Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






I 31. Основные новообразования





I периода новорожденности

. Источником зрительных и слуховых впечатлений, необ-

| ходимых для нормального развития нервной системы и ор-

I ганов чувств ребенка, и, что еще важнее, организатором

I таких впечатлений в новорожденном периоде становится

I взрослый. Взрослый подносит к лицу ребенка предметы,
наклоняет свое лицо, разговаривает с ребенком, тем са-

I мым активизируя его ориентировочные реакции.

* Новорожденный начинает свою жизнь с крика, который

| в первые дни носит безусловный рефлекторный харак-

1 тер. Первый крик - результат спазма голосовой щели.

I Спазм сопровождает первые дыхательные рефлексы. Уже

I в первые дни жизни ребенок криком отвечает на неприят-

' ные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне,

L тепле.

t При нормальном воспитании оглушительное «уа» ново-

[ рожденного переходит в менее бурное выражение отри-

[ цательной эмоции - плач.

I Наблюдения за младенцами в течение четырех часов

I в день в первые пять дней жизни и в течение десяти часов

: в шестой день жизни обнаружили, что в период от двух до

I двенадцати часов после рождения на лице младенца от-

мечаются движения, морфологически напоминающие

| улыбку. Эти движения возникали во сне и рассматрива-

] лись как спонтанные и рефлекторные. Собственно улыбка

1 возникала на лице младенца в первую неделю жизни

I в ответ на различные звуковые стимулы, в том числе

1 в ответ на высокий человеческий голос. Вместе с тем

| к пятой неделе сам по себе человеческий голос не вызы-

l вает у младенца улыбку. К этому возрасту в качестве ак-

| тиваторов улыбки начинают выступать различные зри-

T___________________________


eff*


лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает

•-*

I

32. Социальная ситуация развития младенца |

Специфическая реакция улыбки на лицо матери есть показатель того, что социальная ситуация психиче-

ского развития 'ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым. Л. С. Выгот­ский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Ребенок ни­чего не может без взрослого человека. Жизнь и деятель­ность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В общем, это ситуация комфорта, и центральный элемент этого комфорта -взрослый человек. Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противо­речие: ребенок максимально нуждается во взрослом и в то же время не имеет специфических средств воздей­ствия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества. Разрешение указанного противоречия приводит к разрушению социальной ситуа­ции развития, которая его породила.

С необходимостью заботы взрослого связан и факт преимущественного развития сенсорики в данном перио­де, т. е. органов чувств, а не движений, так как необходи­мые операции по уходу и обслуживанию берет на себя взрослый, давая возможность тем самым сформировать­ся органам, по которым проходит наиболее важная для психического развития информация. Развитие восприя­тия все первые годы жизни, фактически весь школьный возраст является одним из наиболее важных психических процессов. От развития восприятия в этом возрасте во многом зависят и все другие познавательные процессы, прежде всего мышление.

Однако роль взрослого не сводится только к уходу за ребенком, созданию благоприятных условий для разви-


громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоцио­нальная реакция была названа «комплексом оживления», она и является показателем перехода к новому этапу раз­вития - младенчеству.


формирования первых, необходимых для психического развития реакций - зрительного и слухового сосредото­чения (т. е. умения сосредоточиться на звуковом или зри­тельном сигнале), первых сочетательных или условных рефлексов, например на положение при кормлении.

В это же время начинает проявляться закономерность, характерная для общего направления развития детей в первые годы жизни и существенно отличающая их от детенышей животных. Эта закономерность проявляется в том, что развитие сенсорных процессов, т. е. зрения, слуха, осязаний, существенно опережает у человеческих младенцев развитие моторики, в то время как у живот­ных, наоборот, движения развиваются раньше, чем груп­пы чувств.


 


тия восприятия. Исследования многих психологов (М. И. Лисина, Л. И. Божович, Э. Эриксон, А. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби и др.) показали, что в первые меся­цы жизни крайне важным для ребенка является эмоцио­нальный контакт, привязанность и защита, которая исхо­дит от близкого взрослого.


Доказывая, что ведущей деятельностью в младенче­ском возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослым, Лисина провела серию экспери­ментов, в которых показала, что и познавательное разви­тие, а не только развитие эмоций и речи, связано с обще­нием со взрослым.

Для большинства детей, воспитывающихся в семье, со­циальная ситуация развития в данном периоде выступает как благоприятная, так как взрослые стараются создать все условия для развития младенцев.


тельные стимулы, в том числе вид человеческого лица. На втором месяце ребенок замирает и сосредоточивает­ся на лице человека, наклонившегося над ним, улыбает­ся, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции.

Так постепенно у ребенка вырабатывается особая эмо­ционально-двигательная реакция, обращенная ко взрос­лому, которая называется комплексом оживления. Это выражение появившейся потребности в общении со взрослым - первой социальной потребности ребенка.

Психологи детства считают это новообразование ос­новным показателем завершения периода новорожден­ное™. «Улыбка на лице ребенка и является концом кризи­са новорожденное™. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь. Дальнейшее психи­ческое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения со взрослыми» (Эльконин Д. Б.).









Date: 2015-05-05; view: 694; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию