Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовая аккультурация
Понятие аккультурации впервые было употреблено в 1880 году американским этнологом Пауэллом. Оно прочно вошло в словарь французских социологов. Его нельзя назвать ни элементарным, ни точным, так как по смыслу оно заставляет думать о переходе от примитивного состояния к цивилизации — ad culturam. В действительности это понятие значительно шире, и под аккультурацией следует понимать любой перенос одной культуры в другую. Употребляемое иногда понятие «культурные контакты» недостаточно, ибо контакт не обязательно предполагает взаимопроникновение культур. Если же такого проникновения нет, то нет и аккультурации. Поскольку право входит в культуру, то легко возникает идея юридической аккультурации. Она состоит в том, что одна правовая система может быть как бы привита к другой. Причины и следствия такого явления относятся к предмету социологии права. В качестве примеров правовой аккультурации, которыми снабжает нас история, укажем на эдикт Каракаллы, распространивший статус римского гражданства на всех жителей империи, внедрение в Галлии германских обычаев, рецепцию римского права в Германии, ренессанс римского права во Франции и др. Приведем и другой, не столь известный пример: в это трудно поверить, но пошлина и таможня были арабскими саженцами на французской почве. Современное сравнительное право дало возможность наблюдать живую, протекающую на наших глазах аккультурацию. Она происходит и там, где сталкиваются две правовые культуры (как столкнулись, например, в Квебеке французское гражданское право и процессуальные формы общего права), и в тех странах Востока, которые в стремлении к вестернизации рецегшруют зарубежное законодательство (пример — Турция во времена Ататюрка, рецегги-ровавшая целиком швейцарские кодексы), и, наконец, — что особенно существенно — почти повсюду в мире в бывших колониях, где ранее экономическая и политическая колонизация сопровождалась в той или иной мере и законодательной, а деколонизация не всегда приводила к отказу от аккультурации права. В отличие от аккультурации, которая может ограничиться каким-то одним институтом или даже нормой, рецепция — это глобальное явление. При рецепции в данное общество интегрируется зарубежная правовая система в целом. Во всяком случае, в принципе это так. Рецепция — один из вариантов аккультурации, но вариант, получивший определенную самостоятельность. Само название «рецепция» идет от конкретного исторического примера, а именно рецепции римского права в Германии в XIV— XV вв. Этому историческому событию Давались самые различные объяснения. Одни связывали рецепцию с сугубо политическими причинами (германский император был заинтересован в том, чтобы иметь возможность ссылаться па тексты, подтверждавшие всевластие римского императора). По мнению других, следует обратиться к экономическим факторам; согласно марксистской точке зрения, поднимавшаяся городская буржуазия видела в римском праве, институтах частной собственности и договорной свободы юридический инструментарий, способствующий развитию торгового капитализма. С веберовских позиций, причины рецепции — в появлении нового класса юристов, сформировавшихся в итальянских университетах и испытывавших интеллектуальную потребность в рациональности и порядке. О рецепции имеется большая юридическая литература53. Date: 2015-05-08; view: 1339; Нарушение авторских прав |