил щенок. В каких из них была написана буква Ь? Впишите ее. Прочитайте текст объявления. 9. Отгадывание ребуса кровать. - Устал щенок проказничать и улегся спать. А куда он лег - вам подскажет ребус. 10. Итог занятия. - С какой буквой познакомились? Что интересного узнали о ней? Послушайте, чем закончилось стихотворение С. Михалкова о Трезоре. Мы щенка в воде и мыле Два часа мочалкой мыли. Ни за что теперь его Не оставим одного.
ЗАНЯТИЕ № 127 Тема: буква Ь в середине слова. Цель: упражнять в дифференциации твердых и мягких согласных звуков; познакомить с обозначением мягкости согласных в середине слова буквой Ь; научить читать слова с мягким знаком в середине слова; развивать мышление. Оборудование: звонок; касса букв, карандаши, карточки с оценкой 5, альбом 3. Ход занятия 1. Организационный момент. - Измените слово так, чтобы оно отвечало на вопрос что делать? В конце слова должен звучать звук [ть]: слушаю считаю думаю вычитаю смотрю рисую изучаю пою пишу сижу читаю дружу 2. Повторение. - Какой буквой вы обозначаете мягкость согласного звука [ть] на конце слова? Что вы знаете о букве Ь? 3. Знакомство с обозначением мягкости согласного звука в середине слова буквой ь. - Где дети учатся считать, читать, писать, думать, рисовать, дружить? (В школе.) Вот веселый, светлый дом, И ребят так много в нем! Учат там писать, считать, Помогают умным стать. - Закройте глаза. Представьте, что мы попали в кукольный театр. Занавес опущен. Три раза звучит колокольчик. Мы открываем глаза. Занавес поднимается. Дети открывают книгу на с. 27. На солнечной полянке Стоит красивый дом. С верными друзьями Живет Мальвина в нем. - Найдите Мальвину на странице книги. Это самая красивая кукла из кукольного театра Карабаса. Мальвина - учительница. Назовите по порядку звуки в слове Мальвина. Сколько звуков в слове Мальвина? Обозначьте звуки буквами. Дети у доски составляют слово Мальвина из букв настенной кассы. — Как обозначить мягкость звука [ль]? Буква Ь нужна для обозначения мягкости согласного звука не только на конце слова, но ив середине слова, когда мягкий согласный стоит перед другим согласным. Сколько букв в слове Мальвина? Почему звуков семь, а букв — восемь? 4. Чтение и преобразование слов. Однажды в доме у Мальвины Был деревянный Буратино. Но он учиться не хотел – Желания он не имел. - Сейчас мы будем учиться у Мальвины. Учиться будем старательно, и слушать будем внимательно. Ну, звени скорей, звонок! Спешим к Мальвине на урок. - Первый урок - математика. Мальвина говорит: «Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь. Мы займемся математикой. Прочитайте столбик слов. Чем похожи слова? Прочитайте, какой слог надо прибавить к этим словам? Какие слова получатся?» Логопед дает оценку работе детей. 5. Звуко-буквенный анализ. Зазвенел опять звонок. На другой спешим урок. - Займемся грамотой. Составьте в кассе слова: пеньки, деньки, огоньки. Придумайте предложения с этими словами.
|