Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иерархия потребностей





Когда нам чего-то не хватает, мы испытываем нужду, а вме­сте с тем находимся в зависимости от этого чего-то. Престарелые и одинокие нуждаются в опеке, помощи, сочувствии. Голодный человек нуждается в пище. Именно поэтому считается, что по­требность - состояние живого существа, выражающее его зависи­мость от того, что составляет условия его существования. Нежи­вое не испытывает потребности.

Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологи­ческое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение и зас­тавляет человека проявлять активность, что-то предпринимать, чтобы снять напряжение. Удовлетворение потребности - про­цесс возвращения организма в состояние равновесия, снятие напряжения. Купив или украв кусок хлеба, человек насыщает по­требность - снимает напряжение.

Видимо, чувство неудовлетворенности выполняет ту же са­мую функцию, что и чувство боли. Оно сообщает нашей психике о непорядке в нашем организме, его расстройстве. Не будь таких сигналов, организм давно разрушился бы. Таким образом, роль потребностей прогрессивна. Можно с уверенностью говорить, что человеческую цивилизацию, достижения культуры и обществен­ное здание строили люди глубоко неудовлетворенные. Потребно­сти - движущая сила человеческой активности, причина многих наших действий и поступков. Разумеется, не единственная.

Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу (1908 - 1970 гг.). Его учение называется иерархической теорией потребностей. А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке от низших биологических до высших духовных:

1. Физиологические и сексуальные потребности - в воспроиз­
водстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жили­
ще, отдыхе, предохранении себя от неблагоприятных воздей­
ствий климата (жары, холода и т.д.). Их еще называют
витальными, т.е. ответственными за сохранение жизни человека.

2. Экзистенциальные потребности, или потребности в безопас­
ности.
Они выражают потребности не просто в сохранении жиз-
ни, но в качестве жизни. Физическая безопасность - потребность
в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жиз­
нью человека. Речь идет об уверенности в завтрашнем дне, ста­
бильности условий жизнедеятельности, потребности в опреде­
ленном постоянстве и регулярности окружающего социума,
например, в безопасности на улицах, в отсутствии войн и конф­
ликтов, а также в стремлении избежать несправедливого обра­
щения. Экономическая безопасность - потребность в гарантиро­
ванной занятости, страховании от несчастных случаев, желание
иметь постоянные средства существования (заработок).

3. Социальные потребности свидетельствуют о том, что чело­
век - существо социальное, коллективное и вне группы жить не
может. Мы жаждем дружбы, привязанности, любви, принадлеж­
ности к сообществу, общения, участия в организациях, заботы
о другом и помощи близких. Социальные потребности указывают
на стремление человека не выделяться, быть как все, быть рав­
ным другим.

4. Престижные потребности, напротив, показывают, что чело­
веку вместе с тем присуще свойство выделяться чем-либо, обго­
нять других, быть не равным им, обращать на себя особое вни­
мание и искать преимуществ. Стремление выделиться движет
служебным ростом, желанием сделать карьеру, получить более
высокие статус, престиж, признание, оценку. Их называют еще

эгоистическими, или потребностями в оценке, ибо они ориенти­рованы на самого себя. Стремление, мотивация к успеху, дости­жениям, соперничеству относятся именно сюда.

5. Духовные потребности проще - это стремление к самореа­лизации, выразить через творческую активность все, на что спо­собен человек, осуществить себя. Однако духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека. А. Маслоу называл их основными, или базисными потребностями, а за их роль в стимулировании человеческой деятельности - мотиваци-онными переменными (но не мотивами в строгом смысле слова).

Первые два типа потребностей названы первичными (врож­денными), три других - вторичными (приобретенными). Взрос­лея, человек все большее значение придает вторым. Таким обра­зом, процесс духовного взросления - это процесс возвышения потребностей, т.е. замещения первичных вторичными.

Кроме них Маслоу выделял еще две потребности - когни­тивные (в приобретении новых знаний) и эстетические. Он не указал, где именно они размещаются, однако обе потребности относятся к высшим, и, по мнению ряда ученых, расположены между четвертым и пятым уровнями (см. Приложение).

Отечественные психологи, в частности А. В. Петровский, совершенно правильно полагают, что высшая пятая потреб­ность - в самореализации, это по существу потребность инди­вида стать личностью. Уже проведены некоторые эксперимен­ты, доказывающие ее наличие.







Date: 2015-05-08; view: 651; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию