Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пространство как условие присутствия
Присутствие может быть определено как пересечение потенциального и актуального состояния данного целого.[96] и является поэтому общей опорой для этих состояний. Интенсивность присутствия соответствует степени связности данной окказии. Фундаментальный характер присутствия иногда неправильно описывается как свойство, посредством которого тела "занимают" пространство. Это воззрение на пространство как на "вместилище" исходит из ошибочного понимания присутствия; но оно некритически понималось философами со времен Платона. В "Тимее" пространство рассматривается как вместилище или мать всего, что существует. Эту пифагорейскую интуицию отверг Аристотель, и постепенно идея присутствия была оставлена в пользу "занятия". Вследствие этого Кант думал, что можно представить себе "незанятое пространство". Очевидно, что успех ньютоновской схемы абсолютного пространства и абсолютного времени в интерпретации законов движения оказал большое влияние на философов восемнадцатого и девятнадцатого века. Восточные философы, однако, подошли ближе к опыту, понимая пространство как присутствие, в частности, в индуистском понятии "акаши"[97]. Убедительное обсуждение невозможности постичь пространство вне присутствия принадлежит Пуанкаре: "Ясно, что мы не можем представить себе ни пространство четырех, ни пространство трех измерений, потому что мы не можем представить их себе как пустые, и не можем представить себе объект в пространстве четырех или трех измерений". Ничто в нашем опыте не соответствует осведомленности о пространстве без объектов. Более того, присутствие не ограничено видимой поверхностью протяженного тела. Каждое целое обладает присутствием, но не каждое целое есть объект в смысле точно определенной формы и объема; даже то, что ограничено видимой поверхностью, присутствует как вне, так и внутри нее. Каждое целое присутствует для любого другого целого – ситуация, которую Уайтхед описывает в понятии "захватывания": "Каждая актуальная сущность захватывает любую другую сущность". Это требует, чтобы каждое целое присутствовало везде; удобно, однако, отличать этот общий аспект присутствия от частного присутствия данного целого. Термин " собственно-присутствие " может быть употреблен для обозначения сферы отношений, внутри которой данное целое занимает доминирующую позицию. Присутствие данного целого есть, таким образом, силовое поле. Например, солнечная система может рассматриваться как тонкий, подобный диску район в плоскости эклиптики, с диаметром около восьми тысяч миллионов миль. Его расстояние от ближайшей неподвижной звезды приблизительно в пять тысяч раз больше, чем его диаметр, так что обладающее массой тело, находящееся в покое далеко за пределами наиболее удаленных планет, начало бы падать на Солнце. Собственно-присутствие солнца – это, следовательно, огромный район, в котором его силовое поле, как гравитационное, так и электромагнитное, имеет доминирующее влияние. Живой организм обладает собственно-присутствием, простирающимся за пределы поверхности его собственного тела. Присутствие характерно для феноменов так же, как потенциальность и актуализация. Состояние сознания присутствует не в меньшей степени, чем материальные объекты. Александер справедливо указывает, что ментальные целые не в меньшей степени подлежат детерминирующему условию пространства, чем физические объекты: "Обращаясь к пространству, мы обнаруживаем, что ум располагается в пространстве, или является протяженным в том же самом смысле, в каком он последователен и длится в занимаемом времени". Витгенштейн также признает присутствие в своих высказываниях: "Объекты содержат возможность всех положений дел… Время, пространство и цвет – формы объектов…" Ясно, что он говорит скорее о присутствии, чем о пространстве. Заменяя обманчивое представление о занимаемом пространстве понятием присутствия, мы избегаем предположения, что пространство и время принадлежат факту. Протяженность и положение – фактические понятия, образованные из присутствия. Мы знаем факты относительно пространства, но не само пространство. Эти заключения также могут быть следующим образом подытожены как пролегомены к формулированию законов пространства:
1. Пространство есть детерминирующее условие присутствия. 2. Каждая окказия присутствует. 3. Присутствие независимо от потенциальности и актуализации, то есть вечности и времени. 4. Каждое целое обладает "собственно-присутствием", которое является суммой его внешних отношений. ` 5. Все целые присутствуют друг для друга. 6. Общее присутствие двух целых обладает уникальным свойством, называемым "интервалом". 7. Каждое собственно-присутствие детерминируется величинами, которые могут быть сгруппированы в три независимых набора. Это называется "конфигурацией". 8. Каждое собственно-присутствие разделяет пространство на три части; одна находится целиком внутри него, другая – целиком вне него; третья часть, общая тому и другому, называется "поверхностью. 9. Собственно-присутствие, рассматриваемое безотносительно к внутренним различиям, называется "точкой". 10. Пространство – это детерминирующее условие сосуществования собственно-присутствий.
Date: 2015-05-18; view: 543; Нарушение авторских прав |