Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Этика индивидуальной ответственности в бизнесе





Нам уже много приходилось говорить в предыдущих разделах о проблемах индивидуальной ответственности бизнесмена. Однако разговор на эту тему проходил в самых разных контекстах, тогда как сейчас подчеркнем главное: норма индивидуальной ответственности является одной из наиболее ярких и принципиальных особенностей бизнеса. И здесь нам хотелось бы показать как исторически сформировавшийся смысл этой нормы, так и механизмы ее конкретного проявления в повседневной деятельности бизнесменов.

Норма индивидуальной ответственности естественным образом формировалась в истории практически параллельно с развитием предпосылок бизнеса, а также разнообразных форм и институтов предпринимательства. Важной характеристикой периода ранних форм предпринимательства является то обстоятельство, которое часто упускается из виду. Это - мощное влияние на человека общинной этики и психологии; принятие общиной на себя ответственности за поведение и результаты деятельности отдельных людей. Причем это влияние проявляется тем жестче, чем дальше в глубине истории оно просматривается .

Сошлемся в этой связи на работы князя П.А. Кропоткина, который в своем исследовании этики отмечает несколько удивительных моментов ее "работы" на материале примитивных сообществ алеутов. Ключевое нормативное слово в повседневном языке алеутов, позволяющее оценивать следование или не-следование "правильным" образцам поведения, - слово "стыдно". Стыдно бояться неизбежной смерти, стыдно просить пощады у врага, стыдно опрокинуться со своей лодкой в гавани, стыдно первому ослабнуть в долгом путешествии и т.п. В том числе стыдно - проявить жадность при дележе добычи, и, если это случается, то все остальные отдают жадному его долю, чтобы его пристыдить еще больше. У алеутов существует и еще одно правило, делающее, заметим, невозможным сколь-нибудь самостоятельное "предпринимательство": в соответствии с нормами общественной жизни стыдно лично торговаться с покупателем, так как цену за предлагаемое добро должно назначить третье лицо (42, с.72).



Таким образом, хотя торговой и предпринимательской деятельностью во времена античности и средневековья занимались конкретные люди, которые только в этом смысле персонально отвечали за результаты своей работы, тем не менее, сам характер организации этой деятельности во многом базировался еще на коллективной, общинной ответственности за способы ведения дела и за получаемый результат. За неудачи морских экспедиций и торговых караванов, за разорение торговцев и ремесленников обычно ответственность в конечном счете несли цеха или торговые объединения, в которых состояли эти торговцы и ремесленники, и убытки по предприятию равномерным образом раскладывались на всех членов данного цеха или объединения.

Постепенное нарастание меры индивидуальной ответственности в предпринимательстве с одновременным сохранением порой достаточно экзотичных форм общинной поддержки хорошо видны на примере обычая "дигур" (dighur), существующего вплоть до настоящего времени среди народности такали в Непале. "Дигур" - это небольшое сообщество друзей или родственников, которое образуется для совместной поддержки торговых начинаний участников. В отличие от современных российских предпринимателей, друзья не начинают здесь дела сообща, по принципу "айда вместе". Каждый из участников такого сообщества вносит свой максимально возможный вклад в "общий котел", и раз в год вся эта сумма вкладов по очереди отдается кому-то одному из членов этого объединения. В течение года получивший такой безвозмездный кредит человек волен развивать любое предпринимательское начинание. Если оно оказывается успешным, он просто в начале следующего года делает свой взнос в эту "черную кассу". Если его мероприятие проваливается, никто не спрашивает с него его долгов. "Дигур " естественным образом заканчивает свое существование, когда по кругу обходит всех своих участников (140, с.55). Таким образом, общинная поддержка помогает предпринимателю как в накоплении начального капитала для своего дела, так и в принятии на себя риска за возможное разорение. Но сама работа и ответственность за ее успех уже полностью ложатся на того, кто взялся за предпринимательство.

Заметное нарастание акцента на индивидуальность и индивидуальную ответственность в истории этических учений приходится, как отмечал В. Вундт в одной из своих работ, посвященных обзору этических систем, на середину ХIII века. В концепциях этики, начиная с этого времени, обнаруживается все более и более явное противостояние по линии "равенство - неравенство". Отчетливо заметной становится и связь тех или иных концепций с благосостоянием общества и уровнем предпринимательской активности в нем. Бедность общества способствует уравнительной психологии: чем оно беднее, тем сильнее действуют уравнительные тенденции и тем жестче в них порицание тех, кто стремится к выделению из общей массы.



При этом возведение этических норм общинной психологии в ранг новых глобальных этических и социальных учений было наиболее ярко реализовано в теориях анархистов и социалистов. При всей внешней привлекательности и красоте выдвигаемых ими положений, в основе их концепций лежало примечательное допущение, на которое обратил внимание Вундт. И те и другие заложили в основу своих моделей "идеального общества" правило, эффективно действующее в родовом строе - "каждый за всех". Но это правило всегда действовало эффективно только в рамках своего рода и никогда не распространялось на соседние племена и общины. Более того, как раз в этих отношениях действовал обратный принцип, уже описанный выше психологический механизм "мы и они", ориентированный на противоборство и соперничество. И по своей энергетической силе принцип "мы и они" не уступал норме "каждый за всех". Насколько реально оказалось построить общество, основанное на ориентации только на половину из действующих в нем энергетических сил, нам сегодня уже известно.

Гораздо более удачным компромиссом между этими идеологиями, как показал исторический опыт, оказалась формулировка, выраженная наиболее явно в "Декларации прав человека и гражданина". Все люди рождаются с равными правами и возможностями, и главная обязанность государства в этом смысле - обеспечить такое равенство. Но то, как люди реализуют свои права и возможности, определяет индивидуальный выбор и ответственность каждого человека. И только от него самого зависит, каких результатов он сможет добиться на своем пути.

Когда мы спросили одного из своих знакомых бизнесменов, каково его наиболее интересное впечатление от только что состоявшейся поездки в Калифорнию, он ответил: "Вы не поверите. Там, конечно, много замечательного и красивого. Но меня совершенно поразил один маленький эпизод. Как-то мой сопровождающий остановил меня около симпатичной виллы и спросил, нравится ли она мне. Я честно ответил, что да, и тут он рассказал мне историю. Оказывается, много лет тому назад ему предложили купить здесь тогда еще пустовавший кусок земли. "Я слишком долго сомневался, нужно ли мне тратить на это деньги, - рассказывал американец, - и землю купил мой старый приятель, у которого средств тогда было еще меньше, чем у меня. Через несколько лет здесь началось интенсивное строительство, и цена земли выросла в несколько десятков раз. Он продал маленькую часть своего участка и на эти деньги построил эту замечательную виллу. Так что он оказался гораздо умнее меня. И эта история меня многому научила".

"Больше всего, - сказал рассказчик, - меня поразила не сама эта история, а тон, которым она была рассказана. Я не могу себе представить, чтобы кто-то из моих знакомых вот так, без тени зависти, обиды или хотя бы без издевки над собой рассказал что-то подобное. Этот человек не ругал себя и не ругал своего приятеля. Он говорил о своей собственной ответственности, и я тогда понял - вот чего нам сегодня так не хватает..."

Однако рассказы о Декларациях прав человека и красивые истории про американцев вряд ли способны дать полное представление о том, что же такое этика индивидуальной ответственности и в каких условиях она может формироваться. Мы не станем здесь рассказывать об американской системе воспитания детей и подростков, где развитию именно этого качества уделяется особое внимание. Вместо этого честнее будет показать, какими жесткими и болезненными средствами формирует индивидуальную ответственность бизнес, и в особенности, - современный российский бизнес.

Для начала вспомним одну из расхожих фраз на тему: как бизнес делается "у них". "Бизнес там вообще делается на честном слове - снял трубку, позвонил, провернул сделку, рассчитался - и никаких проблем".

Эти рассказы - чистая правда, в том смысле, какой чистой правдой часто бывают рассказы об удивительных случаях, происходивших с вашими друзьями. В бизнесе действительно так делается, делается достаточно часто, и почему это делается так, тоже совершенно понятно - исходя из принципа целесообразности. Время - деньги, а возможность очень быстро осуществить какую-то операцию, особенно если ее успешность зависит от того, что бизнесмен располагает какой-то оперативной информацией, которая вот-вот может стать достоянием других, - это большая ценность. Поэтому в этой ситуации можно и целесообразно рискнуть - но именно рискнуть. Отношения же, построенные на "на честном слове", целесообразно поддерживать с давними партнерами, поставщиками или дилерами, лишь пока основные особенности ситуации вашего взаимодействия остаются неизменными. В противном случае любой бизнесмен предпочтет потратить время, но все же как следует оформить новые договорные отношения.

Потому что "бизнес на честном слове" - это все же не естественное внутреннее правило этики построения отношений, а, скорее, все учащающиеся приятные исключения из другого правила. Базовое же правило состоит в заключении всесторонних, все предусматривающих формальных юридических договоров и жестком требовании их исполнения. И это вполне понятно - в бизнесе у каждого есть свой интерес, и всегда может возникнуть соблазн отойти от устно проговоренных условий, если за этим обнаружится большая выгода.

С другой стороны, поскольку договор является единственной основой, в конечном счете определяющей правила взаимоотношений, именно вокруг него в бизнесе возможны жесткие игры, в чем-то тоже характеризующие внутреннюю этику цеховых взаимоотношений.

Телефонный звонок, раздавшийся в кабинете руководителя нефтеторговой компании, отвлек его от беседы с нами. По мере разговора лицо руководителя все больше и больше мрачнело. Под конец, отдав несколько коротких распоряжений, он положил трубку и повернулся к нам, пытаясь сохранить на лице вежливую улыбку. "Извините. Но дело очень серьезное. Вышло новое распоряжение правительства, и несколько составов с топливом застряли на границе. Если этот вопрос быстро не решить, то заказчик может и автоматчиков прислать..."

На наш изумленный вопрос: "Но разве это не есть тот самый форс-мажор, который освобождает от обязательств?"- руководитель лишь снисходительно махнул рукой в ответ на нашу наивность. "Какой может быть форс-мажор, когда тут такие деньги?"

Прекрасно понимая, что этот пример относится к этапу "дикого" утверждения правил бизнеса, заметим все же, что через подобные периоды проходили в процессе становления бизнеса практически все страны. И, несмотря на всю дикость таких способов разрешения проблем, именно в них выковывается ключевое для бизнеса правило - неизбежность ответственности по договору. Позже, с наступлением более цивилизованных отношений, роль "автоматчиков" берут на себя арбитражные суды, комитеты по банкротству, долговые тюрьмы и тому подобное. Но принцип остается неизменным: в деловых отношениях бизнесменов нет иных "объективных обстоятельств", кроме жестко оговоренных совместно подписанным договором.

С другим поворотом той же темы можно встретиться на примере постоянно и подспудно ведущейся в бизнесе игры, которую можно было бы назвать "дураков учат". Любой серьезный бизнесмен стремится к тому, чтобы в договорах, заключаемых им с другими организациями и партнерами, присутствовали некоторые пункты, которые защищали бы его интересы или предоставляли ему определенную выгоду в случае, если партнер недостаточно ясно оговорит свои интересы и свою выгоду.

"Моя работа сейчас, - рассказывал юрист крупной компании, - связана главным образом с расширением сбытовой сети. Мы ищем организации-партнеров в регионах, и моя задача - заключить с ними выгодные для нас договоры. К примеру, если у них есть недвижимость, то мы предлагаем им оформить отношения в виде акционерного общества, потому что тогда в случае выхода они уже не смогут забрать обратно свое имущество, а только деньги по номиналу. А если мы организуем общество с ограниченной ответственностью, то это будет менее выгодно для нас, потому что здесь они полностью забирают свою долю и свое имущество..."

С точки зрения повседневной морали, такие действия несомненно выглядят как не совсем чистоплотные. Однако ключевой тезис бизнеса: каждый сам отвечает за свое дело. И если человек недостаточно хорошо знает законодательство и подписывает договор с ущемлением своих интересов - это его проблема. В конце концов, у него была возможность изучить необходимые юридические тонкости, касающиеся договорных отношений, или потратить деньги на профессиональную экспертизу. Ведь никто не обязан это делать за него.

Эта этика выглядит жестко, но работает эффективно. Именно из таких ситуаций к предпринимателю очень быстро приходит внутреннее чувство индивидуальной ответственности. Чувство, которое приводит к серьезным переворотам жизненной философии.

"Мне часто толкуют о социальной ответственности Предпринимателя перед обществом. Но я не разделяю толстовских идей о любви ко всему человечеству. Я вообще не понимаю, что значит любить общество. Я понимаю, что значит любить маму, жену, ребенка. Я понимаю, что такое ответственность перед друзьями и коллегами. Однако это вовсе не значит, что я - противник благотворительности. Я знаю: нужно кормить нуждающихся - тем самым можно избежать катаклизмов в обществе. Поэтому надо давать деньги бедным и не увиливать от налогов. Чем большее количество людей будет жить нормально, тем спокойнее будет мне. Но я категорически не помогаю тем, кто сам может зарабатывать себе на жизнь" (8, с.74).

"Предпринимательство, - речь, разумеется, о честном предпринимательстве, - раскрепощает человека, оно дает ему независимость, развивает инициативу, творческие возможности. Поэтому оно - добро. Или - путь к добру. Справедливо и целесообразно то, что выгодно для человека. А потом, из совокупности человеческих выгод строится благополучие государства. А вовсе не наоборот..." (8, с. 79).

Так говорят уже сегодня современные российские бизнесмены. И можно не сомневаться, что очень скоро их будет заботить и ответственность за общество, в котором они живут. Потому что, по логике индивидуальной ответственности бизнеса, это чувство просто должно прорасти вместе с масштабами развиваемого дела. Человек отвечает только за себя и за своих близких, пока у него маленькое дело. Он отвечает за десятки, сотни и тысячи своих сотрудников, когда дело его растет. И он неизбежно приходит со временем к осознанию индивидуальной ответственности за состояние всего общества, потому что это тот мир, в котором живет он сам, его близкие и его сотрудники.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Подводя итоги нашего путешествия по миру психологии бизнеса, можно констатировать, что мы скорее обнаружили здесь множество знакомых вещей, нежели сделали какие-то открытия. И этот результат в какой-то мере не может не радовать. Потому что одной из важных задач данной работы мы считали "демифологизацию" многого из того, что существует сегодня в обыденных представлениях о бизнесе.

Оказалось, что бизнес - это такая же обычная деятельность, как спорт, наука или политика. Оказалось, что главное содержание этой деятельности - это соединение товаров и услуг с нашими собственными потребностями, и не особенно важно, производятся ли эти товары и услуги самим бизнесменом, или он занят тем, что в недавних традициях пренебрежительно было принято называть "посредничеством", или того пуще - "спекуляцией", а на деле представляет собой очень важную функцию приближения товара и услуги к потребителю. Результативность этой деятельности оценивается очень жестким показателем дохода или прибыли, которую получает от своей деятельности бизнесмен, а неустанное соревнование - конкуренция действующих бизнесов между собой - вынуждает все время искать новые пути решения этой задачи.

И все же бизнес, как и любую деятельность отличает множество своеобразных особенностей. Мы не случайно провели в начале этой книги аналогию бизнеса не только с другими профессиональными видами деятельности, но и с природой. И, продолжая эту аналогию, уже здесь, в заключении, опираясь на рассмотренные выше материалы, мы можем утверждать, что бизнес сегодня - это одна из наиболее быстро эволюционирующих разновидностей человеческой деятельности. Причем особенно ярко начало ее нового эволюционного скачка наблюдается именно на переломе ХХ века, в период последней "революции в бизнесе".

Вспомним, что двумя великими конструкторами эволюции в природе являются Изменчивость и Отбор. Что касается Отбора, то эту роль в Бизнесе играет конкуренция. Этот фактор в ХХ веке претерпел только одно, но немаловажное изменение. С переходом от "цеховой" организации предпринимательства к "демократическому" массовому бизнесу конкуренция предельно ужесточилась. Это привело, с одной стороны, к отсеву едва ли не четырех пятых из тех, кто берется попробовать себя в бизнесе, но, с другой стороны, оставляло в бизнесе наиболее энергичных и способных; в результате появились более ясные правила игры; возникло значительно больше норм и социальных институтов, отслеживающих строгость соблюдения этих правил.

Но самые кардинальные перемены произошли с фактором Изменчивости в бизнесе. Относительно неспешные эволюционные перемены видов и форм торговой, финансовой и производственной деятельности, происходившие до Нового времени, сменились на революционно быстрые изменения в ХХ веке в связи с появлением двух новых орудий бизнеса - маркетинга и менеджмента. Изменения форм продаж, разнообразие ассортиментных рядов, параметров, а соответственно, и потребительских свойств товаров, новые формы рекламы и продвижения товара к потребителю резко изменили возможности фирм и компаний в удовлетворении и формировании покупательского спроса. В то же время достижения менеджмента позволяли строить все более и более активные организации, экономить издержки, повышать эффективность использования всех возможных ресурсов в конкурентной борьбе. В результате бизнес стал одной из наиболее динамичных сфер развития, и потенциал этого революционного взрыва еще далеко не исчерпан.

В своем развитии бизнес во многом стимулировал и развитие науки. Но главное, может быть, даже не в этом. Он, как ничто другое, способствовал использованию достижений науки для удовлетворения повседневных нужд человека. И если наука первой половины ХХ века еще во многом стимулировалась запросами государства и армии, то уже во второй половине мы можем наблюдать переключение ее достижений на "гражданские нужды". Впечатляющие примеры этого - компьютеры, которые задумывались и разрабатывались изначально под военно-государственные запросы, но были превращены бизнесом в "персоналки"; или разработанная для нужд разведки информационная сеть, которая становится в руках бизнеса Интернетом, новым мощнейшим и весьма демократичным способом международного общения миллионов простых граждан разных стран.

При всем жадном внимании бизнеса к науке, к малейшей возможности, используя тавтологию, "сделать на ней бизнес", нельзя сказать, чтобы достаточно значительная доля этого внимания уделялась психологии. И, как ни прискорбно это признать, в каком-то смысле это - объективная оценка практической, прикладной ценности этой науки. В той или иной мере используя достижения и разработки психологии в маркетинге и рекламе, а также в менеджменте, особенно в той сфере, которая относится к мотивации персонала и к вопросам групповой динамики, "формированию команд", бизнес практически отвергает сегодня психологию в ее наиболее "заповедных" сферах, в том, что связано с подбором и оценкой кадров. Попробовав на практике возможности разнообразных методов тестирования, от тестов "карандаша и бумаги" до пресловутого полиграфа, "детектора лжи", по большому счету бизнес отдал предпочтение интуиции и практическому опыту менеджера как более экономичному и в целом не менее надежному инструменту.

Однако, такое пренебрежение психологией со стороны бизнеса - не повод для того, чтобы психология сама не сделала бизнес предметом своего внимания. Тем более что в сегодняшней жизни бизнес - одна из наиболее массовых сфер деятельности человека, и события, происходящие в этой сфере, во многом определяют направление движения человечества.

И одна из наиболее привлекательных тем для психологического взгляда на бизнес - это жизненный путь человека, реализующего себя в этой деятельности. Долгий, сложный и преисполненный опасностей путь, который может оказаться дорогой индивидуации, самореализации человека, но может и завершаться крахом надежд и жизненным кризисом. Путь, проходящий через стадии Предпринимателя, Менеджера, Инвестора и Лидера в бизнесе.

Как и в других видах деятельности, людей, приходящих в бизнес, ожидает своеобразная "воронка Шеррингтона", где на одном, широком конце - миллионы начинающих или только что состоявшихся предпринимателей, работающих на своем микроскопическом уровне, на другом - десятки известных лидеров бизнеса, потенциал влияния которых далеко перешагнул за рамки национальных экономик. Путь от одного конца этой воронки до другого более чем непрост.

Кроме того, мы попытались рассмотреть в этой книге качества, необходимые человеку для того, чтобы активно продвигаться по этому пути. Начиная с самых ранних этапов, со стадии Предпринимательства, ключевым здесь оказывается формирование особой "картины мира", основывающейся на установке, которую мы назвали "маркетинговое мышление". Это - постоянное стремление бизнесмена понять, обнаружить или вычислить неудовлетворенную потребность потенциального потребителя, найти то предложение, которое отзовется устойчивым и емким спросом. Именно от того, насколько точно предприниматель "угадает" эту потребность, зависит возможность набрать начальный капитал, расплатиться с кредитами, вывести свой бизнес на новый, более высокий уровень.

Однако даже самое точное понимание не принесет результата, если не будет сопровождаться постоянной и целенаправленной активностью. Бизнес как деятельность известен именно своей фанатической активностью и энергетичностью. На ранних стадиях предпринимательства высокая активность в чем-то компенсирует недостаточно сформировавшееся маркетинговое мышление, позволяя методом "проб и ошибок" быстро перебрать десяток возможных вариантов действий, чтобы найти среди них единственный, приносящий эффект. Но и позднее, на уровне "большого бизнеса", активность остается не менее принципиальным фактором выживания на рынке. Только теперь из индивидуальной активности она должна превратиться в действенный элемент корпоративной философии, побуждающей активность каждого из работающих на фирме людей. "Быстрые съедают медленных". - такой лозунг противопоставили наиболее динамично развивающиеся корпорации философии монстров-монополистов: "Большие съедают маленьких". И доказывают эффективность этого лозунга достигнутыми результатами, становясь большими корпорациями и съедая уже не только маленьких, но и бывших гигантов бизнеса.

Третья составляющая, определяющая шансы на успех человека, действующего в бизнесе - это счетность мышления. Привычка просчитывать все и вся - неотъемлемый компонент менталитета человека бизнеса. От скорости и точности просчета зависит получение прибыли, возможность получения кредита под убедительно составленный бизнес-план, своевременная оценка нового предложения или мимолетно промелькнувшей возможности. По мере роста бизнеса навыки счетности индивидуального мышления предпринимателя отчетливо трансформируются в счетность действий организации, которую он создает в качестве инструмента реализации своих планов. По мере продвижения от "тусовочной" к "механизированной" и далее - к организации "проектной" и к системе "управления качеством", счетность в организации на порядок развивается и углубляется при переходе от этапа к этапу.

И, наконец, не менее значимое, чем все предыдущие. качество, необходимое для успеха в бизнесе, - это умение строить отношения с людьми. Это в равной мере значимо и в отношениях с клиентами, потребителями, и в отношениях с контрагентами - партнерами, поставщиками, и в отношениях с сотрудниками, персоналом бизнес-организации. Хотя в каждой из этих сфер отношения складываются и развиваются по своим канонам, нарушения их или неудачные действия бизнесмена приводят к одним и тем же результатам. Отвернутся ли от вас ваши заказчики, разорвут ли с вами отношения партнеры или подведет персонал вашей фирмы - результатом будут неизбежные убытки, от размера которых зависит сама возможность продолжения действий в бизнесе.

Несмотря на наличие значительного количества бизнес-школ, бизнес-колледжей и даже бизнес-университетов, вряд ли возможно, освоив теорию, исходно научиться всему тому, чего потребует от человека бизнес. Потому что самая большая трудность, с которой сталкивается человек на своем пути в бизнесе, - это он сам. И описанию некоторых из этих трудностей посвящена другая значительная часть этой книги.

Естественно, что каждого конкретного человека ожидает свой индивидуальный набор неожиданных для него проблем. Возможно, создание типологии таких предстоящих трудностей для людей определенного склада - грядущая задача психологии. Почему одним людям трудно назвать цену на свою работу, другим - просто подойти к покупателю с вопросом "Могу ли я чем-то помочь?", третьим - удержаться от желания "кинуть" поставщиков, а десятым - обратиться за лоббистской поддержкой к своим школьным друзьям-политикам? Но при всей потенциальной пестроте индивидуальных различий существуют и типовые проблемы, в массовом порядке встречающиеся на определенных этапах продвижения человека в бизнесе.

Такова, например, на ранних этапах вхождения в бизнес проблема перехода от "специалиста" к "бизнесмену", необходимость разрыва психологической пуповины, связывающей человека с тем, что он умеет и любит делать сам профессионально, и перехода к организации и управлению этим делом, которое теперь должны делать другие люди.

Не меньшее количество начинающих предпринимателей и бизнесменов "ломается" на проблемах построения отношений со своими партнерами - соучредителями, на конкурентном азарте, а шире - на задаче оптимального сочетания своих интересов с интересами других людей в своей организации и в своем бизнесе.

Чем дальше человек продвигается по пути бизнеса, тем больше подобных проблем вырастает перед ним. Он должен научиться делегировать, то есть - реально отдавать свою власть и контроль над ситуацией другим людям, что требует глубокого доверия к профессиональным и личным качествам этих людей. Он должен научиться управлять большими массами людей. Ему придется пройти через сложное испытание большими деньгами, способными вызывать у некоторых тяжелую и не всегда излечимую "звездную болезнь". Но главное, что на всем пути продвижения в бизнесе у человека практически не будет передышек от бесконечного количества сваливающихся на него больших и малых забот. Это только иллюзия, что хорошо поставленное дело начинает работать само по себе, позволяя бизнесмену расслабиться и почивать на лаврах достигнутого уровня доходов. Ситуация здесь абсолютно аналогична той, о которой говорится в поговорке - "Маленькие детки - маленькие бедки, а вот уж когда вырастут большими..." Именно это чувство постоянно нарастающей ответственности, осознание того, что "бизнес не признает прошлых заслуг", сколько бы их ни накопилось за спиной, в любой момент может привести человека к решению оставить бизнес. И никто априори не знает, на каком из этих или других моментов остановится в своем движении по пути бизнеса человек, где и на каком уровне обозначится потолок его достижений.

И все же на любые проблемы можно смотреть взглядом пессимиста и взглядом оптимиста. Проблемы можно рассматривать как очередные трудности, но можно - и как очередной "вызов", тот самый любимый нашими американскими коллегами термин "challenge", за которым стоит ключевая, с точки зрения психологии, возможность - проверить себя, перешагнуть через то, что мешает двигаться, найти в себе новые качества, новые ресурсы и новые возможности. И именно в этом смысле бизнес - одна из лучших дорог для пресловутого личностного роста, поскольку он-то уж точно гарантирует любому необходимое, а главное, практически нескончаемое количество "вызовов", какого бы уровня развития себя или бизнеса человек ни достиг.

Разумеется, из того, что бизнес предоставляет такую возможность каждому человеку, вовсе не следует, что каждый человек может и обязан искать себя именно на этой дороге. Это также один из выборов, который делается на личном уровне. И за ошибку в этом выборе также неизбежно придется платить, как и за другие ошибки в выборе своего жизненного пути.

Однако здесь мы уже явно выходим за рамки собственно психологического жанра. Вольно или невольно, но наше исследование психологии бизнеса еще раз подчеркнуло, что психологическая наука, разработавшая массу интереснейших теорий и подходов к человеку, на сегодняшнем уровне ее развития еще далеко не достигла надлежащего понимания его истинной природы.

В ходе нашего исследования мы неоднократно сталкивались с совершенно иррациональными вариантами поведения человека - будь то поведение массового потребителя, типичного предпринимателя или конкретного бизнесмена. Каждый из этих вариантов при определенных стараниях мог быть объяснен с помощью той или иной психологической концепции. Но все эти концепции вряд ли возможно связать между собой в единый образ рационально-иррационального-социально-индивидуального-духовно-животного существа.

Пожалуй, самое честное здесь для профессионала - это откровенно признать тот факт, что психология сегодня все еще не понимает человека. И воспринять это как существующий в науке "вызов", ответ на который требует новой мобилизации усилий. Иначе, наряду с пренебрежением со стороны практиков, психология постоянно будет вынуждена выслушивать справедливые попреки со стороны множества других наук, не менее психологии нуждающихся в понимании истинной природы человека. Мы уже неоднократно цитировали мнения экономистов о психологии. Добавим к этому и позицию одного из наиболее известных историков. "Исторические факты - это факты психологические по преимуществу, - пишет классик исторического жанра Марк Блок. - Но у историков психология занимается лишь ясным сознанием. Читая иные книги по истории, можно подумать, что человечество сплошь состояло из логически действующих людей, для которых в причинах их поступков не было ни малейшей тайны... Это также повторение, в большем масштабе, ошибки, - впрочем, не раз уже отмеченной - старой экономической теории. Ее homo oeconomicus был призраком не только потому, что его изображали поглощенным исключительно своей выгодой; еще вреднее была иллюзия, будто он настолько уж ясно представлял себе эту выгоду. "Нет ничего более редкого, чем план", - говорил еще Наполеон... Мы сильно исказили бы проблему причин в истории, если бы всегда и везде сводили ее к проблеме осознанных мотивов" (9, с.110).

Одна из сильнейших существующих на сегодня психологических концепций, на взгляд авторов, - это концепция К.Г. Юнга, человека, который очень внимательно изучал историю. Возможно, следует столь же внимательно изучать экономику и в том числе бизнес, чтобы понять что-то новое в природе человека...


Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ. 1980.
2. Антоненко И.В. Личностный аспект деятельности предпринимателя. : Дисс. канд. психол. наук. М. 1995.
3. Арьес, Ф.. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс - Прогресс-Академия. 1992.
4. Бабаева Л. Образ предпринимателя на страницах газет. Деловой мир. 1992. № 48.
5. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М.: ИПК госслужбы. 1996.
6. Берл, Г. Создать свою фирму. М.: Дело Лтд. 1994.
7. Берн, Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений). Люди, которые играют в игры (психология человеческой судьбы). М.: Прогресс. 1988.
8. Бизнесмены России: 40 историй успеха. М.: Фонд политических технологий. 1994.
9. Блок, М. Апология истории, или ремесло историка /2-е изд. М.: Наука. 1986.
10. Блэк, С. Паблик Рилейшнз: что это такое? М.: АСЭС-Москва. 1990.
11. Богомолова Н.Н. Доктрина "человеческих отношений" - идеологическое оружие монополий. М.: Мысль. 1970.
12. Большая Советская Энциклопедия /2-е изд.Т.5. М. 1950.
13. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М.: Столица. 1990.
14. Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи? /2-е изд. М.: Прогресс - Универс. 1993.
15. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс. 1990.
16. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист. 1994.
17. Витерс, Д. Випперман, К. Как продать свои услуги: Руководство по маркетингу в сфере услуг для малых предприятий. М.: Научно-информационное предприятие АМИ. 1991.
18. Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. М.: Прогресс – Универс. 1992.
19. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий экономических и коммерческих служб. М.: Азимут-центр. 1992.
20. Гербер, М. Создание предприятия, которое работало бы: Предпринимательство: миф и реальность. М.: Филинъ. 1996.
21. Глущенко Е.В., Капцов А.И., Тихонравов Ю.В. Основы предпринимательства. М.: Вестник. 1996.
22. Гурджиев Г.И.Встречи с замечательными людьми. М.: Летавр. 1994.
23. Дейнеко О.С. Отношение к деньгам у предпринимателей малого бизнеса: Депонент ИНИОН РАН. СПБ.: СпбГУ. 1996.
24. Дейян, А. Троадек, А. Троадек, Л. Стимулирование сбыта и реклама на месте продаж. М.: Прогресс - Универс. 1994.
25. Десмонд, Г. Келли, Р. Руководство по оценке бизнеса. М.: Российское общество оценщиков. Академия оценки. 1996.
26. Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. и др.Введение в практическую социальную психологию. М.: Наука. 1994..
27. Дракер, П. Управление, нацеленное на результаты. М.: Технологическая школа бизнеса. 1992.
28. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Когда в фирме одни "организаторы": Психологические типы и формирование "команд". Alter Ego. 1993. № 1.
29. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология маркетинга. Формирование маркетингового мышления: Введение в практическую социальную психологию. М.: Наука. 1994.
30. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Миссия организации, или зачем выяснять "зачем"? //Организационное развитие. 1996. (Сентябрь).
31. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Точки отсчета в стратегическом планировании. //Организационное развитие", 1997, № 6.
32. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.: МГУ. 1988.
33. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спецпрактикум по социальной психологии. М.: МГУ. 1990.
34. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А.Человеческие ресурсы управления: Основы управления персоналом. М.: Дело. 1993.
35. Игнатенко, А. Как жить и властвовать: Секреты успеха, добытые в старинных арабских назиданиях правителями. М.: Прогресс-Культура. 1994.
36. Итикава, К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика. 1988.
37. Капитанчук Ю.Б. Как заказать маркетинговое исследование. Организационное развитие. 1997. № 7.
38. Козмецки, Р. Женщины в бизнесе. СПб.: Лениздат. 1992.
39. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М.: Правовая культура. 1995.
40. Корнелиус, Х., Фэйр, Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М.: Стрингер. 1992.
41. Краснова В., Матвеева А., Привалов А., Хорошавина Н. Семь нот менеджмента: Настольная книга руководителя. М.: Дедал-Арт. 1996.
42. Кропоткин П.А. Этика. М.: Политиздат. 1991.
43. Куда кривая вывезет? //Организационное развитие 1996. №1.
44. Кузьмин А.И. Организационная культура и управление фирмой. //Организационное развитие. 1996. (Март).
45. Кузьмин А.И. Стратегия организации: мы все говорим прозой. //Организационное развитие. 1997. № 6.
46. Кузьмичев А. Д., Шапкин И. Н. Отечественное предпринимательство: Очерки истории. М.: Прогресс - Академия. 1995.
47. Курицын А.Н. Секреты эффективной работы: опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. М.: Издательство стандартов. 1994.
48. Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб.: Наука. 1996.
49. Ландрам, Д. Тринадцать мужчин, которые изменили мир. Ростов-на-Дону: Феникс. 1997.
50. Ландрам, Д. Тринадцать женщин, которые изменили мир. Ростов-на-Дону: Феникс. 1997.
51. Лэнд, П.Менеджмент - искусство управлять: Секреты и опыт практического менеджмента. М.: ИНФРА-М. 1995.
52. Магун В.С. Трудовые ценности российского населения/ Вопросы экономики. 1996. № 1.
53. Майталь, Ш.Экономика для менеджеров: Десять важных инструментов для руководителей. М.: Дело. 1996.
54. Маккей, Х. Как уцелеть среди акул. М. – Уфа: Экономика. 1993.
55. Мастенбрук, У.Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: ИНФРА-М. 1996.
56. Мате, Э. Послепродажное обслуживание. М.: Прогресс - Универс. 1993.
57. Меринг, Ф. Очерки по истории войны и военного искусства/ 8 изд. М.: Воениздат. 1938.
58. Минго, Дж. Секреты успеха великих компаний: 52 истории из мира бизнеса и торговли. СПб.: Питер Пресс. 1995.
59. Мюнстерберг, Г. Психология и экономическая жизнь. М.: Московское печатное производство Вл. Венгерова. 1914.
60. Научная организация труда и управления /Под ред. А.Н.Щербаня. М.: Экономика. 1965.
61. Носов, Н. Незнайка в Солнечном городе. Минск: Юнацтва. 1988.
62. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес /под ред. Ю.М.Осипова. М. Гуманитарное знание. 1992.
63. О'Шонесси, Дж. Принципы организации управления фирмой. М.: Прогресс. 1979.
64. Паркинсон, С.. Законы Паркинсона. Минск: Попурри. 1997.
65. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: МГУ. 1989.
66. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс. 1986.
67. Попов В.Д. Психология и экономика. М.: Советская Россия. 1989.
68. Пригожин А.И. Социология организаций. М.: Наука. 1980.
69. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ. 1986.
70. Психология. Словарь /2-е изд. //Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. М.: ИПЛ. 1990.
71. Роджерс, Ф. ИБМ. Взгляд изнутри. Человек, фирма, маркетинг. М.: Прогресс. 1990.
72. Роль высшего руководства в реструктурировании предприятия. М.: McKinsey & Company, Inc. - Дело. 1996.
73. Рябков В.Г. Российское предпринимательство: социально-философский аспект. М.: КОИНФ. 1994.
74. Сабанти Б.М. Финансы современной России. СПб.: СПбУЭФ. 1993.
75. Савельева О.В диване Левченко была особая пружина... // Новая газета. 1994. №236 (310).
76. Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен Й. Управление по результатам. М.: Прогресс - Универс. 1993. 320 с.
77. Секреты успеха. Уроки гениев бизнеса. М.: Интеллект-Экспресс. 1992.
78. Скотт, Д. Сила ума. Описание пути к успеху в бизнесе. Киев: "ВЕК". 1991.
79. Словарь иностранных слов. //Под ред. Ф.Н.Петрова и др. /6-е изд. М.: Советская энциклопедия. 1964.
80. Смит, Э. Свой бизнес. М.: Нижний Амур. 1994.
81. Тигер, П., Бэррон-Тигер, Б. Делай то, для чего ты рожден: Путь к успешной карьере через самопознание. М.: Армада. 1996.
82. Травин В.В., Дятлов В.А.Основы кадрового менеджмента. М.: Дело. 1995.
83. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс. 1990.
84. Управление персоналом организации: Учебник. //Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА - М. 1997.
85. Управленческое консультирование. //Под ред. Милана Кубра. /2-е изд. В 2-х т. М.: Интерэксперт. 1992.
86. Форд, Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Финансы и статистика. 1989.
87. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс. 1990.
88. Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений. М.: Просвещение. 1989.
89. Хаджимуратов А.А. Психология предпринимателя. Депонент ИНИОН РАН. СПб. 1995.
90. Хараш А.У. Человек рынка. //Общественные науки и современность. 1992. № 5.
91. Хейне, Пол. Экономический образ мышления. М.: "Дело". 1992.
92. Хекхаузен, Х.Мотивация и деятельность: В 2 т.т. М.: Педагогика. 1986.
93. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. М.: Прогресс - Универс, 1992.
94. Хилл, Н. Думай и богатей. М.: Начала - Пресс. 1992.
95. Холт, Р. Основы финансового менеджмента. М.: Дело Лтд. 1995.
96. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. М.: Прогресс. Универс. 1993.
97. Чирикова А.Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности. М.: Институт социологии РАН. 1997.
98. Швальбе, Б., Швальбе, Х. Личность, карьера, успех: Психология бизнеса. /4-е изд. М.: Прогресс. 1993.
99. Шерток Л., де Соссюр Р. Рождение психоанализа: От Мессмера до Фрейда. М.: Прогресс. 1991.
100. Шостром, Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. М.: Дубль-В; Дельта-92. 1994.
101. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика. 1993. 335 с.
102. Юнг, К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс. 1991.
103. Ягер, Д. Деловой этикет: Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. М.: Джон Уайли энд Санз. 1994..
104. Якокка, Л. Карьера менеджера. Минск.: Парадокс. 1996.
105. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль. 1985.
106. American Heritage Dictionary. /3rd edition. Houghton Mifflin Company. 1994. P.118.
107. Albert, J. Pre-employment testing is losing favor. "Personnel Journal". 1986 (Sep.) Vol. 65 (9). P. 96-104
108. Aslund, A. Debunking Pop Myths. The Moscow Times, Apr.5, 1995.
109. Athos A.G., Gabarro J.J. Interpersonal Behaviour: Communication and Understanding in Relationship. New York. Prentice-Hall. 1978.
110. Barach, Jeffrey A. The Individual, Business and Society. London e.a. Prentice-Hall. 1977.
111. Belasco, Bernard I. The Entrepreneur as Culture Hero. (Preadaptations in Nigerian Economic Development ). N. Y., Praeger Publ., 1980.
112. Bennis, Warren Why Leaders Can't Lead - N. Y. Jossey-Bass, 1991.
113. Block, Peter – The Empowered Manager. - N. Y. Jossey-Bass, 1990
114. Campbell A., Nash L. A Sense Of Mission. - N.Y. Addison-Wesley, 1992.
115. Carvell, Fred J. Human Relations in Business. London. MacMillan Comp. 1970.
116. Cole, Donald W. A History of the Organization Development Institute. Organization Development Journal. 1993. V.11 (2). Pp. 1-7.
117. Deets, Norman R; Tyler Timothy D. How Xerox Improuved its Performance Appraisals. "Personnel Journal". 1986 (Apr.) V. 65 (4). Pp. 50-52
118. Dichter E. Handbook of Consumer Motivations. N. Y. McGraw Hill. 1964.
119. Donham, Wallac B. Material Progress and Social Discontent. In: M.P. McNair, H.T.Lewis (eds.) Business and Modern Society. Cambridge. Harvard University Press. 1938. Pp. 3 - 26.
120. The Encyclopedia Americana. International edition. V.5. Grolier Incorp., Danbury, Connecticut. 1987.
121. Encyclopedia International, V. 3. Grolier Incorp., N.Y., 1967.
122. Felstein, Gary J. Current consideration in plant shutdowns and relocations. "Personnel Journal". 1981 (May). Vol. 60 (5). Pp. 369-372
123. Fombrun C.J.; Tichy N.M.; Devanna M.A. Strategic Human Resource Management. New York. Wiley. 1984.
124. Furnham A. Money Sides of the Coin: the Psychology of Money Usage. London, 1984.
125. Grand Larousse (en 5 volumes), V.1. Paris, 1987.
126. Grossack, Martin. Consumer Psychology: Theory and Practice. Boston.: Branden Press Publishers. 1971..
127. Hofstede, Geert. Cultures And Organizations. N. Y. Mc Graw & Hill, 1991
128. Keezer, Dexter Marrian. Business. In: Encyclopaedia of the Social Sciences. V.3 N.Y. Mc Millan. 1930. Pp.80-87
129. Kirzner, Israel M. Perception, Opportunity and Profit (Studies in the Theory of Entrepreneurship). Chicago. The University of Chicago Press. 1979.
130. Kotler, Philip. Marketing Management. Analysis, Planning, Implementation, and Control. 7th edition. London etc. Prentice-Hall. 1991.
131. Lavy, Chaim. An index for measuring company employees’ participation. "Psychological Reports", 1985 (Oct.), Vol. 57 (2). Pp. 643-646
132. Lecker, Sidney. The Money Personality. N.Y.: Simon & Schuster. 1979.
133. Likert R. The Human Organization. New York. Mc Graw & Hill .1967
134. Long R.J. The relative effects of share ownership versus control on job attitudes in an employee-owned company. - "Human Relations", 1978 (Sep.), Vol. 31 (9). Pp. 753-763
135. MacKal, Paul K. The Economic Psychology of Business Institutions. New York, Washington, Vantage Press. 1975.
136. McClelland D. The Achieving Society. New York. 1961.
137. McDavid, John W., Harary, Herbert. Social Psychology. Individuals, Groups, Societies. N.Y., London.: Harper & Row, 1971.
138. McGregor D. The Human Side of the Enterprise. New York. McGrow-Hill. 1960.
139. Moor, Loretta M.; Rickel, Annette U. Characteristics of women in traditional and non-traditional managerial roles. "Personnel Psychology". 1980 (Sum.). Vol.33 (2). Pp. 317-333.
140. Nepal. Insight Guides. /5th edition. Singapore. APA Productions (HK) Ltd. 1986..
141. Ott J.S. The Organizational Culture Perspective. Belmont: Dorsey Press. 1988.
142. Phegan, Barry. Developing Your Company Culture. The Joy of Leadership. (A Handbook for Leaders and Managers). Berkeley. Context Press. 1994.
143. Roetlisberger F.J. Understanding: a Prerequisite of Leadership. In: M.P. McNair, H.T.Lewis (eds.) Business and Modern Society. Cambridge. Harvard University Press. 1938. Pp. 27-52.
144. Seligman E.R.S., Johnson A. (Eds). Encyclopaedia of the Social Sciences. V.3. N.Y., MacMillan, 1930. Pp. 80-87
145. Schein E.H. Organizational Culture and Leadership. San Francisco. 1992.
146. Schein E.H. Organizational Psychology. London e.a. Prentice-Hall. 1980.
147. Shuler R.S. A role and expectancy perception model of participation in decision making. "Academy of Management Journal". 1980 (Jun). Vol.23 (2). Pp. 331-340
148. Singh, Satvir. Achievement Motivation and Entrepreneurial Success: A Follow-up Study. "Journal of Research in Personality". 1978 (Dec.). Vol. 12 (4). Pp. 500-503.
149. Smith, Roger. The Fontana History of the Human Sciences. - Fontana Press. 1997.
150. Srinivas K.M., Long R.J. Organizational climate and effectiveness of MBO. - "Interpersonal Development", 1975-76, Vol.6 (1). Pp. 8-24
151. Watkins, Karen E.; Marsick, Victoria J. Sculpting the Learning Organization. (Lessons in the Art and Science of Systemic Change). San Francisco: Jossey-Bass Publishers. 1993.
152. Webster's New Collegiate Dictionary. G.& C. Merriam Co., Publishers. Springfield, Mass., 1958.
153. Weick K. - The Social Psychology Of Organizing. - Reading, MA: Addison-Wesley, 1979. /2-nd ed.

 

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН


А

Александр Македонский - 16; 100;
Альберт, Джон - 220;
Андреева, Галина Михайловна - 9;
Антоненко, Ирина Викторовна - 95;
Ариес, Филипп - 328;
Аслунд, Андерс - 224;
Аткинсон, Джон У. - 91;
Атос, Энтони - 232;

Б

Баумгарт, Раймон - 353;
Бендукидзе, Каха - 174; 346;
Бенни, Кен - 44;
Беннис, Уоррен - 44;
Берн, Эрик - 20; 331-332; 342343;
Бетховен, Людвиг ван – 280;
Бредфорд, Леланд - 44;
Бурка, Поль - 84;

В

Вебер, Макс - 339-340;
Вейл, Питер - 283;
Вейн, Поль - 329;
Вулперт, Брюс - 166;
Вундт, Вильгельм - 359;
Высоцкий, Владимир. - 99;

Г

Гейтс, Билл - 322; 346;
Гербер, Майкл - 51; 59; 103;
Гоголь, Николай Васильевич - 95;
Горбачев, Михаил Сергеевич - 27;
Горький, Максим. - 95;
Гудериан, Хайнц Вильгельм - 16;
Гурджиев, Георгий Иванович - 50-51;

Д

Дейнеко, Олег Сергеевич - 335;
Деминг, Эдвардс В. – 303;
Джобс, Стивен - 322;
Донхэм, Уоллас Б. - 31; 185-186;
Дракер, Питер - 22; 76; 153;

Ж

Жуков, Георгий Константинович - 94;

З

Зомбарт, Вернер - 48;

И

Ильф, Илья., Петров, Евгений - 95; 175; 178;

К

Капитанчук, Юлия Борисовна - 275-276; 344;
Карнеги, Дэйл - 150;
Кизер, Декстер - 25; 32;
Клаузевиц, Карл фон - 94;
Константин, Ларри - 253-255; 257-262;
Котлер, Филипп - 123; 143; 156; 176-177; 317;
Кропоткин Петр Алексеевич - 358;
Ксеркс I - 16:
Кузьмин, Алексей Иосифович - 271-272; 284;

Л

Лайкерт, Рэнсис - 44;
Ландрам, Джин Н. - 321-322;
Левин Курт - 44;
Ле Гофф, Жак -329;
Леккер, Сидней - 345346;
Леонтьев, Алексей Николаевич - 10; 93;
Ленин, Владимир Ильич - 27;

М

Магун, Владимир Самуилович - 9; 220-222;
Майер, Кристиан, - 328;
Майталь, Шломо - 146-147; 187;
Мак-Дэвид, Джон У. - 89; 343;
Мак-Клелланд, Дэвид - 89; 91-92;
Маккэл, Поль - 350;
Мальтус, Томас Роберт - 29-30;
Маркс, Карл - 80;
Маслоу, Абрахам – 7;
Меллер, Клаус - 58;
Меринг, Франц - 16;
Мильтон, Джон - 272;
Мор, Томас - 356;
Мюнстерберг Гуго - 185;

Н

Накаш, Джо - 146;
Наполеон, Бонапарт - 94;
Николай II - 338;
Носов, Николай - 340;
Ньютон, Исаак - 147;

О

Оккам, Уильям -33;
Островский, Александр Николаевич - 95;
Оуэн, Роберт - 356;

П

Пайк, Джеймс. - 357;
Пачолли, Лука - 113;
Петровская, Лариса Андреевна - 9;67;
Пий XII, папа - 357;
Провини, Чак - 208;
Пропп, Владимир Яковлевич - 194;

Р

Растянников Павел Викторович - 67; 355;
Рафф, Говард - 208;
Ротлисбергер, Франц - 185;
Рябков В.Г. - 84; 95; 353;

С

Сабанти, Бруно - 59;
Сидельникова, Ольга Азарьевна - 9;
Смит, Адам - 26;
Смит, Эрик - 55;
Сорансо, братья - 113;
Сорос, Джордж - 9;
Стоддард, Марк - 208; 228;
Суворов, Александр Васильевич - 94;

Т

Тарантин, Дмитрий Борисович - 230;
Тэйлор, Фредерик Уинстоу - 327;
Тюрго, Анн Роберт Жак - 56;

У

Уайтхед, Альфред - 28-30;

Ф

Феган, Барри - 282-283;
Флисс, Роберт - 338;
Форд, Генри - 116; 187; 347;
Франкл, Виктор - 342;
Франклин, Бенджамин - 330;
Фрейд, Зигмунд - 338;

Х

Хейне Пол - 174; 175;
Хендерсон, Брюс - 170;
Хилл, Наполеон - 92; 266-267; 275; 282;
Хорни Карен - 183; 187;
Хэрари, Герберт - 89; 343;

Ч

Чирикова, Алла Евгеньевна – 246;

Ш

Шайн, Эдгар - 285;
Шекспир, Уильям - 45;
Шериф, Музафер - 183-184;
Шнайдер, Мартин - 91;

Э

Эйнштейн, Альберт - 28;

Ю

Юнг, Карл Густав - 20; 341;
Юревич Андрей Владиславович - 9;

Я

Якокка, Ли - 68; 116; 139;
Ярошевский, Михаил Григорьевич - 9; 10

 

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


А
Агрессивность - 90; 138; 178;
Активность - 13; 32; 79; 81-101; 107; 218; 227; 240; 307; 313; 325; 375;
Архетипы бессознательного - 20; 198-199; 250;
Аттитюд - 45; 80; 104;
Б
"Бездельника" эффект - 235-236;
Бессознательное - 20;
Бизнес - 28; 30; 34; 40; 77; 144;
-история - 23-
-как деятельность: 10-22; 34-
-как природа - 19-20;
-как путь - 8;
-как социокультурный институт - 22-
-определения - 11-13; 32;
-российский - 6;
Бизнесмен - 11; 39-41; 44; 46-47;
Богатство - 29; 352-354;
Бюрократия - 67-68;
В
Ведущая деятельность - 78;
Венчур - 73;
"Веретено", модель организационной устойчивости - 262; 271-274;
Власть - 89;
"Внутреннее предпринимательство" - 322-328;
Воздействие - 143;
Возможности - 19;
Время - 25; 57; 61; 63; 66-67; 74; 105; 124-125; 153; 290-294;
Выбор - 56; 118; 121; 144; 217;
Выгода - 152; 177;
Д
"Двойное мышление" - 38;
Делегирование - 64-67; 235; 251; 324;
Деньги - 23-24; 33-34; 56; 70; 72-74; 97; 335-350;
Децентрация - 141;
"Дигур" - 368-369;
"Дикое предпринимательство" - 39; 139;
Доверие - 177; 204-207; 324;
Достижения, мотивация - 227-229;
Ж
Жесткость бизнеса - 21-22;
З
"Закрытая" организация - 262-263;
Заработная плата - 240-242;
"Зона ближайшего развития" - 78;
И
Игры транзакционные - 340-344;
Идентификация - 95-96;
Идея бизнеса - 273;
Изменения организационные - 66; 68; 244; 294-296;
Изобретатели - 17-18; 51;
Импульсивность - 152;
Инвестор - 47; 70-74; 78; 128; 323;
Индивидуация - 337;
Инициатива - 232; 242-243;
"Инкубатор" - 54; 65;
Инновации - 17; 24; 153; 177; 227;
Интерес, мотив - 19; 216; 227;
К
Карьера в бизнесе - 12; 19; 68;
Качество - 136; 177; 330-334;
"Квази-бизнес" - 36;
Клиент-центрированное мышление - 142; 152-155; 157;
Когнитивный диссонанс - 34; 37;
"Команда" - 15; 213-215; 248-251; 325;
Коммерция - 13; 25; 29-30; 34; 60:
Конкуренция - 4;15; 21; 89; 154; 176-178;
Ю виды -176;
Ю недобросовестная -184;
Конкурентность - 185-187; 245; 337;
"Конкурентный анализ" - 136; 178;
Контроль - 66; 71; 74; 111; 136; 235;
Конфликт -
-внутриличностный - 120;
Культура корпоративная (организационная) - 31; 66; 68; 290-294; 321; 325; 333;
Л
"Laisse-faire" - 26;
Лидер - 47; 75-78;
Лидерство - 21; 26; 66-67; 175-176; 215-216; 258-260;
М
Манипулирование - 155;
Марка торговая - 177;
Маркетинг - 7; 28; 57; 131; 139; 142; 176; 315; 321; 326; 332;
Маркетинговое мышление - 79; 130-170;
Межличностная эффективность/компетентность - 66-67;
Менеджер - 47; 60-69; 78; 111-116; 215; 319;
Менеджмент - 12; 28;
"Механизация" - 312-317;
Миссия - 273-277;
Мотивация - 11; 24; 41; 89-93;237-239; 273; 316; 324;
"Мы и они" - 23; 230-232; 244; 369;
Н
Навыки менеджерские - 65-66
Налоги – 3; 32; 114; 123; 351; 352;
Наука - 4; 17-18;
Наследственность - 48;
Независимость - 59; 64; 102;
"Незаменимости" эффект - 309;
Неопределенность в бизнесе - 17; 79; 81-101;
Неудачи - 71; 89-90; 150;
О
Обмена отношения - 13; 22; 27; 137-141; 213; 328;
Образ желаемого будущего - 94;
Оплата труда - 24;
Опыт - 44; 87; 105; 138; 241;
Организационная психология - 254-280;
Организационные формы - 16;
Отбор кадров - 43; 66;
Ответственность - 57; 60; 76; 101; 191; 204-207; 211; 216; 224; 245; 280; 352; 355; 366-368;
"Открытая" организация - 264-265;
Отношение к работе - 220 -229;
Ошибка - 224;
П
Парадигмы организационные - 258-264;
Партиципация - 242-246;
Партнерство - 176-178; 211; 248;
Персонал - 123; 215-252; 309; 315;
Перфекционизм - 81; 84-85;
Позиция внутренняя - 62; 64; 138; 142;
Подбор кадров - 44; 220;
Потребительские свойства товара - 107; 152;
Потребности - 20; 89-93; 153; 155;
Практическая психология - 44;
Предприимчивость - 49-51;
Предприниматель - 11;40-41; 47- 60; 70; 75; 78; 94; 104-110; 177; 215;
Предпринимательство - 19; 26; 30; 47-51;
Прибыль - 12-13; 25; 32-34; 36; 60; 107; 120;
Принятие решения - 60; 115; 118;
Проекция - 141;
"Проживание" - 45;
Профессионализм - 220; 315;
Психология бизнеса - 7;
Психология потребителя - 149-152;
Психология черт ("Trait psychology") - 44;
Пуризм - 17;
Р
Равенство - 29;
Развитие организационное - 66;
Размера эффект - 233-234;
Рациональная психология - 20;
Реклама - 30; 136; 144-149; 177;
Репутация - 184-185;
Риск - 19; 24; 36; 57; 70-71; 74; 101; 233;
Роли - 45;
-судьба роли - 47;
Рынок - 20; 130; 140; 157-159;
-"испорченный" - 182;
С
Самовосприятие - 37;
Самооценка - 90;
Сбытовое мышление - 142-149;
Сделка - 34-36;
Семейные отношения - 27;
"Синхронная" организация - 265-267;
Ситуативность - 36; 355-366;
Собственник - 42; 120-121; 193-194; 247-248;
Сопротивление - 83; 232; 282; 295-296; 317;
"Случайная" организация - 263-264;
Специалист - 42; 54; 57; 62; 64; 71; 83; 142; 164; 303;
Стабильность, мотив - 18; 241;
Статус - 241;
Стратегия - 16; 25; 277-279;
Стратегическое планирование - 66;
Сценарии жизненные - 20;
"Счетность" мышления - 24; 33; 79; 102-128; 137;
Т
"Тень" - 348-352;
Товар - 146;
Традиц








Date: 2015-05-09; view: 414; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.042 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию