Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод Э.Дюркгейма и концепция социального факта





Проблемы методологии заняли ведущее ме­сто уже в первых трудах Э.Дюркгейма, осо­бенно в «Правилах социологического мето­да». Особенности социологии Э.Дюркгейма вообще и метода в частности обусловлены прежде всего тем влиянием, которое оказало на социолога неокантианство. Развивая его методологи­ческие принципы, Э.Дюркгейм сразу же ставит задачу пре­одолеть старую философскую дилемму эмпиризма и априо­ризма в области ценностей и знаний. Он разработал метод именно социологического подхода к ценностям, идеям, суж­дениям. Дюркгейм признает трансцедентный характер цен­ностей и их исключительную роль в познании объекта субъ­ектом. Но эти ценности для него не даны априорно и вне об­щества, а вырастают в обществе, находятся в нем, «имма­нентно» присущи ему. Само общество в интерпретации Дюркгейма выступает и как эмпирическая и как трансцедентная реальность, источник и вместилище всех высших ценностей. Эти ценности являются доступными и подлежа­щими научному объяснению и описанию. Они составили знаменитую дюркгеймовскую категорию «духовные соци­альные факты». По Дюркгейму, духовные ценности и идеи лежат между субъектом и объектом познания и в этом (толь­ко в этом!) смысле они трансцедентны. Но и они являются социальными фактами, и их надо изучать и объяснять.

Главная особенность метода Дюркгейма — объяснять социальное социальным — заключается в том, что ценно­сти и идеи воплощаются в социальные нормы и становятся рычагами социальной регуляции. В нормальных условиях внешняя социальная детерминация осуществляется через ценностную ориентацию человека. Нормы и ценности ста­новятся двумя сторонами социального явления, эмпириче­ской жизни вообще. Социальные нормы, как и социальные факты вообще, для Дюркгейма имеют принудительный характер, т.е. заставляют человека действовать в соответ­ствии с их содержанием. Но когда он вводит в оборот цен­ности и ценностные ориентации, то проявляются новые грани его социологии: социальные нормы эффективны только тогда, когда они опираются не на внешнее принуж­дение, а на нравственный авторитет общества, нравствен­ное совершенство людей.

Шаг за шагом, по мере анализа и освоения эмпириче­ского материала, Дюркгейм развивал и обогащал свой ме­тод. В 1894 г. он сформулировал свой основной постулат: «первое и основное правило состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи». Вещь, по Дюрк­гейму, — это «всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума; это все, о. чем мы не можем сформулировать адекватного понятие", простым приемом мысленного анализа; это все, что ум может понять только при условии выхода за пределы самого себя, путем наблю­дений и экспериментов, последовательно переходя от наи­более внешних и непосредственно доступных признаков к менее видимым и более глубоким».

Социальные факты (вещи) существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие. Только в их свете можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отноше­ния, связи. В такой общей форме постулат Дюркгейма вы­звал острые споры, произвольные толкования. Он был вы­нужден поэтому выступить со специальным докладом на IV Международном философском конгрессе в Болонье (1911 г.) на тему «Ценностные» и «реальные» суждения», в котором раскрыл некоторые важные особенности своего социологического метода. Происходит не только уточне­ние основного методологического постулата, но и некото­рая смена понятийных приоритетов. Теперь позиция Дюр­кгейма сводится к тому, что социальные нормы (социаль­ные факторы в целом) влияют на индивидуальное поведе­ние не непосредственно, а через определенные механизмы их опосредования; что внешняя детерминация осуществ­ляется через ценностные ориентации индивидов. При этом действенность социальных регуляторов определяется не только их принудительностью, но и желательностью для индивидов.







Date: 2015-05-09; view: 611; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию