Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ценностное ядро личности
Шкала ценностей человека - стержень его личности. Мы характеризуем человека как личность (а не просто индивида) в зависимости от того, на какие ценности он ориентируется и совпадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признает в числе наиважнейших. Прежде всего это этические и религиозные ценности: патриотизм, справедливость, альтруизм, ненасилие и т.п. Они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей. Человека, у которого на шкале индивидуальных ценностей верхнюю часть занимают те же самые ценности, мы с полным правом называем личностью. Итак, личность - это индивид, у которого субъективная и объективнае шкалы ценностей совпадают (рис.11). Ценностей нет у животных, и практически они отсутствуют у младенца. Стало быть, они биологически не наследуемы. Они приобретаются в обществе - в ходе социализации. Растет человек, формируется его система ценностей. Развитая система ценностей - результат правильной социализации, а не ее предпосылка. Когда мы увязывали ценности с потребностями, мы выявили лишь один аспект проблемы. На самом деле они гораздо глубже. Ценности отражают не просто дефицит, нужду человека в чем-либо, но и процесс социального сравнения. Как, например, объяснить тот парадокс, который удалось установить одесским социологам: удовлетворенность зарплатой не зависит от среднего дохода, но зато зависит от того, сколько получают другие, "такие же работники"? [3, с.128]. По-видимому, этот парадокс открывает нам новую грань сознания - ценностно ориентированную. Люди не просто ощущают свои потребности, но и осознают их, а осознавая, сравнивают себя с другими. Оценка себя в сравнении с другими - прежде всего стоящими на одной социальной ступеньке, т.е. "такими же, как они" - выражает стремление к самореализации и самоутверждению. Последние, рассмотренные в качестве мотивов (осознанных намерений), суть также стремления к социальному признанию и одобрению, стремления к достижению и успеху. Мы вновь столкнулись с высшими потребностями Маслоу в самореализации, а они раскрывают специфику личности. Если две системы ценностей - индивидуальная и общественная - в зрелой личности совпадают, то ценности сами по себе можно рассматривать как открытые окна, через которые в наш внутренний мир проникает внешний мир культуры. Ценности - не только механизм, но и результат социального сравнения, способ упорядочивания элементов культуры. Человеческая культура базируется на том, что идеи, нормы, обычаи, правила и даже материальные памятники не навалены хаотическим образом, а строго упорядочены. Иначе говоря, одни из них предпочитаются другим. Без определения нет ранжирования, упорядочивания ценностей по степени важности. Предпочтение - это субъективный процесс расставления по приоритетности социальных благ. Когда у мужчин появляется достаточно много денег, то они, планируя трату, расставляют приоритеты: к примеру, детей отправить в престижную школу, жене купить стиральную машину, а любовнице украшения. Если бы человек, подобно муравью, был запрограммирован природой, у него никогда не появились ценности. С другой сто- роны, если бы он был запрограммирован обществом, наподобие "нумеров" в романе-антиутопии Е. Замятина "Мы", то у него сформировалась одномерная шкала ценностей. Общество все спланировало и расставило по местам, иначе говоря, провело процесс оценивания вместо него: приоритетными оказались бы коллективные ценности, неприоритетными - индивидуальные. Поведение человека в такой ситуации легко прогнозируется. Он не колеблется в своем выборе и в своих действиях потому, что свободы выбора его как раз лишили. В нормальном обществе с нормальными гражданами шкала индивидуальных ценностей жестко не закреплена. Это значит, что ценности постоянно переходят с одного уровня на другой, что на одном уровне может находиться сразу несколько альтернативных ценностей. Это многомерная шкала индивидуальных ценностей, соответствующих свободе выбора, предоставляемой открытым, демократическим обществом (рис.12). Подведем итоги. Ядро человеческой личности образуют (рис. 13):
Рис. 12. Многомерная шкала индивидуальных ценностей. Они расположены по степени предпочтения, от высших до низших, в левой части находятся позитивные ценности, например, патриотизм, а в правой - их "антидвойники ", например, космополитизм. На каждом уровне между собой конкурируют несколько равномасштабных ценностей. Стрелками показаны возможные перемещения - "ценностная мобильность ".
Рис. 13. Ядро человеческой личности состоит из шкалы ценностей, мотиваций достижения самореализации, свободы выбора и воли.
Date: 2015-05-08; view: 1368; Нарушение авторских прав |