Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Исследование интеллекта В. А. Аверина





Испытуемые: преподаватели медицинских вузов (156 женщин и 100 мужчин, возраст — от 22 до 60 лет): терапевты, теоретики и хирурги.

Метлика: тест Р. Амтхауэра, измеряющий общую осведомленность и конкретно-практическое мышление, способность к классификации понятий, способность к установлению аналогий и комбинаторные способности, способность к обобщению, зрительную оперативную память, счетно-математические способности, умение мысленно оперировать с изображением фигур на плоскости и умение мысленно оперировать изображениями объемных фигур.

Результаты. Мужчины превосходили женщин по осведомленности, аналогиям и арифметическому счету, женщины превосходили мужчин по классификации и памяти. Статистически значимые различия отсутствовали по таким показателям, как обобщение и мысленное оперирование фигурами. Обший интеллект мужчин имеет четко выраженную структуру с доминированием невербального компонента в отличие от слабо интегрированного интеллекта женщин. Наименее развитым по уровню и структуре оказался интеллект хирургов.

Перейдем к анализу спонтанного речевого поведения.Вначале мы проанализируем так называемое спонтанное вокальное и вербальное поведение. В этой области исследования касались, в основном, детей от 2 недель до 17 лет, но есть данные и о 18-21-летних взрослых. Половые различия отсутствуют по таким па-метрам этого поведения, как вокализация, общение с матерью, эгоцентрическая чь и вербальные способности, и это естественно — трудно предположить, чтобы чевая среда мальчиков и девочек коренным образом отличалась.


186Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики

Однако нас больше интересуют те результаты, которые свидетельствуют о различиях, так как они помогают понять своеобразие полов.

Исследования спонтанного вокального и вербального поведения

25 исследований (1966-1973 гг.).

Испытуемые обоего пола (2 недели — 21 год). Метолики:

1) вокализация: спонтанная, на появление лица куклы, на вербальный стимул и позитивная;

2) спонтанное вербальное поведение;



3) общение с матерью: вокализация при ее появлении, при играх с нею, в разговорах с нею, требования от нее информации или оценки;

4) развитие речи и вербальных способностей (мнение учителей и воспитателей);

5) спонтанная речь: употребление незаконченных предложений, исправление ошибок и повторение слов;

6) эгоцентрическая речь (в том числе в разговорах со взрослыми);

7) речь во время игры: разговоры с другими детьми, разговоры со сверстниками своего пола, крики, конкурентная и кооперативная вербализация;

8) вербализация во время просмотра кинофильмов. '

Результаты. Превосходство мужчин наблюдалось в разговорах со сверстниками своего пола (3-5 лет) и в конкурентной спонтанной вербализации в процессе игры (4-5 лет), превосходство женщин — в обшении с матерью (вокализация при играх с ней — 3 и 6 месяцев, разговорах с ней — 2,5 года, требовании от нее информации или оценки — 9-10 лет), речи во время игры (2-4 года), развитию речи (2,5 года) и вербализации во время просмотра кинофильмов (4-5 и 7-8 лет).

Не было обнаружено половых различий по:

1) по вокализации: спонтанной (2 недели и 3 месяца), на появление лица куклы (4, 8 и 13 месяцев), в ответ на вербальный стимул (4, 8 и 13 месяцев) и позитивной (5 месяцев);

2) спонтанному вербальному поведению (9-10 месяцев) и употреблению незаконченных предложений, исправлению ошибок, повторению слов (18-21 год);

3) обшению с матерью: вокализации в ответ на ее присутствие (10 месяцев и 9-18 месяцев) и требованию от нее информации или оценки (9-10 и 13-14 лет);

4) вербальным способностям (мнение учителей и воспитателей — 4-5 лет);

5) употреблению эгоцентрической речи (4-5 лет) (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978).

В ходе игры мальчики-дошкольники больше разговаривают со сверстниками своего пола, причем часто эта вербализация носит конкурентный характер. Девочки же более активно общаются с матерью, чаще требуют от нее информации или оценки и больше общаются как со взрослыми, так и со сверстниками. При этом для девочек характерно то, что, в отличие от мальчиков, они одинаково активно общаются со сверстниками обоего пола. По-видимому, половая сегрегация, которая свойственна дошкольникам, более жестко соблюдается как гендерная норма у мальчиков. «Девчоночьи» игры для мальчиков более неприемлемы, чем «мальчишечьи» для девочек, что является следствием маскулинной культуры (более подробно об этом — см. главу 9).

Во время просмотра кинофильмов девочки чаще издают возгласы, звуки и делают комментарии — в силу своей большей коммуникабельности. Им необходимо


Обшии интеллект, речь и математические способности 187


 

поделиться с окружающими теми эмоциями, которые они испытывают. Но взрослые женщины более сдержанны и употребляют междометия реже мужчин.

Родители и воспитатели сообщают, что в 2,5 года девочки превосходят мальчиков по развитию речи, а детей 4-5 лет оценивают одинаково. Но этот показатель кажется не слишком надежным. Во-первых, учителя и воспитатели склонны приписывать послушным детям лучшие способности (любые). Во-вторых, они могут судить о речи детей по тому, как дети отвечают на вопросы или как они их задают, а ниже будет показано, что девочки предпочитают обращаться за информацией к взрослым, а мальчики — к сверстникам. Соответственно, в обоих случаях оценка спонтанного речевого поведения детей может быть различной.



Речевые способности,пожалуй, — наиболее изученное явление в области половых различий. Я снова сгруппировала данные из книги Э. Маккоби и К. Жаклин по методикам, возрастам и результатам. Как можно видеть, множество результатов свидетельствуют об отсутствии половых различий по речевым способностям — практически по всем группам показателей: по голосовой активности младенцев, способности правильно произносить звуки и подражать им, словарному запасу, декодированию и пониманию речи, вербальному поведению, пониманию грамматики, чтению, лингвистическим способностям, словесным ассоциациям, вербальному интеллекту и ухудшению речи у пожилых и стариков. Причем эти результаты прослеживаются во многих возрастных группах, и это, по-видимому, естественно. Речь играет важнейшую роль в жизни и деятельности обоих полов, поэтому ни женщин, ни мужчин нельзя назвать «авербальным» полом. Тем не менее огромное количество других данных свидетельствует о наличии различий в пользу мужчин или в пользу женщин. Поэтому мы более внимательно рассмотрим именно эти результаты.








Date: 2015-05-04; view: 295; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию