Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Надежда
Мы обнаруживаем в своем опыте тенденцию к примирению нашей осведомленности о случайностях в природе с верой в сверхъестественную цель; это апелляция к некоему неясному, хотя и очень личностному чувству, что должно существовать разрешение дилеммы. Ценность, пробуждающую это чувство, мы ассоциируем с качеством Надежды. Поступая так, мы как будто вступаем в противоречие с "теологической" триадой (Вера-Надежда-Любовь), помещающей Надежду за пределы естественного порядка и связывающей ее с Верой и любовью. Однако, существует и личностная надежда, не обладающая сверхприродными качествами надежды на то, что усматривается за пределами Существования. Именно личностная надежда является основным мотивом, делающим жизнь для человека посильной; он может иметь такую надежду без всякого представления о Реальности за пределами жизни. Благодаря Надежде мы и отправляемся на поиски ответа на такие вопросы, которые даже не знаем как сформулировать. Следовательно, надежда совершенно отлична от целенаправленной деятельности, которую мы наблюдаем в естественном порядке, и нам не следует смешивать надежду с "направленностью органической деятельности". Направленность может быть результатом комбинации причинности и структуры, управляющей природным порядком. Надежда означает гораздо больше, чем направленность, но она также означает, и меньше, чем направленность. Поиск Ценности, на его начальной стадии, не совершается в предопределенном направлении, подобно тому, как растение ищет воду в почве, или как голодное животное ищет пищу. Прежде чем мы пойдем дальше, следует отметить одно затруднение, общее для всех персональных ценностей. Поскольку Самость человека может быть разного рода и Семейство Самостей включает в себя Материальную, Реагирующую, Разделенную и Истинную Самости (определение которых дано в главе 31 Второго тома), то существуют поэтому и различные типы Надежды. Надежда Материальной Самости фиктивна. Это не истинный поиск, но лишь "эффективная причинность". Надежда Реагирующей Самости обычно возникает под "влиянием минуты" и столь же быстро исчезает. Надежда Разделенной Самости может быть стабильной, но ложной, заимствованной от других. Лишь надежда Истинной Самости - подлинный ценностный опыт поиска понимания[44]. В заключение следует отметить сходство между Надеждой и Случайностью. Обе являются весьма неопределенными факторами нашего опыта. Такова характеристика исходного положения /ground state/ всех тетрад. Это можно сравнить о положением категорий целостности и потенциальности, занимающих аналогичные позиции на шкале Категорий Факта (2 глава Первого тома).
Нужда
В течение дня приходит время, когда неясное чувство дискомфорта и усталости переходит в понимание того, что мы голодны и нуждаемся в пище. Первое состояние может быть названо мотивационным, второе - инструментальным, ибо оно посылает нас на поиск пищи. В духовной жизни неясное волнение, заставляющее нас искать цель или причину, которые могли бы удовлетворить нас, иногда принимает форму осведомленности о какой-либо ценности, в которой мы непосредственно заинтересованы, но реализовать которую не в наших наличных силах. Ценности подобного рода не принадлежат к естественному порядку. Они не могут быть поняты в терминах причины и действия или измерены, а говоря современным языком, "квантированы". Эти ценности пробуждают в нас потребность (Нужду) "расшевелить себя", "выйти из собственной шкуры"; именно благодаря им существуют такие личные ценности, как самоуважение, мужество, доброта или честность. Когда мы осознаем, что этих ценностей нам недостает, то переживаем это как дефект своего существа. Однако и они являются инструментальными ценностями, или добродетелями, посредством которых достигаются цель Самости - Безопасность (Защищенность). Такое суммирование всех ценностей, ассоциируемых с характером - или моральных добродетелей - и описание их в целом как Нужда может показаться странным и нерезонным. Столь же странным может показаться утверждение, что все моральные ценности указывают на наше несовершенство; но, по размышлении, мы легко увидим, что Самость, достигшая своей цели - единения с Индивидуальностью, - не нуждается в конкретных добродетелях: правильное действие становится ее второй природой. Моральные добродетели - инструмент, но не конечная цель. Для того, чтобы создать ценности, человек нуждается в инструментах - и не только человек, но и любое существо, способное создавать ценности, то есть любая Самость. Нужда - условие достижения. Существуют естественные качества, которые в своем проявлении могут быть неотличимы от моральных качеств. Щедрость столь естественна для некоторых, поскольку проистекает спонтанно из третьей естественной ценности - Заботы; для других это - качество, которого надо достигать через самодисциплину и самопожертвование. И лишь во втором случае мы можем назвать Щедрость добродетелью. При обладании какой-либо моральной добродетелью она не ощущается как ценность, в противном случае отсутствовало бы смирение и добродетель была бы не более чем заимствованный и имитируемый паттерн поведения, а не свойством Самости, Следовательно, то, что мы называем Нуждой - когда она переведена в инструментальный термин, - становится добродетелью смирения (скромности), понимаемой всеми моралистами как такое условие, без которого все остальные добродетели остаются нечистыми (запятнанными). Однако Нужда нечто большее, чем просто объективизация смирения. Она представляет собой общее условие восприимчивости, поддерживающее деятельность поиска цели. В такой интерпретации Нужда - женственная ценность. Однако она является также и силой. Аристотель называет ее orepnois, или Лишением, ведущей и направляющей силой всех устремлений ко Благу. Благо - больше, чем моральное совершенство, и, соответственно, Нужда больше, чем чувство морального несовершенства. Нужда - диадическая ценность, поскольку она всегда самопротиворечива. Мы можем осознать лишь ту нужду, которую мы уже имеем. "Кто не вкусил, не знает". Это лишение того, что мы уже испытали и утратили и, однако, все еще имеем. Это условие хорошо известно не только в отношении моральных добродетелей, но также и в отношении качеств, требуемых в искусстве, науке и при ведении практических дел. Уже отмечалась двусмысленность инструментальных членов этой тетрады. Можно также отметить, что в прогрессии Ценностей Нужда может возникать из Надежды. Мы не можем испытывать нужду до тех пор, пока не познаем вкуса надежды. Нужда - прояснение надежды, а также инструмент ее реализации. Нужда не может быть удовлетворена без трансформации. Она представляет собой точку вступления в то измерение, которое в понятиях естественного порядка не существует. Существующая естественная Вселенная, с ее механизмом причинности и структуры, самодостаточна, и, следовательно, бесплодна в самом точном смысле слова. Она ни в чем не нуждается и не может ничего достичь. Даже ценности, в той мере, в какой они являются естественными, не несут в себе семян собственной трансформации, Лишь переходя к ценностям, связанным с Самостью, мы обнаруживаем, что они являются источником трансформации и возможного единения с Индивидуальностью.
Date: 2015-05-18; view: 470; Нарушение авторских прав |