Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценностное ядро личности





Шкала ценностей человека - стержень его личности. Мы ха­рактеризуем человека как личность (а не просто индивида) в за­висимости от того, на какие ценности он ориентируется и со­впадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признает в числе наиважнейших. Прежде всего это этические и религиозные ценности: патриотизм, справедливость, альтруизм, ненасилие и т.п. Они занимают верхнюю часть шкалы обще­ственных ценностей. Человека, у которого на шкале индивиду­альных ценностей верхнюю часть занимают те же самые ценнос­ти, мы с полным правом называем личностью. Итак, личность - это индивид, у которого субъективная и объективнае шкалы ценно­стей совпадают (рис.11).

Ценностей нет у животных, и практически они отсутству­ют у младенца. Стало быть, они биологически не наследуемы. Они приобретаются в обществе - в ходе социализации. Растет человек, формируется его система ценностей. Развитая систе­ма ценностей - результат правильной социализации, а не ее предпосылка.

Когда мы увязывали ценности с потребностями, мы выявили лишь один аспект проблемы. На самом деле они гораздо глубже. Ценности отражают не просто дефицит, нужду человека в чем-либо, но и процесс социального сравнения.

Как, например, объяснить тот парадокс, который удалось установить одесским социологам: удовлетворенность зарплатой не зависит от среднего дохода, но зато зависит от того, сколько получают другие, "такие же работники"? [3, с.128].

По-видимому, этот парадокс открывает нам новую грань со­знания - ценностно ориентированную. Люди не просто ощуща­ют свои потребности, но и осознают их, а осознавая, сравни­вают себя с другими. Оценка себя в сравнении с другими - прежде всего стоящими на одной социальной ступеньке, т.е. "такими же, как они" - выражает стремление к самореализации и само­утверждению. Последние, рассмотренные в качестве мотивов (осознанных намерений), суть также стремления к социальному признанию и одобрению, стремления к достижению и успеху. Мы вновь столкнулись с высшими потребностями Маслоу в само­реализации, а они раскрывают специфику личности.

Если две системы ценностей - индивидуальная и обществен­ная - в зрелой личности совпадают, то ценности сами по себе можно рассматривать как открытые окна, через которые в наш внутренний мир проникает внешний мир культуры. Ценности - не только механизм, но и результат социального сравнения, спо­соб упорядочивания элементов культуры.

Человеческая культура базируется на том, что идеи, нор­мы, обычаи, правила и даже материальные памятники не на­валены хаотическим образом, а строго упорядочены. Иначе говоря, одни из них предпочитаются другим. Без определения нет ранжирования, упорядочивания ценностей по степени важности.

Предпочтение - это субъективный процесс расставления по приоритетности социальных благ. Когда у мужчин появля­ется достаточно много денег, то они, планируя трату, рас­ставляют приоритеты: к примеру, детей отправить в престиж­ную школу, жене купить стиральную машину, а любовнице украшения.

Если бы человек, подобно муравью, был запрограммирован природой, у него никогда не появились ценности. С другой сто-

роны, если бы он был запрограммирован обществом, наподо­бие "нумеров" в романе-антиутопии Е. Замятина "Мы", то у него сформировалась одномерная шкала ценностей. Общество все спланировало и расставило по местам, иначе говоря, про­вело процесс оценивания вместо него: приоритетными оказа­лись бы коллективные ценности, неприоритетными - индиви­дуальные. Поведение человека в такой ситуации легко прогнозируется. Он не колеблется в своем выборе и в своих дей­ствиях потому, что свободы выбора его как раз лишили.

В нормальном обществе с нормальными гражданами шкала индивидуальных ценностей жестко не закреплена. Это значит, что ценности постоянно переходят с одного уровня на другой, что на одном уровне может находиться сразу несколько альтер­нативных ценностей. Это многомерная шкала индивидуальных ценностей, соответствующих свободе выбора, предоставляемой открытым, демократическим обществом (рис.12).

Подведем итоги. Ядро человеческой личности образуют (рис. 13):

 

Рис. 12. Многомерная шкала индивидуальных ценностей. Они рас­положены по степени предпочтения, от высших до низших, в левой части находятся позитивные ценности, например, патриотизм, а в правой - их "антидвойники ", например, космополитизм. На каж­дом уровне между собой конкурируют несколько равномасштабных ценностей. Стрелками показаны возможные перемещения - "ценно­стная мобильность ".

 

Рис. 13. Ядро человеческой личности состоит из шкалы ценно­стей, мотиваций достижения самореализации, свободы выбора и воли.

 







Date: 2015-05-08; view: 1368; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию