Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурные и межличностные акценты





С последующим продвижением психодинамического подхода из Европы в Соединенные Штаты Америки появляются теоретики, акцентирующие в пове­дении социальные, а не биологические силы. Эти теоретики получили собира­тельное название «неофрейдисты», учитывая одновременно и их теоретическую привязанность к Фрейду, и новизну их собственных идей. Некоторые из этих теоретиков — такие, как Карен Хорни (Karen Horney), эмигрировали в США перед Второй мировой войной. Другие, в частности Гарри Стэк Салливен (Harry Stack Sullivan), родились и обучались в Америке.


Родственные точки зрения и современное развитие теории 177

Карен Хорни (1885-1959)

Карен Хорни получила традиционную психоаналитическую подготовку в Германии и переехала в Соединенные Штаты Америки в 1932 г. Вскоре после этого она разошлась с традиционным психоанализом и разработала свое соб­ственное теоретическое направление и программу обучения психоанализу. В от­личие от Адлера и Юнга она признавала, что ее взгляды опирались на гранди­озный фундамент, созданный Фрейдом, а вовсе не замещали его. Возможно, самое существенное расхождение между ней и Фрейдом заключалось в непри­ятии универсальности воздействия биологических сил по сравнению с куль­турным влиянием: «Когда мы осознаем огромную роль культурных условий в возникновении неврозов, биологические и физиологические факторы, которые Фрейд считал источником неврозов, уходят на задний план» (1937, p. viii). К этому выводу ее привели три важных обстоятельства. Во-первых, утверждения Фрейда, касающиеся женщин, заставили Хорни задуматься о культурных факторах: «Их влияние на наши представления о том, что такое маскулинность и фемининность, было очевидно, и для меня стало также очевидно, что Фрейд пришел к определенным выводам, потому что не принимал этих факторов в расчет» (1945, р. 11). Во-вторых, она была связана с другим психоаналитиком, Эрихом Фроммом (Erich Fromm), который помог ей глубже осознать роль со­циальных и культурных влияний. В-третьих, наблюдаемые ею различия в струк­туре личности у ее европейских и американских пациентов подтверждали важ­ность культурных влияний. Кроме того, эти наблюдения привели ее к выводу, что межличностные отношения занимают центральное место в функциониро­вании любой личности, здоровая она или невротическая.

Особое значение в функционировании невротической личности Хорни при­давала тому, как индивид пытается справиться с базовой тревогой — чувством, которое испытывает ребенок, оказавшись изолированным и беспомощным в потенциально враждебном мире. Согласно ее теории неврозов, у невротической личности всегда есть конфликт между тремя способами реагирования на базовую тревогу. Эти три варианта, или три невротические тенденции, известны как движение к {moving toward), движение против {moving against) и движение от {moving away).

Для всех трех тенденций характерны ригидность и невозможность полной реализации индивидуального потенциала, что и составляет суть любого невроза. В «движении к» человек пытается справляться с тревогой с помощью навяз­чивого стремления к тому, чтобы его принимали, одобряли, чтобы он чувствовал себя нужным. Такие люди принимают на себя зависимую роль в отношениях с другими, и если не считать безграничного желания любви, оказываются неэгоистичными, нетребовательными и склонными к самопожертвованию. В «движении против» человек решает, что все вокруг — враги и что жизнь — это борьба против всех. Все функционирование направлено на отрицание по­требности в других и на демонстрацию твердости. В «движении от», третьем варианте конфликта, человек уходит, замыкается в невротической отчужден­ности. Такие люди часто относятся к себе и другим отстраненно, стараясь не дать вовлечь себя в эмоциональные отношения. Хотя каждый невротик демон­стрирует ту или иную невротическую тенденцию, специфическую для данной



Глава 4. Психодинамическая теория


личности, проблема заключается в том, что между этими тремя тенденциями справиться с базовой тревогой существует конфликт.

Прежде чем закончить с позицией Хорни, нам следует остановиться на ее взглядах, касающихся женщин. Эти взгляды сложились еще в начале ее деятель­ности в рамках традиционного психоанализа и позднее были сформулированы в серии статей, собранных в книге «Женская психология» (Ногпеу, 1973). Как уже говорилось, с самого начала Хорни трудно было принять взгляды Фрейда на особенности психологии женщин. Она чувствовала, что положение о зависти к пенису может быть результатом мужской предвзятости психоаналитиков, которые сталкивались с женщинами-невротиками, да еще в специфическом социальном контексте: «К сожалению, очень мало или совсем ничего не изве­стно о психически здоровых женщинах или о женщинах, выросших в условиях другой культуры» (Ногпеу, 1973, р. 216). Она предположила, что у женщин нет биологической предрасположенности к мазохистским отношениям — быть сла­быми, зависимыми, подчиненными и жертвенными. Напротив, эти отношения свидетельствуют о мощном влиянии социальных факторов.


Короче говоря, судя по ее взглядам на женщин и по общей теоретической ориентации, Хорни отвергает биологический детерминизм Фрейда в пользу социального, межличностного подхода. Отчасти в результате этого расхождения она более оптимистично смотрит на способность людей к изменению и к самореализации.

Гарри Стэк Салливен (1899—1949)

Из всех теоретиков, о которых мы говорили в этой главе, Салливен — един­ственный, кто родился и обучался в Соединенных Штатах Америки, един­ственный, кто никогда не имел прямых контактов с Фрейдом, и он же больше других настаивал на ведущей роли социальных, межличностных факторов в развитии человека. Фактически его подход получил известность как Межлично­стная теория психиатрии (Sullivan, 1953), а его последователи считают себя представителями школы межличностных отношений.

Салливен придавал большое значение отношениям раннего периода — между матерью и младенцем — в развитии тревоги и в развитии чувства Я. Тревога может передаваться матерью при самых первых контактах с ребенком. Таким образом, с самого начала тревога имеет, по сути, межличностный характер. Аналогично и понятие Я (self)* — центральное понятие в теории Салливена — оказывается по происхождению социальным. Я развивается из чувств, пережи­тых во взаимодействии с другими, и из отраженных оценок, т.е. из восприятия ребенком того, какую ценность он или она представляют для других и как ими оцениваются. Важными сторонами Я, особенно в связи с переживанием чув­ства тревоги или, наоборот, безопасности, являются Я-хорошее (good me), свя­занное с приятными воспоминаниями, Я-плохое (bad me), связанное с болью и угрозами потери безопасности, и не-Я (not me), т.е. та часть Я, которая отрицается из-за связи с непереносимой тревогой.

* Заметим, что понятие Я (self) у Г. Салливена характеризует личностную рефлексию и не совпадает с понятием Я (Ego), противопоставляемым Оно и Сверх-Я. (Примеч. науч. ред. и пер.)


Родственные точки зрения и современное развитие теории 179

Значение, которое придает Салливен социальным влияниям, заметно и в его взглядах на развитие личности. Теория Салливена имеет некоторое сходство с теорией развития Эриксона там, где подчеркивается важность межличностных отношений и важность других стадий развития, следующих за Эдиповым комплексом. Особенно примечательным моментом у Салливена является выде­ление в особую стадию ювенильной эры и предподросткового периода. На юве-нильной стадии — это примерно период с 11 до 14 лет — опыт взаимоотношений ребенка с друзьями и учителями начинает соперничать с влиянием родителей. Важную роль играет социальное принятие, а репутация ребенка в глазах других становится важным источником самоуважения или тревоги. В течение предподросткового периода особенно значимыми являются отношения с близким другом того же пола. Эти отношения тесного содружества и любви закладывают фундамент для развития любовных отношений с человеком противоположного пола в юношеском возрасте. На сегодняшний день многие детские психологи полагают, что ранние отношения со сверстниками могут быть сопоставимы с важностью раннего взаимодействия с матерью (Lewis et al., 1975).

Как и в случае с другими теоретиками, в этом разделе мы рассмотрели всего лишь несколько основных понятий интерперсональной теории Салливена. Что касается трудов Салливена в целом, надо отметить их социальный акцент, внимание к развитию Я и его выдающийся вклад в лечение шизофрении.







Date: 2015-05-09; view: 837; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию