Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современный этап





Его открыл Опосг Конт (1798-1857 гг.). Он дал имя социологии, определившее ее предмет и методы.

Окончание войны против всех, провозглашенное Гоббсом, так и не наступило. Напротив, Францию сотрясли экономичес­кие кризисы, социальные потрясения, политические переворо­ты. Директория, Консульство, Империя, Реставрация, рево­люция 1830 г., Июльская монархия, революция 1848 г., Вторая республика, Вторая империя - вот политические вехи творчес­кого развития Конта. О. Конт волею судьбы был поставлен в необычные исторические условия: на коротком промежутке времени разыгрывались глобальные общественные процессы. Такому можно только позавидовать. Но сотрясаемое раздорами общество требовало не только бесстрастного диагноста, но и удачливого лекаря. Такую функцию была призвана выполнить социология.

Французское общество в контовские времена остро чувство­вало потребность в ней. Уже в конце XVIII века в научный обиход входит понятие "класс", заменившее собой расплывчатое "со­словие". Французские историки вводят в употребление понятие классовой борьбы, которое описывает новую социальную струк­туру. Сен-Симон и Шарль Фурье первыми поставили проблему человеческого фактора в производстве. Не отрицая необходимос­ти и пользы разделения труда в обществе, они, как и Руссо, предлагали задуматься о той гуманистической цене, которую приходится платить за технический прогресс.

Конт совершил поистине коперниканский переворот в социоло­гии, выдвинув идею позитивного метода. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от нерешаемых вопросов. К ним Конт относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опроверг­нуть, опираясь на факты, собираемые в процессе наблюдения и эксперимента.

В созданной им классификации наук социология считалась са­мым сложным, труднопостигаемым видом знания. Как фунда­ментальная наука о законах общества, которое есть высшая ре­альность, подчиняющаяся только естественным законам. Историю творят не великие личности, а объективные законы. Индивид - скорее абстракция. Общество - это все человечество или какая-то его часть, связанная консенсусом "(всеобщим согла­сием). Историки находят у Конта зачатки того, что впоследствии стали называть системным подходом. Учение Конта состояло из двух частей - социальной статики, описывающей законы существова­ния и социальной динамики, описывающей законы и этапы изме­нения общества. Закон трех стадий гласит, что человеческое об­щество проходит три стадии развития: теологическую, метафизическую и позитивную.

Конт отвергал рыночную конкуренцию, полагая, что она развивает в человеке самые худшие, эгоистические черты. Он счи­тал разделение труда внутренней пружиной прогресса, но отрица­тельно относился к социальным последствиям. Одно из них - спе­циализация труда, превращающая человека в однобокого уродца. Разделение труда и конкуренция как бы выворачивают соци­альные отношения наизнанку: они развивают только чувство профессиональной солидарности. Оно объединяет лиц одной профессии, но заставляет с враждебностью относиться к лицам другой. Возникают замкнутые корпорации типа мафиозных орга­низаций (клан или каста). Концепция перерастания профессио­нальной солидарности в солидарность корпоративную актуальна и сегодня. Она хорошо описывает феномен круговой поруки и организованную преступность.

Разрушение общественного порядка может приостановить государство. Только оно может использовать всю мощь полити­ческой власти для того, чтобы восстановить социальную соли­дарность и политическое единство общества. Воистину, государ­ство - блюститель социального порядка. Ему надо разрешить вмешиваться в экономическую и социальную сферы общества, но не в моральную. Конт исповедовал принцип разделения мораль­ной и политической власти. Он высоко ценил средневековье именно за то, что там четко соблюдалось разделение власти между церковью (мораль) и государством (политика). Оно - единственное средство удержать общество от интеллектуального и морального террора, в который неизбежно впадает всякое пра­вительство, когда развитие мысли ставится в зависимость от по­литической выгоды.

Индивид должен почитать общество как высшее существо, ко­торому он всем обязан. Подчинение ему - священный долг каждо­го гражданина. Это не подчинение Богу или государству, это под­чинение одного всем. Основной этический принцип общественной жизни - "жизнь для других". Таков принцип един­ства альтруизма и консенсуса. На его основе Конт мыслил, как и Платон в свое время, перестроить человеческое общество. Сово­купность утопических рекомендаций он назвал программой со­здания "позитивной религии ".


Следующий шаг сделал другой француз - Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.). Центральная проблема, как и у Конта, соци­альная солидарность, а силой, создающей общественное целое, выступает разделение труда, т.е. специализация и распределение людей по профессиям. Благодаря выполнению различных трудо­вых функций (ролей) и обмену продуктами труда устанавливает­ся гармоничная система общественных отношений. Чем больше­го профессионального мастерства достигает человек, тем больше он становится социально зрелой личностью. Она - не предпосылка, а продукт длительного исторического развития.

На заре эволюции человеческого общества личности не было, но зато во всем господствовало коллективное сознание. Это совокупность общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание, хотя его носителем являются отдельные люди, нельзя путать с инди­видуальным сознанием, ибо оно отражает характер народа, его идеалы и традиции.

Так уж мы устроены, что любим сообщество тех, кто думает и чувствует, как мы. Даже на чужбине мы тянемся к соотече­ственникам. Людей притягивают общие верования и сходные чув­ства. Они являются условиями существования общества как еди-

ного коллектива. Коллективное сознание - особо почитаемая цен­ность. Если наши верования, идеалы и традиции под угрозой, мы сообща их защищаем. Оскорбление общих верований - тягчай­шее из преступлений. Во все времена оно каралось особенно же­стоко. Коллектив защищает себя от посягательств агрессивной личности, не считающейся с законами и обычаями, обретая в борьбе еще большее единство.

Разделение труда вносит разнообразие, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символом обмена, его юридической формой выступает договор. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обяза­тельства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация. Кооперироваться значит поделить между собой общее занятие. Договор покупателя с продавцом, предпринимателя с рабочим, доверителя с поверенным - форма социального взаимодействия. Их отношения регламентируются правами и законом, на кото­рых покоятся социальные институты общества.

В примитивных обществах, основанных на механической со­лидарности, личность не принадлежит себе и поглощается кол­лективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем при­митивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Дюркгейм приводит замечание одного антрополога: "Кто видел одного туземца Америки, ви­дел их всех". Наоборот, у цивилизованных народов два индивида различаются с первого взгляда. Чем больше в обществе разно­образие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появля­ется новых профессий.

Солидарность, основанная на сходстве убеждений, слабее соли­дарности, основанной на разнообразии взглядов и занятий. Если об­щество удовлетворяет лишь одну потребность человека, напри­мер в социальной защите, у индивида только одна точка соприкосновения с обществом. Но односторонняя связь всегда слабее многосторонней, ее легче разорвать. Следовательно, в примитивных обществах социальная взаимосвязь людей слабее. Чем проще обычаи и верования, тем менее развита личность. Наоборот, чем сложнее и неопределеннее правила поведения,тем больше требуется усилий и способностей для их понимания. С прогрессом общества средний уровень интеллигентности возрас­тает, а принудительный характер коллективного сознания ослабева­ет. Если раньше оно регулировало все сферы жизни, то позже ограничилось ее частью. Общество перестает вмешиваться во внутрисемейные дела. В современном обществе неприкосновен­ность частной жизни гарантирована всей совокупностью его ин­ститутов. Напротив, в неразвитых обществах, особенно тотали­тарных, частная жизнь не защищена.


В стародавние времена государство предписывало все, даже форма и вид одежды определялись законами общины. Законода­тельство Спарты регулировало прическу женщины, а афинское запрещало иметь в приданом больше трех платьев. Удивительно другое: древнее законодательство, регламентировавшее бытовые мелочи, оказалось неспособным решить более важные вопросы, например, четко разграничить проступок и преступление. Отсю­да берет начало неограниченный произвол личного мнения су­дей и решений правителя. В Афинах малейшее нарушение религи­озного ритуала считалось преступлением, караемым смертью. Преодолевая огромные трудности, из примитивного коллекти­ва - рода, клана, племени или орды - постепенно выделилась личность. Исторически первым типом личности был вождь пле­мени, умевший противопоставить собственное мнение и личную волю мнению и воле коллектива.

Дюрктейм внес огромный вклад в развитие мировой социоло­гии, может быть, даже больший, чем О. Конт. Ведь он не просто провозгласил метод и теорию, а показал, как они работают и развиваются.

Карл Маркс (1818-1883 гг.) признан за рубежом в качестве одного из классиков социологии наряду с Э.Дюркгеймом и М.Вебером, хотя он терпеть не мог термина "социология", впрочем, как и самого Конта. Маркс предложил совершенно иной подход к пониманию общества. Его считают изобретате­лем теории социального конфликта. Если для Конта главное - стабилизация общества, то для Маркса - его уничтожение и замена новым, более справедливым. Считается, что вся миро­вая социология возникла и формировалась чуть ли не как реак­ция на марксизм, как стремление средствами теории опроверг­нуть его. Действительно, Маркс выступал за революционный

путь изменения общества, а все другие социологи - за рефор­мистский.

Подобно Конту и Дюркгейму, Маркс признавал историчес­кую роль разделения труда как двигателя общественного разви­тия. Но в отличие от них он придавал его аномалиям (негативным последствиям) не относительное, а абсолютное значение. Конт и Дюркгейм полагали, что такие аномалии, как эксплуатация, безработица, обнищание, одностороннее развитие личности, постепенно будут устранены полностью или частично в рамках капиталистического строя. Чем больше прогрессирует капита­лизм, тем выше уровень жизни населения и лучше условия труда. И жизнь подтвердила их правоту.


Но Маркс рассуждал иначе. Капитализм - такой же анта­гонистический строй, как рабовладение и феодализм. Антаго­низм - это непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антаго­низм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т. е. живет за его счет, присваивает его неоплачиваемый труд. Рабовладе­ние и феодализм все больше накапливают такой антагонизм, а капитализм доводит его до логической точки. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются мес­тами с теми, кого они эксплуатируют. Даже если два класса поменяются местами, эксплуатация как явление, как соци­альный институт не исчезнет. Эксплуатацию нельзя реформиро­вать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

* Макс Вебер (1864 - 1920) - соотечественник и антагонист К.Маркса. Маркс отдавал приоритет обществу, главным для прогресса считал экономические факторы, верил в историчес­кую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, ве­рил в интеллигенцию.

Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целя­ми, интересами и сознанием. Коллективное сознание - скорее метафора, нежели точное понятие. "Класс", "государство", "общество" - собирательные понятия из того же ряда. Мы го­ворим о "капиталисте", "предпринимателе", "рабочем" или "короле" как о среднетипичном представителе данного слоя.

 

Но предпринимателя или рабочего "вообще" не существует. Это абстракция, придуманная учеными для того, чтобы одним именем обозначать целые совокупности фактов, людей, явле­ний. Иначе их можно назвать "идеальными типами ".

Говоря о методах исследования, Вебер подчеркивал, что тра­диционная для социологов статистическая процедура измерения связей между событиями - только первый и далеко не главный шаг. Второй - поиск логики мотивов, анализ содержательной связи явлений. Статистика дополняет содержательный анализ, и вместе они составляют ядро научного метода.

Но как выяснить мотивы? Ведь мы их не видим. Ученому надо мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему он поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал. Наблюдая цепочку ре­альных действий, например, забастовку, социолог должен сконструировать правдоподобное объяснение на основе внут­ренних мотивов ее участников. Мотивы других людей раскрыва­ются благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большин­ство людей поступают одинаково. Так Вебер подошел к теории социального действия, выделив четыре его типа: целерациональ-ное; ценностно-рациональное; традиционное; аффективное. Два последних не входят в предмет социологии, так как человек выполняет их либо автоматически, сообразуясь с традициями, либо бессознательно, подчиняясь чувствам (аффектам). Только первые два он относил к социологии и называл их рациональными (осознанными).

Идеи Вебера пронизывают все здание современной социоло­гии, составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера ог­ромно. Он внес вклад в общую теорию социологии, методоло­гию, заложил основы социологии бюрократии, социологии религии, социологии города и социологии труда - отраслевые направления этой дисциплины. Считается, что это самый вели­кий социолог вообще. Фундаментальностью своих замыслов и ве­личием идей он напоминает в музыке Баха.

Итак, мы совершили небольшое путешествие в историю со­циологии и остановились у самого порога ее современного этапа. Но мы заглянем за него в следующих разделах книги, ибо все они посвящены тем понятиям, методам и концепциям, которые со­зданы социологами XX века.







Date: 2015-05-08; view: 518; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию