Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис первого года





Меж д у младенческим возрастом (0-1) и ранним дет­ством (1-3) существует перех одный период, который на­зывается «кризис первого года».

Развитие восприятия, мышления, становление эмоцио­нальных контактов с окружающими, а также появление собственных мотивов поведения изменяют социальную ситуацию развития младенца, который переходит на но­вый уровень. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитно­сти ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней по­являются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризи­са первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: по­являются первые слова, ребенок начинает ходить, разви­ваются действия с предметами.

Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становится беспо­койным, появляются проявления самостоятельности.

Внутренние причины кризиса: нарастание противоре­чия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удов­летворения потребностей.

Во-первых, речь носит автономный характер: слова си­туативны, они лишь осколки наших слов, слова много­значны, полисемантичны. К тому же в самой автономной речи содержится противоречие. Эта речь - средство об­щения, обращенная к другому, но она, как правило, пока еще лишена постоянных значений.



Развивается и мышление младенцев. К концу этого возраста у детей появляется ручной интеллект, или на­глядно-действенное мышление, которое строится на основе проб и ошибок и связано с развитием первых са­мостоятельных движений. Большое значение имеет и развитие ориентировки - реакций на новые предметы, стремление их обследовать.

Развивается и речь, прежде всего пассивная - ребе-нок слушает и различает звуки. В первом полугодии фор­мируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочета­ния. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произ­носимых взрослыми, и сам произносит одно или несколь­ко своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи.


стороны ребенка можно наблюдать возникновение пер­вых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро го­лосовые реакции ребенка приобретают характер эмоцио­нально активного призыва, хныкание превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого челове­ка. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции.

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит призна­ком физического и психического здоровья.

М. И. Лисина считает, что до 5-6 месяцев у ребенка преобладает ситуативно-личностное общение со взрос­лым, с развитием действий общение становится ситуа­тивно-деловым (между ребенком и взрослым встает предмет - игрушка).


 


Во-вторых, почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присут­ствует взрослый человек. И прежде всего он присутствует путем конструирования предметов, с которыми ребенок манипулирует. Ни на одном человеческом предмете, ука­зывал Д. Б. Эльконин, не написан способ его употребле­ния, общественный способ употребления предмета ребенку всегда надо раскрывать. Но поскольку младенцу его еще нельзя показать, приходится конструировать предметы, ко­торые своими физическими свойствами определяют спо­соб действия детей. Манипулируя с предметами, ориен­тируясь на их физические свойства, ребенок, однако, сам не может открыть общественно выработанных способов употребления предметов. Это противоречие разрешается в раннем детстве в совместной (ребенка и взрослого) предметной деятельности.


К 9 месяцам (начало кризиса 1-го года) ребенок ста­новится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раз­дробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходь­ба - первое из основных новообразований младенческо­го возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития.

Другое основное новообразование этого возраста - появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким.




38. Развитие предметно-орудийной I I деятельности в раннем детстве |Ведущей деятельностью в раннем детстве является I I предметная деятельность. i IПереход от младенчества к раннему детству связан I с развитием нового отношения к миру предметов - они I начинают выступать для ребенка не просто как объекты, ' ,удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие I | определенное назначение и определенный способ упо- [ | требления. Функции предметов не могут быть выявлены | Iпутем простого манипулирования, их раскрывает ребенку ■ Iвзрослый. | 'На первых ступенях развития предметной деятельности I действие и предмет очень жестко связаны между собой: ' ребенок способен выполнить усвоенное действие лишь I с тем предметом, который для этого предназначен. Только: ,постепенно происходит отделение действия от предмета, I |в результате которого дети раннего возраста приобретают | Iвозможность выполнить действие и с не соответствующи- | Iми ему предметами или использовать предмет не по пря- I Iмому назначению. I Д. Б. Эльконин рассматривал развитие предметного I действия в раннем детстве по двум основным направле-. Iниям: | |1) развитие действия от совместного с взрослым до са- i |мостоятельного исполнения; I I2) развитие средств и способов ориентации самого ре- I Iбенка в условиях осуществления действия. ' 'Линия развития ориентации в системе свойств объекта I и действий с ними проходит ряд этапов. ( ■/ этап. От неспецифического употребления орудий | |к попыткам специфического использования орудий при _*— __----------------- __-__, I 40. ФормирОНиie личностной сферы • 4 в раннем детстве I Общение со взрослым имеет большое значение не ■ |только для формирования познавательной сферы, но и | |для развития личности детей раннего возраста. Окружаю- I щим надо помнить, что представление о себе, первая са- ' мооценка детей в это время является на самом деле инте- I риоризованной оценкой взрослого. Поэтому постоянные j замечания, игнорирование пусть даже не всегда успеш- 1 ных попыток детей сделать что-то самостоятельно, недо-. оценка их стараний могут привести уже в этом возрасте | к неуверенности в себе, снижению притязаний на успех | в осуществляемой деятельности. I В исследованиях Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович и дру- Iгих психологов подчеркивается, что к концу раннего дет- ства у детей появляются первые представления о себе как I о личности, отличающейся от других самостоятельностью * собственных действий. | Этапы развития личности I Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка Jтесно связано с зарождающимся в это время самосо- знанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать 1 себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная. форма самосознания. Новый этап в развитии самосозна- | ния начинается, когда ребенок называет себя - сначала | по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к трем I годам, появляется местоимение «я». Более того, у ребен- I ка появляется и первичная самооценка - осознание " не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень I хороший», «я хороший и больше никакой». Сознание «я», [ «я хороший», «я сам» и появление личных действий про- \






Date: 2015-05-05; view: 612; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию