Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рентабельность: виды, показатели





Чтобы определить уровень эффективности работы предпри­ятия, полученную им прибыль необходимо сопоставить с соответ­ствующими затратами.

Во-первых, затраты могут рассматриваться как текущие из­держки предприятия - себестоимость продукции (работ, услуг). Здесь возможны различные варианты определения текущих издер­жек и прибыли, используемых при расчетах.

Во-вторых, затраты могут быть приняты как авансированная стоимость (авансированный капитал) для обеспечения производственной, всей финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятия. При этом также возможны различные варианты определе­ния, расчета авансированной стоимости и определения прибыли, принимаемой для расчетов.

Соотношение прибыли с авансированной стоимостью или теку­щими издержками выражает рентабельность. В наиболее широком понятии рентабельность означает прибыльность или доходность:

• производства и реализации отдельных видов и всей совокуп­ности продукции (работ, услуг);

• предприятий, организаций как субъектов хозяйственной дея­тельности;

• отраслей экономики.

Рентабельность непосредственно связана с величиной прибы­ли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полу­ченной прибыли. Рентабельность - это относительный показатель, отражающий уровень доходности и измеряемый как коэффициент или в процентах.

Многообразность вариантов решений, принимаемых при опре­делении прибыли, текущих издержек, авансированной стоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительно­го количества ее показателей.

Для расчета уровня доходности предприятия все показатели рентабельности могут быть объединены в следующие группы:

1. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности дея­тельности предприятия в целом. Методика их расчета основана на применении показателей прибыли предприятия или прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показате­лей реализованной продукции, себестоимости, величины акцио­нерного капитала, вложенного капитала, собственного капитала, заемного капитала или совокупного капитала (в знаменателе).

2. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности про­дукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показате­лей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой, прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат -себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты тру­да, численности работников, производственных площадей и т. д.

Наиболее распространенными показателями в практике отече­ственных предприятий являются:

• рентабельность продукции - определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, то­варной или реализованной);

• рентабельность изделия - определяется как отношение при­были, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия;

• рентабельность оборота - рассчитывается как частное отделения величины чистой прибыли на объем реализованной про­дукции.

Кроме того, предприятие может использовать и ряд других по­казателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов, ресурсов и продукции.

Рентабельность производства (Рпр) определяется по формуле

где Пп - прибыль предприятия, руб.; ОПФ - среднегодовая стои­мость основных производственных фондов, руб.; НОС - норми­руемые оборотные средства, руб.

Рентабельность реализованной продукции (Рп) определяется по формуле

где Пк.в - годовой прирост прибыли в результате реализации капи­тальных вложений; KB - капитальные вложения, руб. Рентабельность оборота (Р0) определяется по формуле


где В - выручка от реализации продукции, руб.


Рентабельность текущих активов (Рта) определяется по формуле

где Пч - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, руб.; ТА - средняя величина текущих активов, руб.

Рентабельность собственного капитала (Рск) определяется по формуле

где СК - величина собственного капитала на определенную дату (средняя за период), руб.


Рентабельность изделия (Ри) определяется по формуле

где Пед - прибыль на единицу изделия, руб.; С - себестоимость из­делия, руб.

Рентабельность инвестированного капитала (Р„ к) определяет­ся по формуле

где ИК - средний инвестированный капитал, руб.

Рентабельность основных фондов (Р0 ф) определяется по формуле

Рентабельность заемных средств (Р3 с) определяется по формуле


где Пзс - плата за пользование заемными средствами, руб.; ЗС -средства, привлеченные на заемной основе (долгосрочные и крат-' несрочные) на определенную дату (средняя величина), руб.

Рентабельность активов (Ра) определяется по формуле

где СА - средняя величина активов, руб.

Рентабельность совокупных вложений капитала (Рс в.к) опреде­ляется по формуле

где рз.с - расходы, связанные с привлечением средств на заемной основе, руб.; ИК - величина совокупного используемого капитала на определенную дату (средняя величина), руб.

Рентабельность инвестиций (Ри) определяется по формуле

где В - величина валюты баланса на определенную дату (средняя за период), руб.; КО - величина краткосрочных обязательств на определенную дату (средняя за период), руб.

Рентабельность товарной продукции (Рт.п) определяется по формуле

где Ст.п - себестоимость товарной продукции, руб.

Для расчета рентабельности отраслей экономики в расчет при­нимается общая сумма прибыли, полученная предприятиями, объе­динениями, другими хозрасчетными формированиями, входящими в соответствующую отрасль экономики. На уровень рентабельно­сти отрасли будут оказывать влияние наличие в ней низкорента­бельных и убыточных предприятий.

Для того чтобы предприятие могло эффективно осуществлять свою деятельность и развиваться, необходима четкая стратегия его развития, а также стратегия финансирования данного развития (собственные и заемные источники).

В основе стратегии развития лежит стратегия роста прибыли. Она формируется:

• на основе данных анализа использования прибыли в про­шлых периодах (это ретроспективный анализ);

• на основе оценки потребности прибыли на текущий период
и в перспективе;

• на базе принятых управленческих решений о стратегии развития предприятия (данные решения реализуются в конкретных инвестиционных проектах).

Резервы роста прибыли - это неиспользуемые возможности предприятия, возможность уменьшения издержек производства и реализации продукции.

При определении потребности предприятия в прибыли прини­мается во внимание необходимость осуществления из прибыли пер­воочередных платежей, вытекающих из финансово-хозяйственной деятельности предприятия:

• налога на недвижимость;

• процентов по банковскому инвестиционному кредиту;

• возвращаемой части кредита банку;

• возвращаемой части коммерческого кредита (для приобрете­ния основных фондов) и т. д.

Максимальная потребность в прибыли определяется на основе учета экономических интересов собственника и трудового коллек­тива предприятия. В первую очередь это величина определяется на основе плана развития предприятия.

 







Date: 2015-05-09; view: 963; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию