Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Движущие силы антропогенеза: биологические и социальные факторы
Антропогенез – раздел антропологии (науке о человеке), изучающий происхождение и эволюцию человека, становление его как вида в процессе формирования общества. Еще Дарвин показал, что историческое развитие человека осуществлялось под влиянием тех же факторов биологической эволюции, что и остальных видов живой природы. На ранних этапах антропогенеза естественный отбор имел решающее значение. Шел отбор особей способных изготавливать орудия труда, ведущих стадный образ жизни, способных сообща противостоять неблагоприятным факторам среды. Индивидуальный отбор формировал преимущественно морфофизиологические особенности организации человеческого типа (прямохождение, развитая кисть руки, крупный мозг), групповой отбор совершенствовал социальную организацию (формы отношений в стаде). Однако для антропогенеза недостаточно только биологических закономерностей. Происхождение человека – это уникальное явление, при котором осуществился переход от биологических к социальным процессам. Социальные факторы антропогенеза (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление) сыграли важное значение в эволюции человека. На первых этапах эволюции решающее значение имел естественный отбор на лучшую приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды. Однако в дальнейшем развитие трудовой деятельности, требуя объединения усилий людей в процессе труда, охоты и т.д., выдвинуло проблему передачи индивидуального опыта в пределах коллектива. Если особенности строения и физиологии человека передаются по наследству на основе генетической информации, то социальная информация передается с помощью слова при обучении. Каждое взрослое поколение передает последующим опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования. Для древнейших и древних людей были характерны значительные морфологические изменения и одновременно относительно медленное совершенствование орудий труда. В развитии неоантропов появляется иная закономерность – интенсивное обогащение духовного мира, рост интеллекта, гигантская скорость развития производства и практически отсутствие изменений строения тела человека (физический облик человека почти не изменился в течение последних 40 тыс. лет). Для современных людей ведущими стали общественно-трудовые отношения. Социальная эволюция человека сложилась на фундаменте биологической эволюции. Это означает, что возникновение социальной формы движения не отменило действие биологических законов, а лишь изменило их проявление. Вид Человек разумный – это часть биосферы и является продуктом ее эволюции. Закономерности биологических процессов, происходящие в природе, в полной мере действуют и на человека. В то же время, биосоциальная сущность человека накладывает отпечаток на проявление биологических закономерностей. Реализация генетической информации в онтогенезе в условиях определенной среды формирует биологическую конституцию человека – создает материальные предпосылки для развития интеллекта, мышления. Социальная информация передается с помощью слова при обучении. Наследственность человека обеспечивает возможность восприятия социальной программы, а полная реализация его биологической организации возможна лишь в условиях социальной среды. В современном человеческом обществе действие биологических факторов эволюции изменилось: естественный отбор потерял свою ведущую роль как фактор видообразования и выполняет лишь стабилизирующую функцию. Изоляция также постепенно теряет свое значение – нарушение изоляционных барьеров ведет к обогащению генофондов популяций. В настоящее время численность населения не подвержена значительным колебаниям и в связи с этим действие популяционных волн может сказываться только в отдельных малонаселенных регионах. Сохранил свое значение мутационный процесс. Мутации постоянно меняют генотипический состав населения и совместно с комбинативной изменчивостью обеспечивают полиморфизм популяций. Ослабление действие отбора может привести к накоплению вредных мутаций (генетический груз человечества), ведущих к снижению жизнеспособности особей. Эти обстоятельства следует учитывать в разных областях человеческой деятельности, прежде всего, в охране окружающей среды от загрязнения. Овладев изготовлением совершенных орудий труда, воспроизводством пищи, устройством жилищ, человек изолировал себя от неблагоприятных климатических факторов настолько, что вышел из-под жесткого контроля естественного отбора и в значительной степени стал зависеть от социальных условий и воспитания. Вне человеческого общества формирование специфических человеческих качеств стало невозможным. Качественные отличия человека: 1. Трудовая деятельность. 2. Наличие второй сигнальной системы – слово. 3. Особая, не связанная с генетическими механизмами, форма передачи информации в ряду поколений – преемственность культуры, знаний, традиций, что стало возможным благодаря развитию речи, а затем и письменности. Date: 2015-04-23; view: 5369; Нарушение авторских прав |