Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Законы Ману
Считается, что законы Ману старше Артхашастры. Первое упоминание - 9 в. до РХ. Речь в них - от первого лица - легендарного прародителя людей – Ману, и часто этот памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия прослеживается связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману - это памятник сакрального права. Законы состоят из 2685 стихов (шлок), разделенных на 12 глав. Несмотря на бессистемность изложения материала, его распределение - вполне удобно для изучения. Рассказывается о сотворении мира, занятиях сословий, правах и обязанностях домохозяина, праве наследования, функциях царя, принципах его политики и гос. управлении, совершении обрядов, наставления для отшельников и аскетов, нормы праведного образа жизни. Свидетельства о положении отдельных социальных групп, в т.ч. шудр, рабов, наемных работников, о статусе четырех варн, судопроизводстве, налоговой системе. Содержание: Гл.1 учение о варнах Гл.2 понятие кармы и порядок изучения Вед; Гл.3 общие постановления о брачном праве; Гл.4 учение о дхарме, ее ритуальной стороне; Гл.5 постановления о форме брака; Гл.6 ритуальные постановления; Гл.7 публичное право древней Индии или учение о царской власти и государстве; Гл. 8 сведения о процессе, вещном и обязательственном праве; Гл. 9 снова возвращается к вопросам семьи и брака, регулирует наследственное право; Гл.10 различные вопросы учения о варнах; Гл.11 уголовное право; Гл.12 заключительные постановления о дхарме. Важная особенность - грамматическая форма: оптатив-потенциалис (желательность или необходимость совершения действия, но не его обязательность, установленная в законодательном порядке). Еще одна особенность - своеобразная техника передачи правила об исключении из общего правила, которое делается в бессистемной, каузальной форме. Например: если у мужа нет детей от жены, то она может спать с его братом, но в другой главе это квалифицируется как прелюбодеяние. Т.е., не развит аппарат абстрактного (отвлеченного) мышления Законы Ману пользовались огромным авторитетом в Индии. Им принадлежит особое место среди дхармашастр. Собственно праву посвящены только несколько глав. Попытка систематизировать нормы права, но смешиваются частные правонарушения и преступления. Прослеживается логика изложения материала, но нет выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые). Указывается наследственно-профессиональный характер варн. Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма. В семейных отношениях - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн. АРТХАШАСТРА [17] Автор - Каутилья (Чанакья), министр царя Чанд-рагупты (индийский Макиавелли). Но учение Каутильи морально, т.к. основано на дхарме. Понятие о материальном благе, его толкование в практическом смысле политики занимает центральное место в трактате. Это учение об общем, государственном благе. Материальное благо - одно из составляющих царской власти, царя вообще. В этом дхарма царя, но не кшатрия, хотя сам царь по варне кшатрий. Памятник состоит из 15 отделов или книг, 150 глав и 6000 шлок. Его внутренняя структура достаточно систематизирована и включает: правила поведения (различные методы и способы управления ближайшим окружением царя, классификация наук); обязанности надзирателей (задачи гос.управления в сфере хозяйства); судоустройство (вопросы процесса и частного права); вопросы гос.иска, контроля, наказания за некоторые виды тяжких преступлений; методы айной политики; философские основания государства; методы внешней политики и дипломатии; чрезвычайное положение государства, стихийные бедствия, нашествия противника; способы ведения войны, управления армией. Date: 2015-06-08; view: 864; Нарушение авторских прав |