Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отрасли социологии. Социология религии
Юридическая социология связана не только с общей социологией, но и почти со всеми отраслями разветвленной социологической науки, ибо сферы общественной жизни, изучаемые этими отраслями, имеют правовой аспект. Особенно важными являются взаимосвязи юридической социологии с двумя частными социологиями — религии я политики. Контакт социологии права и социологии религии представляется естественным уже потому, что религия, как и право, — это нормативная система и, сверх того, нормативная система, наделенная такой же пластичностью, как и право, такой же способностью выражать разнообразные социальные требования (тем, что применительно к праву юристы называют нейтральностью правовой нормы) 12. Не следует, ориентируясь на современные модели, относить религию только к сфере духовного, сводить религиозную норму лишь к духовным императивам. Многие социологические данные свидетельствуют о почти неограниченной возможности абсорбации, продемонстрированной религией. Она может сакрализовать любой вид норм, трансформировать обычаи в освященные стереотипы поведения 13. Сходство религии и права объясняет, почему границы между ними нередко недостаточно четки: бывают легалистские религии и существуют религиозные правовые системы. 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ : Трудность начинается уже при попытке отграничить право от политики (разумеется, политики в положительном смысле этого слова). Здесь невозможно различие но субъектам: одни и те же парламентарии издают законы и определяют политику страны; тот же самый судья, который применяет право, одновременно стремится наделить приговоры превентивным эффектом и проводит тем самым определенную уголовную политику. Из авторов, строящих параллель между этими двумя понятиями, одни ставят право выше политики, а другие — ниже. Первые думают, очевидно, о естественном праве, а вторые — о праве позитивном. Очевидно, анализ должен идти по другому пути. Политика и право — это два способа деятельности власти. В праве власть выражает себя, устанавливая нормы длительного действия, за соблюдением которых она постоянно •следит. В политике же власть выражает себя периодическими решениями, которые она принимает на основе выработанной ею программы действий. Это различие можно проиллюстрировать следующим весьма банальным сравнением: право — это строительство корабля, его ос-настка и спуск на воду; политика — это курс корабля.с£Х^< Различение юридического и политического затрудняется и тем, что политика допускает по меньшей мере два •толкования. Под политикой может пониматься любое действие, подчиненное достижению определенной цели, и в этом плане можно говорить о юридической политике (законодательная политика, политика борьбы с преступностью — криминологическая политика 14). Но политика пре-
жде всего и главным образом — сочетание тактики и стратегии для Достижения победы в конфликтах интересов, партий, наций. Право может служить инструментом (среди других) понимаемой таким образом политики. Как писал Иеринг, право — это политика силы. Марксизм — и не он один — придерживается этого второго понимания политики и утверждает, что право никогда не может быть независимым от политики, даже тогда, когда оно претендует на аполитичность или выступает лишь как техника. Действительно, влияние политики на законодательство — это очевидный, многократно повторенный факт. Оно прослеживается и в судебной практике. Тем не менее нельзя отрицать, что существуют законы и судебная практика не политического, а юридическо-технического характера. Трудность разграничения права и политики с необходимостью сказывается и тогда, когда нужно разграничить две отрасли социологии, каждая из которых занимается одним из этих объектов. И действительно, социология конституционного права может оказаться весьма похожей на политическую социологию. И тем не менее к ведению-последней могут быть отнесены свойственные только ей сферы, если при их изучении она будет держаться вне-юридических структур. Таковы выборы — объект социологии выборов (дисциплины, ставшей в свою очередь уже-почти автономной), группы давления, партии, бюрократия, революции, общественное мнение. Это все — темы политической социологии. Однако в нашу задачу не входит определение путем сопоставления этих двух социологии, их компетенций. Мы хотим подчеркнуть два вывода, которые юридическая социология должна сделать для себя и» соседства ее предмета с политикой. Первый вывод — это важность политического факта. Социологи права уже давно отдают дань политическим доктринам. Теоретическая социология была по преимуществу философией государства, доктринальными размышлениями о законах и правах. Отсюда до сферы фактов далеко. Юридические явления соотносили с нравами, с экономикой, но значительно реже — с политическими переменными величинами, хотя можно предположить, что право«более чувствительно именно к ним, особенно в таком обществе, как наше, — одновременно легалистском и политизированном. Можно, например, представить себе (даже исключив экономические моменты) связи между количеством случаев выселения нанимателей и сменой партий у власти, между налогообложением свободной (внебрачной) семьи и поведением избирателей. Говоря более общим образом, подчеркнем, что в поисках социологического объяснения какого-либо правового института следует обращаться не только к социологическим факторам, связанным с теми, для кого этот институт предназначен, но и к социологическим факторам, значимым для тех, кто создавал этот институт, то есть для политических сил, которые и создают право. Второй вывод — это важность политической воли. Политическая социология практикует такой подход, который позволяет ей отказаться от изучения общей социологической детерминации явлений и ограничиться показом лишь их исторического своеобразия. Действительно, политика страны, включая законодательную политику, отнюдь не всегда является обезличенным результатом действия общественных сил. Возможны решения, принятые единолично. В той мере, в какой юридическая социология подчинена требованиям политического анализа, она, как следствие этого, подчинена и требованиям исторического анализа, и логике тех специфических связей, которые он может выявить. Мы знаем немало юридических явлений, связанных с политической волей одного лица: во Франции это кодификация 1804 г., закон об ассоциациях 1901 г.; в Германии —так называемые «нюрнбергские законы». Социология пытается умалить роль личности, утверждая, что она лишь выражает общественные условия своего времени. Но такое объяснение далеко не всегда выглядит убеди- тельным Date: 2015-05-08; view: 699; Нарушение авторских прав |