Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ассирия
Ассирия – не ирригационная цивилизация, но структура повторяет структуру общества Вавилона. Крепкая общинная организация, развитое жреческое и чиновное сословие. Ассирия – более сложная в национальном отношении, чем Вавилон, поэтому – большие этнические перегородки внутри общества. Включая в свой состав новые покоренные народы устанавливают принцип "личного закона" (судятся по праву своего племени). Основа общины – семья и ее надел. Община – коллектив земельных собственников. Свободное обращение общинной земли. Стремление государства усложнить оборот земли, ввести регистрацию. Земельный фонд общины – в руках частных собственников, но общинники связаны податями и литургиями центральной власти. В состав общины могли входить воины. Все общинники должны нести воинскую службу с земли царю, но в качестве ополчения в особых случаях (обычно - 1 воин с нескольких дворов). Надел воина (и чиновников) – "доля дворца" – полное право царя распоряжения служилым наделом по своему усмотрению. Т.о. государство вмешивалось в общинные порядки жестче, чем в Вавилоне. В Ассирии были только воины-земледельцы, а воинов-помещиков, как в Вавилоне, не было. Покоренные народы лишались имущества, выселялись на другие земли и сидели на них как гос. крепостные, но юр.положение – как на родине. Цель – создать единую массу населения, не помнящую корней. Единообразный подход к категориям населения – различия по имущественному, а не этническому признаку. Законы различают только свободных и редко обозначают особый статус воинов, гос.чиновников и рабов. Существовали также писцы = нотариусы, гос.купцы и т.п. Зависимые (крепостные) - zaku ("освобожденные") – по аналогии с мушкенумами. Рабы – в полной власти своего господина, незначительная роль в экономике (II-я таблица Средне-ассирийских законов). Нормы, регулирующие рабское состояние, тесно связаны с вавилонским правом. Различают рабов-ассирийцев от прочих, но статус =. Бесчеловечное отношение к рабам, в отличие от Вавилона. Раб лишен любых признаков правосубъектности (никакого пекулия и т.п., как в Вавилоне). Кабала – бессрочная. + Приобретение вещных прав на личность человека через залоговое обязательство – "оживление". Статус рабыни напоминает статус храмовой проститутки. ХЕТТИЯ Хетты – арийцы, индоевропейцы. В типе организации власти (монархия), социальной базы ее (служебный феодализм) хетты практически повторяли порядки своих ближайших соседей: вавилонян-аморитов и ассирийцев. Законы различают население по этническому признаку, нет принципа = этносов перед законом, в отличие от ассирийцев. Инородцев наказывали строже. Юридически свободные – El-lum/El-lam "светлый", "чистый". Привилегированное положение по сравнению с несвободными. НО! Сближение статуса свободного со статусом раба в брачно-семейных отношениях. При разводе свободного и рабыни (свободной и раба) имущество – пополам. При назначении свободному наказания – штраф, а не право талиона. Несколько категорий свободных: Воины – самостоятельная группа населения. Обязанность несения гос. литургии (luzzi): обработка надела, уплата подати царю, постройка крепостей, уборка виноградников. Общинный земельный фонд разделялся на наделы (iwaru) общинников, с части которых неслась военная часть литургии (саххан), а со всего надела luzzi. Допускалось обращение полей саххана через куплю-продажу, поэтому появлялись наемники, которых посылали в поход владельцы нескольких сахханов, в отличие от Вавилона, где такая подмена личности при несении гос.повинности не допускалась. Купцы и жрецы – > привилегированное положение, чем у свободных крестьян-общинников или воинов. Освобождены от несения гос.повинностей перед государством. Основная масса свободных – крестьяне-общинники. В отличие от др. государств, экономическая основа – не столько земля, сколько скот. Территория хеттской державы поделена на общинные территории. Общины использовались государством для регулирования военной службы и несения luzzi. Община подразделялась на наделы – в собственности ее членов. Земельный фонд общины – тоже свободная купля-продажа. Зависимые люди – царские пленные: (1) пленный, посаженный на поле-саххан воина и ставший воином царя; (2) пленный, взявший на себя луцци, т.е. посаженный на полный участок (тогда его имущественные права защищены как у воина Вавилонии – участок неотчуждаем). + " Люди наследственной доли " – есть только у воинов, жрецов и состоятельных людей. Ведут совместное хозяйство с господином в пропорции 2/3 или 1/3. Обладают правом левирата (жены господина после его смерти) Рабы – квалифицированные/неквалифицированные. Хетты – цивилизация со смешанным социальным порядком – развитая гос. организация наложилась на родо-племенные отношения. Поэтому статус рабов сравнительно мягок. Больше правоспособность, чем в соседних странах. Не было срочного рабства, но было эндогенное порабощение. Брачные отношения между рабами и свободными разрешены и регулируются мягко. Наличие собственного имущества (пекулия) раба – сам платит брачный выкуп за невесту. Date: 2015-06-08; view: 891; Нарушение авторских прав |