Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая система как временная сфера





Юридико-догматический взгляд рассматривает право как застывший объект; социология права берет этот объ­ект в динамике, помещая его в эволюционный поток.

Два фактора долгое время мешали юристам принять концепцию развития. Первый — необычайно долгая жизнь римского нрава. Казалось, это долголетие идет от вечного разума, воплощенного в нем. Второй — сила доктрины есте-

ственного права, ее убеждающая властность, идущая от связи с религией или метафизикой.

В отличие от юристов-догматиков для социологов права эволюционизм с самого начала был предустановленно]! философской основой. Правда, принцип эволюционизма выступал у них чаще как постулат, чем как доказанная истина. Но это был необходимый постулат, методологиче­ское требование, поскольку применение сравнительного метода в историческом ракурсе предполагает динамизм права. Установив, что правовая система — это сфера и объект трансформации, мы должны разъяснить в этой свя­зи ряд позиций.

1. Многие считают, что прогресс права однолинеен (то есть оно обеспечивает все большую справедливость, все большую безопасность и т. д.). Это оптимистическое пред­ставление доминирует еще с эпохи Просвещения. Однако социологи, не отрицая такого поступательного движения, полагают в то же время, что развитие знает и попятные моменты, происходит кругами в смысле теории Вико. Эво­люция права циклична, и история дает нам убедительные примеры этого. От квиритской эпохи Рима до феодализма лежит период, когда право собственности подвергалось все возрастающей деформации. Затем начался процесс восста­новления его структуры, который завершался единой фор­мулой (статья 544 Гражданского кодекса). Однако в XX веке специализированное законодательство (о найме, аренде недвижимости) вновь открыло период расщепле­ния этого права. Другой пример: в частном праве просле­живается переход от строгого формализма к большей роли консенсуса в гражданско-правовых отношениях, а затем вновь ренессанс формализма49.

Небольшие познания об истории, какие имели юристы-догматики, создавали у них впечатление, что пет ничего нового под луной или что повое — это не более чем возрож­дение исчезнувших институтов. С позиции же эволюцио­низма, когда речь идет о давно существующих институтах или о «возрожденных» институтах, следует в каждом слу­чае проверять, тот ли это старый институт или только его внешняя форма.

2. Как происходит эта эволюция? Подобно другим социальным трансформациям, она обычно изображается как постепенное движение, в котором значим биологиче-' ский момент. Люди рождаются и умирают, общество тем самым каждый день обновляется, п соответственно изме-

 

няется право этого общества. Индивиды, выступающие в качестве субъектов права, достигнув зрелого возраста, не могут иметь абсолютно те же самые восприятия и стрем­ления, что и их предшественники, и это выражается также в правосознании и в правотворчестве50. Однако имеется и другая точка зрения, согласно которой эволюция права, в отличие, например, от эволюции техники, происходит скач­ками, путем резких мутаций51. Эта точка зрения соответ­ствует тому, что право, хотя и частично, является порож­дением воли законодателя.

3. Связаны ли трансформации права с другими соци­альными изменениями? На этот вопрос марксизм дает краткий, но очень четкий ответ: трансформации права детерминированы изменениями, происходящими в произ­водственных отношениях. За пределами марксизма также шел активный поиск ответа на этот вопрос, но он принял иные направления.

Во-первых, трансформации права стремились связать не только с экономическими факторами, а с совокупностью социальных факторов в широком смысле, включая урба­низацию, средства массовой информации, туризм, увеличе­ние продолжительности жизни, ослабление религиозности

и т. д.

Во-вторых, связь между трансформациями права и со­циальными изменениями мыслили не в понятиях каузаль­ности и детерминизма, а в понятиях адаптации, причем адаптации добровольной, законодательной. Такой ход мыс­ли стимулировался реальными событиями. В Европе, США, Канаде — колоссальным ростом законодательства. В стра­нах «третьего мира» — процессом развития. Этот дина­мизм встречает активное и пассивное юридическое проти­водействие либо со стороны обычно-правовой основы пра­вопорядка, либо со стороны кодификаций, унаследованных от аграрной буржуазной эпохи. Отсюда замедления эволю­ции, опоздания, напряженность, нарушения. Каким обра­зом может ответить право на требования общества, пере­живающего изменения не просто глубокие, но и происхо­дящие в беспрецедентно быстром ритме? В юридической социологии этой проблеме посвящена обширная литерату­ра 52. Оставаясь на позициях эволюционизма, юридическая социология не только констатирует уже имеющиеся изме­нения, но и способствует дальнейшей эволюции, политиче­ские пути которой могут колебаться между реформой и ре­волюцией,

Date: 2015-05-08; view: 520; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию