Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отношения юридической социологии с историей права и сравнительным правом
Взгляд извне на изучаемый объект — критерий, взятый нами для разграничения догматической юриспруденции и юридической социологии, — такой взгляд свойственен и двум «вспомогательным» дисциплинам, которые давно уже преподаются на юридических факультетах: истории права (включая римское право) и сравнительному праву. Историки права и компаративисты изучают правовые системы, к которым они сами не принадлежат. В данной связи несущественно, что одни из этих систем относятся к прошлому, а другие — современные иностранные правовые системы. Юридическая же социология в каждой стране работает по преимуществу с действующим национальным правом, но отнюдь не ограничивается только этим объектом. Чтобы получить больше данных, она расширяет круг исследований, обращаясь к праву прошлых эпох и к зарубежному праву. Здесь она и-пересекается с историей права и со сравнительным правом. Доказательством этого служит предложение А. Леви-Брюля сгруппировать эти три дисциплины в одну науку, которая под названием юристика противостояла бы традиционному правоведению, формально-юридической догматике. Леви-Брюль определял эту науку как применение сравнительного метода к юридическим явлениям6. Однако предлагаемый союз наталкивается на трудности. Прежде всего потому, что многие задачи, встающие перед историей права и сравнительным правом, совпадают — и при этом с достаточным основанием — с задачами, решаемыми догматической юриспруденцией. Бесспорно также, что преподавание римского права не сводится к социологическому познанию юридических феноменов, характерных для римского общества. Для французов, как, впрочем, и для всего Запада, римское право — это привилегированная правовая система, ключ к пониманию значительной части действующего права. Если есть социология римского права, то еще более важной является догма римского права. Его источники изучались особенно тщательно в целях лучшей интерпретации действующего права. Равным образом приходится констатировать значительный вес догматических исследований в сравнительном праве. Оно родилось в прошлом веке в виде сравнительного законодательства, и это наименование говорит само за себя. Речь шла о параллельном сопоставлении текстов в целях совершенствования законодательства. В наше время компаративисты согласны в том, что сопоставление должно идти дальше, не ограничиваться только законом, а охва- тить судебную и несудебную практику, или — говоря юридически, более обобщенно — всю сферу применения закона. Это уже реализм, но еще не социология. Компаративисты по-прежпему считают своей главной задачей поиски наилучших моделей, которые могут быть использованы в ходе различного рода реформ национального права, а не выявление таких корреляций правовых явлений, которые помогли бы сформулировать научные законы. Вот почему компаративисты предпочитают сравнивать право стран, принадлежащих к одной и той же правовой семье, достаточно близких для восприятий и заимствований. Для социолога такой подход имеет второстепенное значение. Более того, для него характерен прямо противоположный подход: древнее, примитивное право может дать ему больше для обнаружения причинных зависимостей. Из сказанного не следует, что между юридической социологией, с одной стороны, и общими вспомогательными классическими дисциплинами — с другой, лежит непреодолимая дистанция. Можно обнаружить и переходные сферы, а именно социологическую историю права7 и социологическое сравнительное право8. Вместо того чтобы изучать догматические формы, существовавшие в прошлом или имеющиеся в настоящее время за рубежом, эти направления исследований стремятся понять соответствующие социальные реальности. Это две весьма перспективные сферы юридической социологии, где она может применить методы, отличные от тех, которыми пользуются I история права и сравнительное право. Историк права — социолог мало надеется на анализ таких абстрактных текстов, как закон или сборник правовых норм. Он больше рассчитывает на конкретные практические документы (пусть даже изолированные) или чисто литературные свидетельства очевидцев. Компаративист-социолог в свою очередь пренебрегает сопоставлением текстов законов. У него свой инструментарий: сравнительная статистика, сравнительное анкетирование9. Однако пользование этим инструментарием находится пока на стадии первоначальных опытов и наталкивается на серьезные трудности. Статистика, чтобы ее можно было сравнивать, должна быть сравнимой. Не все статистические данные заслуживают одинакового доверия. Кроме того, в разных странах государственная статистика строится на разных основаниях. Требуются усилия международно-правового плана для того, чтобы унифицировать методы статистического под-
счета правовых явлений10. Что касается использования опросов при сравнительно-правовых исследованиях, то здесь возникают трудности другого рода. В общей социологии разработан метод одновременного опроса в двух или нескольких странах (cross-national survey) п. Тем не менее данные опроса не могут быть сопоставлены надлежащим образом, если они проведены не в одинаковой психологической атмосфере. Кроме того, проводимые в стране опросы могут иметь такую эмоциональную тональность, которая не воспринимается за рубежом. Паллиативный выход видится в создании многонациональной исследовательской группы. Отметим также, что и само сравнительное право может рассматриваться как социологическое и психологическое явление. Упомянем в этой связи почти гипнотическое действие, которое иностранный кодекс может оказать на юридическое сословие страны (например, кодекс Наполеона — на юристов ряда стран Европы после 1804 г.). Или же укажем на пропаганду путем апелляции к иностранному праву, преподносимому в качестве показательной модели (пример подобной пропаганды: в такой-то стране прямые налоги более или менее высоки, чем во Франции). К явлениям юридической аккультурации мы вернемся ниже. III. ОТНОШЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ С ДРУГИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ НАУКАМИ.;-' Date: 2015-05-08; view: 793; Нарушение авторских прав |