Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
От теории к инструменту
Итак, социологическое исследование начинается вовсе не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем социолог переходит к разработке инструментария (чаще всего это действительно анкета), затем сбору первичных данных и их обработке. А на конечной стадии - снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, т.е. в соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации. Представим себе, что надо изучить забастовку. Вначале социолог составляет теоретическую схему явления. Она включает абстрактные понятия, которые логически увязаны друг с другом. Затем они переводятся в совокупность конкретных, наблюдаемых признаков. Подобную процедуру называют операционализа- цией. К примеру, понятие "масштаб забастовки" можно свести к таким признакам, как число активных забастовщиков и сочувствующих им, размер нанесенного экономического ущерба, продолжительность забастовочной акции, реакция общественности (публикации в прессе - центральной или только местной, разговоры, слухи) и официальных органов (создание специальных комиссий, обращение в судебные инстанции, применение санкций). Подобным образом операционализируются и другие понятия, включенные в теоретическую схему. Список абстрактных понятий еще не создает научную теорию. Для этого между ними надо установить логические связи. Их-то главным образом и проверяют в эмпирическом исследовании. До проверки они носят предположительный, или гипотетический, характер. Научная гипотеза - это предположение о характере связи научных понятий, а не о самих понятиях. Гипотезы могут быть очень общими, если они касаются абстрактных понятий. Например, вы можете предположить, что забастовки суть проявление отчуждения труда, и чем выше уровень последнего, тем чаще возникают первые. Но отчуждение труда слишком общее понятие. Правильнее манипулировать конкретными понятиями и терминами. К примеру, социолог предполагает, что с увеличением продолжительности забастовки число сочувствующих убывает. Или: с увеличением продолжительности забастовки растет вероятность заключения компромисса между враждующими сторонами. Конкретную гипотезу легче проверить в наблюдении или опросе. Интуитивно мы догадываемся, что обе гипотезы верны. Остается их проверить. Неподтвердившаяся гипотеза также полезна для науки, как и подтвержденная, но источником гипотез служит наша интуиция. Каждый может поупражняться в этом, а затем проверить, ошибся он или нет. Ну а как же все-таки проверяются гипотезы? Конкретные признаки формулируются на языке социологического инструментария - анкеты, статистического документа и т.д. Так, число активных участников забастовки можно узнать в министерстве, городской мэрии, милиции, администрации предприятия. Если там нет информации, ее получают из опроса. Тогда в анкете формулируется соответствующий вопрос: относите ли вы себя к активным участникам забастовки, к пассивным участникам, сочувствующим, нейтральным наблюдателям или к числу ее противников? Все конкретные признаки должны присутствовать в анкете. А откуда в таком случае берутся связи? Обычно связь конкретных признаков, например продолжительности забастовки и убывания числа сочувствующих, устанавливается при математической обработке анкет. Но иногда ее выясняют непосредственно. Респондента спрашивают: станете ли вы поддерживать бастующих, если акция продлится слишком долго (сколько именно)? На практике подобные сведения трудно получить из статистики. Необходим социологический опрос. Статистика или опрос дадут информацию о том, сколько человек принимали участие в организации забастовки, в переговорных процессах на начальной и конечной стадиях, сколько активно выступали против ее проведения и сколько выражали сочувствие. Сравнивая и дополняя субъективные и объективные данные, социолог получает полномасштабную картину. По результатам исследования социолог выстраивает определенные тенденщи и устанавливает зависимости одного события от другого (скажем, числа сочувствующих от продолжительности забастовки). Если первый признак уменьшается по мере того, как выявляется второй, то ученый делает вывод о подтверждении гипотезы. А если подтвердились и все другие предположения, то теория верна в целом. Правда, надежным инструментом познания она станет лишь после того, как его теорию, полностью или частично, подтвердят в других исследованиях. «Цементом» его построения выступают закономерности - периодически повторяющиеся тенденции: солнце каждый день встает на востоке, у бедных на питание тратится большая часть семейного дохода, чем у богатых (обычно 2/3 дохода). Гипотезы - стержень научной теории. Ради них она и создается. В гипотетической форме выражена причинно-следственная, или функциональная связь явлений. Все другие элементы социологического исследования - программа, рабочий план, инструментарий, выборка, сбор данных, их обработка и анализ - играют второстепенную, обслуживающую роль. Ведь сущность человеческого мышления выражается в установлении зависимости, тенденций, закономерности явлений. Появление надежной теории - вещь чрезвычайно редкая. Многие годы и даже десятилетия уходят на ее создание и проверку. Эмпирических исследований множество, далеко не все они заканчиваются созданием теории. Большинство годится лишь для решения частных вопросов - управления персоналом в фирме, организации партийных выборов, оказания помощи пенсионерам или матерям-одиночкам. КАКОЙ МЕТОД ПРИМЕНИТЬ? При сборе ПЕрвичных дАнных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по две основных разновидности (они указаны в скобках): «опрос (анкетирование и интервьюирование), «анализ документов (качественный и количественный [кон-тснт-анализ]), «иаблюдение (невключенное и включенное), «эксперимент (контролируемый и неконтролируемый). ЧТО ТАКОЕ ОПРОС? Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социологи. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются кроме социологов также журналисты, врачи, следователи, учителя. Чем же тогда отличается от них социологический опрос? Первая отличительная черта - количество опрошенных. Названные выше специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Почему он так поступает? Когда опрашивают одного человека, то получают личное мнение. Для журналиста, интервьюирующего эстрадную звезду; врача, определяющего диагноз на основании слов пациента; следователя, доискивающегося до причин гибели человека, большего и не надо. Им необходимо именно личное мнение опрашиваемого. Напротив, социолог, опрашивающий множество людей, интересуется о^ес/мееммыл* л(«емиел(. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения, если их обработать статистически - взаимопогашаются. В результате социолог получает усредненную картину реальности. Он опросил 100 инженеров, СОЦИОЛСИ^РССКОЕ ЗНАНИЕ но выявил среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической анкете не требуют указывать свою фамилию, имя и отчество, адрес. Она анонимная. Итак, социолог, получая статистическую информацию, выявляет со-^ыдльмые /мимы ^и%мос/яы. Вторая отличительная черта - достоверность и объективность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели журналист. Ее можно назвать даже о^ек/яиемои, если строго соблюдены все научно-методические требования. Хотя получена она на основе субъективных мнений. Третья отличительная черта - цель опроса. Врач, журналист или следователь вовсе не стремятся к обобщенной информации, они выясняют то, что отличает одного человека от другого. Ко^ нечно, все они стремятся к правде, добиваясь правды от опрашиваемого: следователь в большей степени, журналист, которому заказали сенсационный материал, в меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение научного знания, обогащение науки, выяснение истины. Полученные социологами данные о закономерностях связи труда инженеров с отношением к работе и формой досуга освободят его коллег от необходимости еще раз проводить обследование. Если подтвердилось, что разнообразный труд (инженер) влечет разнообразный досуг, а однообразный труд (рабочий на конвейере) связан с однообразным, бессодержательным времяпрепровождением (выпивка, сон, просмотр телепередач), и такая связь теоретически доказана, то мы получим НАУЧНЫЙ ФАКТ. Он универсален и всеобщ. Хотя журналиста или врача подобная универсальность мало удовлетворит. Им нужно раскрыть индивидуальные особенности и отклонения. ГЛАВА 1 АнитировАниЕ. Это самый распространенный в социологии метод, ^мксдю - размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования. Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Так, вопросы журналиста не считаются анкетой, хотя в них налицо своя логика и последовательность. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к ним применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней. Логика построения вопросов в анкете соответствует целям и^ следования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы. Журналист, врач или следователь тоже придерживаются определенной программы и целей, но научных гипотез они не выдвигают, хотя следователь проверяет определенную версию, журналист заранее строит план интервью. Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности. Виды вопросов. Все вопросы делятся на два основных типа - открытыЕ и ЗАКРЫТЫЕ. В мм^ымых после текста вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать свое мнение. Например: Каков доход на одного человека в вашей семье? _______ В закрытых после текста вопроса социолог предлагает несколько альтернатив. Пример: Каков доход на одного человека в вашей семье? 1. До 100 рублей 2. От 101 до 500 рублей 3. От 501 до 1 000 рублей 4. Свыше 1 000 рублей Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым. Закрытые легче обрабатывать на компьютере, но они требуют от социологов исчерпывающего знания предмета. Открытые используются там, где эти знания ограничены и исследование проводится с разведывательной целью. ВИДЫ ОПРОСА В социологии различают Ддд лмилд днксмиоао о^росд - спдош-ирй и выборочный. Разновидностью сплошного опроса выступает ПЕРЕПИСЬ, при которой опрашивается все население страны. С начала XIX века переписи населения проводятся в европейских странах, а сегодня они используются повсеместно. Они дают бесценную информацию, но стоят безумно дорого. Даже богатые страны могут позволить себе подобную роскошь раз в 10 лет. Сплошной опрос по охвату исчерпывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-то общности или группе. Население страны - самая крупная из таких общностей. Но есть и более мелкие, например, персонал предприятия, все участники афганской войны, все ветераны войны, все жители небольшого города. Если олрос лроеооитсл но тдкых о^гек/мдх, он /ядк.ж-е нозыадемся СЛЛ01ИНЫ.М. Эта разновидность используется на практике чаще переписей. Именно к ней обычно применяют наименование сплошного опроса, а перепись выделяют в самостоятельный вид. Выборочное обследование. Оно является более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Его основа - ды&^рочддя сможуямость. Что она из себя представляет? Она - уменьшенная копия генеральной совокупности. ГЕНЕРАЛЬНОЙ совокупностью считают все население или ту сто чжсть, которую социолог намерен изучить. ВЫБОРОЧНОЙ совокупностью называют множество людей, которых социолог опрашивает. В сплошном опросе они совпадают, в выборочном расходятся. Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5-2 тысячи человек, получает достоверные данные обо всем населении. Ошибка не превышает нескольких процентов. Также ведут себя отечественные социологи. Самые авторитетные социологические фирмы в России ВЦИОМ и Voc populis. Л^ого омноси/яь к генеральной собокуяности, оя^ж^е/мнмм 1(елы исслеооедныя, а кого еклю^дть е дыбо^о^ную содокуяноояь, ^имжмя лмм&идтшескые.ме/яооы. Если социолог намеревается взглянуть на афганскую войну глазами ее участников, в генеральную совокупность войдут все 2
воины-афганцы, но опрашивать ему придется небольшую часть - выборочную совокупность. Для того чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социолог придерживается ((ради/мс любой воин-афганец, независимо от места жительства, места работы, состояния здоровья и других обстоятельств, возможно, затрудняющих их поиск, должен иметь одинаковую вероятность попасть в выборочную совокупность. Социолог не имеет права опрашивать специально подобранных, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Право имеет вероятностный механизм отбора, специальные математические процедуры, обеспечивающие наибольшую объективность. Считается, что случайный метод - наилучший способ отобрать типичных представителей генеральной совокупности. Свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности называется рЕПРЕЗЕНТАтивносгыо. Расхожде-ине между ними, отклонение одной от другой называется ошивкой РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ. За редким исключением социолог намеренно запускает ее, чаще она появляется из-за того, что ему плохо известна структура генеральной совокупности распределения людей по возрасту, профессии, доходам и т.д. ИНТЕРВЬЮ Оно является вторым по популярности методом в социологии. Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в интервью вопросы зачитывает ему специалист. Его называют интервьюером Когда формулировки вопросов и их порядок строго фиксированы и интервьюер не имеет права от них отклоняться, речь идет о стандартизированном интервью. Оно мало чем отличается от анкетирования, недорого и позволяет опросить массу людей. Распространенный пример - телефонные интервью. Когда определена тема, план и выбраны ключевые вопросы, а все другое по ходу дела придумывает интервьюер, говорят о нестаддартизиро-ванном интервью. В нем почти все вопросы открытые, и напоминает оно журналистский опрос. Его результаты практически не поддаются статистической обработке. Да это и не требуется. Цель нестандартизированного интервью разведывательная: получение информации о незнакомом явлении, углубление проблемы, выяснение подробностей, не схваченных в стандартизированном интервью. Естественно, что оно - товар штучный, количество интервьюируемых невелико. НАБЛЮДЕНИЕ К нему социологи прибегают еще реже. Считается, что прародиной и сферой, где оно до сих пор используется чаще всего, является антропология - наука о дописьменных культурах. Антропологи наблюдают образ жизни, социальные отношения и взаимодействие, обычаи, нравы и традиции забытых и малочисленных народов, племен и общин. Из антропологии в социологию пришла не только методология и методика наблюдений, но и их классификация. Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих со стороны (в специальном бланке регистрирует все типы действий, реакции, формы общения и т.д.), то он проводит невключенное наблюдение. Если же он встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе, участвует в подростковой группировке или если устроился работать на предприятие (участие может быть анонимным или неанонимным), то он проводит включенное наблюдение. Сфера охвата социологического наблюдения или совпадает, или уже выходит за сферы действия интервью. ЭКСПЕРИМЕНТ Его применение в социологии крайне ограничено. Зато в психологии, физике и химии это главное средство познания. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Когда поставлена цель исследования, например, изучить действие новой системы оплаты труда на рабочих, и подготовлена программа, создают две группы - эксл^ил(емт(иьн}'ю и конт-/ммьмую. В экспериментальной трудятся по-новому, а в контрольной - по-старому. Для чего это нужно? Новая система оплаты может и не влиять на повышение производительности труда, даже если последняя выросла, то ученые сомневаются, вызвано это действием новой формы оплаты или чем-то другим. Контрольная группа служит эталоном сравнения.
Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет. Количество участвующих в эксперименте обычно невелико и редко превышает 10- 15 человек. ^
В заключение методического раздела выделим его юпочЕВЫЕ поняжя: ЭКСПН^1М1ИГ НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ НАУЧНЫЙ ФАКТ ГИПОТЕЗА ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОПРОС АНКЕТИРОВАНИЕ ИНТЕРВЬЮ НАБЛЮДЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ВЫБОРОЧНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ СПЛОШНОЕ ОБСЛЕЦОВАНИЕ ВЬПХ)РОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ ИНТЕРВЬЮЕР ГЕНЕРАЛЬНАЯ ООМЖЯШОС1Ъ РЕСПОНДЕНТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОКУМШЮВ 1. ^og Д. Л. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. - М., 19о7. 2. Современная западная социология. Словарь. - М., 1990. 3. Д^лдмьскии ^. Элементарные понятия социологии. - М., 1969. 4. Cwe/uep Я. Социология. - М., 1994. 5. ^ммм С. С. Социология. - М., 1994. 6. Очерки по истории теоретической социологии XIX - нач. XX . вв. - М., 1994. 7. Основы социологии. - М., 1993. 8. А^дечемкоЛ. J^. Введение в социологию. ^-М., 1994. ГЛАВА 2 ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ Предмет социологии - общество, состоящее из социальных институтов, организаций, групп и индивидов. Объектом социологического исследования выступают люди. Их называют ^жслом^ем-(пдмй. Социологов интересуют мнения, мотивы поступков, жизненные планы, ценностные ориентации, цели деятельности и многое другое, что выражает личность современного человека. Представляясь респонденту, они так и говорят: "Нас интересует Ваше личное мнение". Мы видим, что сегодня челммескдя./ммность. Но разве только сегодня?! 2500 лет назад знаменитый Диоген расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: "Ищу человека!" Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, патрициями, торговцами. Каждый из них был человеком. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половозрастных особенностей, статусных и профессиональных различий. Он искал человеческую личность. 2. ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ %/:о«ек - биологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной. Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культурной - 2,5 млн лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают его от других животных: прямохождение, крупный мозг, наличие второй сигнальной системы, мышления, языка и сознания, более продолжительное детство, овладение орудиями труда и огнем и т.д. Они послужили условием переход ом биологыческоы к кудь-т^ноы эеолю^ыы. Все, что человек приобрел в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с культурой и обществом. Иначе говоря, не естественной, а искусственной средой, сущность которой лежит в системе социальных отношений. Начиная с этого момента, можно говорить о том, что в человеке, как биологическом существе, формируется его индивидуальность, которая позднее вырастает в личность. Развитие представлений о человеке как личности прошяо несколько этапов. ДРЕВНИЙ КИТАЙ (VI - I вж. до и. э.) Человек в даосизме занимает срединное положение в мире, соединяя в себе темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное начала, твердость и мягкость, покой и движение. Он обращен лицом к прошлому, а к будущему повернут спиной. Мир создан не ради человека, он - лишь последнее звено саморазвития мира, движения Времени по кругу. Человек общается с божеством не как индивид, а как потомок, звено родовой цели. Человек еще не ощущает границ собственной личности [1, с.21]. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ (УП - IV вв. до и. э.) Буддизм устраняет индивидуальное своеобразие людей. Ему неизвестна идея обособленной личности, родившаяся в европейской философии, тема индивидуальной кончины, безвозвратной утраты уникальной жизни. После смерти тело и сознание распадаются на множество элементов, которые затем сцепляются в ином месте. Но переселяется не индивидуальная, а космическая душа. У нас нет индивидуальности. Отвергая мысль о свободной воле, буддизм негативно относится к идее о том, что у человека есть душа. 11, с.48 - 50]. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (VI - IV ю. до и. э.) Античные философы первыми осознали, что ценность жизни - в ее неповторимости. Они сделали значительный, хотя и не ГЛАВА 2 окончательный шаг вперед, отделив индивида от космоса. Поворот к антропологической теме осуществил Сократ. Его называют родоначальником философии человека. Знаменитое изречение "Познай самого себя" означало, что каждый человек обладает внутренним "Я", центром которого является разум, мышление. Человек рационален: он ставит себе цели и, достигая их, несет за них ответственность. Совершенствование человека есть результат его деятельности и воспитания. Человек не только познает самого себя, но и выступает мерой всех вещей природных и социальных. Греки воздвигают храмы в честь богов, по образу и подобию человека, сообразуясь с "мерой" его восприятия и разумения. В дальнейшем представление о человеке как ценностной мере всего сущего развивали Демокрит и Платон. В результате антропологизм превратился у греков в антропоцентризм [1, с. 10 - 12, 59 - 64, 435-436]. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (IV - XIV жв. н. э.) Принципиально новый подход к человеку связан с христианством, что воплотилось в учении гуманизма. Древнекитайскую, древнеиндийскую и древнегреческую цивилизации относят к до-личностным культурам [I, с. 13]. Христианство поместило человека в центр мироздания. Человек - это Храм, он создан по образцу и подобию Бога. На человеке отпечаток абсолютной личности творца. ВОЗРОЖДЕНИЕ (XIV - XVI вв.) Складывающиеся в эпоху Европейского Возрождения взгляды на человека вобрали в себя все лучшее от античности и христианства и воплотились в учении гуманизма. Мыслители той эпохи, титаны духа - Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте - провозгласили свободу и суверенность человеческой личности. Она представлялась как гармония тела и духа, разума и чувств, земного и божественного. Возрождение знаменует переход от традиционного общества к современному, первые проблески капитализма. А капитализм, как социальное и экономическое явление, невозможен там, где нет индивида - свободного предпринимателя, купца, ремесленника, наемного работника. Они самостоятельные экономические агенты. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИ+ЮСТЬ Ренессансное сознание в полном смысле слова двигалось от понятия "индивид" к "индивидуальности" |1, с.28]. Возрождение называют еще "веком разума", ибо оно провозгласило разум высшим достоинством человека. Тем самым оно продолжило и довело до высшей точки зародившийся еще в античности рационализм. ПРОСВЕЩЕНИЕ (ХУЛ - XVUI вв.) Просвещение продолжает начатую в эпоху Возрождения борьбу за установление "царства разума", политических свобод и гражданских прав человека. Конец эпохи Просвещения ознаменован двумя важнейшими явлениями - Дедыкои л^о-мыыиемнои реймю^иеи, окончательно закрепившей бесповоротность наступления капитализма, и Уликой ^рон^зскоы реммю^иеи (1789 г.), провозгласившей те политические права и свободы, которые составляют основу современной демократии. Это эпоха великих географических и научных открытий, завоевания юридической свободы, борьбы буржуазии за власть, которая в конечном итоге привела к тому, что закрытое, инертное традиционное общество сменилось открытым, мобильным современным обществом. Свобода, разум, активность, подвижный стиль жизни, индивидуализм и предпринимательский дух - главные параметры формирующейся личности. Историки утверждают, что само слово "индивидуальность", как и слово "личность", появилось каких-то 200 - 300 лет назад, т.е. в эпоху Просвещения. А каково содержание двух понятий, мы рассмотрим дальше. Вот мы и добрались до современности. Что нового дала она в понимании личности? Придется рассмотреть философский подход к личности. СОВРЕМЕННОСТЬ Философы рассматривали личность под углом зрения вечного и временного. Так поступали Сократ, Платон, Аристотель, позже Конт и Гегель, а в XIX - XX веках датский философ Сирен Кьеркегор (1813 - 1855), русские мыслители Владимир Соловьев (1853 - 1900), Николай Бердяев (1874 - 1948), Павел Флоренский (1882 - 1937), Сергей Булгаков (1871 - 1944) и американец Питер Друкер (род. 1909). Проблема вечного и временного в человеке решалась в одном случае в рамках экзистенциализма, а в другом - религиозной философии. Представители обоих направлений рассматривали человеческое существование (по-французски "экзистенцию") в двух перпендикулярных гиперплоскостях - в вечности и во времени. ^модек, g eewoc/яи - носитель вечных ценностей. Человек во времени - всего лишь физическое явление: он рождается и умирает. С^мес/я^оммие ад «рамени - это наше бытие как граждан общества. Во времени мы едим и спим, боремся за власть и растим детей, добиваемся успехов и терпим поражения. Живя в обществе, мы не можем быть свободными от него как существа социальные. Все мы - частицы семьи, коллектива, профессии, класса. Однако сущность человека в другом - в человеческом бессмертии и человеческой свободе. Наше существование - всегда мдл^я.хс^мие.ие-ж-Ду ^ел<еммыл< ы де*(мыл«. Поведение человека лежит в двух разных измерениях, поэтому он всегда противоречив. Существование во времени можно наблюдать, в вечности - только переживать. Таковы о^е ллоскосмы vMoggf^cKozo owMfw, которые рассматривали философы. 3. БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ Иного взгляда на человека придерживались ученые-есте-ственники. На протяжении XIX века лучшие умы биологии полагали, что личность существует как нечто полностью сформировавшееся внутри яйца - подобно микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались дд-c/zeo^/MgfMMOc/MM. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем [2]. В первой половине XX века накопилось такое количество новых фактов, что вынудило пересмотреть первоначальные взгляды на сущность человека. Оказалось: врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится великая личность. Точно так же родовая травма, недуг или иное неблагоприятное стечение биологических факторов автомати- ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧ-ЮСТЪ чески не исключали возможности для человека стать полноценным членом общества, возможности принести человечеству огромную пользу. Решающую роль играет со^и^иьмдя с^еод и атмосфера, в которую попадает человек после родов |2]. Таким образом, давняя л^обле.мд соо/ямомемия биологического и соииольмого д "(ело«екс, которую намеревались окончательно решить в XIX веке при помощи методов точных наук, так и не была решена. В XX веке она приобрела еще большую остроту. Сегодня ученые склоняются к тому, чтобы признать эту проблему в принципе не решаемой. При изучении человеческой личности принято различать следующие уровни ее проявления [3,с.173]: - природное - существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей; - биологическое - общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными; - наследственное - существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей; оно биологическое (хотя не все биологическое наследственно); i - социальное - приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми. С!и(и<иыи«««игрокам смысле разделяют на три составляющих: - собственно социальное - совокупность приобретенных черт, минимально необходимых для нормального выполнения своих социальных ролей; - специфически культурное - совокупность норм и правил приличествующего поведения, которые соблюдаются автоматически, превратились в неотъемлемые черты индивида и позволяют другим считать его воспитанным; - нравственное - высшее проявление социального и культурного начал в человеке, связанное с соблюдением этических норм как абсолютных требований. Столь дробная шкала понадобилась для того, чтобы более четко разграничить понятия "человек", "индивид", "личность". Результат такого разграничения показан на схеме (рис. 4). Можно ли сказать, что личность обитает в человеческом теле? Да, ведь ее нет в окружающем пространстве - ни рядом, ни вдали. Л есмь^ы^личмос/яи /пело.^ Нет, ведь личность - явно не материальное образование. Хотя у нее есть свой носи-
Человек Приматы Насекомые
• тель - человеческая психика. Но психика не является составной частью тела. Психика - свойство высокоорганизованной материи, подобно тому, как мышление является функцией (но не частью) мозга. У7си^ыкд - особая ^о^-мд омрд.жсемыя ocd-смеиммьмости, яолмяю^дяся мд ол^еоелемнои смолены омологи-"(ескоы э»оу:ю(<ыы. Ее соо^.жрдмде - это продукт, или результат взаимодействия живых систем с окружающей средой. Когда психологи говорят о личности, они подразумевают прежде всего психику. Так же поступал и 3. Фрейд, создавший стройное учение о личности. Что же такое социальное? Социальное - особое качество взаимоотношений людей или отношения одного человека к кому-либо или чему-либо, когда они - взаимоотношения и отношение - рассматриваются как общественно значимые. Поясним суть дела примером. Поясняющий пример Беременная женщина переживает свое состояние в двух разных аспектах. У нее могут быть физические ощущения беременности - от простых покалываний до предродовых схваток. Но у нее есть также социальное осмысление факта беременности. Она может с нетерпением ждать первенца, о котором они с мужем много лет мечтали, либо стыдиться своей беременности, понимая, что в ее возрасте обзаводиться детьми еще рано, и к тому же отец будущего ребенка может и не жениться на ней. ЧЕЛОВМСКАЯ ЛИЧНОСТЬ Так или иначе, беременная женщина готовится к будущей социальной роли - то ли любящей матери, то ли матери-одиночки, то ли непослушной дочери, которая с ребенком должна теперь остаться на попечении своих и без того небогатых родителей. В жизни оба ощущения беременности могут существовать независимо друг от друга. От того, какова ваша будущая социальная роль, вовсе не изменятся ваши физические ощущения. Возможны иные варианты. Один из них - так называемая ложная беременность. При ложной беременности женщина осознает ее социальную сторону, но у нее нет физических признаков беременности. Бывали даже случаи, когда женщина узнавала о своей беременности только с рождением ребенка. Другими словами, она была физически беременной, но никак не ощущала социальную сторону своей беременности. Американский социолог Миллер (1978) выяснил, что жен-шины, желающие иметь детей, правильно определяют физические симптомы и вовремя обращаются к врачу. Напротив, не желающие иметь ребенка склонны считать физические ощущения за признаки беременности. 4. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И ПСИХИКА В психологии признанной теорией личности является созданный в начале XX века Зигмундом ФрЕйдом (1856 - 1939 гг.) психоанализ. Большинство его положений доказаны экспериментами, применяются в других теориях и на практике. Однако ряд положений, особенно о роли и содержании бессознательного в жизни человека, послужили предметом серьезной и очень аргументированной критики. Мы их отбросим, сохранив рациональное зерно, которое дополним положениями из других - прежде всего социологических - концепций. В структуре личности 3. Фрейд выделил /м^и гддемых ясыхы^ес-кых ко^ломентд - "Омо^ "XT' ы "С^х-ЛУ", лежащие соответственно в сферах бессознательного (или подсознания), сознания и сверхсознания. У Фрейда нет термина "сверхсознание", но он есть у ПитиримА Сорокина (1889 - 1968) - выдающегося русско-американского социолога. ДМсммдмнс ^"Омо") включает биологические потребности: сексуальные желания, отправления естественных надоб-ностей, потребность в пище, защите от холода и т.д., вытесненные желания и влечения запретного свойства (интимные побуждения). "Омо" - зерно, из которого произрастают в процессе социализации "Я" и "Сверх-Я". Это строительный материал личности, резервуар инстинктивной психологической энергии (либидо). А^ы «g слосо^мы зогдяму/яь g мдме «о^созмдмие имд';^ кдк осозмде его, с^еддд о^%к/яо.м л(ымы, ^е^сксии. Но слова, проникающие в подсознание, искажают первозданный образ. Так же современный физик, пытающийся заглянуть в субатомный мир с помощью электронного микроскопа (он увеличивает в 40000 раз), сбивает элементарную частицу с ее траектории, т.е. искажает первоначальную картину. Ситуацию с бессознательным точно угадал еще в XIX веке русский поэт Ф. Тютчев, сказавший: "Мысль изреченная есть ложь". Бессознательное, согласно Фрейду, принципиально не может проявиться словесно, но лишь косвенно: в оговорках, снах, фантазиях, бреду. Нашим подсознанием правит л^им^ил ^оеольсмаил. В каждом человеке сидит некий лодырь, который говорит: буду делать только то, что мне нравится. Это есть принцип удовольствия, нам приходится с ним постоянно бороться, часто делая то, что нам не нравится, что должно делать. Сюмддис, или "jy ^%o^ - компонента личности, управляющая нашими контактами с внешним миром. Когда человек появляется на свет, у него есть только биологические потребности. Они требуют немедленного удовлетворения, которое доставляет организму удовольствие (снимает напряжение). Однако все больше и больше родители, а затем и окружающие приучают ребенка ограничивать проявление естественных надобностей, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстановкой, делать то, что должно. Так, в процессе воспитания человек приучается ограничивать себя. Постепенно сформируется его "Я", которым управляет другой принцип - л^и/^ил^д/гьмос/яи. Он вынуждает нас во всем слушаться рассудка, логических аргументов, извлекать из всего выгоду, манипулировать обстоятельствами и людьми, все подвергать критике и сомнению, не поверять первому встречному ЧЕЛ06МСКАЯ ЛИЧНОСТЬ душевные порывы, обманываться в своих ощущениях, скрывать мысли от окружающих. Рациональное "Я" делает не только нас черствыми, бездушными, прагматичными, но также предприимчивыми, расчетливыми, способными добиваться успеха и выходить из трудных обстоятельств. Мы обязаны своему "Я" появлением самого совершенного орудия - логики мышления, механизма принятия решений. Достижения цивилизации - во многом результат деятельности "Я". Можно сказать и так: фундамент социальной жизни людей, все, что выступает предметом ^изучения социологии, во многом порождены им. Сдсрхсозмдмие. Эта часть структуры личности разработана Фрейдом слабее всего, хотя он правильно указал источник происхождения "Сверх-Я", а именно общество. "Сверх-Я" Фрейда - это пересаженные в голову человека культурные нормы, правила, требования, запреты, стереотипы, законы. "Сверх-Я" - среда обитания нравственных чувств. Но бессознательны ли они, как думал Фрейд? Правильный ответ нашел, пожалуй, П. Сорокин, продолживший традицию русских религиозных философов П. Флоренского, Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Соловьева. Нравственные законы, составляющие содержание сверхсознания человека, абсолютны, в то время как законы логики и социальные нормы, которыми руководствуется в борьбе за существование наше "Я", лишь относительны. Когда абсолютное люди превращают в относительное, в обществе наступает хаос, а культура разрушается. Именно это наблюдается сейчас в России. Дрдас/пдеммое соее^юемс/пбобдние личности можно представить только как еер/пикдльмое «осхо.жс^ение - к Богу, в то время как обыденное существование "Я" разворачивается исключительно в горизонтальной плоскости - в мире относительных ценностей. В вертикальной плоскости размещены бескорыстная альтруистическая любовь к ближнему и к Богу, сострадание, совесть, чувство вины, долга и т.д. Поясняющий пример Для изучения альтруистической любви впервые в мировой социологии П. Сорокин проанализировал около 4600 жизнеописаний святых и 500 американцев - современных носителей энергии любви. Он собирал исторические и личные свидетельства, экспериментально проверял гипотезы и личные свидетельства, экспериментально проверял гипотезы на студентах колледжей, пациентах больницы. И пришел к выводу: альтруистическая любовь необходима для здоровья не только отдельных индивидов, но также социальных институтов, общества в целом. Спасение человечества в том, чтобы подняться на более высокий моральный уровень посредством благодати творческой любви. П. Сорокин установил, что в сравнении с другими группами населения, религиозные люди отличаются наибольшим долголетием. [4, с. 14,16]. Таким способом П. Сорокин ввел в научный оборот религиозные понятия и ценности, придав им значение фундаментальных социологических категорий. Таким образом, смрм-озмдмис - это нравственное сознание индивида, область идеальных ценностей. Силовое поле сверхсознания создано энергией альтруистической любви. Бескорыстная любовь к ближним труднодостижима, ибо противостоит столь
естественному для человека эгоизму. Но без нес невозможно завершение строительства личности человека. Не все достигают вершин духа, многие сходят с дистанции очень рано. Но великие религиозные деятели (Иисус Христос, Магомет, Махатма Ганди), великие духовные лидеры (Микеланджело, Сократ, Достоевский) и множество подвижников духа - аскетов, монахов, благочестивых аристократов и т.п. - знали, что такое творческое вдохновение, озарение, нравственная жертва. Обыкновенные люди обладают не столь ярким самоосознанием, но, совершая небольшие нравственные поступки, они формируют свою личность и укрепляют стабильность общества. 1. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. - М., 1991. 2. f^ 7'. The Person. His and Her Development Throughout the Lue Cycle.-N.Y., 1976. P. XL 3. Д/:дтомо«^. ^. Структура и развитие личности. - М., 1986. 4. Сороким 77. Л. Главные тенденции нашего времени. - М., 1993. 5. 7оо^'д.Ж. Что такое психология: В 2-х т. - М., 1992. 6. ^ом Я. С. Социология личности. - М., 1967. 7. Psychology Today. Introduction. - N.Y., 1972. 8. ТТемроескмы Л. Д. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982. 9. Дй/книинм Д. Я. (^. Af. ^охмим^. Фрейдизм. - М., 1993. ПРИЛОЖЕНИЕ Ниже помещены фрагменты, представляющие собой сокращенные и адаптированные тексты ведущих отечественных мыслителей, посвященные социологии и социальной философии личности. Пожалуй, это лучшее, что есть в отечественной литературе по данной проблеме. А может быть, и не только в отечественной. Они намеренно приведены отдельным от текста главы блоком, так как представляют собой нечто единое - единое по своей глубине и продуманности. Знакомство с этими фрагментами расширит и углубит ваши представления о природе и сущности человеческой личности.
Э. Ю. Соловьев ЛИЧНОСТЬ И ПРАВО Слово "личность" по меньшей мере двузначно: оно имеет в виду то индивидуальность, то личность в собственном смысле. Различие индивидуальности и личности охватывает уже обычный язык. Мы склонны сопрягать слово "индивидуальность" с такими эпитетами, как "яркая", "оригинальная", "творческая". О личности же нам хочется сказать "сильная", "независимая", "энергичная". В индивидуальности мы ценим ее самобытность, в личности скорее самостоятельность, дд- Л10МД«И/0. Понятие это, глубже всего проработанное Контом, имеет в виду способность человека "быть господином самому себе" бла" годаря добровольно выбранным твердым принципам. Автономия обнаруживает себя как инициативность, ответственность, предприимчивость, способность строго контролировать свое поведение и подчинять его единой жизненной стратегии. Личность формируется и правовом государстве. Этот термин появился в Европе довольно поздно - в первой трети XIX века. Хотя его следует отнести к такими же важным приобретениям человеческой цивилизации, как, скажем, линейная перспектива, которую открыли художники Возрождения, или утвердившееся в XVII - XVIII веках экспериментально-математическое естествознание. |
БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ Личность как философское понятие имеет в виду целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. На это философское понимание опираются психологи, разрабатывая проблему личности. А как же обстоит дело в самой психологии? Речь идет о том, что психологи не могут объяснить и понять личность человека { помощью тех методов, которыми они располагают. Не случайно, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛЕНОСТЬ что у нас нет общепринятой дефиниции личности как предмета психологического исследования. Казалось бы, самым надежным путем преодоления трудностей является перечисление того, что образует личность, ее составных элементов и черт. На самом же деле представление о личности как коллекции личностных черт оказывается неэврис-тичным уже хотя бы потому, что стирает грань между понятиями "личность" и "индивид". Ученые пришли к выводу: нельзя ставить знак равенства между понятиями "личность" и "человек", "личность" и "индивид". Человек - существо биосоциальное; преимущества и дефекты его физической организации властно влияют на течение его психических процессов. О^мдко биологическое, юсо^я е личмосмь fe/ioge-кд, супднобимся со^ыа/гьмы.м. Остался ли индивид умственно неполноценным или стал почитаемым юродивым, т.е. своего рода исторической личностью, зависит от исторической среды. Природные особенности выступают в структуре личности как социально обусловленные. А. Н. Леонтьев подчеркивал невозможность поставить знак равенства между понятиями "личность" и "индивид" ввиду того, что личность - это "особое качество", приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Если личность допустимо сравнивать с мощным потоком заряженных частиц, то индивида можно уподобить нейтрино, которое пронизывает любую среду, не производя в ней никаких изменений. Безличность - это характеристика индивида. Обратимся к основному источнику активности человека - к его потребностям. Можно предположить наличие у индивида некой со-циогенной потребности быть личностью. Именно личностью! Потому что потребность быть, точнее, оставаться индивидом в значительной степени совпадает с потребностью самосохранения. О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что он делает. Так не следует ли предположить, что в единстве с потребностью что-то сказать друг другу по поводу общего дела проявляется также потребность как-то показать себя друг другу, выделить свой вклад в общую удачу. Потребность индивида быть личностью становится условием формирования у других людей способности видеть в нем личность. Если рассматривать, к примеру, любовь и заботу деда о внуке объективно, то это отношение как момент пер-сонализации продолжается в будущем любовью внука к деду, т.е. она возвращается. К. К. Платонов как-то шутливо заметил: "Я укажу вам одно заведомое отличие - животные не знают дедушек и бабушек!" В самом деле, только человек способен продолжить себя не только в следующем поколении, но и через поколение, создавая свою идеальную представленность во внуках. Подобно тому как индивид стремится продолжить себя в другом человеке ^ызи^ескы (продолжить род, произвести потомство), личность стремится продолжить себя идеально. Не в этом ли сущность общения? Потребность индивида осуществить себя как личность, чаще всего проявляющаяся неосознанно, как скрытая мотивация его поступков и деяний, представлена в феноменах притязаний, склонности к риску, альтруизму. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ? Подобно тому, как категорию стоимости нельзя раскрыть, исследуя физико-химический состав золотой монеты или бумажной ассигнации, тайну личности невозможно сводить к особенностям мозга человека. Наличие медицински нормального мозга - лишь одна из предпосылок личности, но никак не сама личность. Она раскрывается через совокупность общественных отношений, а следовательно, динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами. Личность не только существует, но впервые рождается именно как "узелок", завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела отдельного индивида реально существует не лич-ность, а ее односторонняя проекция на экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов. Личность возникает внутри системы, состоящей из трех моментов, раскрывающих суть человеческого отношения: I) созданная человеком для человека вещь, 2) другой человек, который относится по-человечески к этой вещи, а через нес - к другому человеку, 3) сам человек, находящийся в особом, социальном, отношении к самому себе, но не прямо, а опосредованно через созданные человеком орудия общения. Развитие человека можно представить как процесс вытеснения биологического начала иным, небиологическим. Биологически передние конечности человека не приспособлены к тому, чтобы держать ложку или карандаш, застегивать пуговицы или перебирать клавиши рояля. Морфологически они для этого предназначены. Но именно поэтому они способны принять на себя исполнение любого вида работы. Свобода от какого-то ни было заранее встроенного морфологического способа функционирования и составляет их морфологическое преимущество, благодаря которому конечности новорожденного могут превратиться в человеческие руки. Выражение "социализация личности" не совсем удачно. Социализируется не личность, а природное тело новорожденного, которому еще предстоит превратиться в личность в ходе социализации. Личность еще должна возникнуть. И акт ее рождения не совпадает ни по времени, ни по существу с актом рождения человеческого тела. Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность общественных отношений, потенциально он уже личность. Потенциально, но не актуально. Личностью ребенок станет, лишь когда сам начнет совершать деятельность. На первых порах с помощью взрослых. Личность определяется не структурой мозга, а системой социальных отношений человека к человеку, опосредованных через созданные ими вещи. В поле индивида реализует себя личность как принципиально отличное от тела и мозга социальное образование. Реальное отношение к самому себе возникает только в процессе реального взаимодействия индивидов. Реальная личность часто убеждается в том, что "на самом деле" она совсем не такова, какой сама себя мнила, что в ней скрыты такие силы, о которых она и не подозревала. А таились они в составе личности, но не в ее самосознании, в ее представлениях о себе. Отношение к самому себе опосредованно отношением к другому, с которым мы взаимодействуем, и составляет суть личностного пространства. Человек, писал К. Маркс, родится без зеркала в руках, поэтому человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. И лишь признав в другом человека, он затем и к себе относится как к человеку. Индивидуальность человека проявляется в подробностях, например, фасоне пиджака или прически, в курьезных особенностях - в манере, мимике, словах, т.е. в тех бросающихся в глаза деталях, которые призваны скрыть отсутствие личности. Действительная личность, напротив, обнаруживает себя в создании социально значимых результатов, которые называют еще "всеобщим результатом". Платон и Спиноза, Бетховен и Наполеон, Толстой и Микеланджело - это личности, которых ни с кем другим не спутаешь, в которых сконцентрировано социально значимое (т.е. значимое для других) дело, ломающее привычное, косное. Масштаб личности измеряется масштабом их дел, интересующих не только их лично, но и многих других. Чем шире круг этих людей, тем значительнее личность. Поэтому личность - индивидуально выраженная сила коллектива. А ее неповторимость в том, что она по-своему открывает нечто новое для всех, лучше других выражает суть их самих. Подлинная индивидуальность рождается всегда на переднем крае развития всеобщей культуры, в создании такого продукта, который становится достоянием всех, а потому и не умирает вместе со своим органическим телом. Фрагмент 4 А. Н. Леотъсв ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СОЗНАНИЕ, ЛИЧНОСТЬ Наш язык хорошо отражает несовпадение двух понятий: слово "личность" употребляется только по отношению к человеку и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим "личность новорожденного", понимая его как индивида. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и со ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ Л1^ИОСТЬ циального факторов. Раздвоение личности - отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт. Но выражение "раздвоение индивида" - бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое - целостности, но разные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личность - относительно поздний продукт социально-исторического и онтогенетического развития человека. Особенности высшей нервной системы, физической конституции, биологические потребности, характеризующие индивида, не становятся особенностями его личности. К примеру, такая анатомическая особенность, как вывих тазобедренного сустава, обрекающий ребенка на хромоту, не относится к личности. Однако ее значение для формирования личности огромно, даже больше, чем тип нервной системы (скажем, уравновешенность или неуравновешенность человека). Хромота обрекает ребенка на изоляцию от сверстников, порождает чувство своей неполноценности, ограничивает широкое и полнокровное общение с людьми. Но одни индивиды могут преодолеть неловкость, связанную с природным недостатком, а другие погружаются в него, становятся замкнутыми, обидчивыми. Таким образом, никакие анатомические, физиологические или психические особенности не определяют формирование личности строго однозначно. Они - всего лишь предпосылки, но не составные части личности. Личность формируют такие отношения, которых нет, никогда не было и в принципе не может существовать в природе, а именно общественные. Ни муравьи, ни слоны, ни обезьяны не знакомы с ними, они обитают в иной экологической нише. Следовательно, личность возникает в особой, специфической нише. Фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности. Не операции, ни действия, а именно деятельность характеризует личность, поскольку первые характеризуют саму деятельность. А чем они различаются - действия и деятельность. Операция письма, действия, связанные с чистописанием, никак не могут быть связаны с личностью. Они выражают умственные навыки человеческого существа, владеющего языком. Но вот перед нами образ Акакия Акакиевича Башмачникова из повести Гоголя "Шинель". Переписывание казенных бумаг стало для него всепоглощающей страстью. Наскоро пообедав, вынимал баночку с чернилами и писал, писал... для собственного удовольствия. "Написавшись всласть, - сообщает Гоголь, - он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог пошлет переписывать завтра". Рутинные операции по переписыванию бумаг превратились во всепоглощающую деятельность, заняли центральное место, стали смыслом жизни, главным мотивом. А это означает, что в таком своем качестве - в качестве деятельности - операции письма выступили характеристикой личности. А другая деятельность, например, работа инженера, ничего не говорит о личности, что человек на работе думает о досуге. Именно досуговая, а не производственная деятельность стала главным смыслом жизни, всепоглощающим интересом. Следовательно, изучение приобретенных навыков, умений и знаний ничего не расскажет психологу о личности. Он должен анализировать содержание деятельности, взаимосвязь и переплетение многих видов деятельности, которыми занят один человек. Зачатки личности обнаруживаются у дошкольников. Известен такой эксперимент. Ученый ставил перед малышом задачу: достать удаленный предмет, не сходя с места. Как только ребенок принимался за решение, ученый уходил в соседнюю комнату и оттуда вел дальнейшее наблюдение. Однажды после ряда безуспешных попыток малыш нарушил правило: подошел к предмету, взял его и вернулся на место. Ученый тот час вошел в комнату, похвалил его и наградил конфеткой. Но ребенок отказался, а когда ученый стал настаивать, и вовсе заплакал. Почему? Ему стало стыдно? Награда оказалась не заслуженной в личностном смысле. Видимо, мы присутствуем при начале формирования того, что называют личностью. ГЛАВА 3 СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ И ПОВЕДЕНИЕ 4. ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ В предыдущей главе мы рассмотрели личность в покое - с точки зрения структуры психики человека, и выделили такие ее компоненты, как подсознание, бессознательное, сознание и сверхсознание. Динамика личности выражается в деятельности, поведении, социальном действии, потребностях, мотивах, целях, защитных механизмах. Человек отличается от животных гораздо большими вариациями типов поведения, наличием свободы выбора действий, их целеполаганием. Разнообразие и неоднородность человеческого поведения иногда ставит социолога в тупик: что выбрать в качестве предмета исследования? Что должен и что не должен изучать социолог? Что такое социальное действие и поведение? Прежде всего они - проявление социальной активности. 2. АКТИВНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ^юмианоояь - присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. Таким образом, активность - всеобщая характеристика живого, отличающая его от неживого. Формами проявления активности выступают пронздадьдые ^бн-жсения (физические объекты на это неспособные от самых простых, элементарных, называемых дк/пд.ми, до самых сложных, высокоорганизованных форм, в частности рдсс^о^ном ^ея-ммьмос/яи. Если расположить произвольные движения по степени нарастания признака сложности, то получим эдо/но^иоммую л«--лыяыо' (см. рис. 6). В научном смысле понятие "деятельность" применимо только к человеку. ^сят«ыиюя& - внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая созна-
Таксисы Рефлексы Инстинктивное поведение Научение Рассудочная деятельность
Таксисы Рефлексы Инстинктивное поведение Научение Рассудочная деятельность Рис. 6. Эволюционная лестница поведения. (Источник: Годфруа Ж. Что такое психология. - М., 1992, Т.1., С. 46.) нием. Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями. Таким образом, элементами деятельности выступают: цели, потребности, действия. Термин "действие" в строгом смысле применим только к человеку. Животные неспособны ставить перед собой цель. Стало быть, у них есть произвольные движения, но нет действий (хотя в широком смысле слово, но не понятие "действие" сплошь и рядом применяется по отношению к животным, впрочем, и по отношению к физическим объектам тоже). Цель - осознанный образ предвосхищаемого действия. Животные запрограммированы природой, ими руководят инстинкты, а не цель. Действия человека всегда осмысленны. Отдельные действия занимают краткое время: забить гвоздь, погладить рубашку, сходить в магазин. Когда они соединяются в цепочку и повторяются из дня в день, мы говорим о деятельности. Однократное посещение магазина - действие, но повторяющееся хождение по магазинам, ставшее чертой образа жизни женщины, ее социальной ролью, это уже деятельность. Отдельные дей- ствия - штопка и глажка белья, приготовление пищи, уборка помещений и т.д. - объединяются в домашнюю деятельность (или работу). И так повсеместно. Занятие, работа, деятельность - это рядоположенные понятия. Человеческое общество развивается благодаря деятельности людей. Итак, действие - единица деятельности. Отдельное движение - элемент действия. Движения столь элементарны, что присущи и животным, и людям. Действия и деятельность - только людям. Забить гвоздь - это действие, оно распадается на более мелкие движения (взмах молотка, удар по гвоздю и т.д.). К движениям не применимы цель и потребности, а к действию применимы. Date: 2015-05-08; view: 644; Нарушение авторских прав |