Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностные индикаторы общения





Значительную часть времени человек проводит в общении. На рабо­те, дома, в кругу близких и знакомых человек постоянно общается. Обще­ние может выступать особой формой деятельности, например работа адво­катов или учителей. Нередко именно общение позволяет снять накопив-

1 Достоевский Ф.М. Идиот//Поли. собр. соч. Т.8. Л.: Наука, 1973. С.127.


шийся груз проблем и тревог. В общении люди устанавливают отношения и изменяют их. Принято считать, что в процессе общения люди обмениваются информацией. Это узкая трактовка. Психологические исследования свидетельствуют, что у общения несколько функций1:

- коммуникативная, связанная с собственно передачей информа­
ции;

- аффективная, проявляющаяся в передаче эмоционального отно­
шения;

- регулятивная, побуждающая к изменению поведения и отноше­
ний;

- перцептивная, связанная с познанием человека человеком (для
нас это особенно важно).

Целей общения также много: контактная, информационная, эмотив-ная, смысловая, установочная и пр.

В процессе общения мы судим о смысле и значении сказанного, о состоянии партнера, его личностных характеристиках по различным осо­бенностям или психологическим индикаторам общения:

- собственно речи;

- невербальным характеристикам при высказываниях (позы, жесты,
мимика);

- паралингвистическим характеристикам (интонации);

- экстралингвистическим характеристикам (темп, паузы, "охи" и
пр.);

- проксемическим показателям (дистантные отношения);

- особенностям визуального контакта.

Понимание психологического содержания этих компонентов позво­лит точно оценить партнера по общению. Для иллюстрации приведем лишь один пример.

В известной книге Д.Айзенберга, У.Дана и Э.Ландау "Моссад. Сек­ретные миссии" описан такой случай. В 1966 г. израильской разведке было поручено во что бы то ни стаю заполучить новейший советский истре­битель МИГ-21, только что поступивший на вооружение иракских ВВС. Моссад справился с этой задачей. Из радиоперехватов переговоров ирак­ских летчиков с командным пунктом были составлены психологические характеристики летчиков, летавших на этих самолетах. Один из них вы­звал наибольший интерес у разведки, по ее мнению, он смог бы помочь в

1 См.: Проблема общения в психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Наука, 1981.


этом деле. Так оно и случилось: после некоторой психологической обра­ботки он добровольно перелетел на МИГе в Израиль1.

Подчеркнем: летчика "вычислили" только по интонационным харак­теристикам его речи. Каким образом это было сделано, в книге, естествен­но, не сообщается, но в принципе это вполне решаемая задача. Важно дру­гое: такие методы реально существуют и их можно использовать для раз­вития проницательности.

На что в первую очередь следует обращать внимание, анализируя речь других? Существует прямая зависимость между скоростью речи и способностью быстро включаться в общение и взаимодействие. Люди, го­ворящие быстро, легко устанавливают контакты, они сразу вникают в суть проблемы. Если речь очень быстрая, это скорее всего проявление психиче­ской неуравновешенности. Об этом также свидетельствуют заметные коле­бания в скорости речи. Медленная речь свойственна людям рассудитель­ным и основательным, но, бывает, и находящимся под влиянием "админи­стративного восторга" - чванливым и спесивым.

Громкость голоса, как правило, соответствует истинной силе побуж­дений. Слишком громкая может свидетельствовать о самодовольстве и кичливости. Недостаточная громкость - о слабости или скромности (хотя бывают и другие случаи, например снижение силы голоса - хороший спо­соб привлечь к себе внимание, им пользуются очень опытные люди).

Хорошая артикуляция, ясное и четкое произношение слов указывают на внутреннюю дисциплину (возможна и демонстративность поведения), неясное произношение - на слабость, заниженную самооценку, неуверен­ность.

Речь с богатыми интонационными характеристиками, выразитель­ными паузами, ударениями свидетельствует о стремлении людей произве­сти хорошее впечатление, завоевать расположение. Этим они хотят дать понять, что особо выделяют вас среди окружающих, отдают явное пред­почтение, а то и испытывают большую симпатию. Обилие намеков с их стороны - несомненный признак того, что вам дают понять - вы человек очень умный и тонкий, понимающий то, что скрыто для других.

Интонационное понижение голоса в конце фразы, использование вы­разительных пауз, особенно если все это подкреплено не менее вырази­тельными взглядами и жестами, говорит о том, что партнер по общению


1 См.: Айзенберг Д., Даун У., Ландау Э. Моссад: Секретные миссии. М., 1993. С.144.


хотел бы установить более близкие, доверительные отношения. Если же интонационно голос повышается в конце фразы, то это скорее всего свиде­тельство самодовольства, упоения собственным красноречием, завышен­ной самооценки.

Фразы, выражающие исключительность и законченность, характери­зуют человека как догматичного, негибкого (правда, это может быть связа­но и с профессиональной деятельностью, выполнением командных функ­ций).

"Сухая", невыразительная речь может свидетельствовать о негатив­ном отношении или нежелании идти на контакты.

По тому, как человек общается, можно судить о типе его темпера­мента (об этом было сказано в первой главе).

Выраженная ритмическая основа речи вероятнее всего проявление артистизма.

Нередко в процессе делового общения можно зафиксировать приме­нение приемов суггестивного воздействия (внушения), а также приемов НЛП. Они внешне довольно просты, но необычайно эффективны - их уме­лое применение позволяет манипулировать другими по своему желанию. Очевидно, что в этом случае вас хотят побудить действовать в интересах другого человека. К таким приемам относят образность и конкретность смысла произносимых ключевых слов, богатство качественных определе­ний, частое использование "мягких суффиксов" и др. К примеру, можно сказать так - "буханка черного хлеба", а можно и так: "Буханочка душисто­го, мягкого, самого вкусного в мире черного хлебушка". Во втором случае очевидно применение суггестивного воздействия, как бы переводящего сказанное в другую модальность, - возникают сильные вкусовые ощуще­ния.

Типичными приемами суггестии являются избегание слов "нет" и "не" (речь в этом случае демонстрирует только позитивный настрой), бо­гатство интонационных характеристик, использование пауз как вырази­тельных средств, снижение голоса в конце фразы и др. Следует помнить также, что "окающие" люди эмоционально раскрепощают, а "акающие" воспринимаются как уверенные, склонные доминировать. В фразах с пре­обладанием звука "у" чувствуется, что речь идет о чем-то значительном. Данные приемы повышают убедительность речи говорящего, а это делает­ся всегда с определенной целью. Более подробно об этом - в рекомендо­ванной литературе.


Человек, пытающийся вас обмануть, говорить и вести себя будет не­сколько иначе. Скорее всего это проявится в следующем. В речи будет де­монстрироваться либо высокая уверенность, либо, наоборот, некоторая не­уверенность. Невербальное поведение будет свидетельствовать об испыты­ваемом дискомфорте. Темп речи может не соответствовать ее содержанию и значимости сказанного. Наверняка будут характерные вегетативные ре­акции: покраснение кожи лица (возможно, даже пятнами), повышенное по­тоотделение, учащение пульса. Движения глаз будут осуществляться по описанным нами ранее характерным маршрутам. Демонстрируемое на­строение может быть неестественным.

Помимо речи смех человека является значимым и информативным индикатором его характера. Громкий смех, как бы от души, скорее всего говорит об открытости натуры, силе и, возможно, веселом нраве, а может быть, и демонстративности. Отрывистый, сухой свойствен людям нервным с истероидными "желчными" чертами. Тихий, почти беззвучный - расчет­ливым, осторожным, скрытным. Грубый - проявление эгоизма, "животной натуры". Если смех оканчивается вздохом, это говорит о недостатке воле­вых качеств, возможно, о высокой тревожности, амбивалентном состоянии.

По мнению А.Штангля, смех следует анализировать, опираясь на преобладающие звуки1:

- смех на "а" (ха-ха) является свидетельством открытости, беззабот­
ности и искренности смеющегося;

- смех на "е" (хе-хе) - "злодейский" смех;

- смех на "и" (хи-хи) - хитрость, ирония и злорадство;

- смех на "о" - хвастливый, а может быть, угрожающий или протес­
тующий;

- смех на "у" - боязливость, скрытый страх (такой смех автору слы­
шать не приходилось, приходится верить на слово А.Штанглю).

Приведенное показывает, что в процессе общения о человеке можно узнать очень много. Поиск и интерпретация характерных показателей и индикаторов должны быть продолжены.







Date: 2015-05-09; view: 679; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию