Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социально-когнитивная теория и теория черт
Сторонники социально-когнитивной теории критикуют исследователей черт личности за их приверженность изучению широких, глобальных диспозиций, тогда как на самом деле надо изучать процессы, которые отвечают за то, как поведение усваивается, сохраняется и изменяется. Как отмечалось в главе 8, эти различные взгляды кристаллизуются и поляризуются в рамках спора «человек—ситуация». Хотя теоретики черт и социально-когнитивных процессов сходятся во взглядах на значение эмпирических исследований, их исходные положения и направленность исследований существенно различаются. Если исследователи черт считают, что поведение — это, главным образом, продукт диспозиций и оно обладает значительной внутренней согласованностью в разных ситуациях и во времени, то сторонники социально-когнитивной теории подчеркивают роль когнитивных ком-петентностей человека в умении различать ситуации при формировании как представлений о самоэффективности, так и ожиданий будущих результатов. Конечно, сегодня и сторонники теории черт, и адепты социально-когнитивного подхода согласятся, что есть факты, доказывающие как согласованность, так и вариабельность поведения. Однако они по-разному думают о том, насколько сильно выражено каждое из этих свойств, а также о том, как объяснять поведение и что следует изучать. Сторонники когнитивной теории подчеркивают, что человек может делать, особенно в конкретных контекстах, тогда как исследователи черт наиболее важным считают то, какие внеконтекстуаль-ные черты человек имеет; сторонники социально-когнитивной теории подчеркивают усвоенные когнитивные ожидания и компетентности, тогда как исследователи черт предпочитают широкие, обобщенные диспозиции, как правило, генетически обусловленные. Сторонники социально-когнитивной теории подчеркивают важность адаптации к меняющимся обстоятельствам, тогда как исследователи черт отдают предпочтение стабильным факторным структурам; и хотя и те и другие ученые признают ценность самоотчетов, социально-когнитивные теоретики предпочитают информацию о текущих мыслях и чувствах, связанных с конкретными ситуациями, а не глобальные самоотчеты об общих особенностях деятельности (Mischel, 1990; Mischel & Shoda, 1995). Критическая оценка All Социально-когнитивная теория и теория научения Социально-когнитивная теория берет свое начало в теории научения. Как уже было сказано, первоначально она звалась теорией социального научения. С теориями научения Халла и Скиннера ее объединяет значение, которое они придают эмпирическому исследованию, усвоению поведения в конкретных ситуациях и контекстах и роли поощрений во влиянии на поведение. Кроме того, все эти теории отрицают модель, построенную по типу «симптом—болезнь», и предпочитают видеть в терапии научение новым паттернам мышления и поведения, а не средство лечения некоторых скрытых проблем. Однако, подчеркивая значение когнитивных процессов, сторонники социально-когнитивной теории утверждают, что поведение регулируется не только внешними последствиями (наградами и наказаниями), но и внутренними ожиданиями и саморегулятор-ными процессами. Еще одно важное различие касается использования данных, полученных с помощью самоотчетов. В то время как сторонники теории научения избегают применять подобные данные, а скиннерианцы особенно возражают против их использования и построения на их основе рассуждений о событиях внутренней жизни, Бандура придерживается совершенно других взглядов. По Бандуре, хотя когнитивные процессы не доступны внешнему наблюдению, однако данные самоотчетов могут оказаться полезными в постижении этих процессов. По крайней мере, он считает, что вопрос о ценности самоотчетов открыт для исследования. Кроме того, предполагается, что подобные данные могут быть полезны только в том случае, если самоотчеты конкретны и непосредственно предшествуют действию. Date: 2015-05-09; view: 584; Нарушение авторских прав |