Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Метод Э.Дюркгейма и концепция социального факта
Проблемы методологии заняли ведущее место уже в первых трудах Э.Дюркгейма, особенно в «Правилах социологического метода». Особенности социологии Э.Дюркгейма вообще и метода в частности обусловлены прежде всего тем влиянием, которое оказало на социолога неокантианство. Развивая его методологические принципы, Э.Дюркгейм сразу же ставит задачу преодолеть старую философскую дилемму эмпиризма и априоризма в области ценностей и знаний. Он разработал метод именно социологического подхода к ценностям, идеям, суждениям. Дюркгейм признает трансцедентный характер ценностей и их исключительную роль в познании объекта субъектом. Но эти ценности для него не даны априорно и вне общества, а вырастают в обществе, находятся в нем, «имманентно» присущи ему. Само общество в интерпретации Дюркгейма выступает и как эмпирическая и как трансцедентная реальность, источник и вместилище всех высших ценностей. Эти ценности являются доступными и подлежащими научному объяснению и описанию. Они составили знаменитую дюркгеймовскую категорию «духовные социальные факты». По Дюркгейму, духовные ценности и идеи лежат между субъектом и объектом познания и в этом (только в этом!) смысле они трансцедентны. Но и они являются социальными фактами, и их надо изучать и объяснять. Главная особенность метода Дюркгейма — объяснять социальное социальным — заключается в том, что ценности и идеи воплощаются в социальные нормы и становятся рычагами социальной регуляции. В нормальных условиях внешняя социальная детерминация осуществляется через ценностную ориентацию человека. Нормы и ценности становятся двумя сторонами социального явления, эмпирической жизни вообще. Социальные нормы, как и социальные факты вообще, для Дюркгейма имеют принудительный характер, т.е. заставляют человека действовать в соответствии с их содержанием. Но когда он вводит в оборот ценности и ценностные ориентации, то проявляются новые грани его социологии: социальные нормы эффективны только тогда, когда они опираются не на внешнее принуждение, а на нравственный авторитет общества, нравственное совершенство людей. Шаг за шагом, по мере анализа и освоения эмпирического материала, Дюркгейм развивал и обогащал свой метод. В 1894 г. он сформулировал свой основной постулат: «первое и основное правило состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи». Вещь, по Дюркгейму, — это «всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума; это все, о. чем мы не можем сформулировать адекватного понятие", простым приемом мысленного анализа; это все, что ум может понять только при условии выхода за пределы самого себя, путем наблюдений и экспериментов, последовательно переходя от наиболее внешних и непосредственно доступных признаков к менее видимым и более глубоким». Социальные факты (вещи) существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие. Только в их свете можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения, связи. В такой общей форме постулат Дюркгейма вызвал острые споры, произвольные толкования. Он был вынужден поэтому выступить со специальным докладом на IV Международном философском конгрессе в Болонье (1911 г.) на тему «Ценностные» и «реальные» суждения», в котором раскрыл некоторые важные особенности своего социологического метода. Происходит не только уточнение основного методологического постулата, но и некоторая смена понятийных приоритетов. Теперь позиция Дюркгейма сводится к тому, что социальные нормы (социальные факторы в целом) влияют на индивидуальное поведение не непосредственно, а через определенные механизмы их опосредования; что внешняя детерминация осуществляется через ценностные ориентации индивидов. При этом действенность социальных регуляторов определяется не только их принудительностью, но и желательностью для индивидов. Date: 2015-05-09; view: 611; Нарушение авторских прав |