Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общепедагогич. методы в спорт. тренировке





Общепедагогич. методы включают словесн. и наглядн. методы.

К словесным методам, применяемым в спорт. тренировке, относ. рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др. Они наиболее часто использ. в лаконичной форме, особенно в процессе подготовки квалифицир. спортсменов, чему способствует специальн. терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочн. процесса во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений. К наглядным методам относ.:

1) правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, кот. обычно проводит тренер или квалифицирован. спортсмен;

2) демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигат. действий занимающихся, тактич. схем на макетах игровых площадок и полей и др.;

3) применение простейших ориентиров, кот. ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др.; 4) применение световых, звуковых и механич. лидирующих устройств, в том числе и с программным управлением и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпоритмовых, пространствен. и динамическ. характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию двигательного действия.

17. Специфич. методы спорт. тренировки. Среди методов, направленных преимущественно на освоение спорт. техники, выделяют методы разучивания упр-ний в целом (целостно-конструктивн.) и по частям (расчленено-конструктивн.). Разучивание движения в целом осуществл. при освоении относительно простых упр-ний, а также сложных движений, разделение кот. на части невозможно. При разучивании более или менее сложных движений, кот. можно разделить на относительно самостоят. части, освоение спорт. техники осуществл. по частям. Большая роль отводится подводящ. и имитацион. упр-ниям. В имитацион. упр-ниях сохраняется общ. структура основн. упр-ний, однако обеспечиваются условия, облегчающ. освоение двигат. д-вий. Среди методов, направл. преимущественно на совершенств-ние физ. качеств, выделяют две основн. группы методов – непрерывн. и интервальн. Непрерывн. - характериз. однократн. непрерывн. выполнением трениров. работы. Интервальн. методы предусматр-т выполнение упр-ний как с регламентир. паузами, так и с непроизвольн. паузами отдыха. Игровой метод чаще всего воплощается в виде различн. подвижн. и спорт. игр. Соревноват. метод предполагает специально организован. соревноват. деят-ть, кот. в данном случае выступает в качестве оптимальн. способа повышения эффект-ти трениров. процесса. При использ-нии соревноват. метода следует широко варьировать условия проведения соревнований. Соревнования могут провод. в усложнен. или облегчен. условиях по сравнению с официальными. В качестве примеров усложнения условий соревнований можно привести следующие: соревнования в условиях среднегорья, жаркого климата, при плохих погодных условиях (сильный встр. ветер в беге на короткие дистанции, в велосипед. спорте и т.п.); соревнования в спорт. играх на полях и площадках меньших размеров, при большей числ-ти игроков в команде соперников; проведение серии схваток (в борьбе) или боев (в боксе) с относительно небольшими паузами отдыха против нескольких соперников; соревнования в играх и единоборствах с "неудобными" противниками, применяющими непривычн. технико-тактич. схемы ведения борьбы.

18. Принцип единства общей и спец. подготовки спортсмена. Принцип единства основывается на том, что приспособительн. р-ции орг-ма на нагрузки носят избират. харр и не могут обеспечить развитие всех необх-мых для показа высокого спорт. рез-та качеств. Каждое качество в зависимости от биологич. структуры используемых движений, от интенс-ти нагрузки развивается специфически. Отклонение в ту или иную сторону при использ-нии либо специфич. средств, либо общеразвив. физ. упр-ний, не дает необходимого эффекта. Уровень развития физ. качеств неодинаков у представителей различных видов спорта. Единственно правильное решение вопроса об использ. общей и специальной физ. подготовки состоит в их разумном сочетании на разных этапах учебно-трениров. процесса. На начальном этапе подготовки должна преобладать базовая ОФП независимо от вида спорта Использование средств ОФП для разносторон. подготовки необходима и спортсменам высокого класса В разных видах спорта для ОФП использ. различные ср-ва, специфич. для данного вида спорта. Но при этом нельзя нельзя использовать преимущественно специализир. упражнения, тем более одни и те же. Это эмоционально обедняет процесс подготовки и, во-вторых, организм адаптируется к ним — результат — неэффективность тренировочного процесса.

19. Принцип направленности к максимуму достижений Если при использовании физ. упражнений без спорт. целей реализуется лишь некоторая, не предельно возможная степень достижений, то для спорт. деят-ти характерна направленность именно к максимуму. И, хотя этот максимум индивидуально различен, закономерным явл. стремление каждого пройти по пути спорт. совершенствования возможно дальше. Спорт. достижения важны, конечно, не сами по себе, а как конкретн. показатели развития способностей и мастерства. Установка на высшие показатели реализуется соответствующ. построением спорт. тренировки, использованием наиболее действенных средств и методов, углубленной специализацией в избран. виде спорта. Направленность к максимуму обуславливает так или иначе все отличительные черты спорт. тренировки – повышен. уровень нагрузок, особую систему чередования нагрузок и отдыха, ярко выраженную цикличность и т.д. Данная закономерность спорт. тренировки проявляется по-разному в зависимости от этапов многолетнего спорт. совершенствования. На первых этапах, когда занятия спортом проводятся в основном по типу общей подготовки, тренировочный процесс не имеет ярко выраженных черт спорт. специализации - установка на высшие достижения носит характер дальней перспективы. По мере возрастного формирования орг-ма и повышения уровня трениров-ти эта установка реализуется в полной своей мере до тех пор, пока не начнут действовать ограничивающ. возрастн. и другие факторы. Таким образом, общий принцип прогрессирования приобретает в области спорт. подготовки особое содержание. Его нужно понимать как требование обеспечить максимально возможную степень совершенствования в определен. виде спорта. А это означает о необходимости углубленной специализации.

20. Принцип единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам Известно, что малые тренировочные нагрузки не обеспечивают необходимого тренировочн. эффекта, поэтому тренер использует большие и предельные их величины. Это предусматривает на каждом новом этапе совершенствования спорт. мастерства предъявления к организму спортсменов требований, близких к пределу их функцион. возможностей, что явл. решающим для эффективного протекания приспособительн. р-ций. Нагрузка должна возрастать постепенно из года в год, достигая своего максимума на этапе подготовки к высшим достижениям. При этом выделяются основн. направления интенсификации тренировочн. процесса: 1. суммарный годовой объем работы увеличивается от 100-200 до 1300-1500 ч в год; 2. количество тренировочн. занятий в течение недельн. микроцикла увеличивается от 2-3 до 15-20 и более; 3. количество занятий с большими нагрузками в течение недельного микроцикла увеличиваются до 5-7; 4. увеличивается количество занятий избирательн. направленности; 5. возрастает доля тренировочн. работы в «жестких» режимах, способствующих повышению спец. выносливости; 6. увеличивается объем соревноват. деятельности; 7. постепенно расширяется применение физиотерапевтич., психолог. и фармакологич. средств для повышения работоспос-ти спортсменов в тренировочн. деят-ти и ускорения процессов восстановления после нее. Современному спорту свойственен указанный рост объемов и интенсивности тренировочн. процесса, что обеспечивает достижение высоких спорт. результатов в оптимальной возрастной зоне.

21. Хаар-ка основных направлений в развитии спорт. движения. Спорт во всем мире развив. в основном по двум направлениям: 1) общедоступн. спорт (массовый); 2) спорт высших достижений. Общедоступн. спорт включает в себя: школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладн. спорт, физкультурно-кондицион. спорт, оздоровительно-рекреативн. спорт. В зависимости от направленности занятий в общедоступн. спорте в процессе систематическ. занятий решается целый ряд задач: образоват., воспитат., оздоровительн., профессионально-прикладн., рекреативн., повышения своего физич. состояния. Основу общедоступн. спорта составляет школьно-студенч. Спорт, кот. обеспечивает общую физич. подготовку и достижение спорт. рез-тов массового уровня. В массовое спорт. движение входит также профессионально-прикладн. спорт как средство подготовки к определен. профессии (военное и служебное многоборье, пожарно-прикладн. спорт, различн. виды борьбы). Физкультурно-кондицион. спорт служит средством поддержания необходимого уровня работоспос-ти, повышения физич. подготовлен-ти людей, кот. принимают участие в массов. офиц. соревнованиях. В массов. спорт. движение также входит и оздоровительно-рекреативн. спорт как средство здорового отдыха, восстановления, оздоровления орг-ма и сохранения определен. уровня работоспос-ти. Спорт высших достижений — деят-ть, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спорт. рез-тов, кот. получают признание у общества, на повышение как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне — престижа Родины. В то же время спорт высших достижений как бы вырастает из общедоступного спорта, связан с определенной преемственностью в отношении средств и методов подготовки, стимулирует массовое спортивное движение, создавая ориентиры достижений. В спорте высших достижений выделяют направления: 1) супердостиженческий (любительский) спорт; 2) профессиональн. спорт; 3) профессионально-коммерческ. спорт: — достиженческо-коммерческий спорт; — зрелищно-коммерческий спорт.

22. Особ-ти и взаимосвязь общей и спец. физ. подготовки спортсмена. Одно из фундамент. положений спорта выражается принципом единства общей и спец. подготовки спортсмена. Успех спорт. специализации закономерно связан с прогрессированием спортсмена не только в избран. виде спорта, но и во многих других отношениях. Поскольку организм представляет собой единое целое, развитие одних его свойств не может происходить изолированно от развития других. Спец. подготовка в циклич. видах спорта оказывает разностороннее влияние на функцион. системы, возможности кот. определяют уровень достижений в конкретном виде спорта. Однако отдельные качества и способности, прежде всего физич., могут эффективнее развиваться при использовании неспецифич. средств и методов, относящихся к общей и вспомогат. подготовке. Кроме того, односторон. спец. подготовка может привести к снижению уровня разносторон. функцион. подготовленности или однобокому развитию отдельн. сторон подготовленности в ущерб другим. Так, например, по мере осуществления узкоспециализирован. силовой подготовки группы мышц, не принимающие активного участия в выполнении специализиров. упражнений и не имеющие достаточной нагрузки, постепенно ослабевают. Это, а также необходимость гармоничного физич. развития личности обусловливают закономерную связь общей и спец. подготовки, их единство. Однако при проведении этого принципа в процессе спорт. тренировки следует учитывать два момента. Во-первых, общая подготовка д. б. в основном направлена на развитие качеств, совершенствование навыков и умений, которые опосредованно влияют на спорт. специализацию. Таким образом, общая подготовка, прежде всего, носит вспомогат. чар-р и создает своеобразную основу для последующей спец. подготовки. Во-вторых, разносторон. подгот-сть, как следствие общей подготовки, требует такой организации спец. тренировки, которая позволила бы «увязать» имеющийся функцион. потенциал со спецификой конкретного вида спорта. Соотношение общей и спец. подготовки во многом определяются особенностями построения многолетн. и годичн. тренировки. На ранних этапах спорт. совершенствования доля общей подгот-ки велика, и она, прежде всего, служит задачам укрепления здоровья, повышения уровня физич. и функцион. возможностей В дальнейшем, по мере роста мастерства спортсмена, это соотношение изменяется в сторону увеличения средств спец. подгот-ки, а сама общая подготовка все более приобретает вспомогат. хар-р. Соотношение общей и спец. подготовки обусловливается также возрастом спортсмена, уровнем его спорт. мастерства, спорт. специализацией, индивид. особ-тями, степенью трениров-ти.

23. Структура и виды микроциклов тренировки Отдельн. тренировочн. занятия комплектуются в недельн. циклы - микроциклы. Существует несколько вариантов построения недельн. цикла: а. Две тренировки в неделю и выезд в выходные дни на рельеф; б. Три тренировки в неделю; в. Две тренировки, затем день отдыха и снова две тренировки и два дня отдыха. Но наиболее квалифициров. спортсмены тренир. в режиме: шесть тренировочн. дней и один день отдыха. Во время предсоревноват. сборов, тренировочн. цикл строится еще жестче: шесть тренировочн. дней в неделю, по две тренировки в день. Можно выделить несколько типов микроциклов: собственно-тренировочн., подводящие, соревновательн. и восстановит. Из всего этого разнообразия микроциклов, как из "кирпичей", складыв. мезоциклы и макроциклы. Собственно-тренировочн. микроциклы могут иметь общеподготовит. направл-ть и специально-подготовит. направл-ть. Также различают ударн. микроциклы. Этот тип микроциклов явл. основным при формировании двигат. качеств: силы, выносливости, ловкости, гибкости, скорости. Подводящие микроциклы организуются так, чтобы создать эффект наиболее близкий к соревноват. деят-ти. Соревноват. микроциклы включают фазу настраивания на восхождение, совершение восхождения и восстановление после него. Восстановит. микроциклы следуют как правило после ударных или соревноват. микроциклов. Отлич. невысокой интенс-тью нагрузок, увеличением количества дней отдыха.

24. Структура и виды мезоциклов тренировки. Мезоциклы как правило состоят из 3-6 микроциклов и имеют общую продолжительность близкую к месячной. Мезоциклы явл. необходимой формой построения тренировочн. процесса, т. к. они позволяют регулировать суммарный эффект нагрузок, получаемых в каждой серии микроциклов. В мезоцикл могут входить как однотипные микроциклы, так и микроциклы различной направленности. На каждом этапе круглогодичной подготовки использ. разные типы мезоциклов. Различают следующие типы: 1. Втягивающие мезоциклы. С них обычно начинается подготовит. период большого тренировочн. цикла. Также они используются после вынужденного перерыва в тренировках; 2. Базовые мезоциклы. Это главный тип мезоциклов подготовит. периода. В них проводится основная тренировочн. работа по повышению функциональн. возможностей орг-ма, формированию и совершенствованию двигат. навыков. Можно выделить две разновидности базовых мезоциклов, это развивающие и стабилизирующие; 3. Контрольно-подготовит. мезоциклы представляют собой переходную форму от базовых мезоциклов к соревновательным. Это период так называемых "прикидок" и "отборок"; 4. Предсоревновательные мезоциклы. 5. Соревноват. мезоциклы. Это основной тип средних циклов в соревноват. период. Задачей каждого мезоцикла явл. вхождение спортсмена в состояние "боевой готовности" к моменту каждого старта и мероприятия по восстановлению между стартами и между соревнованиями; 6. Восстановит. мезоциклы могут быть двух видов: активными и пассивными. Активные - включают в себя активный отдых, переключение спортсмена на другой вид деят-ти. Пассивные - представляют собой полное отключение от активной физ ич. деят-ти. Все перечисленные типы средних циклов служат своеобразными строит. блоками при построении больших циклов тренировки (макроциклов), типа годичных и полугодичных.

 

25. Структура и виды макроциклов тренировки В макроцикле различают три периода: подготовит. (или период фундаментальной подготовки), соревновательн. и восстановительный (или переходный). В основе этой периодизации лежат две главные причины. Во-первых, закономерности развития спорт. формы. Во-вторых, календарь соревнований (летнего и зимнего сезонов). В том случае, когда спортсмен вынужден набирать пик формы два и даже три раза в году, годичный цикл делится на два полугодичных макроцикла. В каждом макроцикле спортивная форма приобретается, сохраняется и утрачивается (частично или полностью). Соответственно каждый такой макроцикл имеет три периода. Рассмотрим эту периодизацию. 1. Подготовит. период - приобретение спорт. формы. Он длится от 3-4 месяцев в полугодичных циклах, до 5-7 месяцев в годичных. Подготовит. период не может быть короче, чем это необходимо для приобретения спорт. формы. В подготовит. периоде м. б. предусмотрено два этапа. Первый - это "общеподготовит.", в кот. проводится нагрузка преимущественно общефизич. направленности. Этот этап более продолжителен у начинающих спортсменов. Второй этап - "специально-подготовит.", в кот. все большее место занимает спец. подготовка, существенно нарастает интенсивность выполняемых нагрузок. 2. Соревновательный период - выход на пик формы и сохранение его в течение определенного времени. Продолжительность от 1,5-2 до 4-5 месяцев. Соревноват. период не должен быть чрезмерно длинным, иначе это может привести к физич. или психич. истощению организма спортсмена. 3. Переходный период (восстановит.) - утрата спорт. формы, восстановление орг-ма после восходительского сезона, устранение травм. Сроки этого периода зависят от суммарной величины нагрузок полученных спортсменом за восходительский сезон и составляют от 3-4 до 6 недель. 27. Технич. подгот-ка спортсмена (основные понятия, средства и методы) Технич. подготовка направлена на формирование у спортсмена двигат. навыков в избран. виде спорта. Многократн. повторение одних и тех же движений, приводит к формированию устойчивых двигат. стереотипов. Общая технич. подгот-ка предполагает использование смежных видов спорта для расширения запаса технич. навыков у спортсмена. Задачи: 1. Увеличить или восстановить диапозон двигат. умений и навыков; 2. Овладеть техникой упражнений. Спец. технич. подготовка направлена на формирование специфич. для данного вида спорта двигат. навыков, на отработку индивид. особен-тей техники спортсмена. Задачи: 1. Сформировать знания о технике спорт. д-вий; 2. Разработать индивид. формы техники движений спортсмена; 3. Сформировать умения и навыки, необх. для успешного участия в соревнованиях; 4. Преобразить и обновить формы техники; 5. Сформировать новые варианты спорт. техники. Ср-ва и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекцион. воздействия: - беседы, объяснения, рассказ и т.д.; - показ техники изучаемого движения; - демонстрация; - использование предметных и др. ориентиров; - тренажеры, регистрирующ. устройства, приборы срочной информации. Ср-ва и методы, в основе кот. лежит выполнение спортсменом физ. упр-ний: - общеподготовит. упр-ния; - специально-подготовит. и соревноват. упр-ния; - методы целостного и расчлененного упр-ния; - равномерный, перемен., повторн., интервальн., игровой, соревноват. и др. методы.

28. Технич. подгот-ка спортсмена (этапы и содержание в многолетн. цикле тренировке)

Многолетн. процесс технич. подгот-ки спортсмена можно подразделить на 3 стадии: 1. стадия базовой технич. подгот-ки; 2. стадия углублен. Технич. совершенствования и достижение высшего спортивно-технич. мастерства; 3. стадия сохранения спортивно-технич. мастерства. В многолетнем цикле различают 6 этапов подгот-ки: 1. начальной подготовки; 2. Учебно-тренировочн.; 3. спорт. совершенствования; 4. Этап спортивного мастерства; 5. высшего спортивного мастерства; 6. спортивного долголетия. На начальн. этапах специализации спортсмена преобладает общефизич. подготовка, а в круглогодичн. цикле акцент делается на подготовит. период. С ростом квалификации все большее значение приобретает спец. подготовка, а в круглогодичн. цикле акцент смещается на соревноват. период. Последний этап - " спортивное долголетие" объединяет спортсменов по возрастному признаку, безотносительно к их квалификации. В многолетней тренировке есть определенная динамика спадов и подъемов. Спортсмен не каждый год может показывать максим. результат. Есть периоды реализации потенциала спортсмена, но есть и периоды накопления этого потенциала.

 

Date: 2015-05-09; view: 683; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию