Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Индивидуальная правовая психология
Вопрос о самом существовании этой дисциплины связан с другим принципиальным вопросом, который не встает применительно к общей психологии, а именно возмож- на ли вообще юридическая психология, которая не была бы социальной, поскольку право немыслимо вне общества? Следует поэтому более конкретно рассмотреть, каким образом психологическое явление, т. е. определенное состояние сознания, может выступить как юридическое. Оно может оказаться таковым по вызвавшим его причинам, или же, наконец, само по себе. 1. Когда в индивидуальном сознании под воздействием права происходит какое-то психологическое явление, то индивид не может рассматриваться как стоящий вне общества и его влияния. Тот факт, что это психологическое явление вызвано, пусть даже косвенно, правом, говорит о воздействии общества на сознание. Это можно подтвердить ссылкой на такой односторонний юридический акт, каким является завещание и даже олографическое завещание, составленное в отсутствие нотариуса. Сознание и воля завещателя могут быть поняты лишь в их отношении к институту наследования, то есть к праву и обществу. Если же свести завещание к чисто психологическому акту, то его придется рассматривать как ничего не значащий текст. Чтобы он обрел смысл, нужно подходить к нему как к социализированному психологическому факту. Тем самым мы возвращаемся в сферу социальной психологии (хотя и понимаемой в широком плане). 2. Если психологические явления становятся юридическими только потому, что влекут правовые последствия — например, вина как основание ответственности, — то можно было бы полагать, что для анализа этих явлений достаточно индивидуальной психологии, поскольку право и общество вмешиваются уже после того, как действие произошло, и вмешиваются как бы со стороны. Нельзя, однако, не заметить, что предвидение правовых последствий не может не воздействовать на индивидуальное сознание, которое тем самым вновь оказывается связанным с обществом. Приведенный пример ответственности подтверждает это особенно наглядно, когда речь идет об умышленной вине. Но предвидение, хотя и в иной форме, значимо также и в случаях неосторожной вины, и виновной небрежности. Юридический контекст требует от человека более внимательно относиться к последствиям своих поступков, и, наоборот, отсутствие права ослабляет это внимание. 3. Как мы уже говорили, психологическое явление может быть правовым само по себе. В этом случае оно возникает в сознании индивидуума как последствие права,
как индивидуальное сопутствующее явление, отражающее существование правовых институтов, норм, решений. Некоторые такие явления по преимуществу интеллектуальны, например знание (или незнание) закона и даже, если пойти дальше, согласие (или несогласие) с ним. Другие явления по преимуществу аффективны, например правосознание как интуитивные представления о праве, а точнее, о справедливом. Наконец, третьи явления носят гибридный характер; таковы opinio juris и opinio necessitatis— два необходимых элемента обычая, согласно классической доктрине. Сюда же можно отнести мнения о законодательстве, которые в наши дни стремятся выявить опросы общественного мнения36. Существенно, что во всех этих случаях общество присутствует в психологических явлениях еще более непосредственно, чем в ситуациях, описанных в пунктах первом и втором. Интериоризация права личностью — это существенный момент ее социализации. Наука, не идущая далее чистой индивидуальной психологии, не может оценить это должным образом. Date: 2015-05-08; view: 761; Нарушение авторских прав |