Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вступительная статья
Советская юридическая наука уделяет большое внимание развитию направления исследований, которое получило название «социология права». И хотя споры о статусе этого направления в системе правоведения, о круге относящихся к его ведению проблем (очевидно, такие споры на первых этапах неизбежны) продолжаются, общепризнано, что социологическая ориентация существенно важна для дальнейшего развития советской юридической науки1. Несомненно, что фактором, стимулировавшим активизацию этого направления, явилась интенсивная практика конкретно-социологических юридических исследований. В соединении с традиционным для марксизма социологическим, историко-материалистическим видением права эта практика, во-первых, позволила обратиться к изучению таких явлений правовой действительности, которые ранее не охватывались проблематикой правоведения, во-вторых, помогла взглянуть под особым углом зрения на ряд традиционных проблем этой науки, в-третьих, потребовала методологических разработок об особенностях и возможностях применения конкретно-социологических методов в праве. В обновленном виде предстало соединение эмпирического уровня исследований с теорией среднего и высшего уровня. Для юридической науки, обращенной прежде всего к особой нормативной форме отражения социального бытия, а проще говоря, к праву как совокупности норм, использование социологических методов особенно важно, ибо оно 1 См., напр.: К а з и м и р ч у к В. П. и др. Право и социология. М., 1973; Кудрявцев В. Н. и др. Методологические проблемы советской юридической науки. М., 1980; Проблемы методологии и методики правоведения. М., 1974; Козлов В. А., С у с л о в Ю. А. Конкретно-социологические исследования в области права. Л.. 1981. помогает установить, в какой степени эти нормы реализуются в реальной жизни, нет ли разрыва между должным и сущим, как оценивает данные нормы общественное мнение и т. д. Однако стимулирующая роль конкретных исследований в развитии социологии права вовсе не означает, что ее объект ограничен теми отношениями, которые могут анализироваться существующими ныне методами социологических исследований. Социологический подход к праву — значительно более широкое понятие, чем применение конкретно-социологических методов, а разграничение направлений исследования в рамках единой науки «должно идти не только по линии расчленения объектов исследования, но и по аспектам и уровням исследования в случаях совпадения их объектов» '. Развитие социологии права в советской науке не может не сопровождаться вопросом, что представляет собой сегодня юридическая социология на Западе? Именно «юридическая социология», а не «социологическая юриспруденция» первой половины нашего века, достаточно детально освещенная в нашей литературе. Предлагаемая вниманию советского читателя монография известного французского ученого Ж. Карбонье, пожалуй, самое значительное исследование такого рода не только во французской, но и во всей западноевропейской литературе юридико-социологического плана. Не случайно она переведена на немецкий и другие европейские языки. От работ американских авторов ее отличает теоретичность, ясность и четкость изложения, логически последовательная концепция. В изданной ранее на русском языке книге Р. Пэнто и М. Гравиц «Методы социальных наук» («Прогресс», 1972) эти методы излагаются безотносительно к специфике их применения в праве, а общая часть книги дает понятия теории государства и права без попытки сконструировать юридико-социологическую концепцию. Иной подход у Ж. Карбонье; он создает довольно оригинальную концепцию о предмете, роли и функциях юридической социологии, а методы социологического анализа рассматривает исключительно под углом зрения их использования в праве. 'Керимов Д. А. Общая теория государства и права. М., 1977, с. 42. Ж. Карбонье принадлежит к старшему ныне поколению французской профессуры, чья зрелая научная деятельность развернулась в послевоенные десятилетия. Он родился в 1908 г., учился на факультете права университета в Бордо, преподавал в университете в Пуатье (почетный декан факультета права), а с 1955 г. профессор Парижского университета, руководитель кафедры социологии права и лаборатории юридико-социологических исследований при университете. Ж. Карбонье принадлежит к либеральным кругам буржуазной интеллигенции. Хотя он и отмечал, что в наше время невозможно «отрицать крайне важное значение социализма как социального феномена» ', сам автор — сторонник буржуазного строя и правопорядка в их демократическом варианте. Исходная научная специализация Ж. Карбонье — гражданское право. Он автор трехтомного курса «Гражданское право», впервые опубликованного в 1955 г. и с тех пор неоднократно переиздававшегося2. Гражданское право — это та отрасль французской юридической науки, которая, пожалуй, в наибольшей степени сохранила верность формально-догматическим традициям и далека от социологических веяний. В сущности, курс «Гражданское право» Карбонье не слишком далеко выходит за традиционные рамки этой науки. И тем не менее именно Ж. Карбонье активно способствовал расширению конкретных правовых исследований в своей стране, развитию юридической социологии как научной дисциплины, отражающей стиль и традиции французской научной мысли. Хотя автор использует американскую литературу вопроса в большей мере, чем литературу других западных стран (что соответствует масштабам социологических и юридико-социологических. разработок в разных странах), тем не менее и в этой своей книге (см. предисловие к русскому изданию) и по другим поводам Карбонье подчеркивает, что французская юриди-, ческая социология не должна быть американизированной3. Эта установка автора выражена не только в стиле книги, о чем он пишет в предисловии, не только в критике отдельных положений американской социологии (см., напри- 1 См. предисловие к книге: Dalligay Suzanne. Essai sur les principles d'un droit civil socialiste. P., 1976, p. XII. 2Carbonnier J. Droit civil. 10 ed. P., t. 1—3, 1974. 3 См. предисловие Карбонье к книге: Le divorce en Europe occidentale. La loi et le nombre. Geneve — Paris, 1983, p. 1. мер, критику социопсихологических подходов в американской социологии права), но прежде всего в большем внимании к теоретическим аспектам юридической социологии. Для книги Ж. Карбонье характерно довольно удачное сочетание теоретических и практико-прикладных аспектов юридической социологии. Ему в значительной мере удалось избегнуть двух крайностей, продемонстрированных буржуазной наукой. Первая из них (она и исторически была первой) —в пренебрежении эмпирической базой, чем характеризовались, в частности, почти все течения так называемой «социологической юриспруденции», абстрактно-теоретический уровень которой не намного уступал философии права. В одной из своих работ Ж. Карбонье справедливо заметил, что юридическая социология, если она хочет стать наукой, «должна научиться измерять и считать» !. Вторая крайность — это крайнее увлечение эмпиризмом, фактологической стороной дела, без сколько-нибудь развернутых исходных теоретических установок и завершающих теоретических обобщений. Такой «гиперэмпиризм» особенно характерен для послевоенной американской социологии права (что отражает позиции общей социологии и политической науки США). В юридической социологии, в том виде, как ее представляет Ж. Карбонье, теоретический и практико-прикладной аспекты скоординированы, и она представляет собой одновременно и теоретическую, и эмпирически ориентированную дисциплину. Другое дело, что в теоретической части юридической социологии Карбонье с марксистских позиций многое спорно и уязвимо. Книга Карбонье интересна не только своей общей юри-дико-социологической концепцией. Широкий научный кругозор автора, высокая правовая культура, интерес к истории права позволили ему сделать немало замечаний и соображений, которые условно, используя английскую юридическую терминологию, можно назвать «obiter dicta», то есть «сказанным попутно», подчас лишь в порядке постановки вопроса, но значимым по существу. Таким путем автор высказал свое мнение и по ряду спорных проблем юридической науки. В книге много интересных исторических данных и иных сведений, обогащающих правовую культуру читателя. 'Carbonnier J. Flexible droit. Texes pour une sociologie du droit sans rigueur. P., 1971, p. 1. Ж. Карбонье оговаривает, что его социология права не охватывает все право, все его отрасли и ее стержнем является частное право, а точнее, гражданское право. Эту оговорку не следует понимать в том смысле, что автор хочет разработать социологию гражданского права. Речь идет о юридической социологии как таковой, но опирающейся прежде всего на материалы гражданского права. Подобная постановка вопроса вполне возможна, тем более что, с одной стороны, она соответствует профессиональному опыту автора, а с другой — остающиеся в стороне сферы политической социологии и криминологии разработаны на сегодня лучше, чем какие-либо другие. Если далее вспомнить, что самая первая работа Карбонье называлась «Режим семейного имущества», то можно понять и его явное пристрастие к примерам из этой области. При всем при'том иллюстративный фон в книге несколько обеднен. Бросается в глаза, в частности, отсутствие примеров из области трудового права, которое по многим параметрам (острота отражаемых им социальных противоречий, объем регулируемых отношений и т. д.) представляет собой благодатный объект для юридико-социологического анализа. В обширном введении («Пролегомены») автор высказал ряд интересных соображений о соотношении юридической социологии с общей социологией, с другими общественными науками (демографией, этнологией и т. д.), о внутренней дифференциации юридической социологии, возможной не только по отраслям права (такой подход является преобладающим), но и по «исполнителям правовых ролей» (законодатель, судья), о различных формах правовой психологии (социальная, национальная, индивидуальная). Особое внимание, очевидно, привлекут здесь те корреляции и направления научных исследований, к которым наша юридическая наука обратилась лишь недавно: например, корреляция «правоведение — демография», юридическая этнология и т. п. По мнению Карбонье, социология права производна от социологии, развивалась как отрасль последней, а получив самостоятельность, активно взаимодействует с общей социологией1. Одновременно Карбонье резко разграничивает и даже противопоставляет юридическую социологию и 1 Аналогична позиция и другого французского автора, Ф. Тер-ре, много писавшего о социологии права. См., например, его статью «Социология права во Франции» в сборнике: Norms and Actions. Ed. P. Treves and Clastra van Loon. Hague, 1968, p. 210. традиционную юриспруденцию, утверждая, что последняя—носитель догматического подхода, а первая—«центр недогматического изучения права». Возникающий в этой связи вопрос можно сформулировать следующим образом. Если задача юридической социологии — изучение права, его собственных проблем, расширение системы научных юридических знаний (а именно такова позиция Карбонье), то может ли эта дисциплина ориентироваться по преимуществу на общую социологию, не есть ли глубокое, профессиональное знание права (подобно тому, например, как сам Карбонье знает право гражданское) необходимое условие успешного развития этой дисциплины? «Право — это весьма сложный объект для изучения, и, чтобы проникнуться им, нужны годы тяжелого труда», — справедливо замечает сам автор. Используя его же противопоставление изучения «права извне» (оно свойственно социологии) изучению «права изнутри» (это свойственно традиционной юриспруденции), можно сказать, что для того, чтобы успешно изучать право извне, нужно хорошо знать его изнутри. Этого как раз часто и не хватает авторам, приходящим в право из социологии, и тогда юридическая социология оказывается сведенной в основном к использованию правового материала для иллюстрации социологических установок и решений. В свете сказанного представляется, что столь жесткое разграничение (переходящее в противопоставление) юридической социологии и традиционной юриспруденции, которое проводит Карбонье, должно быть существенно смягчено. Социология права вполне может рассматриваться как составная часть юридической науки, один из аспектов ее деятельности. В отличие от буржуазной юриспруденции, особенно ее сугубо позитивистских и нормативистских концепций (их свойства в какой-то мере объясняют столь резко проведенное автором противопоставление «догмы права» и «социологии права»), марксистская теория монистически соединяет философский, социологический и собственно юридический подходы к праву. Она исходит не из противопоставления, а из координации социологического н юридического видения изучаемых явлений. Первая глава книги посвящена истории юридической социологии. Для науки истории правовых учений она представляет интерес, в частности, тем, что подтверждает одно важное для ее методологии положение: эта наука может рассматривать свой предмет под разными углами зрения, в том числе и как процесс формирования и развития юри-дико-социологических установок и ориентации. Перед читателем проходит целая плеяда мыслителей различных времен. Автору удались краткие содержательные характеристики многих из них. Очевидно, правильно и то, что, показывая развитие юридической социологии, автор обращается и к тем школам, которые препятствовали этому развитию. Возможно, автору следовало бы несколько строже разграничить два момента, а именно социологический аспект в истории правовой мысли и собственно историю социологии права как научной дисциплины. Иначе читателю не вполне понятно, почему, датировав появление юридической социологии XX веком и несколько иронически отозвавшись о модном поветрии выискивать все новых предтеч юридической социологии, Карбонье тут же углубился в даль веков. Среди мыслителей прошлого, к которым он обращается, многие, бесспорно, относятся к числу предтеч социологии права, но есть и такие, кому вполне могли бы составить конкуренцию другие, не упомянутые им авторы. Так, например, по нашему мнению, взгляды Демокрита и софистов заслуживают не меньшего внимания, чем концепция Гераклита, а Бриссо, Робеспьер и некоторые другие деятели Французской революции занимают в предыстории социологии права не менее значимое место, чем де Местр и Бональд. Такого рода примеры можно продолжить. В историческом очерке есть разделы, посвященные марксистскому учению. И в других местах книги Ж. Карбонье обращается к отдельным положениям марксизма. Он отмечает рост влияния марксизма в наше время, а также его воздействие на развитие социологии в западных странах. Карбонье стремится объективно, хотя и весьма кратко, обрисовать фундаментальные положения марксизма об определяющей роли базиса в отношении правовой надстройки, классовом характере права, отмирании права, историзме и детерминизме марксистского материалистического подхода к праву. Им отмечена значимость для юридической социологии книги Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Вместе с тем автор не увидел в марксизме многое важное и существенное для понимания права, в том числе в его социологическом аспекте. Он выделяет в трудах основоположников этого учения два аспекта. Один — кон- кретные высказывания о праве, сопутствующие изучению социальных проблем, например высказывания Маркса о правовом положении женщины или ипотечном кредите. Второй — фундаментальная общесоциологическая теория, о которой уже говорилось выше (материализм, классовая борьба, отмирание права). Однако имеется еще и третий аспект — достаточно развернутая марксистская концепция права, которая лежит как бы между этими двумя полюсами. Поэтому этот аспект условно может быть назван тео^ рией среднего уровня. Опираясь на фундаментальные социологические установки, она показывает закономерности исторического развития права, тесную связь права и государства, корреляции права с экономикой, политикой, культурой, идеологией, моралью, возможные направления воздействия права на общественное развитие, соотношение права и закона, влияние конкретно-исторических условий на формы права, зависимость прав и свобод личности от их реальных социальных гарантий, тесную связь материального права с процессуальными формами и многое другое. Однако Карбонье этого третьего аспекта не увидел; этим, возможно, и объясняется неверное или неточное изложение позиций марксизма по некоторым конкретным проблемам. Так, например, неверно утверждение автора, что в марксистской концепции «право, по-видимому, само является идеологией, и не более чем идеологией. Оно — одна из идеологий среди других». Марксизм говорит о воздействии идеологии на право (особенно правотворчество), о том, что право является выразителем господствующих в обществе идей, но он не отождествляет право и идеологию. Это два разных социальных явления. Карбонье напрасно утверждает, что в работе «Юридический социализм» Ф. Энгельс говорит о «праве как господствующей идеологии». На самом деле Энгельс характеризует здесь не само право, а господствовавшие в ходе развития общества идеологии, из которых добуржуазная («мировоззрение средних веков») носила религиозную окраску (теологическое мировоззрение), а последующая, буржуазная — правовую (юридическое мировоззрение) 1. Мировоззрение не следует смешивать с правом, а тем более «легалистским правом», как это получается у Карбонье2. Приведем еще пример. Карбонье полагает, что лишь теперь, в наше время, юристы-марксисты стали подчеркивать возможность обратного воздействия права на инфраструктуру. Но еще за девяносто лет до выхода книги Ж. Карбонье «Юридическая социология» Ф. Энгельс вел полемику с теми, кто обвинял марксизм в отрицании влияния права на экономические отношения. Для того чтобы убедиться в несостоятельности этих упреков, писал Ф. Энгельс, достаточно «посмотреть «Капитал», например, отдел о рабочем дне, где показано, какое решительное действие оказывает законодательство» '. Приведем и другое его высказывание: «Экономическое движение в общем и целом проложит себе путь, но оно будет испытывать на себе также и обратное воздействие политического движения, которое оно само создало и которое обладает относительной самостоятельностью... С правом дело обстоит точно так же»2. Добавим к сказанному, что марксистский тезис о социалистическом преобразовании общественных отношений с необходимостью предполагает активную роль государства и права. Вряд ли читатель удовлетворен тем, как представлено в книге современное состояние марксистской теории права, и прежде всего потому, что автор исключил из поля зрения марксистскую теорию права в том виде, как она разработана сегодня в науке социалистических стран. К юридической литературе и праву этих стран автор, за редкими исключениями, не обращается. Содержание второй главы — «Объект юридической социологии» — шире, чем ее название. Автор исследует здесь и такие сложные вопросы правоведения, как понятие правовой системы, специфические черты права, юридическая аккультурация. Карбонье различает узкое и широкое понимание юридической социологии. Первое ограничивает предмет этой дисциплины собственно правом. Второе, сторонником которого является автор, включает в ее ведение широкий круг юридических явлений, различным классификациям которых он уделяет немало места. В числе юридических явлений оказываются практически все правовые акты и
1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 495—496. 2 Во французской литературе и в работах Карбонье термином «право» называют как собственно право, так и науку права. Отсюда недостаточно четкое разграничение, а нередко и смешение этих двух понятий, что следует иметь в виду читателю. •Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 37, с. 420. 2 Там же, с. 416—417.;: -г^.;,-:,:-: юридические факты, материальные и процессуальные правоотношения, правовые институты, договоры, конфликты и т. д. Широкое понимание предмета юридической социологии в целом плодотворно. И в советской юридической литературе преобладает мнение, что задача юридической науки на современном этапе не сводится к изучению (как это ни важно само по себе) собственно права, она должна охватить всю правовую систему общества и в изучении многих компонентов этой системы (процесс правотворчества, поведение людей в сфере права, правосознание, динамика правоотношений и др.) особая роль отводится социологии права. Однако для успеха широкого подхода к предмету социологии права мало поставить эти объекты рядом друг с другом. Нужно четкое теоретическое представление о том, каким образом они взаимосвязаны в реальной жизни, какие из них выступают в роли определяющих, системообразующих факторов, что главное и что второстепенное, то есть необходимо четкое представление о правовой системе общества, ее внутренних связях и особенностях взаимодействия с окружающей средой. Ж. Карбопье посвящает правовой системе целый подраздел главы второй. Хотя автор исходит из верной посылки о том, что для социологии права правовая система — это нечто иное, чем аналогичное понятие в теории позитивного права или в сравнительном правоведении, тем не менее его социологическая система права предстает как весьма расплывчатое образование. Перед нами не столько правовая система, сколько конгломерат явлений правовой жизни общества, их перечисление без уяснения системообразующих факторов и необходимых внутренних связей, которые и делают систему целостным единством. Кроме того, автор — последовательный сторонник юридического плюрализма (или институционализма) — концепции, которая лишает государство монополии на право и утверждает, что в одно и то же время, на одном и том же социальном пространстве могут сосуществовать несколько правовых систем, разумеется, прежде всего государственная, но наряду с ней и другие, независимые от нее и даже эвентуально соперничающие с ней. В отличие от тех сторонников институционализма, которые делали акцент на нормах различных негосударственных организаций (объявляя эти нормы правом), Карбонье вслед за Ж. Гурвичем (оказавшим сильное влияние на многие установки автора) делает основной упор на такие «проявления плюрализма», как «инфраюридические» правовые системы: «фольклорное право», «детское право», «вульгарное право», оговаривая, правда, что, возможно, мы имеем здесь дело с «подправом». При изучении некоторых проблем, например коллизии закона и традиции или механизма формирования юриди-ко-нормативных установок в индивидуальном сознании, социология права может столкнуться с тем, что Карбонье называет «инфраюридическими явлениями». Но одно дело — круг изучаемых явлений, а другое — понятие и содержание права и правовой системы. Концепция Карбонье повторяет две основные установки институционализма, не раз критиковавшиеся в нашей литературе: неоправданно широкая трактовка права с включением в это понятие неправовых социальных норм и умаление роли права как государственного явления1. Как справедливо отметили ученые ГДР в рецензии на немецкое издание книги Карбонье, в концепции автора за массой «юридических феноменов и проявлений плюрализма исчезает то, что действительно является правом» 2. Право государства не находит в его модели правовой системы того места, которое оно призвано занимать. Оно оказывается чуть ли не в одном ряду с «детским правом» и тому подобными явлениями. Исчезает важнейший системообразующий фактор: связь права и государства. Все это плохо соответствует реалиям современного общества и роли государства в развитии и функционировании правовых систем. Если, определяя свой предмет и круг изучаемых явлений, юридическая социология не будет в должной мере учитывать этот важнейший фактор и проблемы, показывающие право как государственное явление, не займут в этом круге центральное место, такая социология рискует оказаться не правовой, а околоправовой. Карбонье всегда уделял немало внимания проблеме разграничения правового и социального неправового. В своих предыдущих работах он возвел в ранг теоремы социологии права формулу «право меньше, чем весь комплекс отношений между людьми», выдвинул концепцию «право и не-право», в какой-то мере полезную для пре- 1 См., напр.: Луковская Д. И. Социологическое направление во французской теории права. Л., 1972; Туманов В. А. Буржуазная правовая идеология. М., 1971. 2 «Staat und Recht», 1977, 1. S. 104 одоления юридико-мировоззренческого преувеличения роли права в движении общественных отношений'. Однако эти положения, как и верные суждения автора о множественности нормативных систем, явлениях межнормативности, исторической изменяемости границы правового и неправового в значительной мере обесцениваются плюралистической трактовкой. Следствием плюралистической концепции и недооценки государственного фактора в праве явилось и отрицание государственного принуждения как основного критерия отличия права от других социальных норм. Автор считает основным критерием возможность обращения участников данного отношения к третьему лицу, особое положение которого позволяет ему разобраться в существе спора и найти выход из сложившейся ситуации путем принятия решения. «Процесс и решение — это такие психосоциологические феномены, которые столь чужды всем социальным неправовым явлениям и столь специфичны для права, что представляется наиболее правильным избрать именно их как критерии юридического... Как только отношение между двумя лицами может стать объектом рассмотрения со стороны третьего лица, которое решает спорные вопросы, это означает, что данное отношение из области нравов перешло в несколько неопределенное царство права». Таким третьим лицом может быть суд, другой государственный орган и даже частное лицо. Мы вовсе не склонны отрицать, что данный признак является весьма существенным для права. Вообще, поскольку речь идет о специфике правовых отношений и норм по сравнению с неправовыми общественными отношениями и нормами, можно говорить о нескольких таких признаках. Но среди них особое место — выступая как conditio sine qua non — занимает защита этих отношений государственной властью, возможность ее вмешательства в случае нарушения действующих правовых норм. Такое вмешательство и принято называть принуждением, хотя оно далеко не всегда выливается в применение чисто физического принуждения в отношении личности лица или его имущества. Автор исходит из своеобразной презумпции, согласно которой обращения за разрешением споров (чаще всего в суд) преследуют цели компромиссов и мирных соглаше- См.: Carbonnier J. Flexible droit, p. 18, p. 20—42. ний, т. е. дело обходится без принуждения. Но на чем основана эта идиллическая презумпция? Ее достаточно легко можно было бы проверить с помощью конкретно-социологических исследований. Но вряд ли они подтвердили бы позицию автора даже в области гражданского права, не, говоря уже об уголовном или административном. В том-то и смысл и авторитет «процесса и решения», что за ними стоит возможность принудить, обязать выполнить, и именно этого, как правило, ждут от суда или другого компетентного государственного органа обратившиеся к ним лица. Все связи с возможностью принуждения «процесс и решение» в праве теряют свой потенциал и по существу уже ничем не отличаются от решения моральных, этических и иных споров, где также возможно обращение к третьему лицу. Жесткая, детальная регламентация процессуальных процедур, особенно судебной деятельности, и есть как раз следствие того, что за «процессом и решением» стоит возможность государственного вмешательства и весьма сильной формы социального воздействия на поведение людей. Характерно, что, говоря о принуждении в праве, Кар-€онье избегает определения «государственное». Он предпочитает говорить о принуждении, «исходящем из общества», — «социальном принуждении». Это прямое следствие плюралистической трактовки права. Государственное принуждение, по Карбонье, возможно только в отношении закона. Оно не относимо даже к обычаям, за которыми, по его мнению, стоит лишь неосознанное и неорганизованное социальное давление. Однако история права свидетельствует о том, что обычаи становились правовыми лишь тогда и постольку, когда и поскольку они санкционировались государственной властью путем судебной практики или с помощью иных государственных форм. Разумеется, сам по себе термин «социальное принуждение» не вызывает возражений, но у автора здесь, как и при рассмотрении некоторых других проблем, прослеживается стремление как бы напрямую соединить право и общество, минуя государство. Взаимосвязи общества и права многогранны, и среди них, очевидно, есть и такие, которые в меньшей мере или не сразу получают государственный отпечаток. Однако это не главное. Основной же вывод из рассмотрения такой фундаментальной проблемы, как «общество и право», — огромная, конститутивная роль государства в переводе социального неправового в право- вое. На протяжении веков человечество живет в государственно-организованном обществе, и без корреляции «государство — право» нельзя понять ни историю права, ни тем более право в современном мире, когда роль государства еще более возросла. Немало полезного для дальнейшего развития конкретно-социологических исследований в нашей юридической науке дает третья глава книги, посвященная процедурам и методикам этих исследований, к которой тематически примыкает вторая часть последней, четвертой главы, где речь идет о практико-прикладной функции юридической социологии. На первый взгляд может показаться, что Карбонье рассказывает о методах и процедурах, достаточно детально описанных в социологической литературе1. Он и сам пишет о том, что «здесь от юридической социологии не следует ожидать ничего сверхоригинального... Ее методы те же, что и у общей социологии». На самом же деле автору удалось показать особенности применения этих методов в юридической науке, а также и то, чем эта наука может обогатить методику конкретно-социологических исследований. Так, обращаясь к анализу документов и различая изучение документов юридического значения и документов, не имеющих отношения к праву, Карбонье особое внимание уделяет социологическому анализу судебной практики. Советская наука достаточно активна в изучении и обобщении судебной практики2, использовала она и опросы для анализа отдельных сторон судебной деятельности, но то, что предлагает Карбонье, носит новый и своеобразный характер. Речь идет об изучении судебных дел как источника сведений о юридически значимых жизненных ситуациях, представлениях людей о праве и правосудии, характере конфликтов и т. п. Весьма тривиальные и малоинтересные в собственно юридическом плане дела (например, о расторжении брака) в то же время могут оказаться источником важных данных для юридической социологии как науки о юридически значимом поведении людей. Карбонье отмечает как сильные, так и слабые стороны социо- 1 См., напр.: Здравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969; Ярдов В. А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. М., 1972. 2 Подробнее см., напр.: Судебная практика в советской правовой системе. Под ред. С. Н. Братуся. М., 1975. логического анализа судебной практики, намечает последовательность стадий исследовательской процедуры. С несомненным интересом прочтет читатель раздел о возможностях юридико-социологического анализа художественной литературы и других произведений искусства. У нас имеются исследования взглядов больших писателей на право и правосудие '. Есть и исследования более широкого плана, как, например, книга И. Т. Голякова «Суд и законность в художественной литературе» (М., 1959 г.), с главой, посвященной французской литературе — Бальзаку, Стендалю, Гюго, Золя, Мопассану, Франсу. Эта книга более соответствует тому пути исследования, названному Карбонье «синтетическим», цель которого не столько в том, чтобы охарактеризовать взгляды писателя, а в том, чтобы осветить определенную правовую проблему материалами, почерпнутыми из произведений какого-либо одного или нескольких авторов. Возможности изучения русской литературы в этом направлении поистине безграничны2. Интересно и то, что говорит автор о возможностях исследования темы «Право в живописи». Следует оговорить, что некоторые ссылки автора на примеры из художественной литературы могут вызвать затруднения у читателя. Это связано с неадекватностью опубликованных русских переводов, в которых исчезают именно те юридические тонкости, на которые обращает внимание Карбонье. Так, например, Карбонье полагает, что отношение судей к своей деятельности удачно выражено П. Корнелем в трагедии «Сид» в реплике государя, которому сообщают, что к нему пришла героиня пьесы Химена просить его о правосудии. «Досадная новость и докучливая обязанность!» — восклицает государь. В последнем же по времени русском издании эта реплика переведена так: «Долг не ко времени! Докучливая весть!»3 Смысл высказывания в переводе явно искажен. 1 См., напр.: Карлова Т. С. Достоевский и русский суд. Казань, 1975; Смолярчук В. И. Л. Н. Толстой о праве и юридической пауке. — «Советское государство и право», 1978, № 9; Комарова В. П. Личность и государство в исторических драмах Шекспира. Л, 1977. 2 См., напр.: Маркова М. Г. Художественная литература в преподавании советского гражданского и семейного права. — «Правоведение», 1974, № 3, и др. 3 Корн ель Пьер. Театр. М., 1985, т. 1, с. 280—281. 2* 19 Из широкого круга вопросов, которые автор объединяет понятием «изучение фактов» (использование статистических данных, опросы и техника их проведения и др.)? отметим предложенный автором метод контропроса, который по его идее является как бы переносом принципа состязательности в исследовательскую технику юридической социологии; показ тех психологических и иных трудностей, с которыми сталкиваются опросы по проблемам права и правосудия. Особое внимание автор уделил опросам рефе-рендарного типа, что, несомненно, связано с той ролью, которую играли референдумы в политической жизни Пятой республики в голлистский период. Опрос референдарного типа — это явление, лежащее уже на стыке социологии права и политической науки. Автором высказан ряд заслуживающих внимания соображений и данных о специфике выборочных опросов, тестирования, эксперимента в сфере, изучаемой юридической социологией. Не ограничиваясь конкретно-социологическими методами, он удачно показывает возможности использования методов классической логики (согласия, разницы, сопутствующих изменений). Автор сдержанно относится к возможностям использования математических методов в праве, и эта сдержанность, по нашему мнению, обоснованна, ибо пока еще попытки использовать эти методы в праве имеют своим результатом лишь формализацию уже известного без сколько-нибудь значимого прироста научных данных. Карбонье справедливо отмечает в этой связи, что, если формализация еще может выразить догматическое содержание нормы, «она тем не менее недостаточна, чтобы передать скрытую за этим содержанием социологическую реальность». Проблем прогнозирования автор не затрагивает. Своеобразна проблема, которую Карбонье называет «анализом естественных данных». В ее основе — недоверие к данным опросов, которые, по мнению их критиков, слишком сильно подвержены субъективистским искажениям. Отсюда требование оперировать исключительно фактами («естественными данными») без опосредующей роли мнений. Автор ставит вопрос, в какой мере норма права может рассматриваться как такое «естественное данное». Ведь сам факт ее существования дает основание полагать, что в реальной жизни многократно повторяется то, о чем она говорит. «Другими словами, констатация наличия нормы эквивалентна констатации многократно повторенного фак- та». Отсюда презумпция определенной эффективности нормы права. Однако автор подчеркивает и показывает, что это опровержимая презумпция, что значительная неэффективность нормы — достаточно частое явление и нередко следствие того, что законодатель, издав закон, тотчас же теряет интерес к его дальнейшей судьбе. Автор не рассматривает в данной книге в полном объеме как автономную проблему эффективности правовых норм, которая активно обсуждается в нашей юридической-литературе '. Вместе с тем им высказаны интересные соображения о роли «послезаконодательной социологии» для разъяснения смысла и цели изданных законов, а также-выявления того, как «работают» уже действующие законы. Заслуживает внимания и «предзаконодательная социология» — изучение общественного мнения по проблеме, которую собирается решить законодатель, и подготовка общественного мнения к реформе. В целом, однако, «социология законодательства» предстает в книге Карбонье в обуженном виде. В сущности* говоря, она сведена к прикладной социологии законодательства, использованию конкретно-социологических методов в законодательных целях. Это важный аспект проблемы, но этим социология законодательства не может ограничиться. Она призвана раскрыть также социальный* механизм государственного правотворчества, его движущие силы, преобладающие тенденции и т. д. Автор использует термин «социологический законодатель», но сколько-нибудь развернутой характеристики этого понятия (в частности, на примере современной Франции) читатель не-получает. Не узнает он и о том, каковы формы и каналы-воздействия этого «социологического законодателя» на «юридического законодателя». Очевидно, именно социология законодательства призвана объяснить такие явления, как рост государственного нормотворчества, вытеснение закона подзаконными актами, и ряд других социальных процессов в сфере правотворчества. 1 См., напр.: Кудрявцев В. Н. и др. Эффективность правовых норм. М., 1980; Самощенко И. С., Никит и некий В. И. О понятии эффективности правовых норм. — Ученые записки ВНИИСЗ, вып. 18; Они ж е. Цели правовых норм — масштаб и оценки их эффективности. — Там же, вып. 19; Никитинский В. И., Г л а з ы р и н В. В., К а з а р и н о в а С. Е. О методике измерения эффективности правовых норм (опыт конкретных социально-правовых исследований). — «Советское государство л право», 1975, № 9. 2Г Говоря о том, что может дать прикладная юридическая социология правосудию, Карбонье выдвигает два понятия: «социологическая экспертиза» и «социологическое толкование». Если первое из них представляет собой как бы обобщение уже известных и используемых в судебной деятельности форм (применительно к советскому праву под понятие «социологическая экспертиза» попали бы, в частности, представляемые в суд характеристики), то второе является попыткой предложить новую форму толкования, отличную как от его традиционных юридических приемов, так и от способов, предлагавшихся ранее различными течениями социологической юриспруденции. В основе своей эта идея весьма демократична и сводится к тому, что судебное толкование нормы должно учитывать, как понимают и толкуют ее адресаты этой нормы; это — толкование, соответствующее взглядам населения. Конечно, практическая реализация социологического толкования весьма непроста. Ведь речь идет не просто об изучении правосознания, а о конкретно-социологическом исследовании определенных проблем в ходе правоприменительной деятельности суда. Тем не менее постановка вопроса перспективна, а трудности — преодолимы. Позволим себе, однако, заметить, что, если бы в современной Франции проводились предлагаемые автором социологические исследования, обращенные к здравому смыслу населения, вряд ли полученные ответы подтвердили бы его позицию, выраженную им с помощью библейской формулы «и бедному не потворствуй в тяжбе его». В чем, в чем, а в потворствовании бедному буржуазный суд упрекнуть никак нельзя'. Сам автор констатирует, что бедные редко бывают участниками гражданских судебных споров. Но почему это так? Разве не является это следствием проблемы, которая в западной литературе получила название «доступ к юстиции»? И не было ли целью одного из крупных многонациональных исследований последних лет ответить на вопрос: как достигнуть того, чтобы юстиция стала доступной для бедных? 2 И не есть ли (еще раз подтвержденное этим исследованием) недоверие широких 1 См., в частности: Ш а р в е н Р. Юстиция во Франции. Судебный аппарат и классовая борьба. М., «Прогресс», 1978. 2 См.: Cappelletti M. (direction). Acces a la justice en Etat. — Providence. P., 1984. слоев населения к суду следствие именно того, что суд этот долго и стабильно не потворствовал бедным? И не критикуют ли во Франции специально созданную службу «судебной помощи» за то, что она недостаточна для того, чтобы обеспечить равенство всех перед правосудием? ' Во французских рецензиях на книгу Карбонье отмечалось его предпочтение «средним решениям», т. е. отказу от категорических формулировок и окончательных выводов 2. Автор и сам в какой-то мере «спровоцировал» этот упрек своим предисловием к первому французскому изданию. Справедливости ради надо подчеркнуть, что в книге Карбонье немало достаточно определенных выводов, а сдержанность суждений, сочетание аргументации «за» с аргументацией «против», предположительные решения вовсе не противопоказаны научной деятельности, и рассуждающий стиль для нее часто полезнее, чем категоричность суждений и дидактическая тональность. Тем не менее есть некоторые проблемы, на которые читателю книги хотелось бы получить более четкий ответ. Таков, например, вопрос о детерминированности права, который рассматривается в первой части четвертой главы, где речь идет о научной или теоретической функции юридической социологии. Автор выдвигает тезис, что право в основном детерминировано. Тезис о детерминированности права совершенно правилен, и читатель ожидает, что автор более или менее детально покажет механизм этой детерминации. Но этого не происходит, а основное внимание отводится вопросу о «частичной индетерминированности правового». И хотя автор иногда возвращается к исходному тезису, тем не менее у читателя возникает впечатление, что недетерминированного в праве больше, чем детерминированного. При этом и сам детерминизм понимается по-преимуществу механистически, как причинная связь между двумя явлениями в одном причинном ряду. Однако, когда речь идет о сложных социальных явлениях, в том числе правовых, в качестве детерминирующих условий выступает ряд социальных факторов и причина предстает как совокупность общих и особенных условий, взаимодействие которых и порождает некоторое явление 3. 1 См.: Ibid., p. 4. 2 См.: «Revue de science criminelle et de droit penal compare», 1973, № 3, p. 798. 3 См.: Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. М., 1972, с. 8—9. 23. Признав статистические закономерности и возможность подобных закономерностей в сфере права, Карбонье несколько отходит от механического детерминизма, но каков, по его мнению, процесс социальной детерминации права, какие факторы при этом более и какие менее значимы, читатель так и не узнает. Если к сказанному добавить традиционную для буржуазного правоведения трактовку свободы воли, необходимости и случайности, то не приходится удивляться бедности раздела о научных законах в социологии права. Система генетических, функциональных и структурных закономерностей развития права него взаимодействия с окружающей социальной средой значительно шире, чем те отдельные примеры, о которых упоминает автор Ч Книга Карбонье должна привлечь внимание к некоторым недостаточно разработанным нашей наукой проблемам. В качестве примера укажем такое направление исследований, как юридическая этнология (или юридическая этнография). Она достаточно широко представлена в книге, и это прежде всего следствие большого внимания, которое французская этнология и господствующая в ней социологическая школа (Дюркгейм, Мосс, Л. Леви-Брюль, •Ж. Дави и др.) уделяли проблемам, лежащим на стыке этнологии, социологии и права. Советская этнография и •правоведение располагают достаточным материалом для развития юридической этнологии, но в разработке концептуальных основ этого направления исследований сделаны лишь первые шаги2. А между тем оно достаточно значимо как для истории государства и права (возникновение этих институтов, проблема «предправа» и т. п.), так и для выявления и осмысления современных этнических процессов, значимых для функционирования правовых институтов или подлежащих учету в правотворческой деятельности3. 1 Ср., например, изложение вопроса о закономерностях права, данное в книге: Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1981, т. 1, с. 123 и ел. 2 См.: Венгров А. В., Куббель Л. Е., Першиц Л. И. Этнография и науки о государстве и праве. — «Вестник АН СССР», 1984, № 10; Исследования по общей этнографии. М., 1979, с. 210 и ел., с. 241 и ел.; В е н г е р о в А. Б. Значение археологии и этнографии для юридической науки. — «Советское государство и право», 1983, № 3, с. 28 и ел. 3 Для этого современного аспекта особенно значимы конкрет-.но-социологические исследования, в частности в том виде, как они используются этносоциологией (подробнее см.: Аратюнян Ю. В. В книге Ж. Карбонье немало интересных данных вг суждений юридико-этнографического плана. Но при этом; встает один принципиальный вопрос методологического, характера, который мы уже ставили однажды, говоря о значимости юридико-этнологических исследований1. Это вопрос о том, можно ли, решая правовые проблемы современного государственно организованного общества, ориентироваться на выводы, полученные на материалах традиционных обществ и «примитивного права»? Карбонье явно исходит из положительного ответа на этот вопрос. Так, например, отрицая принуждение как основной критерий права (о чем говорилось выше), он ссылается на этнологические исследования, обнаружившие во многих примитивных обществах «установку, контрастирующую с нашей к трактующую право не как норму, исполнение которой обеспечивается силой, а как мир, согласие, равновесиет достигаемые соглашением и примирением». Мы же считаем принципиально ошибочным и опасным такого рода трансплантацию выводов, полученных на материалах примитивных обществ: на современность, без учета принципиальных изменений общественных структур и пройденного пути исторического развития. Подводя общие итоги сказанному, можно констатировать, что, хотя книга Карбонье во многом дискуссионна и вызывает возражения с марксистских позиций, она содержит обширный полезный материал, насыщена интересными наблюдениями и выводами, проникнута стремлением способствовать развитию юридической социологии — важного и перспективного аспекта правоведения. У советских и французских ученых-юристов существуют давние и взаимополезные контакты. Каждые два года проводятся советско-французские юридические встречи (их было уже восемь), на которых обсуждено более двадцати интересующих обе стороны проблем конституционного, трудового, гражданского, уголовного и некоторых других отраслей права, методологии сравнительного правоведения, соотношения сравнительного правоведения с историей права, международным публичным и частным правом и др. Затронута на этих встречах и юридико-социологиче- и др. Этносоциология. Цели. Методы и некоторые результаты. М., 1984). 1 См.: Туманов В. А. Буржуазная правовая идеология. М., 1971, с. 252. екая проблематика. Так, на седьмой встрече в 1982 году (Париж) в повестке дня стоял вопрос об использовании •социологических методов в сравнительном праве (на примере изучения развода), а на восьмой встрече в 1984 году (Москва) обсуждалась тема: «Знание права. Социологические и юридические аспекты принципа «незнание закона не есть оправдание». Докладчиком по этой теме выступил Ж. Карбонье, убедительно показавший на французских материалах, что в современную эпоху, когда в результате активной правотворческой деятельности увеличивается поток новых законов и в то же время продолжает действовать огромное число старых актов и в итоге «банк законодательных данных» постоянно растет, уже нельзя ограничиться формально-юридическим подходом к действию названного принципа; он неразрывно переплетен с проблемой знания права в ее социологическом (методы и каналы распространения правовой информации) и психологическом (особенности восприятия правовой информации) аспектах. В течение ряда лет Институт сравнительного права Национального центра научных исследований Франции и Институт государства и права АН СССР проводили совместное параллельное исследование проблем социологии права, в частности по темам «знание права» и «правовые аспекты социализации личности». Ж. Карбонье принимал участие в проводившихся в этой связи коллоквиумах, на материалы одного из них, опубликованные на французском языке, он ссылается в своей книге. За последние годы советский читатель смог познакомиться с изданными издательством «Прогресс» на русском языке значительными произведениями современной французской юридической литературы, как, например, Р. Давид — «Основные правовые системы современности» (1967); М. Ансель—«Новая социальная защита» (1970); К. Кольяр — «Международные организации и учреждения» (1972); Ж. Ведель—«Административное право Франции» (1973); А. Демишель, Ф. Демишель, М. Пике-маль — «Институты и власть во Франции» (1977); Р. Дра-' го—«Административная наука» (1982) и др. Книга Ж. Карбонье продолжает этот ряд, и есть все основания полагать, что она будет с интересом встречена читателем. Профессор, доктор юридических наук В. А. Туманов
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ Мы надеемся, что эта книга будет интересна советскому читателю. Несмотря на различия социально-экономического строя наших двух стран, она, возможно, окажется полезной исследователям и студентам, интересующимся юридической социологией. Опыт регулярно проводимых франко-советских юридических встреч показал, что и там и тут эта дисциплина часто рассматривает сходные проблемы (например, воспитательная роль закона) и что при этом пользуются одними и теми же, ставшими универсальными методами — такими, как статистика, опрос, моделирование и т. д. Создавая юридическую социологию, можно избрать исходным пунктом право, а можно — социологию. Как увидит читатель, мы избрали первый путь. Является ли он более предпочтительным? Из-за отсутствия идеальной меж-дисциплинарности читателю придется довольствоваться тем, что юрист скромно попытался стать социологом, ибо социологи — во всяком случае, большинство из них — отказываются стать юристами. Право — весьма сложный объект для изучения, и, чтобы проникнуться им, нужны годы тяжелого труда. Сказанное выше объясняет, почему в этой книге я пытался по возможности избежать специфического языка, а проще говоря, жаргона, обильно усеянного «американизмами», которым пользуется современная социология. Я предпочитаю классический, строгий и простой язык, который выдержал испытание по крайней мере одного или даже двух столетий. Перевод, предлагаемый советскому читателю, сделан со второго издания книги. По сравнению с французским оригиналом в тексте произведены с моего согласия некоторые изменения, а именно часть так называемого «дополнитель- лого материала», который во французском издании давался петитом в конце подразделов, перенесена в основной текст. Некоторые незначительные сокращения касаются в •основном примеров, которые понятны французам, но мало известны иностранному читателю, а также библиографических данных. Зато в русское издание добавлен текст, посвященный Дидро, которым французское издательство несправедливо пренебрегло. В заключение я хочу поблагодарить всех тех, кто способствовал изданию моего труда в вашей стране, и особенно профессора В. Туманова за его квалифицированный перевод, который требовал глубокого знания не только французского языка, но также — права, истории и философии моей страны. л - Жан Карбонъе ПРЕДИСЛОВИЕ К ФРАНЦУЗСКОМУ ИЗДАНИЮ Подобно тому как криминалисты различают особенную часть пауки уголовного права, где изучаются различные виды преступлений (убийство, кража, вымогательство и т. д.), и ее общую часть, которая служит введением в особенную, точно так же и социологи права должны поделить свою дисциплину на общую и особенную части. В общую юридическую социологию войдут высокие теории и фундаментальные понятия, а задача особенной — перенести эти понятия в различные области права. В результате такого переноса возникнет ряд частных юридических социологии: семьи, собственности, договора, регламентарной власти, акционерных обществ и т. д. Нужно предупредить читателя, что данная работа посвящена лишь общей части юридической социологии, а особенная часть представлена в книге лишь заимствованными из нее примерами, и не более того. Иное решение увело бы нас слишком далеко, ибо в конечном итоге пришлось бы продублировать, правда уже в социологическом плане, все курсы публичного и частного права. Но даже ограничив таким образом тему исследования, мы тем не менее не сможем осветить ее так, как хотелось бы и следовало. В оправдание мы сошлемся на новизну предмета, на то, что юридическая социология делает первые шаги и еще окончательно не сформировалась. Очевидно, нам скорее простят несовершенство книги, чем объективизм, а точнее, стремление автора быть объективным. В наше время, когда все социологи охвачены полемическим пылом, определенная сдержанность суждений, стремление показать все имеющиеся позиции, предпочтение «средним» решениям — все это может быть расценено как слабость. На это можно ответить, что юридическая социология в отличие от формально-догматической юриспруденции пока еще недостаточно титуловапа, чтобы позволить себе сейчас такую роскошь, как научные раздоры и разногласия. YMOO ВВОДНАЯ ГЛАВА. 'ШГ! ПРОЛЕГОМЕНЫ I. ЮРИДИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ МЕЖДУ СОЦИОЛОГИЕЙ И ПРАВОМ ,,, ',' 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Понятию юридическая социология нередко придают более широкое значение, чем понятию социология права. Считают, что последняя ограничивается только собственно правом — нормами и институтами, в то время как юридическая социология охватывает все явления, более или менее связанные с правом, все, в отношении чего право может быть причиной, следствием или поводом, включая насилие, бездеятельность, отклоняющееся поведение. Нам же в научном плане кажется полезным самый широкий подход к предмету исследования, поскольку нет таких последствий права (пусть даже самых отдаленных и порой деформирующих его), обращение к которым не способствовало бы его познанию. Вот почему именно к столь широко понимаемому предмету исследования мы, оговорив это раз и навсегда, равным образом будем применять оба названия — и социология права, и юридическая социология. Социология права, или юридическая социология, может быть определена как отрасль собственно социологии, которую мы договоримся называть общей социологией. Юридическая социология — такая же ее отрасль, как, например, социология религии, экономическая социология, социология знания или социология воспитания. Объект данной отрасли общей социологии — юридические явления, представляющие собой разновидность социальных явлений. Поскольку право порождено обществом, то все юридические явления в той или иной степени являются социальными. Однако обратное было бы неверным: не всякий социальный феномен является правовым. Существует неправовое социальное, например то, что называют нравами. Когда, обедая в ресторане, человек начинает с супа, кончает десертом, а затем требует счет—это пример феномена нравов, а не феномена права (когда человек чувствовал бы себя связанным договором). Однако различие между этими двумя видами явлений, а соответственно и между двумя отраслями социологии далеко не всегда столь очевидно. Позднее мы сможем убедиться, насколько расплывчат критерий юридичности. 2. УЗКОЕ И ШИРОКОЕ ПОНЯТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ Среди социальных явлений имеются такие, чей юридический характер сразу бросается в глаза. В современных обществах таковы закон, судебное и административное решения. Подобного рода явления мы будем квалифицировать в дальнейшем как первичные юридические явления. Они с очевидностью юридичны, ибо они создают право или, что еще правильнее, они идентифицируются с правом. Мы уже отмечали, что в своем узком понимании социология права ограничивалась именно этой бесспорной сферой. Такой подход оказал известное влияние на направление исследований. В течение значительного времени темы, наиболее часто изучавшиеся юридической социологией, были связаны с правом как таковым и притом взятым в его наиболее общем выражении — на уровне, который юристы называют общей теорией права или теорией источников права. Этим объясняется относительное изобилие исследований о функциях закона, его престиже, о знании закона, о представлениях широкой публики о судьях, об их социальном происхождении, о медлительности правосудия и т. д. Предпочтение, которое некоторые авторы продолжают отдавать термину социология права, отражает этот ограничительный подход. Однако в отличие от такого подхода должно иметь место и широкое понятие, включающее в социологию права все социальные явления, в которых присутствует правовой элемент, даже если этот элемент не выражен в чистом виде, а переплетен с другими. Понимаемая таким образом юридическая социология не ограничивает свои исследования лишь первичными явлениями: она охватывает и вторичные, производные явления, такие, как семья, собственность, договор, ответственность и т. д. Хотя в этих явлениях есть и такое социальное, которое не преломляется через призму права, это не может служить достаточным основанием для того, чтобы объявить юридическую социологию в этих вопросах некомпетентной и, наоборот, признать компетентной только общую социологию или какие-либо дру-
гие производные от нее отрасли. Было бы также неверно полагать, что в многогранности явления юридическая социология призвана выделить лишь одну интересующую ее грань и оставить без внимания другие (нравы, этику, экономику, язык и т. п.), отдав их на откуп общей социологии. Подобное расчленение социального явления было бы искусственным. Как общая социология, так и ее отрасль равным образом призваны исследовать изучаемое явление в целом. Но каждая отрасль делает это своим путем. Так, например, обращаясь к браку, общая социология прежде всего занимается нравственными отношениями, демографическими и экономическими факторами. Юридические! нормы представляют для нее лишь нечто связанное с возможными осложнениями в семейной жизни и заслуживающее поэтому третьестепенного внимания, в то время как юридическая социология исходит из этих норм и лишь затем обращается к вопросу о том, как они обеспечены (или, наоборот, деформированы) в своем содержании экономикой, нравами и т. д. Само различие этих подходов должно привести в общем итоге к лучшему пониманию явления. В сравнении с приведенным выше различием (социология права — изучение институтов; юридическая социология — изучение юридических аспектов разных социальных явлений) иную схему предлагает И. Таммело^С его точки зрения, «юридическая социология» — это социологические исследования юристов, а «социология права» — это изуче- • ние юридических явлений социологами1. Однако эта схема придает чрезмерно большое значение профессиональному признаку. Единственный аргумент в пользу такого подхода заключается в том, что понятие «юридическая социология» можно трактовать в смысле социологии, проникнутой юридическим подходом и поэтому теряющей социологический характер. Здесь возможна аналогия с тем, почему другую отрасль социологии сегодня предпочитают называть «социологией религии», а не «религиозной социологией». Последнее название создает представление об. отрасли знания, проникнутой религиозным духом, в то время как речь идет о строгой социологической дисциплине. Оставляя в стороне тонкости, мы, как уже отмечалось, исходим из синонимичности двух понятий. В духе схемы, ^ предложенной Таммело, под социологией в праве иногда понимают попытки юристов проиллюстрировать фактическими данными догматическое описание институтов. Эта 32 • II позиция наиболее четко выражена немецкими авторами, которые говорят об изучении фактов в праве. Однако это «изучение правовой фактологии» отлично от «социологии права». Выходящая с 1966 г. серия книг под редакцией Эрнста Хирша и Манфреда Ребиндера носит двойное наименование: «Изучение правовой фактологии и социологии права»2. Можно попытаться использовать звучащий далеко не элегантно термин «юрасоциологи» для того, чтобы отличать специалистов в области социологии права от общих социологов. Date: 2015-05-08; view: 1249; Нарушение авторских прав |