Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ценности и значение
Так уж устроен человек как социальное существо, что все, что попадает в его поле зрения, до чего он касается и что вовлекает в круг своей деятельности, наделяется значением. Значение - это смысл, которым наделяются понятия и предметы, составляющие социалънЬе окружение человека, их важность, значительность, роль. Даже когда мы говорим, что данная вещь не имеет для нас значения, мы неявно помещаем ее на некоторую шкалу, или континуум значений, и придаем ей минимальную или нулевую важность. Таким образом, значение представляет собой континуум от 0 до 1, на котором мы располагаем элементы социальной среды (рис. 10). Ценности располагаются по континууму ближе к правому краю максимальной важности. Какие только определения ни давали ученые понятию "ценность" и какие только типологии ценностей они ни строили: ценности - нормы, ценности - мотивы, ценности - цели, ценности - ожидания и т.п. А суть дела проста. Ценности ■*- это то, в чем человек нуждается и чего Рис. 10. Все понятия и предметы, составляющие социальное окружение человека, наделяются разным значением и занимают свое место на континууме. у него нет. То, что в избытке, мы не ценим, но то, что теряем или чего у нас нет, то ценим. Капитал, земля, полезные ископаемые, рабочая сила дефицитны в любом обществе и для экономики они - основные ценности. Экономика и есть учение о том, как рационально распоряжаться этими ценностями. Понятия прибыли, приватизации, акций и многое другое - всего лишь техническое обозначение методов, техники и способов наиболее рационального распоряжения дефицитными благами общества, т.е. экономическими ценностями. И социология изучает ценности, но свои, социальные. Социальные ценности - это то, что призвано удовлетворить индивидуальные, групповые или общественные потребности. Очевидно, что ценности и потребности тесно связаны, это две стороны одного целого. Если потребность - побудительная сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вовне. Для голодного человека хлеб - наивысшая ценность, особенно если он долго голодал. Ценности бывают самыми разными - материальными и духовными, вполне земными и очень отстраненными. В первой половине 90-х годов, когда Россию постиг экономический кризис, значительная часть населения "хотела колбасы". Так и говорили. В тот момент она была ценностью. Поскольку экономический кризис сопровождался политическим, в стране возросли политическая нестабильность и преступность. Опросы населения четко показали: на первый план вышел правопорядок, спокойствие на улицах и гарантии жизни как высшая ценность. Но 10-15 лет на-
зад, когда в стране был порядок, никто не говорил об этой ценности. Он не был дефицитным благом. Роль ценностей в человеческом обществе огромна. И неудивительно, что они выполняют самые разные функции. Они - мастера на все руки, без них не могут обойтись. Они регулируют социальные отношения и взаимодействия людей, и в этом качестве их можно назвать ценностями -регуляторами. Ценности проявляют себя и в качестве фундаментальных норм, обеспечивающих целостность общества. Поэтому у них есть и вторая специальность - быть ценностными нормами. Ученые находят все новые и новые занятия им. Но одно из главных занятий ценностей - служить мотивом поведения. Человек стремится добыть то, в чем нуждается, что ценит, соответственно ориентирует поведение на конкретные ценности, причем ориентирует сознательно. А это и есть свойство быть мотивом поведения. Итак, в единое целое увязаны ценности, потребности и мотивы.
Человек Общество Рис. 11. Когда на шкале индивидуальных ценностей и на шкале общественных ценностей высшие ценности расположены наверху, а низшие - внизу, мы можем говорить о том, что этот человек - личность.
Date: 2015-05-08; view: 1439; Нарушение авторских прав |