Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика Средне-ассирийских законов. Общие институты права





 

Собственная правовая традиция ассирийцев складывается в период Древне- и Среднеассирийского царств (21-15 в. до РХ). Среднеассирийские законы (САЗ) -на нескольких глиняных табличках написаны в XI-XV в. до Р.Х.

Источники права: (1) обы­чай, (2) судебные решения народных собраний городских общин, а потом царской власти. (3) Закон - запись накопленных в архивах судеб­ных решений и постановлений по частным вопросам. Задача систематизации не стояла. (4) акты делового оборота: частные или официальные письма, формулы сделок; (5) Кодекс царя Хаммураби – помог рецепировать нормы права для отношений, не урегулированных собственным правом.

Вещное право Ассирии -сильное влияние регулирующей роли государства. Полноправный собственник – paterfamilias, входящей в общину. Может распространять свою власть на объекты (не)движимой собственности. Поле, скот, дом и пр. можно продавать и покупать. При про­даже недвижимости (общинного надела) - усложненная процедура сделки.

Ис­ковая защита сравнима с actio Negatoria римского права. Появились начала виндикации, вводится штраф и другие виды наказания за нару­шение чужих владельческих прав. Санкция, ее размер, зависят от характера земельного надела.

Особая группа – нормы, регулирующие вещные права на людей. В основном это связано с понятием залога. Залог, примененный к личности человека - "оживление". Кроме человека в залог можно было отдавать другие объекты вещных прав.

Обязательственное право. У семитов "обязатель­ство" = "сделка". Поэтому строгие формальные требования к условиям заключения сделки: свидетели и письменный акт. Разви­тая система договоров. "Денежные расчеты" - договор купли-продажи, заемные и ростовщические операции.

Договор купли-продажи различали в зависимо­сти от его предмета. Купля земли - с соблюдением строгих формальностей. Сначала - "освобождение" земли от обязательств в пользу третьих лиц (глаша­тай извещал о сделке 3 раза в течение месяца в присутствии официальных лиц - свидетелей сделки). Затем - документ в 3-х копиях для каждой стороны.

Защищались интересы добросовестного покупателя: продавец -только собственник вещи.

Договор займа обеспечи­вается залогом. В залог должна отдаваться только действительная собственность должника, перезаклад не допускается и ведет к утере залога для недоб­росовестного кредитора, потере требования к должнику, а покупатель заклада может требовать от него возмещения убытков. Мошенничество должника наказывалось.

Договор поклажи. охраняется интерес депозита­рия от недобросовестного поклажедателя.

Договор перевозки: различают водную (речную) и сухопутную пе­ревозку груза. Установлена имущественная ответственность пе­ревозчика за ущерб, причиненный грузу в полном объеме. Только force majeur освобождает перевозчика от ответственности.

Наследственное право. Общинный надел (дом, сад, поле) наследовался только сыновьями (женщины к разделу наследства не допуска­лись): старшему брату – 1/2 всего имущества, другая 1/2 по жребию распределялась между всеми братьями, включая старшего. Наследование – только по линии агнатов (когнаты исключались) и по принципу первородства. НО братья могли не делить наследство. Имущественная ответственность - на каждого в отдельности, солидарности не возникало. При наступлении ответственности любого брата - принудительный раздел имущества.

Приданое матери - по наследству только ее род­ным сыновьям. НО: "если муж потребует от нее, то она может отдать любым сыновьям своим". При отсутствии сыновей от законной жены наследовали дети от наложницы - особой процедуры их признания не требовалось.

Брак и семья. Ассирийцы знали моногамный брак; но известен и институт конку­бината. Наложница может стать законной женой, тогда брак будет полигамным. Это называлось "закрыть покрывалом" + полигамия может наступить в случае заключе­ния второго брака.

Суть брака - покупка жены. Жених вносит брачный выкуп за невесту ее отцу. Она переходит в дом своего мужа с приданым, которое наследуют ее дети от этого мужа. Принцип рациональной целесообразности: возможна подмена и жениха и невесты в предстоящем браке. Т.о. в случае смерти жениха и невесты их отцы могут породниться, заменив их другими детьми, чтобы не нанести друг другу имущественного ущерба. Если брак не состоялся по вине отца невесты, он возвращал брачный выкуп жениха, а если по вине отца жениха – возвращалось приданое.


Обрядовые (символические) действа: покрытие покрывалом невесты, возлияние на голову су­женой благовонного масла на пиру, поднесение на пиру свадебных даров. Только после этого обряда брак считался заключенным.

Брак через за­лог: "оживленную" женщину можно было выдать замуж, но брачный выкуп за нее становился предметом спора между кредито­ром и залогодержателем.

Строгая власть мужа над женой. Муж управляет, а по сути владеет и распоряжается прида­ным супруги, следит за ее поведением. Подробно регулируются прелюбодеяния. Муж сам наказывает свою жену. Жена ограничена в своей право- и дееспособности.

Инициатор развода - только муж. Отсутствие супруга в течение 5 лет – основание для расторжения бра­ка по факту отсутствия. Фактически брак не расторгался - жена уходила жить к другому. Если муж задерживался по форсмажорным обстоятельствам (война и пр.) сверх 5 лет, жена обязана ждать вечно.

Повторный брак возможен в случае смерти кого-либо из супругов. + особая форма левирата: в случае смерти кого-либо из сыновей человека, он мог отдать его жену в жены другому сыну, который сватался к дочери другого человека, внес брачный выкуп, но брак не состоялся. В случае изнасилования девственницы насильник обя­зан был на ней жениться.

Уголовное право Ассирии. Классифицирует гос.преступления как разновидность уголовных: "произнесение слов измены" или "возмутительного слова" = "богохульство", в отличие от "бытовых" ругательств. Гос.преступления наказываются по усмотре­нию гос.власти. Наказания за про­стые уголовные преступления определены законом.

Больше всего норм, карающих за преступления против личности. Убийство, наказывается казнью убийцы, но мстителю - право убить убийцу или взять с него выкуп; причинение выки­дыша беременной - 50 ударов палки, выплата 2-х талантов свинца и 1 месяц царских работ. Право талиона не очень распростра­нено. Чаще применяются калечащие наказания: за поцелуй против воли - отрезание губы, за мужеложество - оскопление и т.д.

Имущественные преступления не отличается от обыкновенных гражданско-правовых деликтов. Наказываются компо­зиционно: нарушение межи: "... отрубить 1 палец, 100 ударов палками и 1 месяц выполнять царскую работу". Исключение - воровство и его квалифицированные виды: разбой, грабеж и т.д. Наказание за воровство устанавливают власти по собственному усмотрению. В связи с воровством известно поня­тие соучастия.

Наказания за кле­вету. Прелюбодеяние и пр. преступления, на­правленные против нравственности, наказуемы.

Суд и процесс в Ассирии. В судебной системе существует иерархия судов. Верховный судья – царь. Судьи - "коронные судьи", назначенные царем чиновники. Судебные полномочия общины ис­ключены: "староста и 5 великих общины должны присутство­вать..." - официальные свидетели. Жречество также не входит в состав судей – могли только схватить с полич­ным преступника, но принести клятву и уличать его они не могли. Светский судья решает обратиться к оракулу.

Система судебных доказательств:

1) клятвенные показания свидетеля. Клятва (как вид Божьего Суда) и свидетельские показа­ния - одно средство доказывания. Клятва истца может натолкнуться на клятву ответчика, и судья обязан будет применить ордалию - прибегнуть к реке. Но клятва истца, может быть достаточной, если ответчик в деле менее правоспособен, чем истец.


2) Ордалия - бросание в реку после заклю­чения письменного договора. Если река не принимала человека, он считался свободным от обвинения.

3) Письменный акт - суб­сидиарный характер.

4) Судебный оракул - только при краже храмового имущества (Оракул - не форма суда).

1) и 2) применялись как к уго­ловным, так и к гражданским делам, 3) и 4) - только к гражданским.

Процесс -три стадии: возбуждение дела, заслушивание, при­нятие и формулирование решения и исполнение его.

13. Моисеевы законы: общая характеристика.

 

Законы Моисея - один из наиболее древних памятников права. Под «Моисеевым законодательством» в строгом смысле понимают 10 заповедей (Декалог), которые Моисей получил от Господа на Синайской горе. Но работа над ним продолжалась до IV в. до РХ. Поэтому в него включают также новеллы и кодификации декалога Моисея эпохи Саула, Давида, вплоть до Ездры, а под именем Моисей в науке принято понимать всех законодателей, чья правотворческая деятельность отразилась на содержании этого свода законов. Это второй по величине памятник права после Кодекса Хаммураби и первый - по влиянию на другие системы права, в значительной степени благодаря христианству.

Моисеевы Законы составлены в стихотворной форме, по структуре - нормы древнего права. В законах Моисея содержатся не только нормы религиозного характера (ius sacrum), но и много норм частного, публичного, уголовного права.

Источники (1) откровения (обычное право еврейских племен), (2) кодекс Хаммураби – самая древняя часть «Книга Завета» (35 статей) повторяет его слово в слово, а еще ½ статей – аналогичны; (3) последующие акты законодательствования иудейских (израильских) царей.

Структура: (1) Книга (Кодекс) ЗаветаИсход 21-22, (2) второзаконие или законодательство царя Иосии – нормы, зафиксированные в гл.12-26 кн. Второзаконие и гл.22-223 2-й книги Царств, (3) Кодекс Святостикн.Левит, гл.17-26, Чисел, гл.10, 15-41 – связан с реформами пророка Иезекииля, когда евреев ждала участь вавилонского плена. + Реформа Ездры – после возвращения из вавилонского пленения для возрождения культа монотеистического почитания – в основном содержала нормы религиозного права (кн. Пророка Иезекииля, гл.40-48). После возвращения из плена составился канонический текст первой половины Ветхого Завета, а вместе с ни и текст законов.

Еврейская нация, а впоследствии - еврейское государство появились в результате выхода из Египта. Еврейское государство было монархическим (царство Саула).

Особенности: монотеизм, меньшая разработанность норм, решающих бытовые споры (по сравнению с законами Хаммурапи). Не отличается кзуистичностью. Законы Моисея знают такое явление, как вечное закабаление. Обычно (например, право др. Вавилона) практиковалось т.н. “срочное” закабаление. Процедура вечного закабаления очень сложна и отличается в древнеиудейском праве формализмом. Еще одной характерной особенностью Моисеевых законов является прямой, формальный запрет на договор дарения. Но это не означает, что подобные сделки вообще не совершались.


Суд первоначально делился на религиозный и судебный - священный суд и суд царя и общины. Судьями священного суда были жрецы храма Соломона в Иерусалиме (левиты). В уголовном праве древнееврейского государства господствовал принцип талиона (размер наказания или штрафа равнялся размеру причиненного вреда.







Date: 2015-06-08; view: 7505; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию