Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовая система как временная сфера
Юридико-догматический взгляд рассматривает право как застывший объект; социология права берет этот объект в динамике, помещая его в эволюционный поток. Два фактора долгое время мешали юристам принять концепцию развития. Первый — необычайно долгая жизнь римского нрава. Казалось, это долголетие идет от вечного разума, воплощенного в нем. Второй — сила доктрины есте- ственного права, ее убеждающая властность, идущая от связи с религией или метафизикой. В отличие от юристов-догматиков для социологов права эволюционизм с самого начала был предустановленно]! философской основой. Правда, принцип эволюционизма выступал у них чаще как постулат, чем как доказанная истина. Но это был необходимый постулат, методологическое требование, поскольку применение сравнительного метода в историческом ракурсе предполагает динамизм права. Установив, что правовая система — это сфера и объект трансформации, мы должны разъяснить в этой связи ряд позиций. 1. Многие считают, что прогресс права однолинеен (то есть оно обеспечивает все большую справедливость, все большую безопасность и т. д.). Это оптимистическое представление доминирует еще с эпохи Просвещения. Однако социологи, не отрицая такого поступательного движения, полагают в то же время, что развитие знает и попятные моменты, происходит кругами в смысле теории Вико. Эволюция права циклична, и история дает нам убедительные примеры этого. От квиритской эпохи Рима до феодализма лежит период, когда право собственности подвергалось все возрастающей деформации. Затем начался процесс восстановления его структуры, который завершался единой формулой (статья 544 Гражданского кодекса). Однако в XX веке специализированное законодательство (о найме, аренде недвижимости) вновь открыло период расщепления этого права. Другой пример: в частном праве прослеживается переход от строгого формализма к большей роли консенсуса в гражданско-правовых отношениях, а затем вновь ренессанс формализма49. Небольшие познания об истории, какие имели юристы-догматики, создавали у них впечатление, что пет ничего нового под луной или что повое — это не более чем возрождение исчезнувших институтов. С позиции же эволюционизма, когда речь идет о давно существующих институтах или о «возрожденных» институтах, следует в каждом случае проверять, тот ли это старый институт или только его внешняя форма. 2. Как происходит эта эволюция? Подобно другим социальным трансформациям, она обычно изображается как постепенное движение, в котором значим биологиче-' ский момент. Люди рождаются и умирают, общество тем самым каждый день обновляется, п соответственно изме-
няется право этого общества. Индивиды, выступающие в качестве субъектов права, достигнув зрелого возраста, не могут иметь абсолютно те же самые восприятия и стремления, что и их предшественники, и это выражается также в правосознании и в правотворчестве50. Однако имеется и другая точка зрения, согласно которой эволюция права, в отличие, например, от эволюции техники, происходит скачками, путем резких мутаций51. Эта точка зрения соответствует тому, что право, хотя и частично, является порождением воли законодателя. 3. Связаны ли трансформации права с другими социальными изменениями? На этот вопрос марксизм дает краткий, но очень четкий ответ: трансформации права детерминированы изменениями, происходящими в производственных отношениях. За пределами марксизма также шел активный поиск ответа на этот вопрос, но он принял иные направления. Во-первых, трансформации права стремились связать не только с экономическими факторами, а с совокупностью социальных факторов в широком смысле, включая урбанизацию, средства массовой информации, туризм, увеличение продолжительности жизни, ослабление религиозности и т. д. Во-вторых, связь между трансформациями права и социальными изменениями мыслили не в понятиях каузальности и детерминизма, а в понятиях адаптации, причем адаптации добровольной, законодательной. Такой ход мысли стимулировался реальными событиями. В Европе, США, Канаде — колоссальным ростом законодательства. В странах «третьего мира» — процессом развития. Этот динамизм встречает активное и пассивное юридическое противодействие либо со стороны обычно-правовой основы правопорядка, либо со стороны кодификаций, унаследованных от аграрной буржуазной эпохи. Отсюда замедления эволюции, опоздания, напряженность, нарушения. Каким образом может ответить право на требования общества, переживающего изменения не просто глубокие, но и происходящие в беспрецедентно быстром ритме? В юридической социологии этой проблеме посвящена обширная литература 52. Оставаясь на позициях эволюционизма, юридическая социология не только констатирует уже имеющиеся изменения, но и способствует дальнейшей эволюции, политические пути которой могут колебаться между реформой и революцией, Date: 2015-05-08; view: 563; Нарушение авторских прав |