Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культурные и межличностные акценты
С последующим продвижением психодинамического подхода из Европы в Соединенные Штаты Америки появляются теоретики, акцентирующие в поведении социальные, а не биологические силы. Эти теоретики получили собирательное название «неофрейдисты», учитывая одновременно и их теоретическую привязанность к Фрейду, и новизну их собственных идей. Некоторые из этих теоретиков — такие, как Карен Хорни (Karen Horney), эмигрировали в США перед Второй мировой войной. Другие, в частности Гарри Стэк Салливен (Harry Stack Sullivan), родились и обучались в Америке. Родственные точки зрения и современное развитие теории 177 Карен Хорни (1885-1959) Карен Хорни получила традиционную психоаналитическую подготовку в Германии и переехала в Соединенные Штаты Америки в 1932 г. Вскоре после этого она разошлась с традиционным психоанализом и разработала свое собственное теоретическое направление и программу обучения психоанализу. В отличие от Адлера и Юнга она признавала, что ее взгляды опирались на грандиозный фундамент, созданный Фрейдом, а вовсе не замещали его. Возможно, самое существенное расхождение между ней и Фрейдом заключалось в неприятии универсальности воздействия биологических сил по сравнению с культурным влиянием: «Когда мы осознаем огромную роль культурных условий в возникновении неврозов, биологические и физиологические факторы, которые Фрейд считал источником неврозов, уходят на задний план» (1937, p. viii). К этому выводу ее привели три важных обстоятельства. Во-первых, утверждения Фрейда, касающиеся женщин, заставили Хорни задуматься о культурных факторах: «Их влияние на наши представления о том, что такое маскулинность и фемининность, было очевидно, и для меня стало также очевидно, что Фрейд пришел к определенным выводам, потому что не принимал этих факторов в расчет» (1945, р. 11). Во-вторых, она была связана с другим психоаналитиком, Эрихом Фроммом (Erich Fromm), который помог ей глубже осознать роль социальных и культурных влияний. В-третьих, наблюдаемые ею различия в структуре личности у ее европейских и американских пациентов подтверждали важность культурных влияний. Кроме того, эти наблюдения привели ее к выводу, что межличностные отношения занимают центральное место в функционировании любой личности, здоровая она или невротическая. Особое значение в функционировании невротической личности Хорни придавала тому, как индивид пытается справиться с базовой тревогой — чувством, которое испытывает ребенок, оказавшись изолированным и беспомощным в потенциально враждебном мире. Согласно ее теории неврозов, у невротической личности всегда есть конфликт между тремя способами реагирования на базовую тревогу. Эти три варианта, или три невротические тенденции, известны как движение к {moving toward), движение против {moving against) и движение от {moving away). Для всех трех тенденций характерны ригидность и невозможность полной реализации индивидуального потенциала, что и составляет суть любого невроза. В «движении к» человек пытается справляться с тревогой с помощью навязчивого стремления к тому, чтобы его принимали, одобряли, чтобы он чувствовал себя нужным. Такие люди принимают на себя зависимую роль в отношениях с другими, и если не считать безграничного желания любви, оказываются неэгоистичными, нетребовательными и склонными к самопожертвованию. В «движении против» человек решает, что все вокруг — враги и что жизнь — это борьба против всех. Все функционирование направлено на отрицание потребности в других и на демонстрацию твердости. В «движении от», третьем варианте конфликта, человек уходит, замыкается в невротической отчужденности. Такие люди часто относятся к себе и другим отстраненно, стараясь не дать вовлечь себя в эмоциональные отношения. Хотя каждый невротик демонстрирует ту или иную невротическую тенденцию, специфическую для данной Глава 4. Психодинамическая теория личности, проблема заключается в том, что между этими тремя тенденциями справиться с базовой тревогой существует конфликт. Прежде чем закончить с позицией Хорни, нам следует остановиться на ее взглядах, касающихся женщин. Эти взгляды сложились еще в начале ее деятельности в рамках традиционного психоанализа и позднее были сформулированы в серии статей, собранных в книге «Женская психология» (Ногпеу, 1973). Как уже говорилось, с самого начала Хорни трудно было принять взгляды Фрейда на особенности психологии женщин. Она чувствовала, что положение о зависти к пенису может быть результатом мужской предвзятости психоаналитиков, которые сталкивались с женщинами-невротиками, да еще в специфическом социальном контексте: «К сожалению, очень мало или совсем ничего не известно о психически здоровых женщинах или о женщинах, выросших в условиях другой культуры» (Ногпеу, 1973, р. 216). Она предположила, что у женщин нет биологической предрасположенности к мазохистским отношениям — быть слабыми, зависимыми, подчиненными и жертвенными. Напротив, эти отношения свидетельствуют о мощном влиянии социальных факторов. Короче говоря, судя по ее взглядам на женщин и по общей теоретической ориентации, Хорни отвергает биологический детерминизм Фрейда в пользу социального, межличностного подхода. Отчасти в результате этого расхождения она более оптимистично смотрит на способность людей к изменению и к самореализации. Гарри Стэк Салливен (1899—1949) Из всех теоретиков, о которых мы говорили в этой главе, Салливен — единственный, кто родился и обучался в Соединенных Штатах Америки, единственный, кто никогда не имел прямых контактов с Фрейдом, и он же больше других настаивал на ведущей роли социальных, межличностных факторов в развитии человека. Фактически его подход получил известность как Межличностная теория психиатрии (Sullivan, 1953), а его последователи считают себя представителями школы межличностных отношений. Салливен придавал большое значение отношениям раннего периода — между матерью и младенцем — в развитии тревоги и в развитии чувства Я. Тревога может передаваться матерью при самых первых контактах с ребенком. Таким образом, с самого начала тревога имеет, по сути, межличностный характер. Аналогично и понятие Я (self)* — центральное понятие в теории Салливена — оказывается по происхождению социальным. Я развивается из чувств, пережитых во взаимодействии с другими, и из отраженных оценок, т.е. из восприятия ребенком того, какую ценность он или она представляют для других и как ими оцениваются. Важными сторонами Я, особенно в связи с переживанием чувства тревоги или, наоборот, безопасности, являются Я-хорошее (good me), связанное с приятными воспоминаниями, Я-плохое (bad me), связанное с болью и угрозами потери безопасности, и не-Я (not me), т.е. та часть Я, которая отрицается из-за связи с непереносимой тревогой. * Заметим, что понятие Я (self) у Г. Салливена характеризует личностную рефлексию и не совпадает с понятием Я (Ego), противопоставляемым Оно и Сверх-Я. (Примеч. науч. ред. и пер.) Родственные точки зрения и современное развитие теории 179 Значение, которое придает Салливен социальным влияниям, заметно и в его взглядах на развитие личности. Теория Салливена имеет некоторое сходство с теорией развития Эриксона там, где подчеркивается важность межличностных отношений и важность других стадий развития, следующих за Эдиповым комплексом. Особенно примечательным моментом у Салливена является выделение в особую стадию ювенильной эры и предподросткового периода. На юве-нильной стадии — это примерно период с 11 до 14 лет — опыт взаимоотношений ребенка с друзьями и учителями начинает соперничать с влиянием родителей. Важную роль играет социальное принятие, а репутация ребенка в глазах других становится важным источником самоуважения или тревоги. В течение предподросткового периода особенно значимыми являются отношения с близким другом того же пола. Эти отношения тесного содружества и любви закладывают фундамент для развития любовных отношений с человеком противоположного пола в юношеском возрасте. На сегодняшний день многие детские психологи полагают, что ранние отношения со сверстниками могут быть сопоставимы с важностью раннего взаимодействия с матерью (Lewis et al., 1975). Как и в случае с другими теоретиками, в этом разделе мы рассмотрели всего лишь несколько основных понятий интерперсональной теории Салливена. Что касается трудов Салливена в целом, надо отметить их социальный акцент, внимание к развитию Я и его выдающийся вклад в лечение шизофрении. Date: 2015-05-09; view: 837; Нарушение авторских прав |