Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исследования вербальной памяти
19 исследований (1965-1973 гг.). Испытуемые обоего пола от 2,5 до 75 лет. Метолики: 1) узнавание слов после слухового предъявления и установление латентного периода узнавания незнакомых слов; 2) воспроизведение слов (в том числе в задачах на классификацию), ряда из 5 слов (после четырехмесячного перерыва), из 1 2 слов, названий предметов, предложений (после слухового предъявления) и прослушанного рассказа (ответы на вопросы); 3) зрительное предъявление слов (с помошью тахистоскопа); 4) повторение ряда слов; 5) запоминание имен; 6) ассоциативный эксперимент; 7) запоминание материала сексуального содержания; 8) батарея проективных тестов одаренности (словесная память). Результаты. Превосходства мужчин не обнаружено ни по одному параметру. Превосходство женщин отмечено: 1) по более быстрому узнаванию незнакомых слов (8 и 11 лет); 2) воспроизведению слов (6, 11 и 18-21 год; 7 и 11 лет; 1 8-21 год); 3) зрительному запоминанию слов (9-12 лет); 4) слуховому запоминанию предложений (3-4 года); 5) смысловому запоминанию рассказа (12-14 лет — дети с высоким и низким IQ); 6) запоминанию имен (15-1 7 лет); 7) большему количеству кластеров ассоциаций (11 лет); 8) словесной памяти (тест для одаренных) (1 7 лет). Внимание и память 177 Не было обнаружено половых различии: 1) по узнаванию слов после слухового предъявления (2,5 года и 5-7 лет) и ошибкам в узнавании незнакомых слов (8 и 11 лет); 2) воспроизведению слов (6, 9,11 и 14 лет и 23 и 75 лет), ряда из 5 слов после четырехмесячного перерыва (5-8 лет), ряда из 12 слов (6, 7, 10 и 11 лет) и названий предметов (6, 8 и 1 3 лет); 3) смысловому запоминанию рассказа (8-12 лет, 12-14 лет — со средним IQ и 14 лет — дети с замедленным развитием); 4) запоминанию материала сексуального содержания (15 лет); 5) повторению ряда слов (1 8-21 год) (по материалам книги Maccoby. Jacklin, 1978). Вербальный материал — слова, предложения, рассказы —■ активно осваивается обоими полами, без этого невозможно существование в обществе. Несколько большая легкость запоминания этого материала, обнаруженная у девочек, возможно, связана с их речевыми способностями (см. ниже). В случае с памятью на знаки (цифры, буквы и т. п.), казалось бы, должно обнаружиться превосходство мальчиков и мужчин — цифровая память является составляющей математических способностей, и вообще знаковая информация кажется более соответствующей интересам и склонностям мужского иола. Тем не менее результаты исследований свидетельствуют о том, что в возрасте от 5 до 84 лет половых различий по этой характеристике нет; ни в период становления, ни в период стабилизации, ни в период инволюции ни один пол не имеет преимущества по цифровой памяти. Аналогичные результаты получены по запоминанию букв латинского и еврейского алфавитов (в 7-11 лет) и по запоминанию линий (в 6 лет). Исследования знаковой памяти 11 исследований (1969-1973 гг.). Испытуемые обоего пола (5-84 года)., Метолики: ч 1) стимул — цифры: запоминание цифрового ряда, установление латентного периода запоминания, воспроизведение сгруппированных и несгруппированных цифр, цифровые тесты Вешлера-Беллеве, Форварда и Бэкварда (лонгитюдное исследование); 2) стимул — буквы: воспроизведение последовательности букв латинского и еврейского алфавита и буквенной последовательности; 3) стимул — линии: воспроизведение начерченных линий. Результаты. Превосходства мужчин не обнаружено ни по одному из показателей. Превосходство женщин отмечено в воспроизведении буквенной последовательности (3—4 года, выборка чернокожих испытуемых). Не установлено половых различий: 1) по цифровой памяти: запоминанию цифрового ряда (5-6 лет), воспроизведению цифр (8 и 1 7 лет, 9, 13 и 20 лет, 14-17 лет, 19—21 год и взрослые), сгруппированных и несгруппированных цифр (7, 9 и 11 лет) и снижению цифровой памяти у пожилых испытуемых; 2) памяти на буквы: воспроизведение последовательности букв латинского и еврейского алфавита (7, 9 и 11 лет); 3) памяти на линии: воспроизведение начерченных линий (6 лет) (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978). 178 Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики Видимо, эти результаты объясняются тем, что интерес к абстрактному материалу одинаково невысок у представителей обоего пола. Подобным же образом можно интерпретировать и данные о буквах (хотя они получены всего лишь в одном исследовании — на ограниченном возрастном периоде). Исследования памяти на предметы и их пространственное расположение были проведены в достаточно коротком возрастном диапазоне (от 3 месяцев до 13 лет). В большинстве случаев различий не было обнаружено, но в некоторых экспериментах мальчики превосходили девочек по запоминанию предметов и их пространственному расположению (МассоЬу, Jacklin, 1978). По-видимому, это связано с лучшим развитием пространственных способностей, тем более что и возраст, когда начинают проявляться эти половые различия, совпадает — примерно с 9 лет (см. главу о восприятии). Исследования запоминания предметов и их пространственного расположения 12 исследований (1966-1973 гг.). Испытуемые обоего пола в возрасте от 3 месяцев до 13 лет. Метолики: 1) сравнение реакций на новые и знакомые стимулы (по времени фиксации) — у младенцев; 2) пространственная память: запоминание места, где спрятана игрушка, пространственного положения чертежа, картины; 3) запоминание последовательности зрительных и слуховых стимулов; 4) запоминание предметов; 5) воспроизведение обших контуров предметов; 6) воспроизведение игрушек, ранее увиденных в игровой комнате; 7) подбор изображений ранее виденных контуров животных и предметов домашнего хозяйства. Результаты. Превосходство мужчин наблюдается по запоминанию предметов (3-4 года) и пространственного расположения чертежа (9, 11 и 1 3 лет). Превосходства женщин не обнаружено ни по одной из характеристик. Не было обнаружено половых различий: 1) по узнаванию новых и знакомых (3-6 месяцев) и более и менее знакомых стимулов (3-8 месяцев); 2) узнаванию изображений животных и домашних предметов (9, 11 и 13 лет); 3) запоминанию пространственного положения места, где спрятана игрушка (1 год), и предметов (5-6 лет) или картины (8, 10 и 12 лет); 4) запоминанию последовательности зрительных и слуховых стимулов (3-4 года); 5) воспроизведению обших контуров предметов (3-5 лет; 6, 8 и 10 лет); 6) воспроизведению игрушек, ранее увиденных в игровой комнате (5 лет) (по материалам книги МассоЬу, Jacklin, 1978). Там, где исследовалась только образная память, половые различия либо не обнаруживались, либо наблюдалось превосходство мальчиков (от 3 лет до 21 года). Но как только, наряду с изображением, необходимо было запомнить и его название (или даже просто название), преимущество имели девочки (от 5 лет до 21 года). Таким образом, превосходство девочек вновь наблюдается тогда, когда используется вербальная информация. Внимание и память 179 Date: 2015-05-04; view: 612; Нарушение авторских прав |