Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. И. Слободчикова, Л. С. Выготского, Д. Б. Эль-конина





Все эти и другие попытки классификации не получили подтверждения в конкретных результатах изучения пси­хического развития детей. Проблема выделения основа­ний возрастной периодизации остается актуальной и се­годня: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психиче­ского развития, о том, каково фактическое психологиче­ское содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения гра­ниц возрастов, какие реальные перемены в психике ре­бенка происходят под влиянием изменения его социаль­ной ситуации.


перспектива его собственного развития. Самосозна­ние, возникшее на определенном этапе, представляет собой ценностные ориентации, образующие систему лич-ностных смыслов, которые составляют индивидуальное бытие личности. Структурные звенья самосознания на­полняются знаками, возникшими в процессе исторически обусловленной реальности существования человека. Си­стемы знаков культуры, к которой принадлежит человек, являются условием его развития и «движения» внутри этой системы. Каждый человек по-своему присваивает значения и смыслы культурных знаков.

Именно эта индивидуализация значений и смыслов культурных знаков делает каждого человека неповтори­мым, уникальным индивидом.


 


Каждая эпоха детства состоит из закономерно связан­ных между собой двух периодов. В первом периоде идет усвоение задач, мотивов, норм человеческой деятельно­сти и развитие мотивационно-потребностной сферы, во втором - усвоение способов действий с предметами и формирование операционально-технических возможно­стей. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операциональ­но-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они сформи­ровались.

1 эпоха. Младенчество (до 1 года) - ведущая дея­тельность - непосредственно-эмоциональное общение.

Раннее детство - предметно-манипулятивная деятель­ность.

2 эпоха. Дошкольный возраст - ролевая игра.
Младший школьник - учебная деятельность.

3 эпоха. Подросток - интимно-личностное общение.
Старший школьный возраст - учебно-профессиональ­
ная деятельность.


Л. С. Выготский выделял в качестве критических пе-риодов детства возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, пе­риод новорожденнос т и и подростковый период.

Чередование стабильных и критических перио­дов по Л. С. Выготскому

Кризис новорожденности. Младший возраст (2 месяца - 1 год). Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностя­ми общения.

Кризис 1 года. Раннее детство (1-3 года). Деятель­ность «серьезная игра», предметно-орудийная. Появля­ются жест, ходьба, речь.

Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенден­ция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенден­ция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение «Я сам».

Кризис 7 лет. Школьный возраст (8-12 лет). Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобще­ний, логики чувств, переживания приобретают смысл, по­является самооценка.

Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14-18 лет). Чувство взрослости - ощущение своей личности, разви­тие самосознания.



г


27. Значение понятия зона ближайшего развития» для возрастной психологии

Зона ближайшего развития - это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возмож­ного развития, определяемым с помощью задач, решае­мых под руководством взрослых. Как пишет Л. С. Выгот­ский, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созрева­ния... Уровень актуального развития характеризует успе­хи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное разви­тие на завтрашний день».

Понятие зоны ближайшего развития имеет важное тео­ретическое значение и связано с такими фундаменталь­ными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функ­ций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ре­бенка.

Зона ближайшего развития - логическое следствие за­кона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в со­трудничестве с другими людьми (в зоне ближайшего раз­вития), постепенно становятся внутренними психически­ми процессами субъекта (формой актуального развития). Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Обучение должно ориентироваться не столько на уже со­зревшие функции, пройденные циклы развития, сколько на созревающие функции. Обучение, разумеется, может ориентироваться на уже пройденные циклы развития -это низший порог обучения, но оно может ориентиро-


*----------------------------------------- н

[ Главаб

> ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

I И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ: НОВОРОЖДЕННЫЙ, МЛАДЕНЕЦ







Date: 2015-05-05; view: 638; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию