Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Случайность





 

Начнем с весьма уместного вопроса: зачем что-либо происходит? Во всей Сфере Факта нет ответа на этот вопрос. Все факты равно безразличны - до тех пор, пока кто-то не почувствует их в другом качестве. Но такое чувство означает опыт, а опыт не может быть индифферентным. Не легко увидеть, почему это именно так, но представляется, что корнем всякого значения является неуверенность в том, что находится за пределами настоящего момента. А там, где существует неуверенность, есть начало драмы; а там, где существует драма, там есть и ценность. Это одна из причин, почему для названия настоящего сочинения мы выбрали заглавие: Драматическая Вселенная.

Новорожденный ребенок пробуждается от своего вегетативного существования (вегетативного в той степени, которая подразумевает его место в естественном порядке) через осознание неуверенности в испытываемых ощущениях осязания, вкуса и звука. Большинство антропологов согласно с тем, что примитивный человек был изначально подвинут к чувству Ценности риском существования. Это наблюдается даже у негуманоидных приматов -таких, как шимпанзе. Наша жизнь начинается не с готовых ценностей - по крайней мере, рациональных и осмысленных; мы начинаем с чувством риска, или случайности.

Тщательно рассмотрев ситуацию, мы увидим, что там, где нет неуверенности, не может быть и ценности. "Опять потеря!" - воскликнул скучающий король Франции, показав этим, как исчезновение случайности из его меню лишило его также и ценности.

Остается удовлетвориться тем, что случайность не является какой-либо разновидностью Факта. Это необходимо подчеркнуть учитывая путаницу понятий, порожденную попытками увидеть в принципе неопределенности Гейзенберга свидетельство нематериальных или не механических элементов в физической Вселенной. Но формулировка принципа Гейзенберга подразумевает факт, и только факт. Это неопределенность такого рода, которая проистекает из очевидной истины, что мы не можем наблюдать что-либо, не изменяя его, ибо наблюдение предполагает обмен энергий между наблюдателем и наблюдаемым. Поскольку изменения, которые мы производим, наблюдая какой-либо объект, пренебрежительно малы, то это обычно не имеет важности. Однако хорошо известно, что на квантовом уровне это не так. Тем не менее, это не должно нас трогать, поскольку такая неопределенность не представляет риска для нашего существования. Случайность, вводящая нас в Сферу Ценности, совершенно другого рода. Она жизненна для всех нас, независимо от того, дети мы или взрослые, дикари или представители культуры XX века, утратившие примитивный страх перед Природой. Всегда и во всем существует непредсказуемый элемент, и именно эта непредсказуемость и риск -как было уже оказано - делают жизнь интересной и, следовательно, достойной того, чтобы существовать.

Следует упомянуть еще один, последний пункт. Человеческий опыт, как известно, невозможен без случайности. Мы постоянно находимся в присутствии гораздо большего числа событий, чем способны "схватить". Мы замечаем некоторые из них, но при этом не замечаем других. Первичный выбор никогда не производится намеренно. Это легко верифицировать посредством самоанализа (интроспекции): мы обнаруживаем, что внимание наше скользит, но не можем сказать, почему и как. Дальнейшее наблюдение должно убедить нас, что не существует причинного механизма, который руководил бы выбором, без нашей осведомленности об этом. Ветер нашего внимания веет откуда ему заблагорассудится, обладая всеми характерными чертами простой случайности (шанса); и наша способность что-либо сделать с этим пробуждается только тогда, когда внимание научается останавливаться на мгновение на каком-либо объекте или идее. Иначе внимание перемещается туда-сюда, отмечая одно: и проходя мимо другого. Это - неправильная "наводка", того типа, которые знакомы нам по радару или телевизору. То, как мы наблюдаем, напоминает больше лотерею, в которой выигрышные номера достаются из урны вслепую.

Сами по себе события "управляемы" некоей комбинацией строго причинных законов и четкими структурными связями, и, следовательно, они могут быть совершенно неизбежными и предсказуемыми, что делается вполне возможным при определенном уровне накопленных знаний. Но наша личная осведомленность о них непредсказуема. Случайность, таким образом, внедрена в саму структуру опыта.

Именно случайность делает ценности одновременно возможными и необходимыми, а также объясняет, как может в детерминированном мире существовать свободная воля. Наш контакт с миром имеет определенную степень свободы, которой сам мир не имеет. Эта степень свободы проистекает из неопределенности. С этой точки зрения, не может быть дальнейшего сомнения в том, что случайность является основой и исходным пунктом для любого учения о ценности.

 







Date: 2015-05-18; view: 521; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию