Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вечность как условие потенциальности
Мы определяем вечность как условие потенциальности. Необходимо понять, однако, что как потенциальное существование, так и актуальное существование – это модусы бытия. Это легко увидеть в случае механической энергии, закон сохранения которой утверждает, что сумма потенциальной и кинетической энергии системы тел, движущейся без привнесения дополнительной силы, постоянна. Эта знакомая формула имеет далеко идущие следствия, ибо она не имела бы значения, если бы потенциальной энергии и кинетической энергии не приписывался один и тот же статус существования. В маятнике энергия на вершине качания существует в потенциальной форме, внизу она существует целиком в кинетической форме. Между этими двумя крайними точками она распределена между той и другой. Мало кто сейчас сомневается в том, что энергия существует, и что "видимая материя" есть лишь одно из ее проявлений. Не должно быть, следовательно, сомнения в принятии взгляда, что потенциальное существование и актуальное существование эквивалентны и взаимозаменяемы. Принятие этого взгляда приводит нас к вопросу, есть ли законы потенциального существования, соответствующие законам актуального существования. Имея в виду определение вечности как потенциальности, мы можем сказать, что законы вечности должны каким-то образом дополнять законы времени, так чтобы те и другие вместе детерминировали условия существования. Если актуализация – это результат отделения выбранных оказий, мы должны ожидать, что потенциальность должна быть сосуществованием невыбираемых окказий. Из этого следует, что потенциальность мультивалентна, поскольку все окказии, которые потенциальны в данной ситуации, могут сосуществовать бок-о-бок друг с другом, в то время как лишь одна может актуализироваться. Легко принять, что различные окказии могут различаться своей потенциальностью, и, более того, что это отличие дает меру степени свободы, допускаемой ситуацией. Очевидно также, что унивалентная потенциальность – это детерминизм. Можно привести здесь аналогию, показывающую различные свойства детерминирующих условий вечности. Она известна из теории вероятности. Предположим, что мы имеем мешок с шарами, вынимаемыми один за другим. Шары в мешке невидимы, и вынимание осуществляется по очереди. Результат вынимания одного шара из мешка с совершенно одинаковыми шарами может быть предсказан с определенностью; он одинаково детерминирован, вынимаем ли мы один шар, или двадцать, или все шары из мешка. Во всех случаях результат полностью детерминирован тем фактом, что все шары одинаковые по размеру и белые. Если, с другой стороны, шары будут многих разных цветов и размеров, тогда в результате их поочередного вынимания может получиться огромное разнообразие комбинаций. В этом случае потенциальность мультивалентна и актуализация очень селективна. Из многих миллионов потенциальных комбинаций лишь одна фиксируется как актуализация. Тем не менее, неактуализированные потенциальности являются в такой же мере частью тотальной ситуации, как сама актуализация. Тотальность конституирует вечностный аспект ситуации, и именно в этом смысле вечность справедливо может быть названа "кладовой потенциальностей". Аналогия мешка с шарами обращает внимание на два модуса существования, которые мы назвали потенциальностью и актуализацией. Она, однако, не представляет опыт адекватно, поскольку в ней ничто не соответствует форме, размерам и пространственной протяженности, которые входят в наш опыт. Рассмотрим поэтому некоторый тип окказии, с которым мы можем встретиться в нашем опыте. Для этого нам нужно целое, которое было бы доступно чувственному опыту, как актуально присутствующее. Это может быть дуб, растущий на лужайке за окном. Я считаю само собой разумеющимся, что дерево существовало несколько минут назад, вчера и в прошлом году, и что, оно, возможно, будет существовать завтра и в течение многих будущих лет. Я ожидаю, что каждый раз, когда я обращаю внимание на дерево, я найду его более или менее на том же месте, лишь изменяющим свой вид в зависимости от сезона и погоды. Актуальное дерево распадается на ряд деревьев, последовательно наблюдаемых любым, кто находится поблизости. Этот темпоральный ряд – часть существования дерева, которая актуализируется последовательно во времени. Она имеет определенные распознаваемые черты, общие с бесчисленными другими подобными рядами, которые мы встречаем в нашем опыте. Мы можем распознать в таком опыте основные характеристики времени: последовательность, длительность, непрерывность, сохранение и необратимость. Темпоральный ряд объемлет все, что мы наблюдаем, но это не вся ситуация, поскольку не включены еще неактуализированные потенциальности, содержащиеся в каждой из последовательных окказий. Дерево, которое мы видим в настоящий момент, в действительности – член второго ряда, который объемлет все его потенциальности. Например, дерево образует желуди, и некоторые из них могут развиться в дубы, или дерево может быть разрушено каким-нибудь паразитом. Все потенциальности присутствуют в настоящем моменте, и взятые как целое, они могут быть расположены в ряд в соответствии с более или менее полной реализацией сущностной природы дерева. Хотя мы не можем видеть эти потенциальности, мы можем вывести нечто об их характере и мере из нашего знания биологических законов, особенностей дубов и из прошлой истории этого определенного дерева. Разница между этими двумя рядами и их симметричность можно увидеть, если их характеристики записать в параллельные столбцы следующим образом:
Сравнивая эти два ряда, мы можем обнаружить, что возможен переход от одного члена вечностного ряда к другому без изменения энтропии. С другой стороны, это изменение не консервативно и не непрерывно. Мы, следовательно, имеем условие, которое является во всех отношениях противоположным тому, что мы находим в темпоральной актуализации. Темпоральный ряд консервативен и необратим. Вечностный ряд неконсервативен и обратим. Если мы рассматриваем необратимые законы термодинамики как выражающие природу времени, обратить, то, чтобы описать ими характер вечности, следует считать их обратимыми. С известным термодинамическим понятием энтропии[94] соотносится понятие "полезности". Полезность J может быть образована из энтропии посредством обращения знака и введения шкалирующих факторов, например:
где S0 – энтропия среды при абсолютном нуле, S1 – энтропия. соответствующая максимуму полезности. Поскольку S всегда меньше, чем S0 и больше, чем S1 для любого актуального процесса энергообмена, J –положительное число, изменяющееся от единицы до нуля. Система с полезностью, равной единице, сохраняет все свои потенциальности нетронутыми; система с полезностью, равной нулю, находится в состоянии термодинамического равновесия. По определению, J изменяется во времени, но для данной системы в данный момент времени J одно и то же на всех уровнях вечности. С протеканием времени существование в изолированном целом не возрастает и не уменьшается в количестве, но в общем оно вырождается по качеству. В направлении вечности существование уменьшается в количестве, но выигрывает в качестве, то есть в богатстве потенциальностей. На одном конце шкалы существование полностью актуализировано, и поэтому находится в максимуме в отношении наблюдаемости. На другом конце шкалы существование полностью потенциально и поэтому находится в минимуме относительно наблюдаемости. На нижнем уровне в вечности, с одной только потенциальностью актуализации существование сковано, в то время как на другом конце оно свободно, и все потенциальности актуализации открыты для него. Из определения вечностного ряда видно, что высокоразвитое бытие, такое, как бытие дуба, должно располагать большим разнообразием потенциальносттей, чем неразвитое бытие, такое, как бытие куска камня. Даже камень, однако, обладает огромным количеством потенциальностей, содержащихся в его химическом составе. Мы можем постичь идеально упрощенный способ существования, без внутренних различий, все потенциальности которого, следовательно, сведены к единственному свойству быть тем, что оно есть. Вечностный ряд такого бытия должен быть самотождественным на всем протяжении, но его потенциальности должны возрастать, а это возможно только если его энергетическое содержание может принимать различные значения. По определению эти различия не могут возникать изнутри рассматриваемого целого и, следовательно, должны возникать из его отношения с окружающей средой. Мы приходим, таким образом, к понятию силового поля и потенциальной энергии как вечностного свойства целых, основанного на отношениях с окружающей средой. Выше на шкале существования мы встречаемся с существами, наделенными некоторой степенью независимого сознания. Чтобы учесть это, мы должны предположить, что различные потенциальности могут присутствовать одновременно. Иными словами, что такое существо может каким-то образом сознавать свой собственный вечностный ряд. Это соответствует тому, что Мак-Таггарт называл "мгновенным полем сознания, которое в некоторый данный момент может быть более узким или более широким". Чтобы избежать привнесения пространственных или темпоральных значений, мы можем принять для обозначения разделения различных наборов потенциальностей в вечностном ряду термин апокризис. [95] Мы можем сказать, например, что апокризис атома в возбужденном состоянии – это число шагов, посредством которых он может достичь нижнего уровня энергии. Апокризис живого организма – это то, что отличает его от физико-химического механизма. Апокризис сознательного существа измеряется его способностью быть осведомленным о своих собственных механических процессах без отождествления с ними и посредством этого поддерживать свою индивидуальность посреди изменений. Из этих примеров можно увидеть, что каждое целое имеет свой собственный характерный апокризис, и что это – одномерное свойство, служащее для обозначения его внутренних потенциальностей. Мы можем, поэтому, говорить об апокритическом отношении в терминах "больше и меньше". Чем больше апокризис, тем больше диапазон потенциальностей, присутствующих в этом целом. Понятие апокритического перемещения столь важно для дальнейших исследований, что может быть полезно рассмотреть его значимость с помощью аналогии. Представим себе большое число одинаковых листов бумаги, на каждом из которых излагается некий рассказ. Полнота рассказа изменяется от одного листа к другому, так что могут быть пропущены слова, фразы, предложения и даже целые строчки. Предположим, далее, что все листы сложены вместе в таком порядке, что на одном конце стопки рассказ полон, так что каждое слово и каждая буква на месте, а на другом конце последний лист бумаги оставлен совершенно чистым. При чтении каждой страницы читатель может вставлять буквы и слова по своему выбору. Когда не хватает лишь некоторых букв, нет почти никакой свободы для изменения смысла рассказа. Дело обстоит иначе, когда читатель начинает узнавать содержание и видеть, что может быть изменено, без того, чтобы лишить рассказ значения. Когда сравниваются две достаточно удаленные друг от друга страницы, может оказаться, что некий эпизод может быть полностью изменен без противоречия тому, что уже зафиксировано, то есть тем словам, которые напечатаны на данном листе. Весь ряд листов – это постепенный переход от полного детерминизма к полной свободе. На одном конце читатель пассивен, у него нет другой возможности, кроме как следовать за рассказом, слово за словом, как он написан. На другом конце он активен, он сам одновременно и рассказчик и читатель. Чтобы довершить аналогию, нужно заметить, что весь ряд относится к одному и тому же времени и месту, во всех листах. Возьмем теперь два таких ряда, также с тождественными пространственными координатами, но различающиеся весьма малым изменением времени. Примем, что эти ряды могут быть приведены в соответствие друг другу, так что каждый лист бумаги второго ряда является следующим шагом темпоральной актуализации ситуации на листе, имеющем тот же номер в первом ряду. Мы можем увидеть, что для сознательного опыта будет либо необходимо тождество между двумя соответствующими пунктами, либо свободная возможность введения чего-то нового. Аналогия предполагает, что разные типы сознания связаны с различными апокритическими уровнями. На первом уровне потенциальности совершенно неразличимы; сознание ограничено непосредственно наличествующим. Если о такой форме сознания можно сказать, что оно имеет "опыт", то содержание опыта полностью локализовано в пространстве, времени и вечности. Прошлые события входят лишь как те следы в физико-химическом механизме, которые случайно уцелели, и чувственные впечатления, получаемые только извне, имеют качество непосредственности. Для такого апокризиса невозможно никакое различие между необходимостью и случайностью; каждое событие имеет одинаково произвольный характер. Как темпоральный, так и вечностный (апокритический) ряды – закрытые системы, и ни один из них не имеет значения. Такое сознание может соответствовать опыту низших животных, и, возможно, растений. С апокризисом, способным к различению двух разных уровней, становится возможным второй тип сознания. Здесь связь однонаправленна только в темпоральном ряду. Потенциальности не наблюдаемы, но о них можно строить заключения с помощью памяти. С таким апокризисом прошлое может быть знаемо не только по его влиянию на конфигурацию настоящего, но и как элемент непосредственного опыта. Здесь нет, однако, осведомленности о различии уровней в вечности, и, следовательно, нет возможности прямого опыта различия между необходимостью и свободой. Тем не менее, полная произвольность устраняется из темпорального процесса благодаря способности наблюдать регулярности и интерпретировать их статистически. Для этого типа сознания интерпретация наблюдаемых регулярностей имеет одну характерную черту, а именно: оно всегда вынуждено вводить произвольные количества для цели выражения потенциальных различий, которые влияют на темпоральный процесс, и о которых, таким образом, можно заключать из чувственного восприятия. Этот второй тип сознания, свойственный нашему обычному человеческому опыту, никогда не может быть осведомлен более чем об одном листе бумаги в одно и то же время, и не может знать, когда он перешел от одной страницы к другой. Различие между необходимостью и свободой вырождается в простую случайность; может ли в данный момент что-либо измениться – вопрос риска. В третьем типе сознания апокритический интервал достаточен для обретения прямого опыта различных уровней в вечности. Он включает – в нашей аналогии – способность читать то, что написано более чем на одном листе бумаги и различать их. На более низких уровнях апокритический интервал дает себя знать только как различие в потенциальной энергии, в то время как для существа с третьим типом сознания он становится паттерном структуры, в которой может быть воспринято взаимное влияние различных потенциальностей. Только для этого третьего типа связь между временем и вечностью становится доступной прямому опыту. Будучи мерой потенциальности, а не прямой актуализации, апокритический интервал не дан прямо в чувственном опыте. Таково значение ранее сделанного нами утверждения, что "человек слеп к вечности". Исследование Пуанкаре о зависимости пространства и времени от чувственного опыта связано в основном с визуальным восприятием. Зрение, будучи прямо соотнесено с электромагнитным излучением (свет!), то есть с событиями на субатомной шкале, занимает наименьший возможный апокритический интервал; слух требует несколько большего интервала, а наши осязательные ощущения своего физического существования – еще большего. Именно посредством изучения ощущений мы можем убедиться в реальности апокритического интервала, ибо мы находим, что наш внутренний опыт органических процессов нельзя отнести к одному страту потенциальностей. Апокритический интервал в вечности аналогичен темпоральной последовательности. Характерный интервал данного целого соответствует продолжительности его жизни. Более того, как время так и вечность – направленные ряды, управляемые одномерным транзитивным отношением. Отношение времени – это "раньше или позже", отношение вечности – "больше или меньше" потенциальности. Мы ничего не знаем о возникновении времени, но мы можем предполагать нулевой уровень в вечности, когда нет альтернативных путей и все должно следовать одним детерминированным курсом. Тем не менее этот уровень никогда не может быть достигнут ни вкаком возможном опыте. При приближении к абсолютному нулю температуры энтропия также уменьшается, и, следовательно, уменьшающаяся энергия становится в возрастающей степени полезной. Мы не можем визуализировать актуализацию, которая была бы полностью лишена неопределенности. Несмотря на недоступность нижнего состояния, оно может быть определено как состояние закрытой системы дискретных частиц в термодинамическом равновесии. Такая система, будучи статистически неопределенной, полностью хаотична в деталях процесса, и, следовательно, о ней ничего не может быть сказано, кроме того, что ничто не будет изменяться. Мы можем сравнить нижнее состояние с состоянием минимума актуализации, где нет равновесия, но есть необратимая тенденция к равновесию. В терминах аналогии мы можем сказать, что здесь всегда возможно предсказать будущее. Из того, что написано на любом листе в данный момент, возможно предсказать со все большей и большей вероятностью, что будет написано на последующих листах. Рассказ будет изменяться с течением времени, но в определенном направлении – он будет претерпевать последовательную потерю интереса посредством устранения пустых мест, поскольку драматическая сила рассказа зависит от неопределенности его результата. Неопределенность – а с ней и весь интерес – исчезает, когда нет больше пустых мест, которые нужно заполнить. Таким образом, необратимость времени соответствует условию, что однажды написанное слово должно оставаться во всех последующих изданиях книги. После этого предварительного обсуждения мы можем предположительно сформулировать положения о законах вечности следующим образом:
1. Вечность есть условие сосуществования потенциальностей. 2. Каждая окказия имеет свой характерный паттерн потенциальностей. 3. Апокризис – это свойство, посредством которого целостность проявляет свою относительность в вечности. 4. Апокритический интервал – это мера диапазона потенциальностей, наличествующих в данном целом. 5. Каждое целое имеет более или менее связный вечностный паттерн, который определяет его внутреннюю объединенность и, следовательно, его способность актуализироваться без распада. 6. Сущность, вечностный паттерн которой занимает лишь один уровень в вечности, полностью детерминирована во всех своих актуализациях. 7. Уровни в вечности образуют упорядоченный ряд с возрастающим апокритическим интервалом, до высшей степени потенциальности, наличествующей в данной окказии. 8. Уровни в вечности влияют друг на друга таким образом, что высший уровень организует низший, а низший уровень дезорганизует высший.
Date: 2015-05-18; view: 652; Нарушение авторских прав |