Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
I 31. Основные новообразования
I периода новорожденности . Источником зрительных и слуховых впечатлений, необ- | ходимых для нормального развития нервной системы и ор- I ганов чувств ребенка, и, что еще важнее, организатором I таких впечатлений в новорожденном периоде становится I взрослый. Взрослый подносит к лицу ребенка предметы, I мым активизируя его ориентировочные реакции. * Новорожденный начинает свою жизнь с крика, который | в первые дни носит безусловный рефлекторный харак- 1 тер. Первый крик - результат спазма голосовой щели. I Спазм сопровождает первые дыхательные рефлексы. Уже I в первые дни жизни ребенок криком отвечает на неприят- ' ные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, L тепле. t При нормальном воспитании оглушительное «уа» ново- [ рожденного переходит в менее бурное выражение отри- [ цательной эмоции - плач. I Наблюдения за младенцами в течение четырех часов I в день в первые пять дней жизни и в течение десяти часов : в шестой день жизни обнаружили, что в период от двух до I двенадцати часов после рождения на лице младенца от- ■ мечаются движения, морфологически напоминающие | улыбку. Эти движения возникали во сне и рассматрива- ] лись как спонтанные и рефлекторные. Собственно улыбка 1 возникала на лице младенца в первую неделю жизни I в ответ на различные звуковые стимулы, в том числе 1 в ответ на высокий человеческий голос. Вместе с тем | к пятой неделе сам по себе человеческий голос не вызы- l вает у младенца улыбку. К этому возрасту в качестве ак- | тиваторов улыбки начинают выступать различные зри- T___________________________ eff* лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает •-* I 32. Социальная ситуация развития младенца | Специфическая реакция улыбки на лицо матери есть показатель того, что социальная ситуация психиче- ского развития 'ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Ребенок ничего не может без взрослого человека. Жизнь и деятельность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В общем, это ситуация комфорта, и центральный элемент этого комфорта -взрослый человек. Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом и в то же время не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества. Разрешение указанного противоречия приводит к разрушению социальной ситуации развития, которая его породила. С необходимостью заботы взрослого связан и факт преимущественного развития сенсорики в данном периоде, т. е. органов чувств, а не движений, так как необходимые операции по уходу и обслуживанию берет на себя взрослый, давая возможность тем самым сформироваться органам, по которым проходит наиболее важная для психического развития информация. Развитие восприятия все первые годы жизни, фактически весь школьный возраст является одним из наиболее важных психических процессов. От развития восприятия в этом возрасте во многом зависят и все другие познавательные процессы, прежде всего мышление. Однако роль взрослого не сводится только к уходу за ребенком, созданию благоприятных условий для разви- громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления», она и является показателем перехода к новому этапу развития - младенчеству. формирования первых, необходимых для психического развития реакций - зрительного и слухового сосредоточения (т. е. умения сосредоточиться на звуковом или зрительном сигнале), первых сочетательных или условных рефлексов, например на положение при кормлении. В это же время начинает проявляться закономерность, характерная для общего направления развития детей в первые годы жизни и существенно отличающая их от детенышей животных. Эта закономерность проявляется в том, что развитие сенсорных процессов, т. е. зрения, слуха, осязаний, существенно опережает у человеческих младенцев развитие моторики, в то время как у животных, наоборот, движения развиваются раньше, чем группы чувств.
тия восприятия. Исследования многих психологов (М. И. Лисина, Л. И. Божович, Э. Эриксон, А. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби и др.) показали, что в первые месяцы жизни крайне важным для ребенка является эмоциональный контакт, привязанность и защита, которая исходит от близкого взрослого. Доказывая, что ведущей деятельностью в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослым, Лисина провела серию экспериментов, в которых показала, что и познавательное развитие, а не только развитие эмоций и речи, связано с общением со взрослым. Для большинства детей, воспитывающихся в семье, социальная ситуация развития в данном периоде выступает как благоприятная, так как взрослые стараются создать все условия для развития младенцев. тельные стимулы, в том числе вид человеческого лица. На втором месяце ребенок замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Так постепенно у ребенка вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная ко взрослому, которая называется комплексом оживления. Это выражение появившейся потребности в общении со взрослым - первой социальной потребности ребенка. Психологи детства считают это новообразование основным показателем завершения периода новорожденное™. «Улыбка на лице ребенка и является концом кризиса новорожденное™. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь. Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения со взрослыми» (Эльконин Д. Б.). Date: 2015-05-05; view: 694; Нарушение авторских прав |