Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внешний облик и личностные особенности
Немало очень ценной и точной информации о человеке и его характере могут дать черты его лица. Это направление в психодиагностике тесно связано с физиогномикой. Физиогномика - древняя наука, имеющая различные направления и эффективные методы. Восточные физиогноми-сты не без оснований полагали, что весь жизненный путь человека можно буквально предсказать по чертам его лица, потому что лицо во многом отражает его характер, а характер влияет на направленность личности и ее активность, что в конечном счете и определяет судьбу. Мощное развитие физиогномика получила в Китае. Там она, подобно иглоукалыванию, считалась отраслью медицины, ведь по выражению лица, его цвету (а они при различных заболеваниях точно соответствуют им) ставился диагноз. Изучая лицо, китайские физиогномисты могли точно предсказать периоды подъема и спада, время больших успехов или неудач. Можно рассказать об имевших место случаях, когда прогнозы китайских физиогномистов сбывались с исключительной точностью. В настоящее время физиогномика получила новый импульс в своем развитии - традиционные физиогномические методы были синтезированы с современными методами психодиагностики, даже появилась новая наука - персонология - со своим фирменным лозунгом "Ваше лицо - это ваша судьба", хотя ее авторам предстоит немало сделать, чтобы доказать, что это действительно наука. Специалисты-персонологи считают, что каждое изменение в поведении обязательно проявляется не только в экспрессии лица, но и, если образуются устойчивые связи, в "деформировании" его черт и даже личности. Как тут не вспомнить знаменитый и психологически необыкновенно точный роман О.Уайльда "Портрет Дориана Грея". Там, правда, вместе с изменениями личности менялось лицо героя, но автор описывал как бы скачкообразные проявления, а как изменялось лицо перед совершением неблаговидных поступков, прямо не указывал. Говоря о чертах лица как индикаторах личности, надо подчеркнуть, что человек вообще склонен обращать внимание прежде всего на лицо другого. Для этого есть свои важные причины - на лице расположены основные дистанцрецепторы, в частности глаза, они дают важную информацию о направленности внимания, его концентрации и переключаемое™. Лицо человека живо передает переживаемые эмоциональные состояния, даже непроницаемые лица - "каменные маски" - не могут скрыть эмоциональных проявлений и являются выбранной ролевой формой реагирования. Согласно физиогномике, строение головы, определенные черты лица суть проявления характера человека. К сожалению, строго систематизированных индикаторов мы не имеем, нет и убедительного теоретического обоснования, однако некоторые информативные признаки будут представлены и описаны. Хотелось бы подчеркнуть, что физиогномические признаки неоднократно соотносились с данными психологического тестирования, на этой основе осуществлялась необходимая коррекция. За несколько лет накопилась большая и убедительная статистика, поэтому представляемая информация весьма надежна. Начать хотелось бы с индикации формы лица (иногда говорят - формы головы). Существует несколько ярко выраженных типов: продолговатое лицо, треугольное, квадратное и круглое. Продолговатое лицо с очертаниями прямоугольника (ширина лба примерно такая же, как и челюсти) нередко называют породистым, аристократическим. Люди с такими лицами имеют, как правило, хорошие организаторские качества, способности управлять другими. Для них характерно также стремление следовать нормам поведения, принятым ими самими. Так называемое треугольное лицо - широкое у лба и сужающееся у подбородка - свидетельствует, что данный человек скорее всего обладает хорошим интеллектом и, возможно, склонен стремиться к самообновлению. Люди с таким лицом отличаются высокой чувствительностью, рефлексией. Среди таких людей немало обладающих высокими нравственными качествами, что сказывается на их образе жизни и отношениях. Это, кстати, нашло яркое подтверждение в искусстве иконописи. Вспомним, на русских иконах лики святых всегда изображались именно с треугольным контуром, высоким и широким лбом. Такой стиль изображения конечно же не случаен, ведь в искусстве и культуре как бы аккумулируется и выкристаллизовывается то, что фиксировалось на протяжении многих веков. Однако не всегда лица такого типа склонны к духовному самообновлению, среди них можно встретить хитрых и изворотливых. Круглый контур лица свидетельствует о доброжелательности, приветливости, контактности. "Приветливая круглая физиономия" - так Ярослав Гашек характеризовал своего героя Швейка. Люди с круглым контуром лица обычно любят жизненный комфорт, они не очень честолюбивы и не склонны доминировать, так как главные удовольствия видят в другом. С ними легче найти устраивающие всех решения, они проявляют склонность к совместной деятельности и взаимодействиям. Психологическое тестирование показало, что среди них преобладают лица сангвинического темперамента. Человек с "квадратным" лицом умеет быстро принимать решения и проявлять упорство в их реализации. Обычно это последовательные, целеустремленные, упрямые и несколько ригидные люди, но все же склонные к силовым способам решения проблем. Часто таких людей называют грубовато-мужественными. Они обычно стремятся доминировать в отношениях с окружающими. Если голова очень крупная, то это говорит об упрямстве, а крупная, да еще с квадратным контуром, - о его сильном проявлении. Что можно сказать о человеке по форме его лба? Высокий и широкий лоб ("сократовский") свидетельствует об уме человека, его склонности к интеллектуальным видам деятельности. Наоборот, низкий, угловатый и скошенный лоб часто принадлежит людям с низким интеллектом. Узкий лоб при низкой линии волос указывает на "посредственность натуры". Круглая линия волос при высоком лбе говорит о независимости характера. На лбу у человека обычно есть морщины. С годами их становится все больше и больше, но обращать внимание надо на их форму, а не только на количество и глубину, хотя это тоже информативные признаки. Выраженные горизонтальные морщины на лбу (обычно от одной до четырех) считаются хорошим признаком - человек может добиться значительного успеха и признания. Две небольшие ровные вертикальные линии ("директорские" морщины) над носом свидетельствуют о строгости и потенциале организаторских качеств, а также склонности к такой деятельности. Если же вертикальные линии неровные, искривленные, то это является насторажи- вающим признаком, свидетельствующим о потенциальной агрессивности. Рассеянные, тонкие, неправильные морщины являются признаком тяжелого характера, возможно даже злобности. Но эти признаки нуждаются в обязательной дополнительной проверке. Хорошим характерологическим индикатором является форма подбородка. Существует несколько отчетливых признаков-индикаторов. Широкий подбородок свидетельствует о выраженности волевых качеств, человек с таким подбородком склонен решать многие проблемы силовым путем. Не исключено, что он может быть резким и грубым. А если к тому же у него большая голова, то это может быть проявлением упрямства и упорства. Люди с "квадратными" подбородками во всем склонны видеть материальные причины. Выдающиеся скулы (если это не является характерной чертой расы) при квадратном подбородке говорят о "мятежности" натуры, стремящейся к свободе и доминированию, всякие ограничения ей мешают. Заметим, что этот характерологический признак часто эксплуатируется в рекламе. Персонажи с таким подбородком олицетворяют "силу, решительность и мужественность", вспомним хотя бы героя рекламных роликов американских сигарет "Лаки страйк". Другой тип подбородка - закругленный, его обладатель обычно человек чувствительный и разумный, т.е. не склонный к экстремальному поведению. Острый подбородок говорит о хитрости и хорошем потенциале предпринимательских качеств. Выдающийся вперед подбородок также может свидетельствовать о волевых качествах и уверенности. Это, кстати, отмечается и в поведенческих реакциях: если человек демонстрирует уверенность и решительность, он обычно выдвигает подбородок вперед, чуть его приподняв (иногда, правда, это является проявлением заносчивости). Скошенный вниз подбородок скорее всего недостаток волевых качеств (иногда, правда, и трудный характер). Раздвоенный подбородок у мужчин - индикатор страстной натуры, недаром такие мужчины пользуются успехом у женщин. Немалую информацию о человеке несет форма его губ. Тонкие губы говорят об эмоциональной холодности, а полные, как бы вывернутые вперед - о чувственности или... хорошем аппетите. Чем больше выпрямлена линия губ, тем, вероятно, более расчетлив человек, а если они образуют как бы прямую линию, то от такого человека следует ожидать энергичных и решительных действий. Например, руководитель с такими губами скорее всего будет авторитарным, жестким, он может быстро добиться впечат- ляющих результатов, скорее всего не считаясь с затратами, а тем более настроениями подчиненных; психологический климат в коллективе его волнует мало, эмоции он рассматривает как проявления слабости. Его скорее всего будут бояться и даже уважать, но не любить. Несомкнутые, расслабленные губы являются признаком нерешительности, слабой воли. Такие люди быстро попадают под чье-либо влияние. Плохо развитая верхняя губа при выпяченной нижней - признак самомнения и тщеславия (как тут не вспомнить Бенито Муссолини и Михаила Горбачева, когда последний стал нобелевским лауреатом и "лучшим немцем года"). Если же вперед выдвинута верхняя губа, да к тому же она немного припухшая, это свидетельство хорошего характера, готовности сделать первый шаг. Губы, скошенные в одну сторону, являются признаком нервозности и постоянной неудовлетворенности. Если уголки губ спускаются вниз, то это верный признак эгоцентричное™ и капризности. Если говорить о форме губ женщин, то немалую информацию несет особенность их макияжа. Различают четыре отличительных типа: "классика" (проявление лидерских черт, откровенности натуры), "бутон" (чувственность, склонность к увлечениям), "легкая гримаска" (склонность быть в центре внимания) и "сладострастные" (здесь комментарии, уверен, не требуются). Однако эти признаки не стоит абсолютизировать. Психологи, сотрудничающие с известной фирмой "Эсте Лаудер", как уверяют, могут многое сказать о женщине только по форме скоса ее губной помады. Они выделяют диагональ, плоский срез, неровный плоский, впадину, заостренную форму, овал и круг. И для каждого - свой тип личности. Это интригует, но как проверить? Ведь о технологии получения такого результата и статистических данных не сказано ни слова. Многое о человеке может сказать форма его ушей. Настоящий физи-огномист именно с них и начинает анализировать индикаторы личности. "Уши. Обращайте внимание на уши. Темные очки скроют глаза и изменят форму носа, парик обманет не только цветом волос, но и формой головы. Прицепитесь к ушам - и дедукция сработает" - так считают криминалисты (см. литературу). Недаром в последнее время широкое распространение получил древний метод диагностики в компьютеризированном варианте по биологически активным точкам ушной раковины (их около ста). Весьма эффективны и рефлексотерапевтические методы лечения болезней внутренних органов по тем же точкам. Вообще относительно формы ушной раковины и ее связи с характером человека и его жизненным путем сущест- вует немало гипотез. Достоверность их не поддается проверке, поэтому остановимся на той, что проверена практикой. Считается, что человек с большими и твердыми ушами будет жить долго. Вспомним уши знаменитых мхатовских "стариков" - Грибова, Яншина, Массальского, Прудкина, а у Жарова... Все они прожили долгую жизнь и были необыкновенно плодотворными. Большие, но мягкие, "обвислые" уши скорее всего признак слабости или нездоровья. Если у человека уши красивой формы, это говорит о его хороших душевных качествах. Замечено, что у хороших людей длина уха примерно равна длине их бровей и носа. Если верхняя часть уха сильно развита, то это свидетельство незаурядного ума, развитая средняя часть - индикатор внутреннего потенциала, а нижняя - здоровья и сексуальности. Если верхняя часть уха заострена (так называемое "лисье ухо"), его обладатель - хитрый и изворотливый человек. Ухо, расположенное ниже уровня глаз, свидетельствует о недостатке креативности. Если выше - признак немалого ума и способности добиться успеха. Форма носа также является информативным индикатором характерологических особенностей. Считается, что длинный нос - признак выраженной индивидуальности, неординарности. Замечено, что у шизоидов часто можно встретить именно такой нос (например, у Гоголя), а уж у них избыток неординарности. Короткий нос указывает на оптимистичность, дружелюбие и, если немного вздернутый, сексуальность. Тонкий ("костлявый") нос с горбинкой является признаком гордыни и упрямства. "Орлиный" нос с "нервными крыльями" - признак силы личности. Прямой красивый нос принадлежит решительным и целеустремленным. Нос "картошкой" часто можно встретить у лиц с флегматичным темпераментом. Кончик носа наподобие клюва хищной птицы указывает на мстительность натуры, злопамятность - недаром Баба-яга всегда изображается с таким носом. Впрочем, возможны и исключения. Наконец, глаза человека, их недаром называют зеркалом души. Глазам всегда уделяется повышенное внимание, причем важно всё - цвет, форма, разрез, блеск, направление взора и пр. Если возникает ситуация неопределенности и неискренности, то следует приказ: "Смотри в глаза!" Считается, что по глазам определяются эмоции и чувства человека, но это не так, на самом деле мы ориентируемся на лицевую экспрессию, а говорим все же о глазах. Интересно мнение о "роли глаз" специалиста, для которого проницательность является профессионально важным качеством. Это профессиональный телохранитель высокого класса, интервью с которым ("Голубоглазых в киллеры не берут...") было опубликовано в одной из московских газет. "Посмотреть в глаза человека и почувствовать, что тот сделает через мгновение, - это искусство. Дар свыше... распознать возможного убийцу по глазам - основная задача телохранителя... Киллер с голубыми глазами выдает себя сразу. Голубой цвет - откровенный, он не позволяет "спрятаться" в самом себе (кстати, у мастера детективного жанра писателя Б.Акунина на сей счет противоположная точка зрения). Обладатель карих глаз это сделать может. Обнаруженный телохранителем убийца становится нервным и беспомощным... Представитель моего ремесла должен быть прежде всего психологом..."1 Сказано образно и красиво. Надеемся, что это проверенные данные, а не журналистская фантазия. Кстати, хотелось бы отметить еще один любопытный психологический момент: сейчас профессиональных убийц называют киллерами, а ведь существует очень точный русский синоним - душегуб. Но душегуб звучит грубо и, видимо, ранит их нежные души. А поскольку сейчас они истинные "хозяева жизни", их заказ был быстро выполнен - найдено прилично звучащее иностранное слово, снижающее эмоциональный накал оценки их "профессиональной деятельности". Для глаз в гораздо большей степени, чем для других черт лица, характерны эстетические оценки. Чего тут только не встретишь: и "Ах, эти черные глаза..", которые конечно же пленили, и "Синие, серые, карие, черные.... милые сердцу глаза", и "До чего ж ты хороша, сероглазая...", и "Очи черные, очи страстные, очи жгучие и прекрасные...", и многое, многое другое. Про уши такое не поют, хотя их роль в жизнедеятельности человека очень велика. Человек с красивыми глазами обладает огромной притягательной силой и выразительностью. В этом случае описанный нами гал-лоэффект срабатывает наиболее сильно. Когда речь заходит о глазах, то обычно первостепенное внимание уделяется их цвету, который прочно ассоциируется с характером человека. Это не совсем правильно: более информативными для психолога являются другие признаки. Например, природный блеск глаз говорит об энергетике человека, его внутреннем потенциале. "Потухшие глаза" - верный признак слабости, угасания, печали или нездоровья. Глаза блестящие и "сияющие", наоборот, признак силы, энергии и, возможно, креативности личности. Считается, что, чем меньше глаза, тем ниже эмоциональная восприимчи- вость человека. Желтоватый цвет радужной оболочки может свидетельствовать о психопатологии в период обострения заболевания. И.Ильф и Е.Петров так и описывали гробовых дел мастера Безенчука в "Двенадцати стульях", у которого от неумеренного употребления горячительных напитков глаза стали желтыми, как у кота, и светились в темноте. Маленький, малочувствительный зрачок может также свидетельствовать о сильных психических акцентуациях. Большую и содержательную информацию о человеке дают движения глаз, но не целенаправленные, а опять же слабоконтролируемые. В процессе общения мы глядим прямо в глаза собеседнику, но не постоянно, а какое-то ограниченное время, определяемое скорее всего национальными и культурными особенностями. Потом мы глаза отводим. Куда? Кто об этом задумывается? "Отводим, и всё!" - таков обычный ответ. Но все же можно заметить, что кто-то чаще вскидывает глаза вверх, кто-то отводит их вниз, кто-то постоянно смотрит в сторону окна или двери. Всякому непроизвольному движению глаз есть свои причины, и они нередко кроются в личностных особенностях или психических состояниях. Весьма интересные характеристики движений глаз можно встретить в публикациях по нейролингвистическому программированию (НЛП). В частности, по преобладающим типичным зрительным маршрутам глаз можно судить об особенностях переработки информации, психических состояниях, некоторых акцентуациях и даже искренности партнера по общению. Например, различают три ярко выраженных типа преобладания зрительных маршрутов: - визуальный (такие люди мыслят яркими образами-картинами, они - акустический (у таких людей доминируют акустические образы, - кинесетический, или аффективный, тип (у них все связано с реаль Нередко встречаются люди только с одним из названных типов мышления, естественно, их поведение весьма своеобразно. Особенно это проявляется при обучении: одним, чтобы они поняли, надо все рисовать, 1 Московский комсомолец. 1997. 3 апреля. другим - услышать, а третьим - как бы почувствовать. Часто сильное доминирование одной модальности является причиной ссор и конфликтов, особенно у супружеских пар, в силу разной их направленности: то, что для одного является незначительным, для другого - сильным и даже дискомфортным. Причем истинная причина возникшей дисгармонии непонятна обеим сторонам, поэтому причину начинают искать там, где она и не существует. Об этом свидетельствуют психологические исследования бракоразводных процессов: бывают случаи психологической несовместимости только из-за этого. Но чаще встречаются люди, у которых органично сочетаются модальности. Например, у великого русского композитора А.И.Скрябина, судя по всему, сильно доминировали первые две модальности, может быть, отсюда и возникли его гениальные цветомузыкальные эксперименты. Те же психологические особенности, подкрепленные скорее всего психологическими акцентуациями, были и у другой очень интересной творческой личности - Чюрлениса. Сочетание данных типов мышления позволяет весьма своеобразно обретать вдохновение. Например, к замечательному русскому художнику И.Е.Репину вдохновение приходило, когда он слушал музыку.
Как определить преобладание того или иного типа? Естественно, по движению глаз. Необходимо просто фиксировать типичные для данной личности зрительные маршруты, то самое непроизвольное отведение глаз. Помочь разобраться в этом поможет рисунок. Представьте себе, что вы смотритесь в зеркало, а оно расчерчено на девять квадратов. Если в процессе общения движения глаз человека в основном осуществляются в квадратах 1, 2, 3, 5, то это свидетельствует о преобладании визуального типа (образно говоря, сначала все себе представит, а уж потом начинает говорить). Квадраты 4,6,9 - доминирование акустического типа. Квадраты 7, 8 - доминирование кинесетического типа. Наблюдая за движениями глаз партнера по общению, можно понять, на что он ориентирован, каковы возможные формы его поведения. Однако самое интересное другое - некоторые нарисованные квадраты особенные. Если в процессе рассказа о каком-то событии глаза собеседника часто импульсами направляются в сторону квадрата 1, то это означает, что в данный момент он как бы конструирует ситуацию, которой не было, иными словами, сочиняет или привирает, дает некую версию развития событий, не в полной мере соответствующую реальности, а не рассказывает, что и как было на самом деле. Если взгляд часто направляется в сторону квадрата 3, то, значит, ваш собеседник вспоминает что-то. А движение глаз в процессе общения в сторону 4-7 свидетельствует о намеренном искажении информации, т.е. обмане. Вспомним рассказ Мастера в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" о своих злоключениях с романом. Там описывался характерный случай, когда роман приняла в редакции девушка "со скошенными вниз от постоянного вранья глазами", в которой Иван Бездомный быстро узнал секретаря редакции Лапшенникову. То же самое, т.е. намеренное искажение информации, проявляется при резком увеличении длительности прямого зрительного контакта - как бы "давит глазами", почему-то округляя их ("бесстыжие глаза"). Но если ориентироваться на другие внешние признаки, такие люди могут быть весьма убедительны и уверены в том, что в данный момент им обязательно поверят. Это очень ценные индикаторы, необходимо только быть наблюдательным. Теперь надо сказать о роли взгляда, вернее, о его качественных характеристиках. Взгляд с "прищуром" говорит о недоверчивом контроле, о желании выяснить намерения других и скрыть свои. "Блуждающий взгляд" отражает либо интерес ко всему сразу, либо его отсутствие. Взгляд "сверху вниз" демонстрирует личное превосходство. "Косой взгляд" - свидетельство скрываемого наблюдения или недоброжелательного отношения. Взгляд "исподлобья" - скрытая угроза. Усиленно раскрытые, "честные" глаза - стремление расположить к себе. Таковы главные "лицевые" личностные индикаторы. На самом деле их гораздо больше. О характере скорее всего могут многое сказать форма и густота бровей, форма бороды и усов у мужчин, прическа, морщины. Однако в литературных источниках встречаются противоречивые сведения, а проверить их нам пока не удалось. Поэтому на них не будем останавливаться. Следующую систему признаков и индикаторов, представленных во внешнем облике человека, можно назвать сомато-психологической или конституциональной. Давно отмечено, что между строением тела, т.е. типом телосложения, или общей конституцией, и характером существуют весьма устойчивые связи. Примерно в 430 г. до н.э. Гиппократ выделил два типа людей: первый - плотный, мускулистый, сильный; второй - тонкий, изящный, слабый. Но главное, он описал их характерологические особенности. Начиная с XVIII столетия многие исследователи пытались расширить данную типологию, введя в нее промежуточные типы. Было создано более двадцати типологий. Наибольшую популярность получили работы немецкого психиатра Э.Кречмера, автора широко известного труда "Строение тела и характер". Он выделил три типа: - астенический (худощавые, с длинной шеей, узким, точно очер - атлетический (с крепким телосложением, развитой мускулатурой, - пикнический (среднего роста, плотного телосложения, несколько Описав характерологические типы, Кречмер пошел дальше. На основании многолетних наблюдений и обобщений он пришел к выводу о тесной связи между строением тела и акцентуациями (т.е. чрезмерными отклонениями черт характера от нормы, пограничными с психопатиями). Он, в частности, отмечал, что среди лиц с астеническим сложением часто встречаются шизотимические или шизоидные типы. Подчеркнем сразу. речь не идет о психической патологии, шизоиды - это не шизофреники. Шизоидная личность в общепринятом понимании является нормальной, просто ее поведение отличается неким своеобразием - для нее характерна причудливость (а нередко и действительно оригинальность) мышления, образов. Лица шизотимического типа способны очень тонко чувствовать и своеобразно реагировать на реальные и воображаемые образы. Обычные, повседневные радости не вызывают у них живого отклика, они часто безразличны к проблемам близких, аутичны и малообщительны. Их внимание избирательно направлено на интересующие их проблемы, образы и идеи, они любят погружаться в мир своих грез. Их идеи, несмотря на оригинальность, обычно редко бывают плодотворными. Лица шизоидного типа подразделяются на сензитивные и экспансивные. Сензитивные шизоиды характеризуются замкнутостью, погруженностью в себя, большой впечатлительностью и ранимостью. Экспансивные шизоиды (у них, кстати, редко бывает астеническое сложение, они скорее напоминают пикников) активные и энергичные, но результативность их деятельности обычно низка, так как их увлекает больше процесс, нежели результат. К тому же мотивы их высокой активности определить непросто. Пикники, по мнению Кречмера, в большинстве случаев могут быть отнесены к циклотимическому типу. Для них характерна периодическая смена повышенного фона настроения с жаждой деятельности на сниженный фон с апатией, фиксацией на неудачах и мрачных сторонах жизни. Выражаясь научным языком, смена гипертимических и дистимических фаз. Пикники также бывают склонны к маниакально-депрессивным состояниям. У лиц с атлетическим типом сложения нередки акцентуации, связанные с преувеличением значимости поставленных целей и задач. Они могут проявлять огромную целеустремленность и активность в делах, практическая ценность которых иллюзорна - "преодолеть себя", "превысить достижение", подняв на полкилограмма больше или пробежав на сотую долю секунды быстрее, и т.п. В этих акцентуациях заложены потенциальные возможности как социально-положительных достижений, так и несущих социально-отрицательный заряд. Недаром немало спортсменов сейчас примкнули к различным криминальным структурам. Теория Кречмера подвергалась и продолжает подвергаться острой критике за "биологизаторский подход" к личности человека, за попытки объяснить "тонкие психические феномены" с позиций одного узкого подхода. В этой критике немало справедливого, но такие природные особенности индивида играют не последнюю роль во влиянии на поведение чело- века. К тому же многие данные Кречмера подтверждены статистически, а с этим нельзя не считаться. Типология Э.Кречмера довольно обобщенная, наверняка возможна бо'льшая детализация конституциональных признаков, которые позволят выделить и другие характерологические типы. Для психологии проницательности это перспективные задачи. Date: 2015-05-09; view: 727; Нарушение авторских прав |