Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что можно узнать о человеке, наблюдая за ним
Нами были рассмотрены и проанализированы психологические характеристики проницательности. Из них видно, что главной задачей проницательности является помощь в формировании адекватного образа другого человека - партнера по общению или взаимодействию. Этот образ должен быть очень точным, без искажения отражать основные личностные черты и состояния, определяющие направленность его активности, что в свою очередь позволит прогнозировать его эмоциональные реакции, возможные формы поведения, особенности принятия и реализации решений, специфику отношений и многое другое. Построение такого образа, как отмечалось, основано на' наблюдении и анализе полученной в результате информации. Отсюда неизбежно возникают вопросы: а что же можно узнать о человеке, наблюдая за ним? Есть ли здесь какие-либо ограничения? Ответ на эти вопросы может показаться парадоксальным: если говорить образно, то практически всё... или ничего. Поясним данную мысль. "Практически всё", потому что личность многогранна в своих проявлениях - это ее поведение, эмоции, особенности общения и отношений, стиль деятельности, установления контактов, интересы, тревоги и опасения и многое другое, что несет о человеке огромную разнообразную информацию. Это очень хорошо. Но при этом личностные проявления имеют как бы разный "психологический вес": есть такие, которые являются базисными, от которых зависят другие, есть второстепенные, связанные, есть свойства личности, значимость которых возрастает в процессе развития или профессиональной деятельности. В этой сложной взаимосвязанной системе надо хорошо разбираться. Приведем показательный пример: в поведении, деятельности и отношениях человека огромную роль играют его природные качества, а они в основном связаны с особенностями темперамента. Следовательно, зная темперамент того или иного человека, можно довольно точно предвосхищать его поведение и характер деятельности или принятия решений, особенно в непростых ситуациях. Для иллюстрации сказанного рассмотрим проблему темперамента более подробно. Темпераментом в психологии называют закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующее различные стороны динамики ее психической деятельности. Традиционное понимание сути темперамента тесно связано с учением Гиппократа, считавшего, что пропорции четырех элементов, из которых состоит тело человека, - огня, воздуха, земли и воды -определяют течение духовных и физических болезней и вообще особенности личности (кстати, Гиппократ огромное внимание уделял психологии, он неоднократно повторял, что для него важнее характер человека, нежели характер его заболевания). Основными свойствами темперамента являются индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, напряженность волевого усилия и пр. Эти свойства темперамента проявляются в устойчивых индивидуальных особенностях и сохраняются многие годы, нередко всю жизнь. Различные сочетания свойств темперамента образуют его типы. В психологии традиционно выделяют четыре типа темперамента. Согласно данному подходу, люди делятся в основном на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов (правда, встречается немало людей с разнообразным сочетанием данных типов). Степень проявления типов зависит от соотношения "экстраверсии-интроверсии" и "нейротизма-эмоциональной устойчивости". На этом и базируется известный психологический тест Г.Айзенка, позволяющий выявить тип темперамента личности. В свете обсуждаемой проблемы важно подчеркнуть, что тип темперамента наиболее отчетливо проявляется в деятельности человека, его отношениях, поведении и общении. Человек высокоактивный, быстро откликающийся на события, контактный, подвижный, впечатлительный, общительный, легко переживающий неприятности и неудачи, быстро мобилизующий свою энергию - вот типичный портрет сангвиника. Для флегматика характерны невозмутимость, устойчивость настроения, постоянство и глубина чувств, слабое проявление эмоций, размеренность деятельности и речи. Холерики очень энергичны, способны отдаваться делу со всей страстью, порывисты, склонны к доминированию во всем, быстры, их реакции сильны или даже бурны, они подвержены импульсивному поведению, частым сменам настроений. Меланхолики чрезвычайно впечатлительны и ранимы, тревожны, глубоко переживают неудачи и неприятности, хотя внешне это может слабо проявляться, аутичны, нередко бывают малообщительны. Эти поведенческие реакции являются броскими признаками. Их можно очень хорошо наблюдать и точно оценивать. По сути дела фиксация данных признаков и характеристик позволяет определить темперамент человека без всякого тестирования. К этой мысли мы вернемся не раз. Данной информации вполне достаточно для познания и понимания человека. Однако надо отметить, что в последние годы появились новые концепции темперамента, обогатившие знания о его признаках. Например, согласно данным В.М.Русалова, в структуре темперамента можно выделить четыре фундаментальных измерения: 1. Эргичность (характеристика жизненного тонуса, активности, ра 2. Пластичность. Предметная пластичность видна в особенностях 3. Скорость и темп. Предметный темп - характеристика скорости и 4. Эмоциональная чувствительность. Предметная характеризует от Эргичность, пластичность, темп и эмоциональная чувствительность личности могут иметь различную степень выраженности и по-разному сочетаться. Это сильно влияет на поведение, деятельность, общение и отношения. Например, низкая чувствительность проявляется в безразличии, а высокая - в постоянном преувеличении значимости событий. Тип темперамента наглядно проявляется и в речи человека, особенно в таких характеристиках, как перепады интонаций, длительность высказываний, частота обращений к партнеру, легкость включения в разговор, громкость голоса, плавность речи, быстрота реакций, использование пауз, междометий, эмоциональности. Признаки типов темперамента сведены в таблицу, которая окажет несомненную пользу в развитии проницательности.
Представленная информация структурированна, аргументированна и легко запоминается. Не вдаваясь в научный анализ соотношения концепций Г.Айзенка или В.М.Русалова, отметим, что они систематизировали важную информацию о человеке, полезную для развития наблюдательности и проницательности. Приведенный пример вселяет большой оптимизм. Казалось бы, человек полностью открыт для нас, так как помимо темперамента есть и другие весьма наглядные и легкофиксируемые характеристики. Однако это не совсем так. Здесь хотелось бы начать разговор о том, что о человеке можно и "не узнать ничего". Поясним эту мысль. Поведение, отношения и эмоциональные проявления определяются не только природными особенностями человека (мы это показали на примере темперамента), но и такими важнейшими факторами, которые называются социальными. Это особенности воспитания, сформированные убеждения, нормы поведения, принадлежность к определенной социальной или профессиональной группе и пр. Они оказывают огромное влияние на поведение, деятельность, общение и взаимодействия человека, причем влияние весьма своеобразное - часто придают человеку внешне проявляемые качества, не соответствующие его природным свойствам, а следовательно, не только обогащают истинную информацию о нем, но и искажают ее. Человек ведет себя не так, как ему хотелось бы соответственно его "природному естеству", а так, "как положено". Примером может служить выполнение правил корпоративного пове- дения в организации, обязательных для всех и строго контролируемых независимо от личностных особенностей и склонностей. В этом случае индивидуальность проявляется слабо, поэтому и формируются весьма приближенные, "неотчетливые" представления о людях. Мало того, значительное число людей вообще склонны быть похожими на кого-то, подражать кому-то, т.е. воспроизводить в своем поведении, общении, отношениях и даже оформлении внешности черты другого человека. Но и это не всё. Многие люди вообще не хотят быть, что называется, психологически открытыми: им дискомфортно сознавать, что их сильные и слабые стороны хорошо известны окружающим, это, по их мнению, может быть использовано другими не в их интересах. Поэтому они стараются транслировать совсем иной образ своего "Я", играя некие социальные роли, специально выбранные формы поведения, порой весьма далекие от их истинных характеристик. Иными словами, человек активно формирует по сути искаженное представление о себе, которое ему удобно или просто выгодно. Заметим, что нередко это связано и с желанием скрыть свои истинные качества, которые субъективно воспринимаются как недостатки или слабости. Проявляться это может у некоторых людей парадоксально, например замечено, что излишняя раскованность или развязность является неуклюжей попыткой скрыть свою ранимость или застенчивость. Случается, что выбор социальных ролей обусловливается профессиональной деятельностью, представлениями о "правильном" поведении. Так, среди руководителей распространена такая роль - "чуткий и внимательный, как отец родной", здесь явное влияние идей патернализма в управленческом труде. Или "строгий, но справедливый" - она распространена среди авторитарных руководителей. У профессиональных политиков целый набор таких ролей, ориентированных на психологические особенности больших электоральных групп (в соответствии с "социальными ожиданиями масс") и собственный политический имидж. Воистину по-настоящему политик проявляется лишь тогда, когда достигает вершин власти. Справедливости ради надо сказать, что принятие тех или иных социальных ролей зависит и от природных особенностей человека. Проявлений много, но главное - они сознательно приняты для формирования недостоверного образа "Я". Итак, отмеченные социальные факторы значительно затрудняют познание и понимание человека человеком. В свете обсуждаемой проблемы интересно отметить, что описанный подход привел к тому, что в толковании психологических детерминант поведения и отношений личности доминируют точки зрения, основанные на выявлении соотношения биологического (природного) и социального. При этом часто можно встретить перекос как в ту, так и в другую сторону. Совсем недавно жесткая ориентация на понимание "сущности личности как совокупности общественных отношений" привела к безоговорочному постулированию принципа социальной детерминации поведения людей. Считалось, что поведение человека определяется главным образом социальными факторами - социальными установками, идеалами, социально значимыми целями деятельности или личностного развития, социальными нормами поведения, которые формируются в процессе воспитания и идеологического воздействия на всех уровнях, и пр. Наиболее ортодоксальные последователи данного принципа полагали, что за счет воспитательных воздействий, образно говоря, из меланхолика можно "сделать" сангвиника - все зависит от применяемых методов и профессионализма воспитателя. Естественно, полагалось, что ведущая роль в социальной регуляции поведения принадлежит так называемым высшим формам сознания человека - общественному, классовому, интернациональному. Заметим, что на этом в основном и строилась система воспитательной и пропагандистской работы. Образцом здесь, безусловно, был герои романа Н.Островского "Как закалялась сталь" Павел Корчагин - образ яркий, талантливо выписанный и поэтому обладавший огромной притягательной стой. Ему подражали многие, даже не потому, что "так было положено", а искренне. Но если к нему подходить с научной психологической точки зрения, то обнаружится, что Павел Корчагин представлял собой весьма редкое исключение как личность - у него были "задавлены" или практически отсутствовали нормальные, естественные человеческие потребности при гипертрофированной выраженности "высших". Кроме того, судя по роману, его поведением руководила очень сильная вера, а не осознанные убеждения. В результате его поведение не отличалось рациональной критичностью и столь необходимым всем здравым смыслом. По сути дела, он явно был сильно акцентуированной личностью с перевернутой "пирамидой потребностей". Вот из такого человека был сделан эталон, потому что подражание его личности и.жизненному пути способствовало созданию идеальных условий для манипулятивных воздействий на массы. Мнение о доминировании социального в поведении человека, конечно, имеет право на существование и в ряде случаев, несомненно, может давать конструктивные результаты, если его не абсолютизировать. Вообще в психологии однозначная ориентация на какую-либо концепцию может привести только к ошибкам или иллюзорным положительным результатам. Так случилось и с ориентацией только на социальное в регуляции поведения человека. Ведь многочисленные эмпирические факты, да и сама практика, убедительно свидетельствуют, что в осложненных или экстремальных ситуациях у большинства людей именно их природные качества играют первостепенную роль в деятельности и отношениях. Хорошо известны случаи "ступора" у лиц "идейно зрелых", но со слабым типом нервной системы в условиях аварий или опасности для жизни. Лица же с сильным типом нервной системы действуют в такой обстановке, наоборот, намного эффективнее, даже часто, что называется, "прыгают выше головы", независимо от их идеологической "подкованности". А засыпание или "отключение" лиц с сильным типом нервной системы в монотонных условиях, в которых лица со слабым типом работают очень эффективно и надежно? Совсем другая ситуация. Нужно взвешенное отношение. Кстати, психологические исследования показывают, что в привычных условиях более значимую роль у большинства играют социальные факторы, а в экстремальных -природно обусловленные, хотя, конечно, бывают и исключения. Такой подход был распространен не только в нашей отечественной идеологизированной психологической науке. Сходная точка зрения принадлежит американскому психологу Б.Скиннеру, согласно которой свобода и воля в поведении человека на самом деле являются иллюзией, поскольку человеком управляют социальное окружение и генетическое наследие. Эта идея преподносилась как самостоятельная концепция, хотя нетрудно заметить, что и здесь по сути речь идет о соотношении биологического и социального. Итак, поведение человека, его деятельность, общение, типичные эмоциональные реакции и отношения отличаются разнообразием, потому что зависят от многих факторов - целей, мотивов, потребностей, интересов, отношений, психических состояний, статуса, природных особенностей, социальных ролей и многого, многого другого. Это и делает задачи познания человека человеком, вообще говоря, трудноразрешимыми. Конечно, неопределенность, вызванная многообразием проявлений, снижается воспитанием, социальными и профессиональными нормами регуляции поведения. Но они в свою очередь могут иметь разную степень значимости для личности, не всегда согласовываться и вступать в противоречия. Поэтому поведение и отношения личности будут отличаться противоречивостью. Однако практика настоятельно требует однозначности и определенности в этом вопросе - надо знать главные детерминанты поведения и отношений личности при всем многообразии действующих факторов; существующие причинно-следственные связи в поведении человека, причем истинные, а не декларируемые; надо знать всё, что однозначно и непротиворечиво свидетельствует о настоящих характеристиках человека, и желательно, не затрачивая на этот процесс значительного времени... В связи такими требованиями на первый взгляд вырисовывается картина совершенно безрадостная, потому что из-за многообразия действующих факторов задача кажется неразрешимой. Если использовать методы инструментальной психодиагностики - опросники, тесты, эксперимент, о человеке можно узнать много. Но такие методы неприемлемы с точки зрения поставленной задачи. Да и не всегда это можно сделать чисто технически или по этическим соображениям. Скажем, вам предстоят серьезные переговоры, а вы предлагаете партнерам вначале протестироваться, чтобы вам легче было с ними общаться. Абсурд! Ситуация может упроститься, если знать главные детерминанты поведения, характерные для конкретной ситуации. К примеру, если ситуация стрессогенная, человек находится в стрессовом состоянии, тогда главной детерминантой будет стремление устранить источник стресса или выйти из стрессовой ситуации. Такое целенаправленное поведение хорошо просматривается, но оно в большой степени зависит от ситуации. Необходим же общий подход, позволяющий повышать проницательность. И такой подход существует. Как свидетельствуют многочисленные психологические исследования, немало в поведении и отношениях человека происходит помимо его воли, непроизвольно, без жесткого сознательного контроля. Например, кто задумывается перед сном, в какой позе он будет спать сегодня? Да никто. Но у каждого есть своя любимая поза, в которой он проводит большую часть ночи. Это факт. Так вот, американские психологи выявили устойчивую связь между излюбленной позой во сне и характерологическими особенностями человека и описали их весьма убедительно. Здесь совсем иной механизм регуляции поведения, пока еще недостаточно изученный, но, что особенно важно для нас, весьма устойчивый и практически с однозначной детерминацией. Это может проявляться практически во всем: в привычках человека, симпатиях, особенностях речи, оформлении внешности, жанровых предпочтениях в искусстве, увлечениях и т.п. Сюда также входит многое из того, что объединяется понятием "невербальное поведение", - позы, жесты, мимика, интонационные характеристики речи. Они дают очень точную информацию о чертах личности, эмоциональных состояниях и даже намерениях. Кроме того, немало интересного могут сказать и чисто внешние данные человека, манера его поведения. Вот это-то и является мощной информационной основой развития проницательности, на эти проявления и следует в первую очередь обращать внимание, именно их необходимо научиться расшифровывать. Тогда остальные признаки, даже закамуфлированные социальными ролями, подражанием и прочим, будут намного "прозрачнее" и яснее. Такой подход в психологии хорошо известен, но раньше по идеологическим соображениям ему не придавали должного значения, считая эти проявления "неотчетливыми признаками", а сам подход в лучшем случае называли наивным. Весьма настороженное отношение к нему и в научной психологии, ведь многие феномены никак нельзя объяснить с помощью существующих психологических теорий. Например, как научно трактовать устойчивые связи между физиогномическими признаками и характером? Правда, такая ситуация в науке не новость: в период становления кибернетики существовала даже целая теория "черного ящика", когда стабильно фиксировались устойчивые изменения в системе, а объяснить механизм этих изменений было невозможно. Вот и решили пока не трогать механизм, а использовать феномен устойчивых изменений и связей. Поэтому такой подход с полным правом можно использовать и в психологии как научный прецедент. Сейчас ситуация в науке изменилась: идеологические шоры перестали определять "степень научности" самих научных исследований и, как следствие, появилась возможность привлекать достоверное научное знание без углубленного теоретического объяснения. Стали разрабатываться и новые оригинальные подходы, вспомнили и о давно забытых, но весьма конструктивных. Эмпирический факт и практика стали действительными критериями истинности, а "факты - вещь упрямая". Однако для понимания сущности и верной интерпретации "неотчетливых признаков" необходима опора на соответствующие принципы. Важнейший из них гласит, что наличие того или иного качества всегда можно соотнести с характерным признаком, который является как бы индикатором этого качества. Не случайно для доказательства этого принципа часто приводится высказывание известного психолога А.Бине: "... личность и индивидуальность проявляются буквально во всем, в том числе как человек садится, берет предметы". Крупный отечественный психолог А.А.Бодалев подтверждает эту мысль: "...многое о человеке можно узнать лишь только по тому, как он входит в метро - придерживает дверь, пропускает кого-либо вперед и пр.". Сходной точки зрения придерживается и Э.Берн, автор нашумевшей в психологическом мире книги "Игры, в которые играют люди" и "Люди, которые играют в игры". Он отмечает: "У каждого человека некий набор поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания. А с другим психологическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает уже другой набор поведенческих схем". Отмеченная Э.Берном мысль имеет принципиальное значение для нашей концепции проницательности, так как получается, что конкретные психические состояния - а их набор не так уж и велик, если ориентироваться на существующие классификации и специфику эмоциональных проявлений. - представлены в поведенческих реакциях человека вполне определенным образом, что неоднократно подтверждалось в психологических исследованиях. Тогда, если классифицировать определенные устойчивые черты поведения человека, соотносить их с эмоциональными реакциями, можно подойти к определению и его психических состояний, доминирующих в данный момент. А определенные психические состояния возникают вследствие вполне конкретных причин, которые, правда, преломляются через призму внутренних и внешних условий, но также могут быть определены. Это, вообще говоря, позитивистская схема рассуждений, но она тем не менее позволяет решать многие задачи проницательности и развивать это ценное профессионально важное качество. Данную мысль можно подтвердить и другими фактами. Например, влияние внешних данных. Доказано, что определенные типы телосложения являются надежными индикаторами конкретных характерологических проявлений, даже психических акцентуаций. Во всяком случае исследования Кречмера, Шелдона, Пенде и Сиго дали возможность наглядно в этом убедиться. А связь между чертами лица и характерологическими особенностями личности? Она ведь реально существует, доказательством тому служат физиогномические исследования, которым тысячелетия. При определении личностных черт и характерологических особенностей на основе фиксации слабоконтролируемых форм поведения или других "неотчетливых" признаков следует иметь в виду, что сам оценивающий склонен опираться на какой-нибудь ведущий или "броский" признак, который и берется за основу. Ему обычно уделяется первоочередное внимание, именно он считается самым главным, детерминирующим, а остальные каким-то образом с ним связываются. Например, принято считать, что в мо- мент опасности храбрый человек краснеет, а трусливый бледнеет. Так вот, Юлий Цезарь именно по этому признаку часто подбирал себе воинов. Такое реагирование далеко не всегда связано с храбростью или трусостью. В то же время, не касаясь физиологического механизма такого реагирования (он известен), отметим, что на основании этого признака можно делать ориентировочные прогнозы поведения человека. Однако опора лишь на один "броский" признак редко дает точную информацию о человеке; надежный прогноз возможен при опоре на систему признаков (желательно, чтобы эти признаки имели разный механизм проявления), которые дают сходные или однозначно трактуемые результаты. Еще точнее была бы оценка, если бы применялись принципиально различные методы анализа и наблюдений с последующим соотнесением их результатов и поиском "пересечений", т.е. того общего, что характерно для данной личности. Именно в этом заложено самое главное в решении задач проницательности и развитии этого ценнейшего умения. При таком подходе можно смело использовать данные многих наук о человеке, даже если некоторые из них имеют проблемы с теоретическим объяснением явлений. Сопоставление таких данных позволит получить устойчивые инварианты признаков личностных качеств и форм поведения, необходимых для точной оценки и прогноза. Но для этого требуется изменить отношение к ряду наук, значение которых у нас было принижено. Сейчас психологи начинают своеобразную ревизию, пересмотр устоявшихся точек зрения на природу многих психических явлений. Ситуация, таким образом, благоприятная, и для пересмотра есть необходимые основания. К примеру, весьма информативные данные может дать и дает применение методов такой науки, как френология (выдвинутое Ф.Галлем учение о связи психических особенностей человека с наружной формой его черепа). Правда, эта наука была подвергнута серьезной и во многом обоснованной критике за попытки описать многие психические явления исключительно с точки зрения данного подхода. И хотя имевшая место рациональность, связанная с доказанной много позже локализацией психических функций, была зачеркнута определенным несовпадением анатомических особенностей строения головного мозга и черепной коробки, все же немало отмеченных признаков коррелирует с характерологическими чертами и поведением человека. Другой пример - хиромантия. Это учение имеет тысячелетнюю историю. Не абсолютизируя ее, все же можно наглядно убедиться, что имеется какая-то связь между строением и линиями ладони и личностными особенностями человека. А о гороскопах и астрологических прогнозах и говорить не приходится, о них мы слышим ежедневно и по радио, и по телевидению. Многие газеты публикуют еженедельные и ежемесячные астрологические прогнозы, не боясь при этом выглядеть нелепо. Недаром в одной известной песне поется: "... устроены так люди - желают знать, желают знать, что будет". Данные науки, а мы перечислили далеко не все, появились конечно же не случайно. Их живучесть объясняется не только психологией человека, но и устойчивостью подмеченных закономерностей, природу которых объяснить сложно, поэтому к их данным все же следует относиться осмотрительно, ни в коем случае не абсолютизируя получаемую информацию, а главное - помнить, что все это лишь индикаторы возможных проявлений. В рамках данной работы не представляется возможным анализировать эти науки и их методический арсенал; собственно, для развития проницательности они не так уж и важны. Дело в том, что многие из них могут дать полезные результаты только при тщательном изучении анатомических или иных особенностей человека, а это не всегда возможно и этично. А ведь в большинстве случаев информацию о человеке необходимо получить сразу, буквально при первом взгляде на него. Такие методы особенно ценны, о них будет сказано отдельно. Итак, подведем некоторые итоги. На наш взгляд, основой проницательности является умение точно фиксировать и интерпретировать те поведенческие реакции (в обобщенном понимании этого термина), которые осуществляются помимо воли человека, без жесткого сознательного контроля и которые таким образом отражают его истинные характеристики. Они являются надежными индикаторами главных детерминант личности и поведения и базисом, позволяющим познавать личность, используя другие методы и подходы. Многое здесь зависит от методической оснащенности субъекта познания. Об этом и пойдет речь в дальнейшем. Date: 2015-05-09; view: 686; Нарушение авторских прав |