Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законы Ману





Считается, что законы Ману старше Артхашастры. Первое упоминание - 9 в. до РХ. Речь в них - от первого лица - легендарного прародителя людей – Ману, и часто этот памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия прослеживается связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману - это памятник сакрального права.

Законы состоят из 2685 стихов (шлок), разделенных на 12 глав. Несмотря на бессистемность изло­жения материала, его распределение - вполне удобно для изучения. Рассказывается о сотворении мира, занятиях сословий, правах и обязанностях домохозяина, праве наследования, функциях царя, принципах его политики и гос. управлении, совершении обрядов, наставления для отшельников и аскетов, нормы праведного образа жизни. Свидетельства о положении отдельных социальных групп, в т.ч. шудр, рабов, наемных работников, о статусе четырех варн, судопроизводстве, налоговой системе.

Со­держание:

Гл.1 учение о варнах

Гл.2 понятие кармы и порядок изучения Вед;

Гл.3 общие постановления о брачном праве;

Гл.4 учение о дхарме, ее ритуальной стороне;

Гл.5 поста­новления о форме брака;

Гл.6 ритуальные постановления;

Гл.7 публичное право древней Индии или учение о царской власти и государстве;

Гл. 8 сведения о процессе, вещном и обязательст­венном праве;

Гл. 9 снова возвращается к вопросам семьи и бра­ка, регулирует наследственное право;

Гл.10 различные вопросы учения о варнах;

Гл.11 уголовное право;

Гл.12 заключитель­ные постановления о дхарме.

Важная особенность - грамматическая форма: оптатив-потенциалис (желательность или необходимость совершения действия, но не его обязательность, установленная в законодательном по­рядке).

Еще одна особенность - своеобразная техника передачи правила об исключении из общего правила, которое делается в бессистемной, каузальной форме. Например: если у мужа нет детей от жены, то она может спать с его братом, но в другой главе это квалифицируется как прелюбо­деяние. Т.е., не развит аппарат абстрактного (отвлеченного) мышления

Законы Ману пользовались огромным авторите­том в Индии. Им принадлежит особое место среди дхармашастр. Собственно праву посвящены только несколько глав. Попытка систематизировать нормы права, но смешиваются частные правонарушения и преступления. Прослеживается логика изложения материала, но нет выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы.

На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые). Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

В семейных отношениях - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

АРТХАШАСТРА [17]

Автор - Каутилья (Чанакья), министр царя Чанд-рагупты (индийский Макиавелли). Но учение Каутильи морально, т.к. основано на дхарме. По­нятие о материальном благе, его толкование в практическом смысле политики занимает цен­тральное место в трактате. Это учение об об­щем, государственном благе. Ма­териальное благо - одно из составляющих царской власти, царя вообще. В этом дхарма царя, но не кшатрия, хотя сам царь по варне кшатрий.

Памятник состоит из 15 отделов или книг, 150 глав и 6000 шлок. Его внутренняя структура достаточно систематизирована и включает: правила поведения (различные методы и способы управления ближайшим окружением царя, классификация наук); обязанности надзирателей (задачи гос.управления в сфере хозяй­ства); судоустройство (вопросы процесса и частного права); вопросы гос.иска, контроля, наказания за некоторые виды тяжких преступлений; методы айной политики; философские основания государства; методы внешней политики и дипломатии; чрезвычайное положение государства, стихийные бедствия, наше­ствия противника; способы ведения войны, управления армией.







Date: 2015-06-08; view: 864; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию