Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Индикаторы личности в поведении
Нами были рассмотрены разнообразные системы отдельных индикаторов личности, проявляющихся во внешнем облике человека, его экспрес- ' См.: ШтангльА. Язык тела: Познание людей в профессиональной и обыденной жизни. М, 1986. сии, речи, цветопредпочтениях и пр. В то же время о личности можно судить, опираясь на обобщенные, интегральные индикаторы, отражающие особенности ее поведения. Интеграция различных характеристик поведенческих и иных актов в наблюдаемой целенаправленной активности поможет не только получить новые знания о другом человеке, но и уточнить и корригировать уже имеющиеся. Иными словами, следует внимательно анализировать поведение и его отличительные признаки. Прежде чем описать подход к анализу поведения, остановимся на самом его понятии. В психологии поведение человека рассматривается как некий синоним деятельности, хотя и социально обусловленной, но находящейся под сильным влиянием природных особенностей субъекта. Иными словами, в поведении очень много личностных проявлений, рамки социальной регуляции здесь не такие жесткие, как, скажем, в деятельности профессиональной. Это очень важно, потому что, анализируя поведение, мы сможем разобраться в главных личностных особенностях. Поведение как характеристика личности всегда интегративно и содержит большое количество взаимосвязанных и согласованных признаков. В этом случае речь как бы дополняет информацию об экспрессии человека, его внешних данных и других характеристиках. Поэтому оценки поведения всегда обобщенные. В качестве примера приведем описание характерного поведения у лиц (учащихся системы профессионального образования) с ярко выраженным типом темперамента. Учащийся с холерическим темпераментом может во всем проявлять излишнюю поспешность: не дослушав объяснения, задает вопрос; не поняв еще сути действия, приступает к выполнению, доучиваясь на ходу. В работе бывает излишне старательным, но может быстро "остыть", допустив немало ошибок и убедившись в неудаче. Врабатывается в нормальный ритм труда сравнительно быстро, но ритм работы неравномерный, с периодическими "затуханиями". То же самое проявляется в темпе и производительности работы. Требования к качеству своей работы излишне высокие, значительно превышающие его возможности. Не достигая желаемого качества, проявляет недовольство собой, инструментом или условиями работы. Холерик наиболее успешно выполняет работу с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокойной работой другого характера до следующего цикла. Холерика постоянно надо сдерживать: "Спокойно, не спеши - и все получится хорошо..." Человеку с ярко выраженным холерическим темпераментом свойственно плохое самообладание. В случаях неудач он может принять опрометчивое решение. Холерический темперамент более других способствует напряженности при выполнении опасных и особо ответственных действий, отсюда те или иные неточности. Следует добавить, что холерический темперамент ярко проявляется в общении и взаимодействиях. Холерики стремятся доминировать, проявлять активность и психологическую инициативу во всем. Аналогично можно представить характерные формы поведения лиц с другим типом темперамента, что является хорошей информационной основой для развития проницательности. Анализ поведения позволяет даже без психологического тестирования определить акцентуации характера, которые рассматриваются как отклонения от нормы, еще не ставшие патологическими. Вообще все, что связано с психологическими акцентуациями, является крайне деликатной темой, Деликатность состоит в том, что акцентуированных личностей у нас очень много: по некоторым данным, от 20 до 30% всего населения. Кроме того, многие акцентуации имеют названия, вызывающие буквально панику - циклоиды, шизоиды, эпилептоиды, паранойяльные типы и пр., потому что их воспринимают как проявления психопатологии. И еще, что очень важно, многие высокие профессиональные и иные достижения людей связаны именно с их акцентуациями, так как они в данной ситуации являлись профессионально важными качествами. Но как им это объяснить? Ведь они считают, что многого достигли благодаря совсем другим качествам... К психологическим акцентуациям следует подходить взвешенно. Необходимо обращать внимание на степень их выраженности, направленность и соответствие профессиональной деятельности. Если они выражены умеренно, имеют социально-позитивную направленность и совпадают с требованиями профессии, то можно не сомневаться, будет достигнут успех. Об этом свидетельствуют результаты прикладных психологических исследований. В частности, по данным С.Н. Епифанцева и Н.И. Конюхова, у сильных руководителей высокого уровня (глав администраций областей, районов, мэров городов) отмечены повышенные значения паранойяльной акцентуации. По мнению известного отечественного психиатра Т,И. Ковалевского, многие государственные деятели, известные своими историческими достижениями, также обладали психологическими акцентуациями. Ведь для высоких достижений требуется концентрация всех сил, всей энергии личности, а это часто достигается именно за счет некоторых акцентуаций. Среди исследований психологических акцентуаций следует особо выделить работы П.Б.Ганнушкина, А.Е.Личко и К.Леонгарда, которые не только дали их системное описание, но и разработали соответствующие типологии и методы диагностики. Блестящие характеристики интеллектуальной деятельности при некоторых акцентуациях дал П.Б.Ганнушкин. Опираясь на его описание, можно только на основе анализа интеллектуальной деятельности выявить тип акцентуации. Вот как он описывал конституционально-возбудимых циклоидов. Это в большинстве своем блестящие, но неравномерно одаренные субъекты, "которые изумляют окружающих гибкостью и многосторонностью своей психики, богатством мыслей, часто художественной одаренностью, душевной добротой и отзывчивостью, а главное, всегда веселым настроением. Это люди, быстро откликающиеся на все новое, энергичные и предприимчивые. Однако при более близком знакомстве с ними наряду с перечисленными положительными чертами в их духовном облике обращают на себя внимание и особенности другого порядка: внешний блеск иной раз соединяется с большой поверхностностью и неустойчивостью интересов. Уже в школе эти люди обращают на себя внимание тем, что, обладая в общем хорошими способностями, учатся обыкновенно плохо; чрезвычайно неустойчивое внимание не позволяет им надолго сосредоточиваться на одном предмете, поэтому они легко отвлекаются, не способны к усидчивой работе и решительно не в состоянии заставить себя заниматься систематически. Малоаккуратные, они часто пропускают занятия, заполняя свое время любой деятельностью... В результате они усваивают большей частью только поверхностно связанные между собой обрывки знаний..."' Акцентуаций много, но нас интересуют прежде всего их положительное влияние на эффективность профессиональной деятельности. Среди 1 Ганнушкин П.Б. Особенности интеллектуальной деятельности при некоторых формах психопатии // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М: Изд-во МГУ, 1981. С.385. них чаше всего называют паранойяльность. В описании поведения лиц с паранойяльной акцентуацией отмечается, что они склонны к формированию так называемых сверхценных идей, которые на них оказывают сильное влияние. Отсюда их обычно завышенная самооценка. Для них характерно волевое поведение. Такие люди крайне упорно отстаивают свои мысли и идеи (или те, которые приняли как свои), мало того, именно они часто и являются главными идейными борцами, но тем не менее они-то как раз и наименее идейные: им важно только, что это их идея, а остальное мало интересует, Они великие резонеры. Паранойяльные акцентуанты отличаются недоверчивостью и подозрительностью. Если же данная акцентуация находится под контролем "Я" личности, то ее признаками являются: - сохранение высокой интеллектуальной активности и способности объективно оценивать ситуацию; - реальность и "оправданность" своей сверхценной идеи при воз - наличие достаточных адаптивных способностей. В этом случае другие качества, присущие паранойяльной личности, по мнению Н.И.Конюхова, становятся профессионально важными, а это позволяет им действовать эффективно, в частности выходить победителем из порой безнадежного конфликта или сложной ситуации. Такие паранойяльные черты личности, как характерность, упорство, настойчивость, последовательность, способность буквально впиваться в работу, интенсивность внутреннего мира, будучи подконтрольными, являются залогом высоких достижений. Какие бывают психологические акцентуации? Какие у них поведенческие индикаторы? Сходные типологии представлены в трудах К.Леонгарда и А,Е. Личко. Отметим некоторые акцентуации. Демонстративная, или астероидная, личность. Главными ее особенностями являются стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание и отсутствие объективной правды по отношению как к другим, так и к самой себе. Часто с этими целями такие личности вступают в конфронтацию, стремятся доминировать или противопоставлять себя другим. Демонстративность у них проявляется буквально во всем - в общении, экспрессии, оформлении внешности, отношении к другим. Среди них встречается интересный тип, называемый патологическим лгуном. "Самой роковой их особенностью является неспособность держать в узде свое вообра- жение. При их страсти к рисовке, к пусканию пыли в глаза они совершенно не в состоянии бороться с искушением использовать для этой цели легко у них возникающие богатые деталями и пышно разукрашенные образы фантазии. Отсюда их непреодолимая и часто приносящая им колоссальный вред страсть ко лжи. Лгут они художественно, мастерски, сами увлекаясь своей ложью и почти забывая, что это ложь. Часто они лгут совершенно бессмысленно, без всякого повода, только бы чем-нибудь блеснуть, чем-нибудь поразить воображение собеседника"1, - писал П.Б.Ганнушкин. Как много политиков и журналистов с демонстративной акцентуацией, так и хочется назвать фамилии! Педантичная личность. Отличается повышенной ригидностью, некой психологической однонаправленностью, слабой способностью изменять свое поведение в зависимости от ситуации. Такие люди склонны фиксироваться на форме, а не на содержании, на деталях, а не на главном, при этом придавать им излишне большое значение. В их деятельности преобладают контрольные функции. Педантичные личности последовательны, не любят неопределенности, негативно реагируют на неожиданное и не совпадающее с их планами изменение ситуации. Весьма конфликтны. При этом данная акцентуация может стать профессионально важным качеством, если в работе требуется особая аккуратность, точность и исполнительность. Застревающая личность. Для таких людей характерна чрезмерная стойкость сильных эмоций, которые особенно влияют на их поведение, отношения и деятельность. Они не гибки, малочувствительны к другим стимулам. Попав в какую-то ситуацию и отреагировав на нее, они продолжают так же реагировать на все остальное. Взаимодействовать с ними очень трудно. Возбудимая личность. Характерные черты - повышенная импульсивность, слабый самоконтроль и саморегуляция, эмоциональная неустойчивость, амбивалентность реагирования. Такие люди начинают действовать, не проанализировав в должной мере ситуацию. В силу низкого самоконтроля они некритичны, поэтому, несмотря на "буйный нрав", легко поддаются психологическому воздействию, ими часто манипулируют. Тревожно-боязливая личность. У таких людей гипертрофированное чувство опасности, склонность к различным страхам, пугливость. Они очень осторожны, осмотрительны, патологически боятся брать на себя ка- 1 Ганнушкин П.Б. Указ. соч. С.389. кую-либо ответственность, не склонны проявлять инициативу. Среди них нет людей с лидерскими качествами, они не конфликтны. В эмоциональных проявлениях сдержанны, в общении у них повышена рефлексия. Аффективно-экзальтированная личность (тип "тревоги и счастья"). Ее отличает своеобразная эмоциональная неустойчивость: приводит в восторг любой положительный пустяк, а в отчаяние - мелкие неприятности. Самоконтроль у нее слишком низок. Очень подвержена влиянию оценок и мнений окружающих. Эмотивная личность. Это тип чувствительных и впечатлительных людей. Их отличает глубина переживаний, "тонкость чувств", повышенный интерес к духовной жизни. Они обоснованно рассчитывают на бережное отношение к себе, болезненно реагируют на проявления давления и насилия над личностью. Это неконфликтные люди, не стремящиеся к доминированию и лидерству, не склонные к интригам и манипулированию другими. Маниакальная личность. Маниакальность проявляется в чрезмерной двигательной возбудимости, ускоренности темпа жизни, сильной актуализации своего "Я", повышенной, нередко неистовой напористости. Лица с маниакальной акцентуацией необыкновенно целеустремленны, при этом они часто слишком преувеличивают значимость цели, не считаясь с затратами на ее достижение. Несмотря на упрощенность мышления, из-за огромной напористости они могут быстро достигать значительных результатов, но стабильно эффективно работать не могут. В профессиональной деятельности это люди прорыва. У них огромная работоспособность - работают буквально на износ, не жалея ни себя, ни других. Феминизированная личность. Это свойство личности, характерное для женщин, проявляется в повышенной чувствительности, ранимости, мягкости. В последнее время оно стало весьма заметным и у мужчин, особенно тех, которые выросли в неполных семьях, в окружении женщин. У них в процессе воспитания и общения сформировалось женское мировосприятие при "мужском естестве". Поведение у них своеобразное, нередко связанное с внутриличностными конфликтами. В других классификациях можно встретить описание иных акцентуаций, но их немного, и они "пересекаются" с отмеченными. Хотелось бы подчеркнуть, что акцентуации могут быть следствием как природно обусловленных факторов, так и связанных с профессиональной деформацией личности. Например, среди учителей много истероидов, среди работников правоохранительных органов - лиц с паранойяльной акцентуацией и т.д. Последний фактор помогает лучше понять проявления акцентуации и сформировать адекватное представление о личности. Наблюдение за поведением дает очень богатую информацию о личности, но требует определенных затрат времени, поэтому данную систему индикации целесообразно использовать совместно с другими. Date: 2015-05-09; view: 1228; Нарушение авторских прав |