Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценности и значение





Так уж устроен человек как социальное существо, что все, что попадает в его поле зрения, до чего он касается и что вов­лекает в круг своей деятельности, наделяется значением. Значе­ние - это смысл, которым наделяются понятия и предметы, со­ставляющие социалънЬе окружение человека, их важность, значительность, роль. Даже когда мы говорим, что данная вещь не имеет для нас значения, мы неявно помещаем ее на некоторую шкалу, или континуум значений, и придаем ей минимальную или нулевую важность. Таким образом, значение представляет со­бой континуум от 0 до 1, на котором мы располагаем элементы социальной среды (рис. 10).

Ценности располагаются по континууму ближе к правому краю максимальной важности. Какие только определения ни давали ученые понятию "ценность" и какие только типологии ценностей они ни строили: ценности - нормы, ценности - мотивы, ценности - цели, ценности - ожидания и т.п. А суть дела проста. Ценности ■*- это то, в чем человек нуждается и чего

Рис. 10. Все понятия и предметы, составляющие социальное ок­ружение человека, наделяются разным значением и занимают свое место на континууме.

у него нет. То, что в избытке, мы не ценим, но то, что теряем или чего у нас нет, то ценим. Капитал, земля, полезные иско­паемые, рабочая сила дефицитны в любом обществе и для эко­номики они - основные ценности. Экономика и есть учение о том, как рационально распоряжаться этими ценностями. По­нятия прибыли, приватизации, акций и многое другое - всего лишь техническое обозначение методов, техники и способов наиболее рационального распоряжения дефицитными благами общества, т.е. экономическими ценностями.

И социология изучает ценности, но свои, социальные. Соци­альные ценности - это то, что призвано удовлетворить индиви­дуальные, групповые или общественные потребности. Очевид­но, что ценности и потребности тесно связаны, это две стороны одного целого. Если потребность - побудительная сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те объек­ты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вовне. Для голодного человека хлеб - наивысшая ценность, особен­но если он долго голодал.

Ценности бывают самыми разными - материальными и ду­ховными, вполне земными и очень отстраненными. В первой по­ловине 90-х годов, когда Россию постиг экономический кризис, значительная часть населения "хотела колбасы". Так и говорили. В тот момент она была ценностью. Поскольку экономический кризис сопровождался политическим, в стране возросли полити­ческая нестабильность и преступность. Опросы населения четко показали: на первый план вышел правопорядок, спокойствие на улицах и гарантии жизни как высшая ценность. Но 10-15 лет на-

 

 

зад, когда в стране был порядок, никто не говорил об этой цен­ности. Он не был дефицитным благом.

Роль ценностей в человеческом обществе огромна. И неуди­вительно, что они выполняют самые разные функции. Они - мастера на все руки, без них не могут обойтись. Они регулируют социальные отношения и взаимодействия людей, и в этом каче­стве их можно назвать ценностями -регуляторами. Ценности про­являют себя и в качестве фундаментальных норм, обеспечиваю­щих целостность общества. Поэтому у них есть и вторая специальность - быть ценностными нормами. Ученые находят все новые и новые занятия им. Но одно из главных занятий ценнос­тей - служить мотивом поведения. Человек стремится добыть то, в чем нуждается, что ценит, соответственно ориентирует пове­дение на конкретные ценности, причем ориентирует сознатель­но. А это и есть свойство быть мотивом поведения. Итак, в единое целое увязаны ценности, потребности и мотивы.

 

Человек

Общество

Рис. 11. Когда на шкале индивидуальных ценностей и на шкале общественных ценностей высшие ценности расположены наверху, а низшие - внизу, мы можем говорить о том, что этот человек - личность.

 







Date: 2015-05-08; view: 1439; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию