Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория привязанности и личные взаимоотношения взрослых





Эта теория разрабатывает проблему влияния ранних переживаний на разви­тие личности и их связь с последующим функционированием личности. Не будучи ни особым разделом психоаналитической теории, ни разделом теории объектных отношений, концепция привязанности имеет много общих точек соприкосновения с каждой из них.

Современная теория привязанности основывается главным образом на ран­них работах британского психоаналитика Джона Баулби (John Bowlby) и на эмпирических данных специалиста по психологии развития Мери Эйнсуорт (Ainsworth & Bowlby, 1991; Bretherton, 1992; Rothbard & Shaver, 1994). Баулби получил психоаналитическую подготовку и заинтересовался влиянием, которое оказывает раннее отделение детей от родителей на развитие личности ребенка. Это была главная проблема в Англии в период Второй мировой войны, когда многих детей отправляли в деревню, далеко от своих родителей, чтобы спасти от вражеской бомбардировки в городах. В концептуальном отношении Баулби находился под сильным впечатлением открытий в этологии — разделе биологии, который занимается изучением поведения животных в их природной среде, и под влиянием достижений общей теории систем — раздела биологии, который разрабатывает наиболее общие принципы действия всех биологических систем. Собственные клинические наблюдения и анализ литературных данных привели Баулби к созданию теории развития поведенческой системы привязанности (ПСП). Согласно этой теории, развивающийся ребенок проходит серию фаз в развитии привязанности к основной заботящейся о нем фигуре, обычно к матери, и в использовании этой привязанности в качестве «базы безопасности» для исследовательской деятельности и автономизации. ПСП рассматривается как внутренняя программа, часть нашего эволюционного наследства, которая имеет адаптивную ценность. Она обеспечивает как поддержание тесного контакта с матерью, так и исследование окружающего мира с этой безопасной позиции.

На следующей фазе развития ПСП ребенок создает внутренние оперативные модели, или психологические образы себя и своих главных опекунов. Эти модели тесно связаны с эмоциями. Основанные на опыте взаимоотношений в мла­денчестве, они создают основу для развития ожиданий по поводу будущих вза­имоотношений с людьми. Подчеркивая важность ранних эмоциональных взаи­моотношений для развития личности и для будущих отношений с людьми, теория привязанности сближается в этом пункте с психоанализом и теорией объектных отношений.

Если говорить о практической работе, то поворотным моментом можно считать появление процедуры «Странная ситуация», разработанной Мери Эйн-суорт. В базовом варианте процедура представляет собой систематическое на­блюдение за тем, как ребенок реагирует на уход (отделение) и возвращение (воссоединение) матери или другой заботящейся о нем фигуры. Эти наблюде­ния дают основание распределить детей по трем категориям привязанности — уверенная (около 70% детей), тревожно-избегающая (около 20% детей) и тре­вожно-амбивалентная (около 10% детей). Если говорить вкратце, то уверенные дети чувствительны к уходу матери, но приветствуют ее после воссоединения,


Родственные точки зрения и современное развитие теории 183

легко утешаются и после этого способны вернуться к игре или исследованию. Напротив, тревожно-избегающие дети слабо протестуют против отделения от матери, но по ее возвращении демонстрируют избегание, отворачиваясь в сто­рону или убегая прочь. И наконец, тревожно-амбивалентные дети испытывают трудности в обеих ситуациях: и расставаясь с матерью, и воссоединяясь с ней после разлуки. Что особенно примечательно в их поведении, так это странная смесь требований, чтобы их взяли на руки и тут же спустили обратно на пол, как только их просьба выполнена.

Многое еще можно было бы рассказать об этой теории и процедурах изме­рения, но лучше сейчас остановиться и проанализировать вопрос о том, влияют ли различия в типе привязанности на различия в межличностных отношениях взрослых, в частности на романтические отношения. В исследовании, которое будет изложено ниже, психологи предприняли попытку изучить возможные связи между эмоциональными узами, образовавшимися в детстве, и эмоциональными отношениями любви, возникающими у взрослого человека (Hazan & Shaver, 1987). В частности, была выдвинута гипотеза, что ранний стиль привязанности (уверенный, избегающий или тревожно-амбивалентный) будет связан со взрослым стилем романтической любви, т.е. будет иметь место своего рода преемственность эмоциональных и поведенческих паттернов, предсказываемая психоаналитической теорией.


Испытуемыми в этом исследовании были участники газетного опроса, или «викторины любви». Стиль привязанности определялся по тому, к какой кате­гории относили себя читатели газеты по своим взаимоотношениям с людьми. Эти категории описывают стили привязанности (рис. 4.4). Чтобы определить нынешний стиль романтической любви, испытуемых просили ответить на воп­росник, опубликованный в газете под заголовком «Расскажите нам о Любви вашей жизни». Ответы на вопросы, касающиеся самой значительной любви в жизни, стали базой данных для оценки респондентов по 12 шкалам любовного опыта (рис. 4.4). Задавались и дополнительные вопросы о взглядах людей на то, как развивалась их любовь во времени, и о детских воспоминаниях, касающихся отношений с родителями и между родителями.

Будут ли различаться три типа респондентов (уверенный, избегающий и тревожно-амбивалентный) также и по характеру переживания ими самой боль­шой любви? Как показывают средние значения, полученные по Шкале любви для трех типов респондентов, это, видимо, так и есть. Уверенный стиль привя­занности оказался связанным с переживанием счастья, дружбы и доверия, из­бегающий стиль — со страхом близости, эмоциональными взлетами и падениями, а также с ревностью, а тревожно-амбивалентный стиль — с навязчивой поглощенностью любимым человеком, желанием тесного союза, сексуальной страстью, эмоциональными крайностями и ревностью. Кроме того, эти три группы различались своими взглядами на любовь, т.е. ментальными моделями романтических отношений: любовники с уверенным стилем привязанности смотрели на любовные чувства как на что-то относительно стабильное, но также постепенно развивающееся и затухающее, и скептически относились к ро­мантическим историям, изображаемым в романах и в кино, в которых от любви теряют голову; любовники, избегающие тесной привязанности, относились



Глава 4. Психодинамическая теория


Типы привязанности взрослых

Какое из последующих описаний лучше всего подходит к тому, что вы чувствуете?

Уверенная привязанность (N = 319; 56%): Я считаю, что с людьми сближаться нетрудно, и меня не смущает зависимость от них или их зависимость от меня. Я редко переживаю из-за того, что от меня отдаляются или, наоборот, сближаются со мной слишком тесно.

Избегающая привязанность (N = 145; 25%): Я испытываю некоторый дискомфорт, сближаясь с кем-то очень тесно; мне трудно полностью доверять людям, трудно ощущать, что зави­сишь от них. Я нервничаю, когда кто-то оказывается слишком близко, и моим любовникам часто хочется большей интимности, чем это допустимо для меня.

Тревожно-амбивалентная привязанность (N = 110; 19%): Мне кажется, что другие неохотно соглашаются на такую близость, которой мне хотелось бы. Я часто беспокоюсь, что мой партнер на самом деле не любит меня или не хочет быть со мной. Мне хочется слиться с другим человеком в единое целое, но это желание иногда отпугивает людей.


 

Название Пример суждения, входящего в эту шкалу Средние значения для трех
шкалы типов привязанности
    Избегаю- Тревожно- Увереь
    щая амбивал. ная
Счастье Мои отношения с делали (де­ лают) меня очень счастливым 3,19 3,31 3,51
Дружба Я считал (считаю) одним из самых близких друзей 3,18 3,19 3,50
Доверие Я испытывал (испытываю) полное дове- 3,11 3,13 3,43
Страх близости рие к Я иногда чувствовал (чувствую), что идти на слишком тесное сближение с опасно 2,30 2,15 1,88
2,88
Навязчивая Временами мои мысли непроизвольно бы- поглощенность вали (бывают) сосредоточены на _________ Сексуальная

Принятие


Эмоциональ-ные крайности

Ревность

привлекатель­ность

Желание тес­ного союза

Желание вза­имности

Любовь с пер­вого взгляда


Я прекрасно осознавал (осознаю) несо-
вершенства, но это не умаляло

(не умаляет) мою любовь
В моих отношениях ся испыты-

вал (испытываю) столько же боли, сколь­
ко и радости
Я любил (люблю)так сильно, что

часто испытывал (испытываю) ревность

Я испытывал (испытываю) физическое влечение к

Временами мне хотелось (хочется), чтобы
мы с стали единым целым, мес

тоимением «мы» без явных границ
Ничего я так не хотел (хочу), как того,
чтобы ответил(а)

_, я был на мои чувства Как только я увидел пленен


2,86

2,75

2,57

3,01 3,27

2,81

3,24

2,91


 

3,01

3,03

2,36

3,05

2,17

 

3,29 3,01
3,43 3,27
3,25 2,69
3,55 3,22
3,17 2,97

Рис. 4.4. Примеры суждений и средние значения по 12 шкалам любовного опыта для трех типов привязанности (Hazan & Shaver, 1987. Печатается с разрешения Американской психологической ассоциации).


Клиническое применение



скептически к прочности романтических отношений и считали, что очень редко удается найти человека, в которого можно влюбиться; тревожно-амбивалентные любовники считали, что влюбиться легко, но трудно найти истинную любовь. И наконец, испытуемые с уверенным стилем привязанности по сравнению с испытуемыми двух других групп сообщали о более теплых взаимоотношениях с обоими родителями, так же как и о более теплых отношениях между родителями.

Последующее исследование, проведенное психологами с учащимися кол­леджа, подтвердило характер этих взаимосвязей, а также установило, что раз­личия касаются и того, как представители данных трех групп описывают самих себя: испытуемые с уверенным стилем считали, что с ними легко сойтись и что большинство окружающих им симпатизируют, в то время как тревожно-амби­валентные описывали себя как людей, сомневающихся в себе, которых часто не понимают и недооценивают. Испытуемые с избегающим стилем по своим ответам располагаются между этими двумя группами, но ближе к последней.

В дальнейших исследованиях эти факты воспроизводились и расширялись в двух направлениях. Во-первых, было высказано предположение, что стиль при­вязанности оказывает очень широкое воздействие на взаимоотношения человека с другими людьми, а также на его самооценку (Feeney & Noller, 1990). Во-вторых, стиль привязанности, по-видимому, связан и с отношением к работе: испытуемые с уверенным стилем и на работе чувствуют себя уверенно, они относительно свободны от страха сделать ошибку и не позволяют, чтобы личные отношения мешали их работе, и наоборот, тревожно-амбивалентные ис­пытуемые на работе очень сильно зависят от похвалы и страха отвержения, и, кроме того, они допускают, чтобы личные отношения сказывались на их дея­тельности; избегающие привязанности испытуемые используют работу, чтобы соответственно избегать социальных взаимодействий, и хотя в финансовом от­ношении дела у них идут хорошо, они менее удовлетворены своей работой, чем испытуемые с уверенным стилем привязанности (Hazan & Shaver, 199б).


Тут важно вспомнить, что Баулби предполагал, что стили привязанности развиваются в результате раннего опыта отношений с заботящейся о ребенке матерью и включают внутренние оперативные модели себя и окружающих. Не­давно была сделана попытка связать различные стили привязанности с этими внутренними моделями (Bartholomew & Horowitz, 1991; Griffin & Bartholomew, 1994). Если следовать Баулби, то паттерны привязанности можно определить двумя осями, характеризующими внутреннюю модель Я и внутреннюю модель Другого (рис. 4.5). Каждая ось имеет свой позитивный и негативный полюсы. Примером позитивного полюса Я-оси могут служить чувство собственной цен­ности и ожидание позитивной реакции на себя со стороны других. Позитивным полюсом оси, характеризующим других, может быть ожидание от людей, что они будут доступны и настроены на помощь и поддержку, позволяя сближаться с собой. Как мы можем видеть на рис. 4.5, эта модель приводит к появлению дополнительного четвертого стиля привязанности, а именно, отвергающего (dismissing) близость. Индивиды с таким паттерном привязанности чувствуют себя некомфортно при установлении близких отношений и предпочитают не зависеть от других, но при этом все-таки сохраняют позитивный образ Я. Со-



Глава 4. Психодинамическая теория








Date: 2015-05-09; view: 718; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию