![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Как привести уравнение линии 2-го порядка к каноническому виду?
Задача приведения уравнения линии 2-го порядка к каноническому виду следовала за нами практически с самого начала изучения темы и сейчас мы окончательно разберёмся, как общее уравнение линии второго порядка В статьях об эллипсе, гиперболе и параболе, а также на практикуме Задачи с линиями второго порядка очень подробно отработан частный случай уравнения, когда коэффициент Пожалуйста, внимательно посмотрите на своё уравнение, которое вам нужно привести к каноническому виду – есть ли в нём слагаемое, которое содержит произведение Если такого слагаемого нет, то вам хватит материалов перечисленных выше уроков. Если же такое слагаемое есть – то не хватит =) Как многие подметили, члены Уравнение Рассмотрим в качестве примера уравнение Немного потраченного времени, и вы научитесь довольно легко находить ответы на эти вопросы, в частности, без особых проблем сможете определить, что данное уравнение определяет эллипс с полуосями На предыдущих уроках я рассматривал два способа приведения. Применительно к нашему примеру: 1) Повернём эллипс на 2) Перейдём к прямоугольной системе координат Прошу прощения за невысокое качество и точность чертежей данной статьи: У многих читателей в пределах досягаемости находится учебник по высшей математике. Пусть это будет его каноническое положение в исходной системе координат. Книгу можно положить на стол, на стул, на кровать, под кровать, в мусорное ведро – да куда угодно. Но учебник останется при этом тем же самым учебником. То есть, с позиций математики координатная сетка относительна и вторична по отношению к тому или иному объекту. Следовательно, вполне логично и правомерно тревожить именно систему координат, а не «уникальный» эллипс, учебник или что-то ещё. Конечно, с точки зрения физики положение тела имеет большое значение,… …пожалуй, сверну комментарий, а то сейчас набегут любители философии и устроят дискуссию =) Суть преамбулы состоит в том, что на данном уроке мы будем приводить уравнение линии 2-го порядка путём перехода к новой прямоугольной системе координат, в которой уравнение исследуемой линии примет канонический вид. Существует несколько практических методов приведения уравнения линии к каноническому виду, причём, некоторые из них являются достаточно трудными. Я постараюсь составить максимально простой конспект, доступный человеку с любым уровнем подготовки. Все линии 2-го порядка можно разделить на две большие группы: 1) центральные линии, обладающие единственным центром (точкой) симметрии (эллипс, мнимый эллипс, гипербола, пара мнимых или действительных пересекающихся прямых); 2) нецентральные линии, у которых центры симметрии отсутствуют (парабола) либо их бесконечно много (пара действительных или мнимых параллельных прямых, пара совпавших прямых). Итак, вы счастливый обладатель общего уравнения Для уравнения Зачем это нужно? Чтобы подобрать наиболее выгодный способ решения. Конечно, если ваш преподаватель требует строго придерживаться определённого шаблона, то ничего не поделать…. Тем не менее, я постараюсь провести вас самой комфортной и короткой тропинкой через дебри. Для приведения уравнения центральной линии, по моему мнению, лучше всего использовать метод инвариантов. Но, к сожалению, он перестаёт работать в нецентральном случае, поэтому на помощь придётся привлечь достаточно трудоёмкий универсальный способ решения. Сначала разберём одно, затем другое, и даже если вам нужно разобраться только с нецентральной линией, постарайтесь не пропускать первый параграф, поскольку вся информация взаимосвязана:
Приведение уравнения центральной линии. Метод инвариантов Во-первых, разберёмся с термином. Инвариант – это величина, которая остаётся неизменной при тех или иных преобразованиях. Простейший пример геометрического инварианта – это длина отрезка относительно его параллельного переноса. В результате данного преобразовании меняются координаты концов отрезка, но его длина остаётся неизменной (инвариантной). В частности, длина и ширина учебника по высшей математике (который можно положить на стол, на стул, на кровать, под кровать, в мусорное ведро) – это инварианты относительно перемещения книги в пространстве. А вот если ненавистный томик… чего студент боится больше всего? …матана порвать в клочья, то его размеры уже перестанут быть инвариантами относительно этих механических повреждений =) Но инвариантом останется сам математический анализ. Так что рви, не рви, а осваивать его придётся =) Однако вернёмся к нашему демонстрационному уравнению Да, есть! Если уравнение линии 2-го порядка задано общим видом
старый знакомец: и ещё один определитель: Рассмотрим общее уравнение линии 2-го порядка Поскольку инварианты (числа) откуда следует простой и изящный алгоритм решения нашей задачи: 1) Из исходного уравнения находим числа Таким образом, решение нашей задачи укладывается в стройную и понятную схему, доступную даже школьнику. Выясним же, наконец, как из потрёпанного уравнения Пример 1 Привести уравнение линии второго порядка к каноническому виду Найти начало соответствующей системы координат и угол её поворота Решение: перейдём к новой прямоугольной системе координат На первом шаге из исходного уравнения находим коэффициенты В нашем случае всё на месте и, соответственно, все коэффициенты ненулевые: Вычислим инварианты: Последний определитель выгодно раскрыть с помощью элементарного преобразования, прибавив к третьей строке первую строку: Инварианты найдёны, составим и решим систему: Из последних двух уравнений сразу просматривается значение коэффициента Но его обычно оставляют на закуску, тут важно разобраться с другими коэффициентами. Есть длинный путь, и есть короткий путь. Путь длинный: из 1-го уравнения выражаем Решим квадратное уравнение: В результате получается два комплекта симметричных корней: Путь короткий, к которому я рекомендую пристреляться, в том числе, и чайникам. Это подбор корней. Смотрим на первые два уравнения системы: Как видите, на подходящую пару чисел мы «натыкаемся» практически сразу. В силу симметричности уравнений решением будут являться и «зеркальные» значения 40 и 10. Таким образом, в нашем распоряжении оказывается два набора корней: Не забываем выполнить проверку, подставив значения первого (можно второго) комплекта в левую часть каждого уравнения системы: Теперь мысленно либо на черновике следует выяснить, какое решение приведёт нас к желаемому результату. Подставляем Техника завершающих преобразований хорошо знакома из предыдущих уроков об эллипсе, гиперболе и параболе: Такой фразы будет достаточно – нас никто не спрашивал про фокусы, эксцентриситет и другие характеристики линии. Всё вышло удачно с первой попытки. Если в уравнение Координаты Первое уравнение умножим на 9, второе уравнение умножим на 13 и из 2-го уравнения почленно вычтем 1-ое (проще способа не видно): Таким образом: Найдём угол поворота новой системы координат В том случае если по условию необходимо выполнить чертёж – выполняем чертёж, приведённый в начале урока. Впрочем, мне нетрудно скопипастить: В лайт-варианте можно изобразить только систему координат Ответ: Это мы рассмотрели так называемый эллиптический случай, когда коэффициенты Но при таком раскладе может получиться не только эллипс. Если все три коэффициента Ещё одна разновидность эллиптического случая – нулевой свободный член: Предлагаю самостоятельно ознакомиться с гиперболическим случаем: Пример 2 Привести уравнение линии второго порядка к каноническому виду Найти начало соответствующей системы координат, угол её поворота и выполнить чертёж. После краткого образца решения есть важные дополнительные комментарии. Во второй части статьи рассмотрим параболический случай
|