Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цветопредпочтения как характеристики личности





Все, что окружает человека, имеет цвет. Человек буквально живет в мире цвета и красок, поэтому отношение человека к окружающей цветовой гамме всегда ярко эмоционально окрашено. В какой-то цветовой среде он чувствует себя комфортно, какая-то, наоборот, сильно его раздражает, и он стремится от нее избавиться. Отношение к цвету проявляется практически во всем - в интерьере жилища, в оформлении рабочего места, в цветовой гамме одежды. Замечено, что человек не наденет одежду, имеющую не­приятный для него цвет. Если дома обои или обивка мебели его раздража­ют, можно не сомневаться - их скоро поменяют. Если не нравится цветовая гамма рабочего места - обязательно повесит цветные календари или ре­продукции картин, где преобладает нравящийся цвет. Человек, если, ко­нечно, он хозяин положения, никогда не создаст дискомфортную цветовую среду, обязательно выберет тот цвет, который ему "идет". Иными словами, поведение человека тесно связано с его цветопредпочтенгшш. Естествен­но, что и цветопредпочтения дают богатую информацию о самом человеке, его характерологических особенностях, доминирующих эмоциональных состояниях, направленности активности. Поэтому, если овладеть соответ­ствующими методами, можно решать задачи неинструментальной психо­диагностики личности только по ее цветовым предпочтениям и отношени­ям. Такие методы в психологии разработаны, об одном из них - очень ин­тересном - и пойдет речь в дальнейшем.

Отношение к цвету сложилось у человека в процессе его эволюцион­ного развития. Задумаемся, почему желтый цвет активизирует? Да потому, что днем, когда светит солнце, человек наиболее активен, он в это время работает. Синий ассоциируется с ночью, а следовательно - с покоем, и в синей цветовой среде человек действительно успокаивается. Красный цвет всегда действует возбуждающе, и это не случайно: в экстремальных ситуа­циях бывает немало красного - кровь, огонь. И так можно обосновать дей­ствие других цветов. В то же время в зависимости от своих "внутренних условий" человек одни цвета предпочитает, к другим равнодушен, а третьи ему неприятны, и он их просто отвергает. Примерно такими соображения­ми руководствовался известный психолог М.Люшер, когда в конце 40-х гг. XX столетия создавал ставший впоследствии знаменитым цветовой тест. Но если говорить точнее, не тест он создавал, а оригинальную психологи­ческую теорию цветопредпочтений. К этой проблеме он пришел по сути


дела случайно: одна из фирм поручила ему выяснить, как влияет цвет упа­ковки на реализацию товаров: практика свидетельствовала, что некоторые цветовые решения вызывают у покупателей негативную реакцию. Эта про­блема оказалась столь глубокой и интересной, что Люшер посвятил ей всю жизнь. Более подробно с этим методом можно ознакомиться в рекомендо­ванной литературе. В дальнейшем мы будем опираться именно на этот ме­тод.

Что же могут сказать цветопредпочтения о характере человека, его личностных качествах и состояниях? Сначала рассмотрим этот феномен с опорой на интегральные показатели.

Предпочтение, отдаваемое красно-оранжевому цвету, свидетельству­ет о таких чертах характера, как активность, инициативность, стремление к лидерству, желание добиться успеха, но при весьма заметной импульсив­ности и жесткости.

Светло-желтые цвета, если они доминируют в окружении человека и цвете его одежды, также говорят о его активности, но с элементами легко­го нрава, о переменчивости, поверхностности и недостатке самоконтроля.

Значение зеленого цвета - воля, твердость, целеустремленность, са­мообладание. Зеленая цветовая среда активизирует эти качества.

Фиолетовый цвет указывает на склонность к фантазии, мечтательно­сти, некоторой неуравновешенности. У женщин, предпочитающих фиоле­товый цвет, отчетливо выражено стремление нравиться, производить бла­гоприятное впечатление.

Преобладание коричневых цветов говорит о чувствительности, об­ращенности к комфорту и физическим удовольствиям. Этот цвет свиде­тельствует о стремлении к безопасности и обществу близких людей.

Доминирование синего цвета - признак стремления иметь спокойные и бесконфликтные, гармоничные отношения. Это свидетельствует о спо­собности сопереживать и быть верным.

Серая цветовая гамма говорит о стремлении к покою, избеганию вся­ческих волнений. Правда, в сочетании с другим цветом серый как бы под­черкивает его значение, на это надо обязательно обращать внимание.

Предпочтения, отдаваемые черному цвету, проявляются неоднознач­но. Это может свидетельствовать о сложных психических состояниях (де­прессии, тоске, печали), о проявлении трудного ("поперечного", "уперто­го") характера. Может быть также индикатором сильного протеста против сложившихся обстоятельств, отречения, стремления действовать напере­кор, даже безрассудно.



Цветопредпочтения ни в коем случае не следует путать с символикой цвета. Символика в психологическом отношении опосредована культурно-историческими и национальными факторами, в реагировании на нее на­много меньше непосредственности и индивидуальности (а для нас в свете обсуждаемой проблемы это важно в первую очередь). Например, в России всегда было сложное, негативное отношение к желтому цвету ("желтый дьявол" и т.п.), черный воспринимался как символ печали и тоски. А флаг императорского дома Романовых черно-желто (золотой)-белый! Как это случилось? По свидетельству историков, это цвета Византийской империи, мы их переняли, потому что Москва, как известно, "третий Рим". В Визан­тии черный символизировал могущество и державность, желтый (золо­той), - символ христианства, недаром "купола в России кроют чистым зо­лотом, чтобы чаще Господь замечал", белый - чистота, мир. А в Китае желтый цвет - символ империи, могущества. Вообще символика цвета у разных народов различная, например у арабов изумрудно-зеленый - цвет ислама, а у китайцев - цвет молодости, незрелости.

Говоря о цветопредпочтениях, следует помнить, что они могут оли­цетворять и определенные социальные роли. Раньше "ответственные ра­ботники" полагали, что им пристало отдавать предпочтение исключитель­но серому и синему цвету (серый костюм, синий галстук). Совсем недавно некоторые "новоблагословенные бизнесмены" предпочитали одежду дико­ватых расцветок - ярко-красные или зеленые пиджаки, зато свой офис оформляли на один манер - светло-серые стены, черная, примитивной кон­струкции мебель, на окнах - жалюзи, т.е. все как в "заграничных" реклам­ных буклетах. Мода и роли! Хотя и это их определенным образом характе­ризует.

Представители творческой интеллигенции в этом смысле не меняют­ся: главное - выделиться, обратить на себя внимание, лишний раз проде­монстрировать свою "неповторимую индивидуальность".

Обратим внимание также на то, что один цвет практически не при­меняется нигде: ни в интерьере, ни в одежде - везде встречаются цветосо-четания из двух, трех, реже четырех и более цветов. При этом одни доми­нируют явно, а другим уготована второстепенная роль. Отрадно, что это полностью соответствует методике применения цветового теста Люшера. Даже по доминирующим цветосочетаниям в одежде можно точно опреде­лить состояние людей, направленность их активности, источники тревоги, сдерживаемые свойства и другие личностные проявления. Для иллюстра­ции приведем примеры из художественной литературы.


Всеми любимый роман М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Пер­вая встреча Мастера с Маргаритой. В этот день она была в черном осен­нем пальто, в черных перчатках и с желтыми цветами в руках. "Отвра­тительные тревожные желтые цветы", "Она несла желтые цветы. Не­хороший цвет" - так говорил Мастер. А Маргарита? Можно с уверенно­стью сказать, что они ей почему-то нравились. "Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится", - утверждал автор романа. Итак, Маргарита явно предпочитала два цвета - черный и желтый. Каково пси­хологическое содержание этого цветопредпочтения? Обратимся к тесту Люшера: "Весьма негативное состояние, отчаяние, суициидальные по­мыслы". Маргарита действительно находилась в этот момент в тяже­лом психическом состоянии. Автор об этом так и написал: "И меня пора­зила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в ее глазах. Так вот, она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я ее наконец нашел, и что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста"1, -вспоминал Мастер. Какая исключительная психологическая точность!


Другой пример. Роман Л.Н.Толстого "Война и мир". Показательный эпизод: "...дверь отворилась, и в комнату вошла графиня Безухова, сияю­щая добродушной и ласковой улыбкой, в темно-лиловом с высоким воро­том бархатном платье". Это визит Элен к Ростовым. Всего лишь одна цветовая характеристика, но какая... Какова степень предпочтения цве­та? Думается, явная: такая дама, как Элен, нанося визиты, вряд ли наде­ла бы то, что подвернулось под руку. По тесту Люшера это означает: "Стремление действовать, используя свое обаяние и благожелатель­ность. Стремление обрести сторонников с помощью своего обаяния и приветливости". Это полностью соответствует -сюжету: "Анатоль просил ее свести с Наташей, и для этого она приехала к Ростовым. Мысль свести брата с Наташей забавляла ее". При этом по своему разумению она не стремилась причинить никому зла: "... всей душой, по-своему она желала добра Наташе"2 - отсюда приветливость и благожелательность.

Теперь обратимся к творчеству Ф.М.Достоевского. Роман "Идиот", эпизод, когда Рогожин принес Настасье Филипповне обещанные сто ты­сяч: "Костюм его был совершенно давешний (темный тулуп, в котором он

1 Булгаков М.А. Мастер и Маргарита//Избр. произв. Т.2. М.: Терра, 1998.

- ТолстойЛ.Н. Война и мир. Т. 4,5,6 // Собр. соч. М.: Художеств, литература, 1973.

С. 162.


накануне и приехал. - В.З.), кроме совсем нового шелкового шарфа на шее, ярко-зеленого с красным, с огромной бриллиантовой булавкой, изобра­жавшей жука, и массивного бриллиантового перстня на грязном пальце правой руки"1. Очевидно, что именно этот шарф Рогожину приглянулся, он его "явно предпочел", так же как и бриллиантовую булавку, и перстень. При таком цветопредпочтении тест Люшера констатирует: "Деятель­ность направлена на достижение успеха, приобретение независимости от обстоятельств. Действует целенаправленно, инициативно, само­стоятельно, преодолевая все преграды". Это ли не Рогожин в тот мо­мент? Вот вам и шарф...

Приведенные примеры наглядно демонстрируют, насколько точно цветопредпочтения в одежде характеризуют людей. Еще раз напомним, что цветовой тест Люшера появился только в 1947 г., о нем ни Булгаков, ни тем более Толстой и Достоевский знать не могли, как не могли и "рассчи­тать" цвет одежды своих героев, используя другие психологические мето­дики. Лишний раз убеждаешься в высочайшем психологизме русских пи­сателей! Для нас эти примеры важны потому, что они очень хорошо иллю­стрируют возможности еще одного метода проницательности.

И еще о цветопредпочтениях. Люди, находящиеся в сложных психи­ческих состояниях, особенно в сильном стрессе, а также отличающиеся высокой тревожностью, не переносят яркого, активного цвета - красного, желтого, зеленого и даже белого - и стремятся окружить себя спокойной (сине-серой и коричневой) цветовой гаммой. У них часто проявляется ам­бивалентное реагирование: один и тот же цвет может одновременно притя­гивать и раздражать.

В методических описаниях цветового теста М.Люшера даны психо­логические характеристики различных цветосочетаний. Их использование поможет решить немало задач, связанных с познанием человека.







Date: 2015-05-09; view: 778; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию