Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вместо заключения. На сегодняшний день гуманитарная экспертиза — это, к сожалению, недостающее звено в работе психолога-практика и социального работника
На сегодняшний день гуманитарная экспертиза — это, к сожалению, недостающее звено в работе психолога-практика и социального работника. Конечно, психолог или социолог, готовясь оказать психологическую поддержку пострадавшему населению или предложить муниципальным властям программу социальных мероприятий, рассчитанных на смягчение кризиса, обязательно проводит предварительные наблюдения и выдвигает правдоподобные гипотезы. Практика показывает, однако, что эту рекогносцировку не мешает поставить на систематическую основу. Интуиция тоже нуждается в методической поддержке и в отсутствие таковой подчас теряется, ищет опору в стереотипных представлениях и ведет к неадекватным действиям. Характерный пример — психолог, заставляющий человека, переживающего посттравматический стресс, два часа отвечать на несколько сот умных вопросов. В начале 70-х годов американские психотерапевты, впервые попытавшиеся оказать оперативную помощь пострадавшим от землетрясений, наводнений и бурь, к немалому своему удивлению обнаружили, что на месте бедствия в их помощи почти никто не нуждается [см. (16, 17)]. В отсутствие гуманитарной экспертизы психолога-практика ждет в ситуации кризиса еще немало сюрпризов. Зона бедствия, между тем, не самое подходящее место для экспериментов. Уж эту-то истину в процессе гуманитарной экспертизы усваиваешь раз и навсегда. Приложение ФАКТОРЫ ТРЕВОГИ (Чернобыльский класификатор) 1. ЗДОРОВЬЕ а) "грязные" продукты; б) астенизация и ее симптомы; в) личное здоровье; г) здоровье детей; д) переживание необратимости изменений, происходящих в организме в результате облучения (в первую очередь, внутреннего); е) неопределенность временной жизненной перспективы; ж) "грязное" топливо 2. ОТСЕЛЕНИЕ а) ощущение невозможности проживания в загрязненном регионе б) компенсации и льготы как препятствие отселению; в) привязанность к малой родине; г) трудности переселения (в том числе ожидание агрессии со стороны местного населения, отсутствие рабочих мест, проблема жилья и др.); д) фиктивный статус "свободного" отселения; е) потребность в компактном отселении; ж) дифференцированное решение проблемы отселения; з) критерий "рабочих рук". 3. МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ а) отсутствие определенности в диагнозах и лечебных мероприятиях; б) неудовлетворенность работой медиков; в) осознание себя объектом манипуляций со стороны медиков; г) систематический отказ медработников от установления связи заболевания с радиационной обстановкой; д) диссонанс между воспринимаемым риском и успокоительными заявлениями Минздрава; е) Социально-психологические дефекты принятых оздоровительных стратегий (летний отдых детей и др.); ж) неудовлетворительность работой санэпидемстанции 4. КОМПЕНСАЦИИ а) недостаточность получаемых компенсаций (денежных и имущественных); б) осознание получаемых компенсаций как средства манипулирования; в) переживание неадекватности материальных компенсаций реальным потерям (физическим и моральным); 5. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ а) ощущение собственной непринятости и покинутости, невнимание к себе со стороны окружающего мира; б) переживание бессмысленности трудовой деятельности на "грязных" землях; в) самоощущение "подопытного кролика", "экспериментального полигона"; г) переживание неопределенности 6. ВЛАСТИ а) недоверие к властям как таковым; б) недоверие к конкретным лицам, входящим в состав комиссий по отселению; в) недовольство применяемыми критериями и стратегиями отселения; г) недоверие к местным властям 7. ИНФОРМАЦИЯ а) диссонанс официальной информации и реальности; б) недостаточность информации об уровне загрязнения; в) паническая информация (по каналам массовой информации, слухи). 8. ДЕФИЦИТ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫХ РЕСУРСОВ Контрольные вопросы К параграфу "Предшествующий опыт " Не заглядывая по возможности в последующие страницы, попробуйте дать предварительные ответы на предлагаемые ниже вопросы. Не сомневайтесь — материала у вас достаточно. 1. Перечислите основных действующих лиц гуманитарной экспертизы как социального действия. 2. Кто, по вашему мнению, может выступать в качестве: инициатора гуманитарной экспертизы? ее заказчика? 3. Дайте обобщенную классификацию ситуаций, в которых может возникать объективная потребность в гуманитарной экспертизе. 4. Какие группы можно выделить во всей совокупности респондентов, к которым обращается интервьюер в ходе экспертного исследования? 5. В чем состоит продукт гуманитарной экспертизы? Каковы его основные формы и виды? 6. Как вы думаете, в каком случае гуманитарную экспертизу можно считать успешной? В каком случае можно говорить о ее неудаче? 7. Как, по вашему мнению, сочетается экспертное исследование с психореабилитационными работами? 8. Попробуйте набросать блок-схему междисциплинарных контактов, в контексте которых приходится проводить экспертизу гуманитарного профиля. Дочитав главу до конца, вернитесь вновь к ответам на эти вопросы и внесите в них соответствующую корректировку (если, конечно, таковая понадобится). К параграфу "Ключевые дефиниции и понятия " 1. Охарактеризуйте вкратце цель и предмет гуманитарной экспертизы. 2. Какие обстоятельства побуждают заказывать гуманитарную экспертизу? 3. В каких системных отношениях находятся между собой общественная потребность, массовый запрос и социальный заказ? 4. Чем обусловлена необходимость аналитического отношения эксперта к социальному заказу? 5. Приведите перечень основных модификаций общественной потребности. Как в связи с этим может варьировать уровень угрозы? 6. Опасность (риск) и ее восприятие: дайте систематическое обоснование разграничению этих понятий. 7. Что такое экстремальная ситуация, или ситуация повышенного риска? 8. В каком отношении находится восприятие опасности населением региона, с одной стороны, и властями, — с другой? Каковы в этой связи задачи гуманитарной экспертизы? 9. Охарактеризуйте в целом систему взаимодействия различных общественных групп и социальных сил в ситуации повышенного риска. Какое место занимает в этой системе феномен согласия на риск? 10. Какими социальными институтами обеспечиваются права человека в ситуации повышенного риска? 11. "Принцип допустимых жертв" и "благоговение перед жизнью": какую роль играет это противопоставление в концепции экстремальной ситуации, которой пользуется эксперт? 12. Перечислите факторы, определяющие уровень приемлемости риска. К параграфу "Ситуация и процесс " 1. В чем специфика экспертного исследования (по сравнению с традиционными — фундаментальным и прикладным)? 2. Сформулируйте основные требования к методическому обеспечению гуманитарной экспертизы. 3. Какого рода информация используется гуманитарной экспертизой в качестве базовой? Какую бы вы определили как фоновую? 4. Дайте характеристику источников информации, используемых гуманитарной экспертизой. Какова роль каждого из них? 5. Охарактеризуйте основные этапы экспертного исследования. 6. Перечислите основные блоки экспертного заключения. Какие еще разделы могут быть включены в его структуру? Сформулируйте главные требования к отчету гуманитарной экспертизы. 7. Чем определяется уровень готовности региона к гуманитарной экспертизе? 8. Какие требования предъявляет гуманитарная экспертиза к поведению эксперта и его психологической преднастройке? ЛИТЕРАТУРА 1. Всемирный день окружающей среды: Информационные материалы 1990. Экспертные оценки программ и решения по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. М., 1991. 2. Галай Ю. Хранить истории следы // Охрана памятников истории и культуры на Нижегородской земле, 1917-1941 гг Горький, 1989. 3. Дерябина О.М. Психологическое состояние детей-сирот Чернобыля: методологические и методические принципы экспертных оценок//Актуальные проблемы современного детства: Сборник научных трудов.М., 1992. 4. Кэмпбелл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии. М., 1980. 5. Словарь иностранных слов. М.,1954. 6. Хараш А. Загадочный синдром, или чего боятся чернобыльцы //Наука и религия. 1988. №9. 10. 7. Хараш А. Человек рынка и рыночное сознание // Новости ВДНХ СССР. М.,1991. Вып. 7. 8. Хараш А. Человек рынка // Общественные науки и современность. 1992. № 5. 9. Хараш А.У., Лупандин В.М., Черновол С.Ю. Социально-психологические факторы восприятия опасностей, связанных с воздействием Семипалатинского полигона, населением Алтайского края // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях: Обзорная информация.М., 1993. Вып. 6. 10. Чернобыльская катастрофа // Проблемы социально-экологической безопасности: Обзорная информация. М.,1990. Вып. 5. 11. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. 12. CochL., French J.R.P. Overcoming resistance to change //HumanRelations. 1948. №I. 13. Douglass М. Risk acceptibility according to the social sciences. N Y.. 1985. 14. Douglass M., Wildavsky A. Risk and culture: an essay on the selection of technological and environmental dangers. Berkeley, 1982. 15. Environmental management in the USSR: Issue 9. M.,1991 16. Quarantelli E.L. An assessment of conflicting views on mental health: the consequences of traumatic events // Trauma and Its Wake/Ed. C.R. Figley. N.Y., 1985. 17. Taylor V. Good news about disasters // Psychology Today. 1977. Oct. Г л а в а 4 ПСИХОЛОГИЯ В ПОЛИТИКЕ — ОТ ОБЪЯСНЕНИЙ К ВОЗДЕЙСТВИЮ10 Л.Я. Гозман Политическая психология, политика, политический лидер Возможность практического использования социальной психологии в политике определяется двумя факторами. Первый — насколько вообще релевантна психология политике? Социально-психологические методы и модели отнюдь не универсальны. Они могут быть адекватны только по отношению к тем явлениям и процессам, в которых психологические закономерности являются ведущими или, по крайней мере, достаточно значимыми. Таким образом, психология может быть использована в политике в том и только в том случае, если действия основных участников политического процесса могут быть объяснены психологическими феноменами — установками, типом социализации, восприятием себя и друг друга. Или, точнее, если политика в принципе не может быть объяснена без привлечения этих феноменов. Только если есть основания считать, что это действительно так, возникает вторая проблема: существуют ли в арсенале социально-психологических методов такие, которые могут быть применены для решения проблем, возникающих в ходе политического процесса? А это, в свою очередь, определяется характером тех задач, которые могут быть поставлены перед психологом, и специфическими условиями, в которых эти задачи должны решаться. Date: 2015-05-05; view: 783; Нарушение авторских прав |