Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
V. Ответвления юридической социологии 1. Юридическая этнология
От юридической социологии, подобно тому как то же-самое произошло ранее с общей социологией, отделилось несколько отраслей. Именно так стала самостоятельной дисциплиной юридическая этнология. От юридической социологии ее отличает не природа изучаемых объектов. И та и другая изучают юридические явления. Юридическую этнологию отличает от юридической социологии сфера, в которой находятся изучаемые-явления. При этом совсем не обязательно противопоставлять старые правовые системы современному праву. Социология не запрещает исторических исследований, и, наоборот, объектом изучения этнологии могут быть наши1 современники. Критерий в нашем различении двух дисциплин является не хронологическим, а социологическим, более точно — это критерий культуры. Отличительная черта юридической этнологии в том, что она обращена к примитивному или (как предпочитают говорить сегодня) архаическому праву. Правовую норму или институт называют архаичными в том случае, когда они отражают такую-стадию правовой эволюции, которую наше собственное общество, взятое в целом, уже давно миновало. Архаическое право представляет, таким образом, прошлое, и, как правило, далекое прошлое. Однако это может быть живое прошлое, если такое право еще и сегодня является действующим для какой-то этнической группы на нашей планете.
Грубо говоря, речь идет о правовых явлениях в том виде, в каком их можно наблюдать у народов, которые называют дикими. Если же использовать более утонченные формулировки, то речь идет о доиндустриальных правовых системах во внеевропейских обществах (за исключением, разумеется, некоторых доиндустриальных систем крупных цивилизаций, таких, например, как мусульманское право или китайское право императорского периода). Говорят еще о праве обществ, не имеющих письменности. Но такая формула применительно к праву обманчива. Она предполагает неписаное право, однако один из видов такого права — обычное право — встречается, хотя и не так часто, в современных обществах. И наоборот, писаное законодательство типа Законов двенадцати таблиц или Законов Хаммурапи может быть носителем архаического содержания. Используют также формулу: право обществ, не имеющих истории. Однако право — это традиция, память, непрерывное возвращение настоящего к прошлому, о чем свидетельствуют такие существенные правовые явления, как обычай, доказательство, обязательство, семья. Возможно ли право без истории? Нередко бывает и так, что, пытаясь разграничить сферы этнологии и социологии, идут как бы в обратном порядке, т. е. относят правовую систему к архаической или современной на основании предустановленных типичных основных черт. Надо отказаться от характеристики архаических правовых систем как наиболее простых или как наиболее жестких. Зачастую они до удивления гибки, а их общинный характер не препятствует наличию процессуальных форм и индивидуальной состязательности. Когда Дюрк-гейм описывал примитивные общества как гомогенную среду, где личность мало что значит, а право этих обществ как жесткую систему, он имел в виду лишь правовые нормы, а не процесс. Критерий разграничения двух дисциплин ищут также в различиях психологических структур: современное право характеризуется рациональностью, примитивное право — дологической, мистической, магической ментальностью. Пользующаяся известностью теория Л. Леви-Брюля о дологической ментальное™23 достаточно легко может быть распространена на право. Наличие примитивной юридической ментальности подтверждается многочисленными фактами. Так, например, отсутствие в дологическом мышлении закона тождества (предмет может быть таким и одновременно другим, он может находиться здесь и одновременно в другом месте) затрудняет понимание примитивным человеком отчуждения как добровольного разрыва связи между лицом и вещью. Соответственно характерный для этого мышления «закон сопричастия» выражается в такой концепции собственности, при которой имущество трактуется как некое продолжение личности того, кто им владеет. Отсюда распространенный обычай хоронить или сжигать вместе с умершим все, что было в его владении или отмечено печатью его личности. Еще более очевидно то, как свойственные дологической ментальности антропоморфизм и представления о причинности порождают такую систему ответственности, при которой наказание в равной мере распространяется на людей и на животных, на того, кто совершил действие, и на его родителей и соседей. На этой же основе сложились и такие формы судебных доказательств, как ордалии. Сегодня многие этнологи выдвигают существенные возражения против гипотезы об иррациональности сознания в примитивных обществах. Эти возражения основаны на наличии и развитии техники в этих обществах. Когда нужно решить техническую проблему — сделать орудие труда, застать врасплох дичь или врага, — примитивный человек мыслит рационально, исходя из закона тождества и понимания причинности24. Право — это тоже техника. Путем приказов, обещаний, принятия обязательств оно дает людям — во всяком случае, некоторым людям — возможность влиять на ход событий. Можно полагать, что последовательное, от опыта к опыту, развитие правового инструмента проходило рациональным путем. Многие феномены архаического права по мере их внимательного изучения предстают как двойственные в том смысле, что могут толковаться и как мистические, и как утилитарные. Так, формализм процессуальных процедур и соглашений — это и призыв к божественным силам принять участие в происходящем, но одновременно и способ помочь свидетелям запомнить ход событий. Признав рациональным право примитивных обществ, некоторые этнологи склонны даже сгладить грань между ним и современным правом. Примитивная юридическая ментальность разумна — утверждают они. Но эта разумность (и в этом оригинальность концепции) — не в абстрактных правовых нормах, а в характере процесса и
выносимых решений. Она не есть следствие профессио--нальной логики тех, кто выступает в роли судей и сторон. Просто, разбирая конкретные ситуации, они действуют так, как поступил бы в аналогичной ситуации разумный человек (муж, отец, руководитель). В целом напрашивается вывод, что все правовые системы, на каком бы отрезке эволюции общества они ни находились, в равной мере связаны с одним и тем же разумом, а возможно, и с той же самой справедливостью. Однако эти новаторские положения пока еще слишком шатки для того, чтобы поставить под сомнение специфику юридической этнологии. При ответе на вопрос, существует ли примитивная юридическая ментальность, можно встретить самые различные позиции. М. Глукмэн, специалист по праву африканских народов, особенно настаивает на том, что право этих народов построено на рациональных началах и в основе своей имеет ту же самую интеллектуальную природу, что и современное право25. Из этого он сделал примечательные выводы методологического плана, а именно что при изучении примитивного права может быть полезным и, во всяком случае, не грозит негативными последствиями использование юридических категорий и понятий современной правовой культуры. До сих пор, наоборот, золотое правило этнологии состояло в том, что изучение архаического права исследователь должен начинать с попытки проникнуться духом и стилем примитивного мышления, забыв все то, что формировало его как западного юриста. Установки Глукмэна решительно оспариваются многими26. Однако А. Хобель — наиболее авторитетный представитель юридической этнологии — занял в этом споре (не вышедшем, впрочем, за рамки англо-американской литературы) промежуточную позицию27. Первоочередной задачей юридической этнологии ряд авторов считает сбор устных обычаев, которым грозит опасность исчезнуть. Но дело не только в том, чтобы сохранить их. Изучение этого живого прошлого дает надежду пролить свет на происхождение права. Юристы-этнологи играют сегодня и роль экспертов в сложном плюралистическом процессе юридической аккультурации, в ходе которого почти во всех развивающихся странах встает вопрос о взаимодействии обычного права и импортированных европейских моделей права. 2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭТНОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ В своих «Записных книжках», где Л. Леви-Врюль внес ряд уточнений в теорию примитивной ментальности, он отмечает, что ее остатки сохраняются даже в высокоразвитых обществах: фольклор, детская ментальность, психозы,, фантасмы, некоторые явления искусства, неуправляемое мышление и т. п. Можно спорить о том, все ли правильно-в этом списке. Но самое сложное — объяснение рассматриваемого явления. Возможно, мы встречаемся с этими пережитками потому, что существуют трансмиссии и традиции, связывающие наше общество с примитивным. Возможно, перед нами спонтанное воспроизводство тех же образов и реакций в результате отражения сходных ситуаций. Возможно, это внезапные всплески инстинкта. Очевидно, ни одним из этих предположений не следует пренебрегать. Обратимся в качестве примера к фольклору. Его исследователь обычно подчеркивает либо его давнее происхождение, либо его народный характер. Одни элементы фольклора примитивны, поскольку уходят в глубину веков. Однако и другие, недавно появившиеся, также примитивны, хотя и по-иному: они просты, наивны и не могут быть включены в какую-либо интеллектуальную систему. Обе эти ситуации имеют в конкретном счете единую причину — изолированность. Изолированная группа, подчиняясь традициям, может одновременно оказаться интеллектуально отсталой. К феномену примитивной ментальности, сохраняющейся в современном обществе, предпочитают ныне применять понятие субкультура. Субкультура предполагает наличие вторичной общности (коллектива) людей, имеющей такие общие для этого коллектива черты культуры, которыми общество в целом не обладает. Эти черты могут быть обусловлены принадлежностью к определенной расе, местности, социальному классу и даже возрастной группе (молодой или старой, хотя обращают внимание, как правило, лишь на первую). Субкультура, как показывает самоназвание, — это состояние незрелости, неполноценности. Наиболее простая ее форма — количественная незрелость. Но возможна неполноценность экономическая или политическая, часто сопровождаемая интеллектуальной неполноценностью. Субкультуры — это новое поле исследований для этнологии. Здесь берет свое начало новая дисциплина— внутренняя этнология (ее охотнее называют социальной этнологией). Она как будто бы отделяется от экзотической социологии, которая, однако, остается основной. Если современное общество, как, например, французское, знает явления, которые могут рассматриваться как этнологические, поскольку относятся к субкультуре, то, очевидно, можно презюмировать, что часть этих явлений обращена к праву. И действительно, когда в XX веке исподволь складывалась внутренняя юридическая этнология, то проблематика ее определялась исключительно юридическим фольклором, т. е. сохранившимися среди населения пережитками архаического права28. Однако поле деятельности этой дисциплины можно расширить, включив в него то, что за неимением более удачного термина называют детским правом; законы гангстерских шаек и банд; болезненную одержимость судебных сутяжников; такие представления о праве у тяжущихся сторон, которые мы считаем просто отклонениями от нормы, в то время как они, возможно, идут от атавизма и инстинкта. Все перечисленные явления подпадают под понятие юридический плюрализм. Позднее мы рассмотрим вопрос о том, обладают ли они характерными чертами юридического явления, не более ли адекватна квалификация их как инфраюридических. В рассматриваемой связи достаточно констатировать, что связь этих явлений с правом делает их описание и объяснение полезной функцией юридической этнологии. Они относятся именно к ней, поскольку, согласно классическому объяснению, побудительные мотивы такого рода явлений иррациональны, в то время как современные правовые системы, наоборот, относят их по основаниям, которые можно назвать законом Макса Вебера, — к сфере рационального. Наш урбанистский и индустриальный образ жизни стимулирует господство рационализма. Отсюда увеличение дистанции, которая отделяет юридическую субкультуру от юридической культуры. Этот вывод правилен. Однако его следует несколько смягчить, памятуя о том, что рациональность и иррациональность нередко переплетены друг с другом, хотя и в разных дозах. Даже в современных правовых системах имеются институты и формы поведения, не лишенные в каком-то плане элемента иррациональности. В этой связи иногда не учитывают, что разные разделы современного права находятся в разных соотношениях со сферой иррационального или, если угодно, примитивного. Имущественное право четко отграничено от этой сферы. Здесь господствует экономический расчет. Ситуация выглядит по-иному, когда речь идет о личных правах или семейном праве. Здесь институты и формы правового поведения окружают такие факторы — сексуальные отношения, родство, смерть, — воздействие на которые человеческого разума достаточно ограничено. 3. ЮРИДИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Антропологию отделяет от этнологии короткое расстояние. Нередко эти два понятия даже смешивают. Однако чаще всего, когда говорят об антропологии, имеют в виду самостоятельную науку, отличную от этнологии и социологии. Это различие сохраняется и тогда, когда к наименованию этих трех дисциплин добавляется прилагательное юридическая. Но где же проходит граница между ними? Назвать антропологию наукой о человеке означало бы придать ей моральный аспект. По своему буквальному смыслу это — наука об антропосе, т. е. о человеке как особом виде среди живых существ. Но что дает такое определение для приближения к тому, что можно назвать юридической антропологией? Концепция, которая претендует на то, чтобы считаться классической, видит специфику антропологии, а следовательно, и юридической антропологии в понятии «естественная природа». Антропое — это естественный человек. Естественная природа человека такова, что он живет в обществе. Но то, что человек живет в данном обществе, а не в каком-либо ином, от его естественной природы не зависит. Различие обществ — это продукт культуры. Соци-абельность человека повсюду однозначна, общества же и их культуры повсюду различны. Клод Леви-Стросс и его школа подчеркнули контраст «природа — культура». В этом плане можно сказать, что антропология изучает природу человека, а социология (как и этнология) — культуру общества. При этом свойства природы человека универсальны, а свойства культуры партикулярны. Однако распространить эти положения на право довольно сложно. Разве право не является порождением общества, а значит, и культуры? Но быть может, следует различать в каждой правовой системе всегда значительный вклад культуры и несоизмеримо более ограниченный естественно-природных элементов? Отличительный признак этих элементов в том, что они повсюду одинаковы. Наиболее ярким примером из числа таких немногочисленных универсальных и тем самым естественных норм может служить запрещение кровосмешения29. Сказанное выше не снимает тем не менее трудностей, связанных с переносом антропологических категорий в право. Камень преткновения для юриста-социолога состоит в следующем: если он попытается определить минимум юридического, обусловленного самой природой человека, исходя из некой общей идеи (например, потребности в общении), то он сможет констатировать лишь наличие инстинкта, но не нормы права. Если же он обратится к сфере юридического (например, как регламентирован запрет инцесты), то он встретится с таким разнообразием, которое может быть обусловлено лишь социальными структурами, а не природой человека. Можно представить себе и другие подходы к проблеме, отличные от изложенного выше. Внешне наиболее проста концепция, сближающая антропологию с биологией. Перенесенная в юридическую антропологию, она сделала бы центром ее внимания те причины и следствия права, которые связаны с биологической природой человека. Однако социальная жизнь оказалась бы отданной на откуп социологии права. Таким образом, объектом антропологических исследований стали бы обычай и законы, фиксирующие возраст половой зрелости, длительность беременности, реакцию права на физические и душевные болезни, на смерть, отношение права к внебрачному сожительству и т. п. Во всех этих случаях в праве имеется биологический субстрат. Но можно ли отсюда заключить — а это должно быть основополагающим выводом, — что право в этой сфере свободно от социальной детерминированности? Та же проблема остается и тогда, когда сферу юридической антропологии связывают с обычаями, выраженными в форме линейной речи (т. е. в жестах). Здесь опять доминирует биология, поскольку линейная речь понимается как продукт мускульных движений. Способы движения тела и его частей — по формуле М. Мосса, «техника тела» — ведут к появлению привычки и обыкновения30. Общества, главным образом примитивные, или прямым путем, или через производную символику часто трансформируют эти двигательные схемы в юридические модели31. При этом особую роль играют руки — рабочие орудия пра- ва, начиная с самых ранних периодов римского права (mancipium, manus injectio) вплоть до современного права (например, принятие присяги поднятием правой руки). Соблазнителен поиск в этих глубоких пластах, на границе с животным миром, юридических явлений, которые были бы чисто антропологическими, независимыми от социологического. Но это весьма шаткая гипотеза. Вряд ли удастся найти правовые явления, которые были бы прямо обусловлены индивидуальной биологией и сконструированы без учета социального. Если обратиться к тому же примеру — рукам, то в одних условиях соединение рук является знаком соглашения, а в других — знаком подчинения 32. Откуда проистекает это различие? От отношений общества. Без социологии биологическая антропология рискует остаться слепой. Быть может, целесообразно заняться прямым поиском того, что есть юридическая антропология, не прибегая к предварительным экскурсам в общую антропологию. При таком подходе можно сказать, что юридическая антропология — это наука о homo juridicus, т. е. человеке как юридическом явлении. Человек — это действительно homo juridicus, ибо только он среди всех других живых существ наделен свойством быть юридическим существом. Он таков хотя бы потому, что способен создавать нормы и соблюдать их, в то время как у других живых существ возможны лишь привычки. Только он может принимать решения и подчиняться им. Разумеется, речь идет не о конкретных нормах — пусть даже самых фундаментальных и универсальных, — не о конкретных решениях, а об абстрактной способности создавать и воспринимать юридическое. Именно эта присущая человеку способность, поддерживающий ее ментальный механизм и должны быть предметом юридической антропологии. Понимаемая таким образом, она может немало помочь социологии права, объясняя генезис юридических явлений. Не мешало бы и общей антропологии прислушаться к юридической антропологии, тем более что юридическое никогда не привлекало ее достаточного внимания. Date: 2015-05-08; view: 945; Нарушение авторских прав |