Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАНЯТИЕ №126





Тема: буква Ь на конце слова.

Цель: уточнить произношение мягких согласных звуков; учить дифференцировать твердые и мягкие согласные; познакомить с обозначением мягкости согласных буквой Ь; научить читать слова с Ь на конце слова и обозначать на письме мягкость согласных при помощи Ь. Оборудование: разрезные слоги, касса букв, схемы, кар­тинки, «Домики букв», альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент.

У логопеда картинки:

коляска одежда василек

гусеница снегири утята

улитка помидор пеликан

дыня ребята черепаха

На мольберте выставлены прямые слоги: ля, се, ли, ды, ня, ги, ми, бя, си, тя, ре.

- Назовите картинку, выделите из слова второй слог, найдите этот слог среди выставленных слогов и поставьте его на доску.

Аналогичная работа проводится с другими картинками.

2. Подготовительная работа.

а) Найдите похожие слоги, поставьте их в ряд на одну поло­чку (слоги с одинаковой гласной: ля, бя, тя...). Чем похо­жи все слоги? (Все слоги с мягким согласным звуком.) Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? (Я,Е,Ё,Ю,И).

б) Игра «Камень - вата».

Первый ряд - команда «Камень», второй ряд - «Вата». Логопед называет слова с твердым и мягким согласным на конце (король, стол, пингвин, камень, лось, колос, крот, гвоздь, семь, совсем, ловит, ловить). На слово с мягким сог­ласным на конце приседает команда «Вата», на твердый со­гласный - команда «Камень».

3. Знакомство с буквой Ь (с. 26).

- Посмотрите на картинку в левом верхнем углу. Это ще­нок Трезор,

На дверях висел замок.

Взаперти сидел щенок.

Все ушли и одного

В доме заперли его.

Мы оставили Трезора,

Без присмотра, без надзора.

- Что Трезор делает? Это о нем поэт Сергей Михалков на­писал:

Отыскал на кухне угол,

С головой забрался в уголь.

- Покажите на картинке угол. Рассмотрите схему слова угол. Какой последний звук в слове? Куда забрался щенок? Слова угол и уголь похожи. Какими звуками они отличаются? Сравните схемы слов угол и уголь. Обозначим звуки буквами.

Дети работают с кассой букв.

- Чтобы показать мягкость согласного звука [ль] в слове уголь употребляют букву Ь, которая называется «мягкий знак».

Логопед демонстрирует букву ь.

- Эта буква не обозначает звука, а только показывает, что согласный перед ней мягкий. Сколько элементов у буквы Ь? Какие это элементы? На что похожа буква Ь? Постройте букву из пальцев рук.

- Заселим букву Ь в «беззвучный» домик. Мягкий знак заходит в гости в домики к согласным буквам.

Дети упражняются в чтении: бь, вьи т.д.

4. «Математическая грамота».

Логопед читает стихотворение Е. Измайловой.

Мягкий знак - хитрый знак,

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

- Хозяина Трезора звали Игорь. Однажды во время обеда к Игорю подбежал Трезор с буквой Ь в зубах. Найдите их на странице книги.

- Прочитайте, что делал Игорь? (Ел.) Прочитайте весь пример. Какое слово получилось? (Ель - хвойное дерево.)

- У Игоря была косточка. Прочитайте во втором приме­ре, что он с нею сделал? (Дал.) Игорь дал косточку Трезору. Прочитайте весь пример. Какое слово получилось? (Даль -далёкое пространство, видимое глазом.)

- Игорь встретил товарища. Они протянули и пожали друг другу руки. Посмотрите, на картинку. Прочитайте третий пример. Какое слово получилось в третьем примере? (Жаль Трезора, он поранил лапу.)

5. Звуко-буквенный анализ.

- Однажды Трезор остался в доме один.

Все ушли и одного

В доме заперли его.

- Куда повесили замок? (На дверь.) Составьте в кассе сло­во «дверь». Какой буквой обозначите мягкость звука [рь]?

Мы оставили Трезора

Без присмотра, без надзора

И поэтому щенок

Перепортил все, что мог.

Разорвал на кукле платье,

Зайцу выдрал шерсти клок.

- Что выдрал щенок у зайца? Составьте в кассе слово шерсть. Как звали хозяина щенка? Составьте его имя в кас­се букв.

6. Физминутпка

а) Пальчиковая гимнастика. «Собака».

У собаки острый носик, __ Правая ладонь на ребро. Боль-
Есть и шейка, есть и хвостик, шой палец вверх. Указатель­ный,

средний и безымянный- вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

б) Подвижная игра «Лохматый пес» (выполнение движений с речевым сопровождением)

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувший нос.

Мы к Барбосу подходили.

И лохматого будили:

Лежебока, не зевай,

Нас скорее догоняй!

7. Письмо

- Игорь готовился к школе. Учился писать буквы и слова.

а) Письмо буквы Ь.

б) Решение кроссворда (с. 26).

- Рассмотрите кроссворд внизу страницы. В клеточки кроссворда надо вписать слова, называющие действия щен­ка. Щенок не любил оставаться один. Сразу начинал про­казничать.

- Любил Трезор бумагу... (Мять.)

- На кухне посуду... (Бить.)

- А однажды забрался на подоконник и стал лапой в горшке землю... (Рыть).

8. Чтение текста.

- Трезор продолжал проказничать. Он влез в кувшин с водой, перевернул его, залез на стол и мокрыми лапами про­шелся по объявлению, которое лежало на столе. Прочитай­те слова, на которых наследил щенок. В каких из них была написана буква Ь? Впишите ее. Прочитайте текст объявле­ния.

9. Отгадывание ребуса кровать.

- Устал щенок проказничать и улегся спать. А куда он лег - вам подскажет ребус.

10. Итог занятия.

- С какой буквой познакомились? Что интересного узна­ли о ней? Послушайте, чем закончилось стихотворение С. Михалкова о Трезоре.

Мы щенка в воде и мыле

Два часа мочалкой мыли.

Ни за что теперь его

Не оставим одного.

 

ЗАНЯТИЕ № 127

Тема: буква Ь в середине слова.

Цель: упражнять в дифференциации твердых и мягких сог­ласных звуков; познакомить с обозначением мягкости согласных в середине слова буквой Ь; научить читать слова с мягким знаком в середине слова; развивать мыш­ление.

Оборудование: звонок; касса букв, карандаши, карточки с оценкой 5, альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Измените слово так, чтобы оно отвечало на вопрос что делать? В конце слова должен звучать звук [ть]:

слушаю считаю

думаю вычитаю

смотрю рисую

изучаю пою

пишу сижу

читаю дружу

2. Повторение.

- Какой буквой вы обозначаете мягкость согласного зву­ка [ть] на конце слова? Что вы знаете о букве Ь?

3. Знакомство с обозначением мягкости согласного звука в середине слова буквой ь.

- Где дети учатся считать, читать, писать, думать, рисо­вать, дружить? (В школе.)

Вот веселый, светлый дом,

И ребят так много в нем!

Учат там писать, считать,

Помогают умным стать.

- Закройте глаза. Представьте, что мы попали в куколь­ный театр. Занавес опущен. Три раза звучит колокольчик. Мы открываем глаза. Занавес поднимается.

Дети открывают книгу на с. 27.

На солнечной полянке

Стоит красивый дом.

С верными друзьями

Живет Мальвина в нем.

- Найдите Мальвину на странице книги. Это самая красивая кукла из кукольного театра Карабаса. Мальвина - учительница. Назовите по порядку звуки в слове Мальви­на. Сколько звуков в слове Мальвина? Обозначьте звуки бу­квами.

Дети у доски составляют слово Мальвина из букв настенной кассы.

— Как обозначить мягкость звука [ль]? Буква Ь нужна для обозначения мягкости согласного звука не только на конце слова, но ив середине слова, когда мягкий согласный стоит перед другим согласным. Сколько букв в слове Мальвина? Почему звуков семь, а букв — восемь?

4. Чтение и преобразование слов.

Однажды в доме у Мальвины

Был деревянный Буратино.

Но он учиться не хотел –

Желания он не имел.

- Сейчас мы будем учиться у Мальвины. Учиться будем старательно, и слушать будем внимательно.

Ну, звени скорей, звонок!

Спешим к Мальвине на урок.

- Первый урок - математика. Мальвина говорит: «Те­перь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь. Мы займемся математикой. Прочитайте столбик слов. Чем по­хожи слова? Прочитайте, какой слог надо прибавить к этим словам? Какие слова получатся?»

Логопед дает оценку работе детей.

5. Звуко-буквенный анализ.

Зазвенел опять звонок.

На другой спешим урок.

- Займемся грамотой. Составьте в кассе слова: пеньки, деньки, огоньки. Придумайте предложения с этими словами.

Date: 2015-05-19; view: 574; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию