Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мифологии восточных славян





 

 

Мифология восточных славян не сохранилась в полном объеме. Здесь мы говорим о восточных славянах в целом, а не только о великороссах или русских. Следы традиционного наследия легче всего найти в областях наименее подвергшихся не только христианизации, но и урбанизации – прежде всего в Белорусском Полесье ("Черной Руси") и горных областях Украины ("Червоной Руси").

Нет в настоящий момент не только собственно мифологических текстов, подобных "Пополь Вух" индейцев майя-киче или "Кодзики" японцев. Нет и "авторских" переработок мифов, как "Труды и дни" Гесиода или "Метаморфозы" Овидия.

Более того, нет даже целостного эпоса типа "Манаса" киргизов или "Олонхо" якутов. Сохранились разрозненные былины средневековья, некоторое число песен обрядового характера. В них крайне редки упоминания имен божеств или каких-то конкретных мифологем. Зачастую песни такого рода вообще не содержат каких-либо деталей повествования, кроме бытовых и отличаются от массы других только наименованием "купальские" или "волочебные".

Источники типа "Влесовой книги" или "Русских вед" по очень многим признакам производят впечатление написанных в ХХ столетии из политических соображений. В стремлении выставить предков русских прародителями всех народов и культур, основателями всех религий и всех выдающихся открытий авторы перебарщивают. Опять "хотели как лучше, а получилось как всегда".

Поэтому мы вынуждены во многом использовать методы сравнительного анализа и логические операции для восстановления картины былых верований народа.

Что из себя представляли верования восточных славян в Х веке, мы в той или иной степени знаем. Культовыми считаются рощи, отдельные деревья, вершины гор.

Сооружения типа капищ встречаются, но в основном в наиболее цивилизованных областях, в районе крупных городов.

Письменности не было. В ней просто не было нужды. Традиция оставалась "боговдохновенной" и, разумеется, устной. Главной фигурой в религиозно-магической практике был "мечтник" – то же самое, что шаман.

В сказках преобладают мотивы именно "шаманского мифа": "путешествия в другие миры" (Кащей и тридевятое царство, горошинка растет до неба), "полу божественного происхождения" (чаще всего один из родителей – зверь, то есть бог в образе зверя). И наиболее часты сюжеты с так называемыми "духами помощниками" – волки, коровы, сивки-бурки – с их помощью совершаются "полеты". Очень много помощников из нижнего мира (лягушка, змея-скарапея, водяной).

Еще одним доказательством "шаманских" черт мифологии русов является особенности песенно-танцевальных фольклорных компонентов.

До сих пор в Полесье есть мастера "вибрирующего пения", напоминающего "тюркское (тувинское) горловое" и кельтское "маурэнс". Помимо этого общей чертой фольклора является отсутствие "лейтмотива" или главной "темы" в мелодиях. Исполняется так называемая "серединочка", к которой пристраиваются "голоса", причем порой весьма произвольно. Носители Традиции утверждают, что "в раньшие времена" песня вообще импровизировалась по мелодии.

Звук в пении у славян часто "полузакрытый" – вибрация идет внутрь, как при исполнении мантр. Существуют приемы извлечения высокого протяжного звука ("гуканье"), распространенные в практике шаманов для призыва духов.

В хореографии интересно отметить прием "пересек" – танцоры выбивают ногами или хлопками два основных ритма, на который потом накладывается третий и четвертый – импровизированные. "Пересек" сопровождается пением, что сближает его с камланием. Ритмические удары и хлопки также восходят к архаическим техникам изгнания "злых духов" и аналогичны ритмическим ударам бубна или "музыкальных бревен".

Существует несколько вариантов экстатического танца, в частности женский белорусский – "уси-сюси". В нем используются движения подражающие животным, птицам, стихиям, много "трясок" и иных приемов, которые обычно рассматриваются как техники достижения транса. Исполняется также под импровизацию музыки.

В практике организованного мной восточно-славянского центра "Купала" (с 1992 по 1997 г. община “Купала”, затем Центр “Купала”) используются названные выше элементы фольклора при постановках обрядовых действий и сакральных праздников. Более подробно о мифологии и магии восточных славян изложено в книгах автора "Русский мир и Рай Земной", "Всеславова книга стихов".


 

Gregory P. Yacoutowskyi







Date: 2015-04-23; view: 604; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию