Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ литературных произведений
Встреча писателя с читателем — социологом права обещает многое. Но результаты ее нельзя предвосхитить заранее, ибо все тут зависит от участников встречи. Писатели, от которых социолог права может многое ожидать, делятся на несколько типов. Первый тип — писатель-наблюдатель. Для социологии права он работает неосознанно. Он лишь наблюдает окружающее его общество и по логике вещей, походя, собирает имеющиеся в нем юридические элементы. Социологическая эффективность такого писателя производив от его реализма. Впрочем, эта эффективность может возрастать благодаря личному интересу писателя -к праву. У Расина был адвокатский опыт. Адвокат чувствуется также у Эрве Базена в «Супружеской жизни» и «Мадам Экс». Когда речь идет об отдаленных во времени фактах, изучение литературных источников позволяет получить такую социологическую информацию, какую не могут дать другие методы. Поэтому социология истории постоянно обращается к литературным источникам античности и средних веков, дополняя таким образом, а в случае необходимости и поправляя юридические источники. По, кроме того — и это обстоятельство справедливо и для современной литературы, — в книгах можно найти такие юридические детали, которые самими юристами принято не замечать потому, что эти детали или слишком незначительны, или слишком интимны. При обращении к литературным источникам необходима осторожность, ибо очевидно, что писатель, даже знающий кое-что о праве, может пренебрежительно отнестись к некоторым юридическим механизмам и допущенная вследствие этого юридическая ошибка способна породить иллюзорное представление, привести к курьезам. Кроме того, следует учитывать и свойственную ремеслу писате-
ля склонность к драматизации и преувеличениям, от которых не застрахован и автор, считающий себя реалистом. Мы оказались бы жертвами подобной драматизации, если бы, например, рассматривали отцовскую власть времен «старого режима» такой, как ее изображает Рестиф де ла Бретоп в своей книге «Жизнь моего отца». В данном случае нужно учитывать эмоциональную деформацию, которую независимо от воли автора могут нести в себе его детские воспоминания. Впрочем, преувеличения более характерны для драматических произведений, чем для романов. Это связано с законами сцены. Было бы весьма опасно строить социологию брака и семьи при Людовике XIV на основе комедий Мольера. Писателя второго типа можно назвать теоретиком. В своем творчестве он стремится осуществить если не юри-дико-социологический, то социологический подход. Бальзак в «Предисловии к «Человеческой комедии» рассказывает о том социологическом проекте, который он стремился осуществить. Нечто похожее предпринял и Золя, хотя французский психолог Клод Бернар считал «Ругон-Макка-ры» экспериментальным романом. Такого рода систематизированные подходы позволили авторам дать наиболее глубокий анализ социальной реальности, и при этом они, разумеется, не могли пройти мимо права. Творение Золя остается весьма важным для социологии семьи; оно помогает понять не только рабочие семьи времен Второй империи, но и постоянные факторы семейной жизни. Однако из двух названных авторов Бальзак все-таки более юридичен. И не потому, что его сочинения насыщены жаргоном судейского сословия. И не потому даже, пто он показал (правда, но без ошибок) определенное знание юридической техники. Ему удалось понять специфику права, почувствовать живую природу правовых институтов — брачного договора, наследования, банкротства, — институтов, которые были созданы, чтобы служить людям, но в конечном итоге поработили их. Писателей третьего типа можно назвать в какой-то мере интуитивистами. Среди писателей и поэтов встречаются мечтатели, обладающие даром проникновения, внутренним видением. Благодаря ему они замечают то, мимо чего проходят другие. За внешними формами правового института может скрываться нечто, что ускользает от профессионального юриста и даже от писателя-наблюдателя, но улавливается интуитивно поэтическим гением. Сравним три возможных взгляда на процесс: 1) в учебнике процессуального права; 2) у Расина в его комедии «Сутяги» (не лучшем из произведений Расина); 3) у Диккенса и Кафки. «Холодный дом» Диккенса обнаруживает глубокое понимание, но еще в большей степени это можно сказать о «Процессе» Кафки. Этот автор путем сюрреалистической сублимации показал правосудие таким, каким его ощущает представшее перед ним лицо, а сам процесс— как ненасытное чудовище. Можно использовать эти же три подхода и чтобы провести исследование в обратном направлении, то есть поставив вопрос: а как сами судьи относятся к своей деятельности? Процессуалист видит в ней точную технику. Один драматург наделяет деятеля правосудия комплексом Брута, а другой — Фукье-Тэнвиля 15. Однако лучше всего раскрыл глубинные ощущения судьи Корнель, сделав это в одной гениальной по своей простоте фразе: «Государь, вот идет Химена просить вас о правосудии. — Досадная новость и удручающая обязанность»16. Теперь от литератора обратимся к читателю, который задался целью проанализировать литературное произведение в юридико-социологическом плане. Как сделать это? Читатель мозкет взять произведение определенного автора (или все его работы) и выбрать из них все то, что социологически связано с правом. Это хорошо известный метод, который породил многочисленные исследования, построенные по одной и той же модели: «Шекспир и право», «Мольер и право» и т. д.17 Однако читатель может избрать и другой, более синтетический путь, а именно взять за основу определенную проблему, а затем из различных книг одного и того же автора или многих авторов выбрать все то, что имеет отношение к этой проблеме !8. Однако оба эти пути— не более чем предварительный этап. Существо вопроса в другом, а именно с каких позиций происходит чтение, объективно оно или предвзято, или, другими словами, идеологически ориентированно (особенно, когда речь идет об острых правовых проблемах). В 60—70-е годы появились интерпретации левацкого или проанархистского плана, которые стремятся сделать из авторов прошлого предтеч современных контестаторов, оспаривающих фундаментальные начала жизни современного общества, в том числе правовую систему. Так, Дюррен-матт, толкуя «Фауст» Гёте, оценил смертный приговор Маргарите как тщетность принципа Талиона и осуждение правосудия в целом. Контестация обращена как против правовой системы в целом, так и против ее отдельных частей, и особенно семьи и брака. Date: 2015-05-08; view: 576; Нарушение авторских прав |