Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные законы психического развития, сфор-мулированные Л. С. Выготским





• Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадаете ритмом вре-


7


Главное понятие концепции Б. Скиннера - подкреп­ление, т. е. увеличение или уменьшение, вероятности того, что соответствующий акт поведения повторится снова. Подкрепление может быть положительным и отри­цательным, первичным (пища, вода, холод) и условным (деньги, знаки любви, внимания и т. д.).

Дж. Гевирц основное свое внимание уделил изучению условий возникновения социальной мотивации и привя­занности младенца к взрослому и взрослого к ребенку. Источником мотивации поведения ребенка, по его мне­нию, служит стимулирующее влияние среды и научение на основе подкрепления.

Дж. Уайтинг с коллегами, продолжив известные (кросс-культурные) исследования М. Мид, показал плодотвор­ность сравнительного изучения детей в разных культурах. Изучив в культурах способы ухода за младенцами, иссле­дователи пришли к выводу о детерминирующем влиянии этих аспектов жизни ребенка на его восприятие мира.


Эго-идентичность формируется параллельно с группо-вой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчи­вости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изме­нения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Э. Эриксон выделил стадии жизненного пути личности, для каждой из них характерна специфическая задача, ко­торая выдвигается обществом.

Младенчество (оральная ст.) - доверие - недоверие.

Ранний возраст (анальная ст.) - автономия - сомне­ние, стыд.

Возраст игры (фаллическая ст.) - инициативность -чувство вины.

Школьный возраст (латентная ст.) - достижение - не­полноценность.

Подростковый возраст (латентная ст.) - идентич­ность - диффузия идентичности.

Молодость - интимность - изоляция.

Зрелость - творчество - застой.

Старость - интеграция - разочарование в жизни.

Формирование всех форм идентичности сопровожда­ется кризисом развития.


 


мени (год в младенчестве не равен году жизни в отро­честве).

•Закон метаморфозы в детском развитии (ребенок не просто маленький взрослый, а существо с качественно отличной психикой).

•Закон неравномерности развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период раз­вития.

•Закон развития высших психических функций «извне внутрь». Отличительные качества высших психических функций: опосредованность, осознанность, произволь­ность, системность; они образуются в результате овладе­ния специальными орудиями, средствами, выработанны­ми в ходе исторического развития общества.

Обучение - движущая сила психического развития, которая создает зону ближайшего развития ребенка (рас­стояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития).


ция схем действий и превращение их в операции, кото­рые позволяют ребенку сравнивать, оценивать, класси­фицировать, располагать в ряд, измерять и т. д. Цент­ральными характеристиками умственной деятельности ребенка в этот период его познавательного развития являются эгоцентризм мышления и представление о со­хранении. Внутри этого периода Ж. Пиаже выделил до-операциональную стадию, которая характеризует ин-туитивное, наглядное мышление в возрасте от 2 до 6/7 лет, и стадию конкретных операций (6/7-11/12 лет). Период формальных операций (11/12-14/15 лет).

В рамках формально-логического интеллекта мыслитель­ные операции могут совершаться без опоры на чувствен­ное восприятие конкретных объектов. Наличие этого уровня мышления позволяет подросткам решать задачи в уме, как бы «прокручивая» в голове все возможные ва­рианты решения задачи, и только после этого опытным путем проверять предполагаемые результаты.



г----------------------------------------- f

13. Концепция психического развития ребенка ' Д. Б. Эльконина

Ценность этого подхода состоит в том, что автор попы­тался охватить и связать между собой два основных век­тора развития ребенка:

1)первый вектор характеризует взаимоотношения ре­бенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром;

2)второй вектор характеризует взаимодействие ре­бенка с миром людей.

Д. Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внут­ри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором формируется личность. Однако в ходе разви­тия этот единый по своей природе процесс раздваивает­ся. В каждом возрастном периоде один вектор домини­рует над другим, а в рамках следующего 'возрастного этапа они как бы меняются местами. Именно смена доми­нирующего вектора на субдоминантный и определяет на­чало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка. По своему психологическому содержанию век­тор есть не что иное, как деятельность, присущая ребенку в данный момент, другими словами - ведущая деятель-ность ребенка. При этом наличие ведущей деятельности не отменяет другие субдоминантные виды деятельности.

Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее продуктов, т. е. психологических новообразований на фоне социальной ситуации развития ребенка, позволил Д. Б. Эльконину сформулировать периодизацию психи­ческого развития, в которой последовательно сменяются два основных вектора развития ребенка.

При осуществлении таких видов деятельности, как не­посредственно-эмоциональное общение младенца со








Date: 2015-05-05; view: 772; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию