Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Главное — оставаться самим собой, тогда все участники будут чувствовать себя раскованно и непринуждённо и каждый привнесёт в работу что-то особенное
Правила поведения участников игр • Участие в игре должно быть добровольным при чётком определении своей позиции. • Правильных и неправильных ответов не существует. Правильный ответ тот, который на самом деле выражает твоё мнение. • Должна соблюдаться анонимность. Не надо превращать игру в обсуждение поведения конкретного человека. • Вне занятий не обсуждать то, что вы узнали друг о друге, и то, как вы себя ведёте на этих занятиях. Всё, что происходит на занятии, должно оставаться общей тайной. • Лучше промолчать, чем говорить не то, что думаешь, или просто лгать. • Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он не просит это сделать. 1. Игра «Земля, вода, воздух, ветер». Ребята учатся слушать друг друга и ведущего, быстро реагировать. Игра актуализирует представления учащихся о природе, способствует расширению знаний, даёт им возможность убедиться в правильности собственных ответов. Кроме того, игра развивает внимание и память. Разместить участников лучше всего в форме круга. В игре можно дополнительно использовать игрушку или какой-либо другой предмет, который будет передаваться. Продолжительность игры — 20—30 минут. Вариант I Детям объясняется игровой смысл четырёх стихий. Если ведущий произносит слово «земля», то ребята должны быстро назвать животных или растения, которые живут или растут на земле. Если он произносит слово «вода», то учащиеся называют представителей животного и растительного мира, обитающих под водой. Если говорит слово «ветер», то учащиеся кружатся. Если произносит слово «воздух», то ребята называют тех живых существ, которые могут обитать в воздухе. Отвечает тот, на кого укажет ведущий или кому передадут игрушку. Отвечать следует быстро — в течение 5 секунд. Ответы не должны повторяться. За неправильный ответ участники получают штрафные жетоны, но остаются в игре. Это позволяет учащимся не расстраиваться, быть увереннее, чувствовать себя равными с другими участниками игры.
Вариант II На каждую стихию даётся установка — выполнить то или иное задание. Например, если называется слово «воздух», учащиеся должны взмахивать руками, как птицы крыльями; если слово «земля» — двигаться как лягушка (заяц, слон, медведь и т. д.); если слово «вода» — изображать различные движения пловца; если слово «ветер» — дуть, как ветер, кружиться, качаться как деревья. 2. Игра «Ниточка и иголочка». Игра направлена на формирование сплочённости группы, умения согласовывать свои действия с действиями других участников, достигать группового успеха за счёт слаженных индивидуальных усилий. Эта игра даёт возможность участникам обнаружить, проявить, а при регулярном обращении к ней развить и сформировать в себе такие качества, как контактность, организованность и собранность, логика и сообразительность, быстрота реакции. В игре принимает участие весь класс. Лучшее место для её проведения — спортивная площадка или спортивный зал. Продолжительность игры — 20 минут. Вначале по команде учителя выбираются «иголочки». Желательно, чтобы это были менее активные ребята. Тогда им удастся побыть в роли ведущего, лидера и понять хотя бы в игре, что от них что-то зависит. Затем к «иголочкам» прикрепляются «ниточки». Желательно, чтобы количество детей в «ниточке» у каждой «иголочки» было одинаково. По команде ведущего начинается движение. Задача участников — не отцепиться друг от друга, иначе «ниточка» порвётся. Задача «иголочки» — не пересекаться с другими «иголочками». Направление движения произвольное. Игру можно усложнить. Тогда, чтобы отследить движения игроков, желательно участие не одного, а большего числа ведущих. «Иголочкам» предлагается двигаться, преодолевая различные препятствия. Кроме того, можно менять «иголочки». Примерные препятствия: грибы, которые нужно собрать в лукошко; большая гора, которую нужно обойти; самолёт, летящий в небе, на звук которого нужно посмотреть в небо; речка, которую нужно переплыть; ёжик, которого так хочется потрогать, а он колючий; ручеёк, из которого хочется попить воды; пенёк, на который можно присесть — отдохнуть от долгой дороги, и т. п. По окончании игры дети проводят анализ, выделяя наиболее крепкую «ниточку» и самую размышляющую «иголочку».
3. Игра «Волшебный магазин». Эта игра позволяет учащимся задуматься над жизненными ценностями, сравнить свои ценности с ценностями других. Кроме того, ребята могут поделиться своими радостями и огорчениями, связанными с учёбой, с жизнью школы. Подростки учатся понимать, что каждый человек обладает определёнными качествами, чертами характера, что у каждого свои жизненные ценности. Продолжительность игры вместе с обсуждением — 40 минут. Ведущий предлагает учащимся подумать, какими качествами они обладают. Затем организует игру в волшебный магазин, где каждый по очереди будет продавцом и покупателем. В обмен на свои качества (ум, смелость, равнодушие, трудолюбие и т. д.), которых, как учащийся считает, у него в избытке или от которых он хотел бы избавиться, можно получить другие личные качества, нужные для него. Покупатель сдаёт свои качества, продавец говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т. д. Таким образом, все желающие могут побывать в любой из ролей. Самым главным в этой игре является этап обсуждения. В дискуссии участники делятся своими переживаниями, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно. В процессе обсуждения ребята учатся не только анализировать свои качества, но и выражать свои мысли, доказывать своё мнение. Учатся слушать и слышать друг друга, быть терпимее друг к другу. Важная роль в этой игре отводится ведущему, так как его главная задача — направлять и анализировать. Ребята, открывая у себя наличие переживаний, начинают осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему возникает новое отношение к себе и окружающим. 4. Игра «Королевство». Эта игра развивает взаимопонимание в группе. Подростки учатся понимать друг друга. Кроме того, определяется статус учащихся в классе, выбираются роли и функции, которые они хотели бы выполнять. Младшие подростки знакомятся с принципами ведения спора, дискуссии, осмысливают трудности общения между людьми, непонимание друг друга. Продолжительность игры — 40 минут. Класс делится на группы. Желательно, чтобы у ведущего в этой игре были помощники. Ведущий объясняет ребятам, что в игре участвует вся группа. Один из добровольцев становится Королём. Он может назначить себе подданных: Королеву, Принца, Принцессу, Слугу, Повара, Палача и т. д. Король раздаёт не только роли, но и поручения. Каждый участник может побывать в роли Короля и распределить остальные роли между участии-
ками сам, попытавшись сделать так, что всё будет зависеть только от него. Следующим этапом является проигрывание ролей. Затем роли обсуждаются. Каждый имеет право объяснить, чем его роль привлекательна для него или почему он не согласен с Королём, почему его роль ему не нравится. Каждому участнику игры даётся возможность внести свои коррективы: повысить или понизить кого-то в должности или вообще ввести новую должность. Очень важно после каждого шага пояснять перестановки. Когда Королевство создано, с ребятами проводится обсуждение и соотнесение полученного опыта с ситуациями в семье, в реальной жизни. Эта игра учит детей не просто уважать мнение другого человека, но и обосновывать свой выбор, кроме того, каждый в этой игре может побыть в роли лидера. Также каждый может испытать на себе давление и понять его отрицательный и положительный эффект. 5. Игра «Принятие решений». Эта игра позволяет ребятам побывать в роли человека, от которого многое зависит. Учит школьников принимать решения и отвечать за них, прислушиваться к мнениям других, анализировать их, менять свою точку зрения, если это необходимо. Ребятам предлагается объединиться в группы по 5—6 человек и создать проект, в котором каждый может обладать неограниченными возможностями, неограниченной властью, неограниченным финансированием. Одно ограничение — время. Каждому предоставляется возможность возглавить Всемирную комиссию по улучшению жизни человечества, а может быть, и по его спасению от губительного воздействия цивилизации. Учащиеся советуются друг с другом о том, какие меры следовало бы предпринять для этого и как это можно было бы организовать. В процессе игры нужно уважать мнение собеседника. Если человек использует свой опыт, приводя какие-то примеры, необходимо дать ему возможность почувствовать, что он прав, стараться посмотреть на мир его глазами. Если кто-то не согласен с собеседником, так как считает, что у него есть лучшее решение этого вопроса, то надо постараться договориться, прийти к единому мнению. 6. Игра «Путешествия по странам». Эта игра показывает различное понимание людьми духовных ценностей. В ней ребята демонстрируют своё умение критически мыслить и решать проблемы. Они учатся влиять на образ мыслей своих одноклассников, оценивают важность многообразия идей и подходов к решению проблем, демонстрируют навыки эффективного общения. Продолжительность игры — 40 минут. Весь класс делится на несколько команд, каждая из которых представляет выбранную ими страну. В команде ребята получают отличную возможность дискутировать и высказывать различные мнения. Каждая команда старается показать особенность, самобытность той страны, того народа, который она представляет, отразить её неповторимость и своеобразие. Другие команды стараются понять причины именно таких условий жизни, особенности данной национальности и т. д. Каждая страна рассматривается с нескольких позиций. Эти позиции ребята определяют в самом начале игры, ещё до деления на группы-страны. Затем эти особенности записываются в таблицу. Позже, когда таблицы каждой страны заполнены и ответы представителей стран выслушаны, участники пытаются найти точки соприкосновения — те ценности, которые неизменны, не зависят от страны, от национальности. Следующий этап игры — дискуссия. Свобода самовыражения создаёт атмосферу, необходимую для успешных занятий. В результате ребята лучше узнают друг друга и себя. ГЛАВА 3. Познавательные универсальные учебные действия Исследовательские и проектные действия. Психологическое содержание и условия развития Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие особенности: 1. Цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. 2. Исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя
различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе. 3. Организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Очевидно, что значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им ещё незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в рад наиболее ценных и жизненно необходимых. Исследовательские и проектные работы могут быть построены таким образом, что в них будут востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. В данном случае учащиеся делают первые шаги в направлении пред- профессиональной ориентации. Исследовательская и проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса подростка как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной особенностью реализации исследовательских и проектных работ является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения — непременной основы творчества. Исследовательская и проектная деятельность имеет как общие, так и специфические черты. К общим характеристикам следует отнести: • практически значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности (как правило, результаты исследовательской, а в особенности проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для использования); • структуру проектной и исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: — анализ актуальности проводимого исследования; — целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; — выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; — планирование, определение последовательности и сроков работ;
— проведение проектных работ или исследования; — оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; — представление результатов в соответствующем использованию виде; • компетенцию в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию. Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая будет рассматриваться как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности. Наряду с общими чертами проектной и исследовательской деятельности существуют и специфические черты, т. е. различия, которые заключаются в следующем. Любой проект направлен на получение вполне конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами, и который необходим для конкретного использования. В ходе исследования, как правило, организуется поиск в какой-то области, а на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем продукте, планирование процесса создания продукта и реализация этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений. Ярким примером проектных работ школьников могут быть разработки компьютерных учебных пособий, выполненных самими школьниками по какой-то определённой теме по химии, физике, биологии, литературе и т. д. Такого рода разработки следует однозначно отнести к проектной деятельности, поскольку результат этих работ чётко определён, возможности применения продукта этой деятельности также несомненны — для учащихся школы при подготовке к уро-
кам, к итоговому контролю, к экзаменам и для учителя при работе в классе. Социальная значимость добросовестно выполненного проекта тоже очевидна. Приступая к организации исследовательской деятельности школьников, надо учитывать её значительные отличия от полноценного научного исследования, когда необходимо получение результатов, характеризующихся очевидной новизной. Важнейшим же результатом исследовательской деятельности школьников является открытие знаний, новых для самих учащихся, но, возможно, хорошо известных в научной среде. Date: 2015-06-08; view: 619; Нарушение авторских прав |