Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гуманитарная экспертиза в экстремальных ситуациях: ключевые дефиниции и понятия
Если кому-то не хватило терпения внимательно дочитать до конца предложенный выше перечень, он, боюсь, рискует упустить нечто весьма существенное с точки зрения знакомства с методом. Ибо для того, кто знакомится с ним из практических побуждений, т.е. прикидывая, не заняться ли этим самому, это конспективное изложение опыта гуманитарной экспертизы несет в себе немало ценных и любопытных сведений, многие из которых неформализуемы и, так сказать, непередаваемы. Авторы учебников по физике и математике не зря рассказывают читателю анекдоты из жизни Архимеда, Ньютона, Ампера, Гаусса, Больцано или Пуанкаре и знакомят с их краткими жизнеописаниями: без этих сведений, пусть даже отрывочных, читатель не пойдет дальше ученых абстракций, так и не прочувствовав физику или математику как живое дело живых людей. Эта традиция не привилась в преподавании грамматики — не потому ли грамматика уверенно держит первое место среди самых скучных учебных дисциплин? То же самое может, чего доброго, случиться и с нашим предметом. Чтобы научные понятия не остались для посвящаемого в них россыпью усохших семян, нужна живая, естественная почва. Читатель уже мог составить для себя обобщенное представление о классе ситуаций, в которых гуманитарная экспертиза становится насущной необходимостью или, во всяком случае, имеет смысл; знает кое-что об обстоятельствах, которые побуждают власти ее заказывать; представляет себя, кто может быть заказчиком и сколь важно ознакомить с ее заключительным итогом нужного адресата; ориентируется в многообразии форм, которые может принимать завершающий экспертный отчет или промежуточные заключения. И, наконец, догадывается, должно быть, о передрягах, в которые может попадать эксперт. У него, короче говоря, не только уже получили некоторую определенность объем понятия гуманитарной экспертизы и его содержание, но и вполне могли появиться свои собственные практические соображения на тему, стоит ли ею заниматься. Выбрать гуманитарную экспертизу в качестве ведущей деятельности — это, в известном смысле, значит выбрать образ жизни. При этом, надо сказать, мало совместимый с тихими семейными радостями. Короче, приступая к систематическому ознакомлению с нашими ключевыми понятиями, читатель, мы надеемся, уже имеет наготове свой собственный взгляд на предмет и свое собственное отношение к нему. А это очень важно. Это, если хотите, уже полдела — горшочек с мягкой влажной землей. Дело за семенами. Целью гуманитарной экспертизы является обобщенная оценка последствий, которые имеет или может иметь для человека (для населения региона или для той или иной социальной группы) то или иное событие, случившееся в прошлом (далеком либо недавнем), происходящее в настоящее время либо потенциально возможное в обозримом будущем. Это может быть тот или иной природный катаклизм (стихийное бедствие), техногенная катастрофа (авария на химическом предприятии, АЭС и т.п.), вооруженный конфликт, экономический кризис, дисфункция политической системы и т.д. Это может быть внедрение тех или иных технологий, программ, проектов и решений в сфере управления производством, образования, экономики, социального обеспечения, государственного законодательства, градостроительства. Можно сказать, что объективная необходимость в гуманитарной экспертизе возникает всякий раз, когда человек и социальные институты, ответственные за его жизнеобеспечение, сталкиваются с проблемной (критической) ситуацией, с дилеммой, неразрешимой прежними (стандартными) средствами, с одной стороны, а с другой — когда цена принимаемого решения особенно велика (как для экономической и политической системы, так и для человеческой жизни, вверенной ее попечению). Гуманитарная экспертиза призвана в идеале сформулировать альтернативные решения и сценарии выхода из кризисной ситуации — обычно в категориях, отличных от тех, которыми оперирует обыденный здравый смысл. Ближайшим прообразом гуманитарной экспертизы может служить образ мыслей и действий человека, попавшего в беду. Отличие в том, что потерпевший оценивает сложившуюся ситуацию и дает рекомендации (себе, окружающим людям и государственным институтам) исключительно в своих личных интересах, тогда как эксперт, сколь бы ни была велика его личная заинтересованность, работает для других. Ну и, конечно, в отличие от эксперта, потерпевший не обладает, как правило, всем необходимым опытом и профессиональной интуицией. Предметом гуманитарной экспертизы служат устойчивые, глубинные образования мотивационной сферы человека, в наименьшей мере подверженные изменениям под действием окружающей среды. Это — непреходящие витальные потребности, общие для всех людей. Поскольку речь идет о целых популяциях и больших социальных группах, то предмет гуманитарной экспертизы можно обозначить как общественную потребность (взятую, естественно, в развитии и динамике). Из этой (на первый взгляд, весьма общей) констатации вытекает вполне конкретное отличие предмета гуманитарной экспертизы от так называемого "социального заказа", с одной стороны, и "массового запроса" — с другой. Оба они претендуют на выражение общественной потребности, но толкуют ее, как правило, односторонне, предвзято и упрощенно. "Социальный заказ" сводит "социальное" к "государственному" и объявляет необходимым для человека то, что необходимо государству; то же касается и ведомственного заказа, т.е. заказа, исходящего от министерств, департаментов, администрации крупных предприятий и концернов, — с той разницей, что "ведомственное" мыслится "общественным" через "государственное": ведомственное = государственному = общественному. Частные предприятия и промышленные комплексы не составляют исключения: крупный держатель акций вряд ли когда-нибудь согласится с мнением, что деятельность его фирмы вредит общественному процветанию. Что касается "массового запроса", то он неизменно представляет собой интерпретацию актуальной общественной потребности в упрощенных, обыденных категориях. Это либо расхожие культурные трюизмы, стершиеся от употребления, либо стереотипы, культивируемые современной массовой культурой. В любом случае в обществе найдется немало (порой целая армия) умельцев, готовых удовлетворить массовый запрос в том виде, в каком он формулируется массовым заказчиком. Это и не удивительно — на этом можно очень хорошо заработать. Человека терзают самые мрачные предчувствия и опасения по поводу будущего; не заботясь об их подлинном источнике, он находит предсказателя, готового развеять все сомнения, а лучше — колдуна, берущегося повлиять желаемым образом на его жизненную перспективу. Им он будет платить куда более щедро и охотно, чем психотерапевту, взявшему на себя труд подвести страждущего к озарению и продуктивной догадке о подлинных причинах его опасений и тревог; и, уж конечно, только пожмет плечами, если кто-то отважится поставить его личные беды в прямую зависимость от плачевного состояния городского бюджета, которое не позволяет муниципальным властям надлежащим образом обустроить среду его обитания. На муниципальные нужды он, конечно же, склонен жертвовать в еще меньшей мере, чем на психотерапевта. Как бы то ни было, социальный заказ и массовый запрос не менее реальны, чем общественная потребность, на репрезентацию которой они притязают. В них и в самом деле представлена общественная потребность, но только в превращенном и подчас неузнаваемом виде. В общем, они отображают ее как бы по касательной, давая тем не менее первичную информацию о ней и представляя собой ее вполне надежные индикаторы. Заказ — это и есть компонент ситуации, с которым эксперт сталкивается в первую очередь. Просто непонятна та бездумная расточительность, с какой этот важнейший эмпирический факт — неотъемлемый и ключевой элемент объективного положения вещей — окончательно и бесповоротно выносится подчас за скобки. Что касается ученого-гуманитария — психолога или социолога, — то с его стороны это уж и вовсе непростительная оплошность, ибо, еще не приступив к исследованию, он спешит тем самым отсечь от реальности, составляющей объект изучения, один из ее главных системообразующих фрагментов. На это в свое время указывал С. Московиси на примере знаменитой методики преобразования социальных установок у персонала промышленных предприятий с помощью групповой дискуссии [см. (12)] показавший, каким образом социальный психолог, особенно владеющий эффективным средством практического вмешательства в жизнь социума, рискует нарушить естественную тенденцию его развития, когда неосмотрительно берется помочь владельцу или администратору в осуществлении его вполне, казалось бы, респектабельных планов. И в самом деле, кому, как не ученому-гуманитарию, располагающему категориальным аппаратом, специально предназначенным для исследования человеческих намерений, установок, предубеждений и поступков, прежде, чем засучить рукава, надо бы изучить социальный заказ и определить его объективное отношение к соответствующему социальному контексту? Впрочем, намерения заказчика порой настолько прозрачны, что для отказа от сотрудничества с ним достаточно общепринятых нравственных понятий, овладение которыми требует не столько ученой выучки, сколько элементарной человеческой честности. Но и в этом случае анализ заказа отнюдь не лишен смысла — он имеет самостоятельное значение. Так, в 1987 г. ваш покорный слуга после беседы с видным представителем официальной медицины отказался от заказа на социально-психологическое обеспечение работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, однако анализ этого заказа оказал нам неоценимую услугу в ходе последующих экспертных исследований [см. (1), с. 102-104]. В том, как формулируется сей заказ, мы по сути дела обнаружили не только ключ к пониманию социально-психологического потрясения, которое с полным на то основанием можно назвать "чернобыльским конфликтом", но и общую тенденцию, которой характеризуется взаимодействие властей и населения в экстремальных условиях. (Об этом см. дальше.) Проводя гуманитарную экспертизу в районах бедствия, прежде всего в зоне техногенной катастрофы, — такой, например, как чернобыльская, — вы неминуемо столкнетесь с амбивалентным отношением со стороны населения. Это, с одной стороны, желание выговориться, отреагировать, поделиться своими страхами и тревогами, — с этой точки зрения молчаливый слушатель, человек со стороны, намеренно прибывший для того, чтобы получить информацию, является идеальным адресатом. Но, с другой стороны, вы почувствуете настороженность и отчужденность, особенно если ваш собеседник узнает, что вы психолог или социальный работник. Моих коллег это иной раз обижает. Однако в ситуации борьбы за выживание такое отношение к заезжему "знатоку человеческой души" вполне понятно. Кто может поручиться, что вы приехали не для того, чтобы помочь властям снизить меру своей ответственности за последствия аварии и сэкономить на материальных компенсациях причиненного населению ущерба? И эти подозрения в общем случае отнюдь не лишены основания. Они оправданы популярным "имиджем" психологии как своего рода "опиума для народа", способного и готового убаюкать человека всюду, где ситуация выходит из-под контроля "материальщиков" — управленцев, экономистов, медиков, строителей и проч. Когда автор в мае 1986 г. заявил в комитете Госатомэнерго о своем желании отправиться в зону чернобыльской катастрофы, его поняли вполне однозначно: "Вы, значит, едете их успокаивать". Не активизировать, не мобилизовать на преодоление дистресса, не помочь объединиться для борьбы с трудностями, а именно успокаивать. То есть сделать то, чего хотели бы, но не могли в той ситуации ни администраторы всех уровней, ни врачи, ни дозиметристы, ни экономисты. Им-то успокаивать было нечем. Надежда, стало быть, на "психолога" — с его пассами, гипнозом и прочими манипуляциями (колдунов тогда еще не было — во всяком случае, по телевизору их тогда не показывали). Таков был стихийный социальный заказ. Этот ложный стереотип тем не менее весьма устойчив и, чего греха таить, охотно поддерживается самими психологами и социальными работниками, полагающими, что готовность взяться за выполнение любых заказов свидетельствует об их высокой квалификации и недюжинных способностях. Против этого заблуждения, распространенного в профессиональной среде, и направлена критика лидера французской социально-психологической школы. Он не призывает психолога к бунту против работодателей. Если это и призыв, то призыв к осознанию своего истинного места в социальном контексте и пониманию влияний, которые может оказать на этот контекст социально-психологическая практика. И, собственно говоря, психологу-практику требование аналитического подхода к заказу вряд ли может показаться таким уж экстраординарным и экстравагантным новшеством. Анализ заказа, его коррекция и преобразование — это то, с чего начинает свою работу с клиентом практически каждый профессиональный психотерапевт. Гуманитарная экспертиза независима по самой своей сути. Аналитическое отношение к заказу как раз и является необходимым условием этой независимости, соблюдение которого позволяет эксперту найти свой путь к истине между Сциллой социального заказа и Харибдой массового запроса. Структура общественной потребности и объект гуманитарной экспертизы. Гуманитарная экспертиза, при всем многообразии объективных условий, в которых она может производиться, имеет дело с ситуацией риска, т.е. с опасностью, представляющей угрозу благополучию населения региона или способной стать таковой в обозримом будущем. Однако уже даже самое беглое знакомство с предложенным выше перечнем экспертных исследований наводит на мысль, что угроза не только варьирует в очень широком диапазоне интенсивности, но и затрагивает очень разные качественные компоненты общественной потребности. Данные социологического опроса позволяют выделить эти составляющие в виде математических факторов, в чем мы убедились на материале исследований в Запорожье и в регионе Соснового Бора. Их можно обозначить как фактор комфорта и фактор выживания (самосохранения). Это разграничение дает вполне надежные основания для того, чтобы относить опасности к тому или иному классу. В первом случае под угрозу поставлен комфорт — индивид испытывает те или иные неудобства (ситуация дискомфорта), во втором случае под угрозой его жизнь и здоровье. Особо следует выделить случай полностью неудовлетворенной потребности в комфорте: в этом случае, что подтверждается тем же факторным анализом, имеет смысл говорить о третьем промежуточном звене, которое можно обозначить как фактор жизненной необходимости. Уровень угрозы определяется тем, к какой из составляющих потребностной сферы апеллирует данная опасность. Катастрофу, в частности, можно определить как опасность, актуализирующую потребность самосохранения. На самом же деле все, конечно, не так просто. Индивид может пережить как катастрофу то, что для стороннего наблюдателя является вполне ординарным событием. И, напротив, пережить оптимальный (оздоровляющий и взбадривающий) стресс в условиях, объективно несущих смертельную угрозу. Короче говоря, опасность кардинальным образом отличается от ее восприятия, а порой, как нам хорошо известно из жизни и клинической практики, не имеет с последним ничего общего. Несмотря на кажущуюся тривиальность этого утверждения, восприятие риска оформилось в самостоятельное научное понятие и автономный предмет исследования сравнительно недавно, около 10 лет назад [см. (14)]. Ничего удивительного: объективный статус так называемых субъективных переживаний во все времена признавался с большой неохотой (ср. традицию отождествления субъективного с ложным, иллюзорным, недостоверным). Решающим толчком к кодификации этого понятия в прикладной гуманитарной науке послужили стойкие эмоциональные фрустрации, которым подвергается население районов, примыкающих к объектам атомной энергетики. Легко понять, сколь мощным стимулом для развития этого направления прикладных исследований оказалась чернобыльская катастрофа. Бок о бок с понятием "восприятие риска" развивалась, естественно, категория приемлемости риска, так как именно параметр приемлемости образует ту смысловую ось, на которой у субъекта восприятия кристаллизуется целостный образ опасности. В этих терминах экстремальную ситуацию, или ситуацию повышенного риска, можно определить как ситуацию неприятия опасности (или, что то же, ситуацию неприемлемого риска). В этом случае, казалось бы, не столь важно, несет ли некое событие или состояние окружающей среды угрозу жизнеспособности населения или его комфорту. Дело эксперта — зарегистрировать уровень и параметры неприемлемости риска (что и будет основной экспертной оценкой) и сформулировать предложения по снижению этого уровня. Но и тут не все так просто. Кроме населения, в регионе имеются еще и органы управления, которые тоже, со своей стороны, оценивают уровень приемлемости риска, притом основываясь на иных предпосылках. В условиях повседневной "бессобытийной" рутины неизбежно возникающие при этом противоречия скрыты и остаются незамеченными, ибо в этих условиях сознание, будь то сознание простого смертного или вершителя людских судеб, склонно недооценивать факторы, несущие угрозу выживанию, и переоценивать значение как комфорта, так и дискомфорта. Противоречие обнажается, однако, как только появляется очевидная угроза жизни и здоровью людей: "средний" индивид тут же забывает о комфорте и проявляет обостренную чувствительность к витальной угрозе, тогда как власти имеют тенденцию сохранять верность рутинной стратегии, т.е. продолжают акцентировать опасность, угрожающую комфорту, и недооценивать возросший риск для здоровья и жизни. Вот тут-то, в экстремальной ситуации, и проявляется тот фундаментальный факт, что органы управления в оценке риска ориентированы, как правило, на интересы ведомств, фирм и государственных институтов, тогда как население руководствуется восприятием реальности (которое, впрочем, тоже может отличаться разной степенью адекватности). Сказанное, разумеется, не распространяется на момент или период самого события (аварии, землетрясения, наводнения, военных действий) и на относительно короткий отрезок времени, исчисляемый считанными месяцами, а то и неделями или даже днями, следующими сразу вслед за ним. На пожаре не до дележа имущества — споры по молчаливому соглашению откладываются до той поры, пока погорельцы не придут в себя. Время экспертиз — до катастрофы и после нее, т.е. в период предчувствий (которые, к счастью, иногда обманывают) и переживания более или менее отдаленных последствий. Оба эти периода характеризует атмосфера вялотекущего (можно сказать, рутинного) дистресса. Дальновидный администратор заказывает, правда, экспертизу на дальних подступах к ожидаемому кризису, как это было, например, в Иссык-Кульской области Киргизии. Но это — редкое исключение. Так что эксперту приходится, как правило, работать в атмосфере "рутинного" кризиса ("тихого Чернобыля", как иногда квалифицируют состояние своей городской среды жители Запорожья), которая неминуемо приводит в действие механизмы социального конфликта. Столкнувшись с этим конфликтом в условиях чернобыльской катастрофы, мы наивно полагали поначалу, что он представляет собой характерное проявление тоталитаризма, бездушия советской командно-административной системы. Отмеченное противоречие, однако, носит куда более универсальный характер. Достаточно, например, внимательно проследить за тем, как разворачиваются события в романе А. Камю "Чума": действия и высказывания городского врача, представителя официальной медицины, до мельчайших деталей напоминают образ мыслей и поступков типичного представителя нашего Минздрава, а носителем адекватного и своевременного представления об опасности оказывается доктор, занимающийся частной практикой (независимый эксперт). В экстремальной ситуации конфликт властей и населения в той или иной мере практически неизбежен и является одной из ее непременных составляющих. Так что эксперту предстоит оценить не только образы опасности, сложившиеся у населения, и образовавшееся вокруг них поле актуальных проблем (проблемное поле экстремальной ситуации), но и взаимодействие властей с населением — интерактивные и информационные стратегии, используемые в экстремальных обстоятельствах. Как показывает анализ, эти стратегии могут служить ничуть не менее травмирующим фактором, чем сама по себе природная или техногенная угроза. Более того, если действие последней со временем слабеет, а острота ее восприятия притупляется, то непрекращающиеся "успокоительные" манипуляции органов управления сохраняют свое психотравматическое действие в течение долгого периода времени. Иными словами, действия властей по отношению к пострадавшему населению могут обособиться от возникшей опасности и самостоятельно выступать в качестве фактора, нагнетающего экстремальную ситуацию. Потребность в выживании, разбуженная ситуационной угрозой, очень чувствительна к попыткам преуменьшить опасность, не говоря уже о попытках нравственной дискредитации пострадавших путем интерпретации их действий, направленных на самосохранение, как стимулируемых потребностью в комфорте [см. (1, с. 102-104)]. Упорство, с каким государственные институты и администраторы разных уровней хранят верность принципу преуменьшения опасности, поистине впечатляет. Принцип остается неколебим вопреки всему, даже вопреки оказываемому им обратному действию, о чем известно с незапамятных времен. Паника, вызванная в свое время знаменитой телефальсификацией Орсона Уэллса, в которой правдоподобно инсценировалось вторжение с Марса, началась, о чем свидетельствуют самые популярные американские учебники социальной психологии, с выхода в эфир телекомментатора, который голосом тогдашнего президента Теодора Рузвельта призвал сограждан к спокойствию. Как бы мы ни интерпретировали этот феномен — в терминах "когнитивного диссонанса" или "реактивного сопротивления", — он представляет собой раздражитель, действующий с завидным постоянством. Оценки уровня риска населением и властями образуют систему "сообщающихся сосудов", и стоит только приложить усилие, чтобы понизить уровень в одном из них, как он тут же подскакивает в другом. Собственно говоря, властям и средствам массовой информации ничего не стоит вызвать возрастание уровня тревоги, можно сказать, на ровном месте, принявшись успокаивать население насчет угрозы, о которой оно и не догадывалось. Достаточно слова, преуменьшающего угрозу, чтобы люди поняли, что тут что-то не так. Надеюсь, никто не сомневается и в том, что все это в равной мере касается и слов, произносимых экспертом, который в глазах населения является весьма значительной фигурой. Эксперт, иначе говоря, должен уметь себя вести, чему мы посвятим заключительный раздел данной главы. Социально-психологическое содержание категории повышенного риска. Реакция социума на возникшую опасность не сводится к усредненной сумме индивидуальных реакций всех образующих его индивидов, иными словами, не является феноменом индивидуально-психологическим в собственном смысле слова. Она имеет собственную внутреннюю структуру, включающую в себя целую систему взаимодействий и опосредований. Взаимодействие властей с населением и опосредованность восприятия опасности средствами массовой информации образуют стержень всей системы, но ее не исчерпывают. Эксперт должен принять во внимание деятельность политических партий и общественных организаций, религиозных общин, землячеств и целого ряда иных сообществ. Полную модель ситуации повышенного риска удобно представить в виде круга, в центре которого находится опасность и ее источники; вокруг располагаются сообщества и группы населения — каждая со своей специфической реакцией на угрозу. Это и есть система, в которой обретает свою конкретную плоть и кровь категория повышенного риска. Живое существо (индивид, особь того или иного биологического вида) является одним из наиболее уязвимых, "короткоживущих" элементов мироздания. Его жизнь зависит от целого ряда природных и социальных флуктуаций — от геологических катаклизмов, атмосферных явлений, политических событий, намерений и побуждений других особей, а также от состояния окружающей технологической среды. Поэтому риск не есть для человека нечто из ряда вон выходящее. Жизнь сама по себе весьма рискованная штука и предполагает как бы заведомое согласие на риск. Воспитание человека — это, без преувеличения, последовательное и настойчивое доведение этого фундаментальнейшего факта до его сведения. Когда это не удается и согласие на риск не становится в зрелые годы достоянием индивидуального сознания, за дело приходится браться психотерапевтам и психиатрам. Зрелое согласие на риск дается, однако, на определенных условиях и имеет свои границы. В государстве, которое ныне принято без дальнейших пояснений именовать "правовым", эти границы определяются и гарантируются действием социальных институтов контроля (участия в управлении), законности (справедливости) и добровольности. Первые гарантируют индивиду возможность участия в регулировании степени риска, которому подвергается его жизнь. Второй гарантирует справедливые компенсации — в случае, если он все же понесет тот или иной ущерб. Третий обеспечивает защиту от опасностей, на которые он не давал согласия. Социолог или социальный психолог, занявшись гуманитарной экспертизой в России и сопредельных независимых государствах, непременно обнаружит на данном этапе полную либо частичную атрофию всех этих трех органов, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность как социального организма в целом, так и личное благополучие отдельно взятого индивида. Как гражданин он может утешить себя тем, что раньше, не далее чем в году этак 1986-1987, было еще хуже. Как ученый-гуманитарий он должен обратить особое внимание на кризис института добровольности, ибо именно здесь в первую очередь коренятся причины, по которым взаимодействие властей с пострадавшим населением принимает столь патологические и фрустрирующие формы. Одно дело, когда я сам подвергаю свою жизнь опасности, отправляясь в район техногенной катастрофы или вооруженного конфликта; и совсем иное дело, когда кто-то другой принимает решение рискнуть моей жизнью и здоровьем во имя "прогресса", "государственных интересов", "народного блага", "оборонного потенциала" или чего-нибудь еще. Он применяет ко мне некий принцип "допустимых жертв", основывающийся на законе больших чисел; я же мыслю свою живую плоть не укладывающейся ни в какую статистику. Я бы, бесспорно, предпочел, чтобы ко мне применялся швейцеровский императив "благоговения перед жизнью" [см. (11)]. Отсюда и проистекает ошибочность обобщений, которыми грешат апологеты атомной энергетики, сравнивая число людей, погибающих в автомобильных катастрофах, с числом жертв чернобыльской трагедии. Садясь в автомобиль, я знаю, на что иду. Если же у меня под боком достроили АЭС, не объяснив, какому риску я теперь подвергаюсь и с какой вероятностью, государственные мужи тем самым самолично распорядились моей судьбой. Вот этого я им простить не могу. Уровень приемлемости риска зависит, стало быть, не только от объективных характеристик самой опасности, психологических характеристик индивида, ее воспринимающего, и информации, которую он получает по информационным каналам. В не меньшей мере он зависит от отношений, сложившихся вокруг опасности, и от функционирования соответствующих социальных институтов. Таков круг явлений, проблем и системных связей, на которые с необходимостью обращает внимание гуманитарная экспертиза, претендующая на полноту анализа и доказательность оценок. Нам осталось сказать несколько слов о средствах, которыми это достигается. 3. Экспертное исследование: ситуация и процесс (методика, техника, процедура, результат) Исследовательский инструментарий, источники информации и ее виды. "...Эксперт (лат. expertus — опытный), — читаем мы в "Словаре иностранных слов", — сведущее лицо, приглашаемое в спорных или трудных случаях..." [5, с. 799]. Определение подчеркивает не технико-методическую оснащенность, а опыт и компетентность. Первое, естественно, в этом определении как бы незримо присутствует: уж если лицо сведущее, то и техникой исследования в своей области оно владеет отменно. Однако для заказчика (приглашающего) важны именно его опыт и компетентность, на основе которых, если немного продолжить словарную глоссу, формируется особая специализированная интуиция; она-то и есть главное подспорье в разрешении дискутабельного вопроса. Короче говоря, от эксперта ждут не столько применения верифицированных, валидных методик, сколько мудрых суждений, неординарных выводов и, если хотите, творческих озарений. В этом смещении акцента с исследовательского инструментария на самого исследователя и состоит, собственно, отличие экспертных исследований от фундаментальных и прикладных. Так что работа эксперта характеризуется в общем случае низким уровнем алгоритмизации. Какие методики выберет эксперт и станет ли вообще пользоваться традиционной техникой — это его личное дело. Поле выбора здесь безгранично. Более того, оно не ограничено даже пределами одной гуманитарной дисциплины. В зависимости от характера задачи гуманитарная экспертиза может объединять специалистов любого профиля, не говоря уже об ученых-гуманитариях — правоведах, экономистах, медиках, историках, политологах, педагогах, культурологах, этнографах... С точки зрения генеральной функции гуманитарной экспертизы, каковой является создание условий, отвечающих содержанию базовой общественной потребности, как говорится, все средства хороши (разумеется, кроме тех, которые идут вразрез с самой этой потребностью). Междисциплинарный подход вменяется самой буквой и духом гуманитарной экспертизы, перед лицом которой все науки, изучающие человека, равны между собой. (Автор в силу специфики своего ученого мундира невольно отводит социальной психологии привилегированное место. Слабость, надеюсь, вполне понятная и простительная.) Как бы то ни было, будь он по основной своей профессии психолог, социолог, эколог или экономист, эксперту при предварительном ознакомлении с проблемой приходится обращаться к документам самого различного содержания. Это и публикации в периодической печати, и историко-краеведческий архив, и официальная статистика, а также технические чертежи, географические карты, постановления, указы, уставные документы, видеозаписи, киноленты, обращения, листовки, книги отзывов и еще море самых разных буклетов, брошюр, гроссбухов и бумаг на всевозможные темы. Это — так называемая фоновая информация, к которой затем (или параллельно) присоединяется основная — материалы бесед с включенными (т.е. заинтересованными) экспертами, в число которых входят руководители всех звеньев, включая представителей местных властей и администрации предприятий, работники научных учреждений, лидеры общественных движений, и с представителями различных социально-демографических групп населения региона. Если уж говорить о методике, образующей универсальный базис технического оснащения эксперта, то это коммуникативные умения, которых требует от него сбор основной информации. Его главный методический козырь — это, стало быть, не столько средства манипуляции с целью индуцирования информативных реакций, т.е. не столько опросные листы, анкеты и тесты, сколько навык и способность приема информации — умение слушать, внимание к собеседнику, синтонность и эмпатия. Независимо от того, с кем вы беседуете — с включенным ли экспертом (местным руководителем, специалистом, работником прессы) или со "среднестатистическим" жителем проблемной зоны, мобилизация всей батареи коммуникативных навыков одинаково необходима. На самом деле граница между этими двумя группами респондентов зыбка и условна. Разница, по существу, в том, что первые претендуют, как правило, на объективное (т.е. экспертное) освещение положения дел, тогда как последние, тоже как правило, предрасположены к спонтанному личному самоотчету. Но те и другие подвержены одним и тем же воздействиям со стороны окружающей среды, эмоционально вовлечены в одну и ту же ситуацию, и, несмотря на различие ролевых позиций, испытывают схожие опасения и тревоги. Поэтому респонденты, условно отнесенные к разряду экспертов, сбиваются время от времени на спонтанный самоотчет, а так называемые представители населения высказывают экспертные суждения, поражающие порой своей зрелостью и глубиной. Искусство интервьюера в том, чтобы не навязывать собеседнику стиль высказываний, а самое главное — не мешать его стихийному личному самоотчету, ибо это и есть для нас источник базовой информации — основа для базовых гипотез, а в перспективе — для наиболее фундаментальных экспертных оценок и предложений. (Полезную информацию о том, как сформировать у себя диалогическую установку, расковывающую собеседника, читатель, надо полагать, прочтет в других главах этого пособия, ибо в наши дни это — азбука любой квалифицированной психотерапевтической и психокоррекционной работы гуманистического профиля.) Не следует преуменьшать значение высказываемых респондентами экспертных суждений, этих добровольных попыток соавторства, к тому же несущих в себе подчас замаскированный личный самоотчет. Без преувеличения, не менее половины всех продуктивных идей, реализованных впоследствии в виде экспертных оценок и предложений, были подсказаны нам включенными экспертами. Экстремальные обстоятельства будят мысль, и плоды этой мыслительной работы не могут не содержать в себе конструктивного начала. К моменту, когда на место прибывает эксперт, у людей, попавших в критическую ситуацию, уже имеется общая концепция выхода из нее. Она как бы распределена по многим думающим головам, и эксперту остается зачастую только связать обрывки в одно целое. Во всяком случае, ведя протоколы бесед и записывая их на магнитофонную кассету, мы не делаем различий между экспертными мнениями и личными самоотчетами, чтобы при обработке и интерпретации данных иметь возможность опереться на те и другие. Особо ценный материал дают беседы в круговом интерьере, организованные по схеме "групп встреч", детально отработанной К. Роджерсом, где видимая роль ведущего (эксперта) сводится к произнесению вступительного слова (разъяснению задач экспертизы и самой беседы) и к немногочисленным лаконичным репликам, подаваемым исключительно в целях стимулирования процесса. Группа, в которой представлен репрезентативный набор позиций, служит прекрасной действующей моделью эмоционально-психологической ситуации, сложившейся в регионе. За полтора-два часа эксперт имеет возможность отследить в такой группе практически все существенные интеракции и получить незаменимый материал для анализа интерактивных и информационных стратегий. Проблема, однако, в том, как собрать такую группу. Большую роль играет в этом плане уровень готовности региона к экспертизе. (Подробнее об этом мы скажем дальше.) Получив на этапе анализа документов и бесед богатую пищу для размышлений и выводов, эксперт может на том и успокоиться. Если, однако, он хочет перепроверить те или иные оценки или придать им большую убедительность, либо детализировать и квантифицировать свои суждения, и если при этом экспертное исследование достаточно щедро финансируется, он может перейти ко второму этапу с применением структурированных методик, благо первый неизменно дает прекрасный материал для конструирования соответствующего инструмента. Так, в Запорожье решающим аргументом при выборе проекта мостовых переходов оказались данные контент-анализа, проведенного под руководством О.Е. Трушенко на материале писем в газету "Индустриальное Запорожье"; работа с мнениями жителей Нижнего Новгорода по поводу строительства станции метро на площади им. М. Горького, проделанная О.М. Дерябиной, дала материал, определивший в конечном итоге содержание основных экспертных оценок и рекомендаций. Тем не менее этот этап остается факультативным и проводится только при наличии времени и денег. В таких ситуациях, как карабахская, южноосетинская или чернобыльская образца 1986 г., его проведение по меньшей мере проблематично: более того, попытки использования в этих условиях структурированных методик отрицательно влияют на самочувствие пострадавших. Нужно ли в экспертном отчете обосновывать выбор методики? Когда как. В отчете нижегородской экспертизы мы, например, сочли необходимым дать такое обоснование, поскольку заказчик упорно настаивал на привычном анкетном опросе. Но это не обязательно. У заказчика, если заказ не "липа" (экспертизу, бывает, заказывают для "галочки" и в отчет попросту не заглядывают), здравомыслие и интуиция развиты не меньше, чем у эксперта, и надежность экспертных выводов он способен оценить без дополнительных обоснований. Уважение к заказчику — залог добросовестности эксперта. Если заказчик не вызывает у вас уважения, то и за предлагаемую им работу не беритесь. Это тоже, если хотите, вполне методическая рекомендация. Коль скоро читатель пожелает подыскать сформулированным здесь взглядам на методику социально-психологического исследования ближайший методологический аналог, мы рекомендуем ему полистать книгу Д.Т. Кэмпбелла [см. (4)]. Что же касается существенных технических деталей и иных процедурных моментов гуманитарной экспертизы, то эта сторона дела подробно и добросовестно излагается в работе О.М. Дерябиной [см. (3)]. Экспертное заключение в своей, если можно так выразиться, канонической форме (хотя строгих канонов тут нет, и, Бог даст, никогда не будет) включает в себя: краткое описание проблемы и формулировку целей экспертизы; состав коллектива экспертов; полный перечень источников информации, включая материалы других экспертиз; общую характеристику проблемной ситуации, куда входят: описание проблемного поля, сложившегося в регионе; стратегии взаимодействия и информирования населения: факторы тревоги (см. приложение); экспертные оценки; экспертные предложения (рекомендации). Отчет гуманитарной экспертизы может содержать что-то вроде краткой теоретической преамбулы — как, например, чернобыльский отчет 1990 г. [см. (1, с. 99-102)]. Отчету об иссык-кульской экспертизе было предпослано изложение концепции рыночных отношений, на основе которой выводились экспертные оценки9. Обширный методологический фрагмент включен в чернобыльский отчет 1991 г., так как в формулировку заказа входило условие воспроизводимости экспертных работ. Если же попытаться собрать все требования к отчету в один узел и обобщить их одним словом, то это слово будет, несомненно, убедительность. Экспертное заключение — это не искусная манипуляция, имеющая целью склонить ответственных товарищей или господ к определенному решению. Отнюдь нет. Мы имеем в виду другое: слово эксперта, если воспользоваться понятиями Михаила Бахтина, должно быть внутренне убедительным. Такая убедительность обеспечивается золотым запасом реальных фактов, их целостным системным видением и добросовестным анализом. О той части этого золотого запаса, т.е. той конкретной детали, которая произведет на читателя (в том числе на заказчика) особенно яркое впечатление, заранее сказать трудно. У нас, например, есть основания подозревать, что в нижегородском заключении критерию внутренней убедительности соответствовали не столько многочисленные статистические выкладки, сколько очевидное сходство манипуляций, применявшихся "Горметростроем" в конце 80-х, с ключевыми моментами кампании по сносу Благовещенского собора и церкви митрополита Алексия, по свидетельству нижегородского историографа Ю. Галая [см. (2)] проводившейся городскими властями в конце 20 - начале 30-х годов. По поводу количества источников, привлекаемых для экспертизы, вполне определенно можно утверждать только одно: чем больше, тем лучше. В конце концов, чем шире раскинуты наши сети, тем скорее попадет в них золотая рыбка. Готовность региона к гуманитарной экспертизе — важнейшее условие успешной работы эксперта. Это условие действует двояко. С одной стороны, готовность к экспертизе — это готовность выслушать выводы 9 В популярной форме эта концепция изложена в ряде моих работ [см. (7, 8)]. Одно из важных сопутствующих достоинств гуманитарной экспертизы состоит в том, что она стимулирует как производство нестандартных идей, так и формулирование давно напрашивавшихся обобщений эксперта и принять на вооружение его рекомендации. Иными словами, готовность к экспертизе — это необходимый моральный стимул экспертной работы. С другой стороны, это готовность содействовать работе эксперта, предоставляя ему необходимую информацию. В каком-то смысле готовность к экспертизе можно оценить по количеству информации, которую намерены предоставить экспертам стороны, участвующие в конфликте. Это полнота и систематизация соответствующих архивных документов, скрупулезный подбор газетных вырезок, подробные записи, отражающие историю проблемы, накопленная в редакциях читательская почта и бережно хранимые книги мнений, как это было в Запорожье и Сосновом Бору. Этим, как правило, занимаются не государственные учреждения, а энтузиасты. Их деятельность и играет решающую роль в подготовке региона к гуманитарной экспертизе. В Сосновом Бору, например, нам не только предоставили все нужные материалы, но и заранее подготовили к нашему приезду всех респондентов — как для индивидуальных бесед, так и для групповых встреч. Уровень готовности к экспертизе находит свое опосредованное выражение в культуре суждений по затрагиваемой проблеме — как в экспертных высказываниях, так и в личных самоотчетах. Гуманитарная экспертиза как вид социальной активности: поведение и установка эксперта. Читатель, возможно, обратил внимание на то, что в одних случаях мы говорим об экспертизе экстремальной ситуации, в других — об экспертизе в экстремальной ситуации. Это не небрежность и не стилистическая вольность. Просто экстремальная ситуация выступает — в грамматической конструкции и в реальности — одновременно и объектом и обстоятельством, условием. Едва оказавшись в этой ситуации, эксперт становится ее составной частью — условием и объектом своей собственной деятельности. Отсюда и строгие требования к его поведению, прежде всего к его коммуникативной квалификации, которая традиционно не включается в разряд экспертных умений. Экспертиза, между тем, — это постоянное напряжение и внимание. И не только во время запланированных бесед. У эксперта, раз уж он находится физически в ситуации риска, время не делится на рабочее и нерабочее. Все до единого люди, его окружающие, так или иначе в ней задействованы, и он, эксперт, ни на минуту не перестает быть для них экспертом. Забывая об этом, он рискует повлиять на ситуацию самым неблагоприятным образом и, по существу, стать дополнительным фактором, вызывающим тревогу. Примером могут служить эксперты Минздрава, неуклонно проводившие в зоне чернобыльской катастрофы "успокоительную" пропаганду, но питавшиеся при этом исключительно привезенными с собой продуктами и оставлявшие в зоне одежду, которую они там носили. В этой связи можно говорить об особом "экспертном дистрессе", вызываемом безответственными словами и поступками эксперта, а также, надо сказать, необдуманно применяемыми методическими средствами. Так, в июле 1986 г. у пациентов медсанчасти чернобыльской АЭС депрессивные состояния ощутимо усугублялись воспоминанием о недавней психологической экспертизе, проводившейся с помощью теста MMPI. Сверхзадача гуманитарной экспертизы — гуманизация конфликтной ситуации. В ситуации столкновения конфликтующих интересов и противоборствующих социальных сил эксперт неминуемо испытывает на себе давление со стороны каждой из них. Все заинтересованные лица, с которыми он вступает в контакт, так или иначе пытаются перетянуть его на свою сторону. Стойкость и непредвзятость эксперта сами по себе в немалой степени могут способствовать если не примирению сторон, то по крайней мере действительному усмирению страстей. На начальной стадии экспертного исследования эксперт обязан проинформировать все заинтересованные социальные группы и по возможности население региона в целом о целях и задачах экспертизы, четко определить ее функцию. Процедура экспертизы должна отвечать требованию гласности; лучше всего, если ее завершит пресс-конференция с приглашением всех желающих. Как показывает практика, не мешает бдительно следить за сообщениями о целях, задачах и ходе экспертизы, поступающими по каналам массовой информации, дабы вовремя среагировать на некорректные толкования. Словом, гуманитарная экспертиза — это большая ответственность эксперта не только — и, рискну утверждать, даже не столько — перед заказчиком, сколько перед людьми, в судьбе которых он, хочет того или нет, согласился принять участие. Сознание собственной ответственности должно стать стержневым моментом установки, регулирующей действие и поступки эксперта в ходе обследования. И, наконец, очень коротко о том, за что эксперт ответственности не несет. Экспертиза ни в коем случае не является принятием решения за субъекта, на которого возможна эта миссия. В ее задачи не может также входить проведение массовых референдумов с последующим информированием заказчика о "решении большинства". Функция экспертизы состоит в том, чтобы предъявить лицам, принимающим решения, наиболее полную картину той реальности, которая составляет плоть и кровь экспертируемой ситуации. Принимая решение, субъект может учесть выводы эксперта или их отвергнуть. В том и другом случае он полностью берет ответственность на себя. Date: 2015-05-05; view: 1088; Нарушение авторских прав |