Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в ходе тренингов





Цель: тренинги коммуникативных навыков позволяют ста­вить комплексные цели, например:

• вырабатывать у подростков положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение прино­сило радость;

• развивать навыки взаимодействия в группе;

• развивать как вербальные, так и невербальные навыки общения;

• развивать навыки восприятия и понимания различных людей;

• развивать навыки самопознания;

• преодолевать эгоцентризм;

• учиться познавать себя через восприятие другого;

• формировать эмпатическое отношение к другим людям;

• получить представление о «неверных средствах обще­ния»;

• развивать положительную самооценку;

• корректировать самооценку и уровень притязаний в направлении их большей адекватности;

• совершенствовать рефлексивные способности;

• формировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве;

• знакомиться с понятием «конфликт»;

• определять особенности поведения в конфликтной си­туации;

• обучаться способам выхода из конфликтной ситуации;

• отрабатывать ситуации предотвращения конфликтов;

• закреплять навыки поведения в конфликтной ситуации;

• снижать уровень конфликтности подростков;

• преодолевать повышенную тревожность и страхи.

Возраст: 11—15 лет.

Форма выполнения задания: работа учащихся в тренин- говой группе под руководством тренера-психолога.


 

Примеры упражнений и ролевых игр, используемых в рамках тренинга1

1. Упражнение «Дополни предложение». Выбирают ведуще­го. Он произносит короткое предложение. Игроки по очере­ди дополняют его одним-двумя словами, чтобы можно было поставить точку. Например, ведущий говорит: «Я хожу», сле­дующий игрок добавляет: «Я хожу в школу», третий игрок: «Я хожу в школу пешком», четвёртый игрок: «Я хожу в школу пешком каждый день» и т. д. Игра ведётся до тех пор, пока игроки могут дополнять предложение. Выигрывает тот, кто последним сказал законченное предложение. Следующий игрок предлагает новую фразу.

2. Упражнение «Угадай, кто это» (1-я часть). Каждый из участников записывает на листе бумаги свою подробную психологическую характеристику, не указывая в ней внешние признаки (одежда, цвет волос, глаз). В характеристике должно быть не менее десяти черт характера. Все характеристики сда­ются ведущему до следующего занятия.

3. Упражнение «Список качеств, необходимых для об­щения». Проводится дискуссия с целью выяснения коллек­тивного мнения о качествах личности, важных для общения. Составляется сводный список качеств. Затем каждый участ­ник заполняет свой листок, оценивая, насколько у него про­являются эти качества (оценивая их от 0 до 5 баллов). После того как все оценили себя, листки сдаются ведущему до сле­дующего занятия.

4. Игра «Телефон доверия». Учащимся предварительно рассказывают о службе «Телефон доверия», называют номер телефона. Затем предлагают подумать, о чём бы каждый хо­тел спросить дежурного специалиста. Ответом может быть коллективное обсуждение заданного вопроса или чьё-то пер­сональное высказывание (если задающий вопрос желает услышать мнение конкретного человека).

5. Упражнение «Угадай, кто это» (2-я часть). Зачиты­ваются характеристики, написанные на предыдущем занятии. Все угадывают, чьи они. Обсуждают, насколько они объек-

Приведённые игры и упражнения хорошо известны психологам и так или иначе используются в большинстве описанных в литературе примеров психологического тренинга (см. раздел «Методические материалы и техно­логии проведения тренинга» в кн.: Лидере А. Г. Психологический тренинг с подростками. — М., 2001; Прихожан А. М. Программа развития спо­собности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10—12 лет // Ру­ководство практического психолога /Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1998; Кривцова С. В., Мухаматулина Е. А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. — М., 1997, и др.).


 

тивны и подходят авторам. Затем характеристики дополняют­ся чертами характера, которые отметили в подростке его од­ноклассники. Акцент ставится на положительных чертах. После проделанной работы учащиеся получают листки с са­мооценками качеств, необходимых для общения, которые они заполняли на прошлом занятии, и оценивают выделенные качества вторично (см. 1-ю часть). Листки сдаются ведущему.

6. Игра «Разговор через стекло». Двое желающих только с помощью жестов пытаются о чём-то договориться. Тема со­общается одному из них, а он должен передать эту информа­цию партнёру как бы стоя перед звуконепроницаемым стеклом. (Темы записаны на карточках, которые находятся в конвертах.)


Примерные темы: «Ты зовёшь приятеля на рыбалку», «Ты сообщаешь другу о том, что завтра в школе контрольная работа по математике и ему надо подготовиться», «Ты очень голоден и просишь товарища принести тебе поесть», «Ты хочешь узнать, который сейчас час» и т. д.

7. Упражнение «Сильные стороны». Каждый учащийся должен рассказать о своих сильных сторонах, о том, что он лю­бит, ценит, принимает в себе, что даёт ему чувство внутренней уверенности в себе. Можно говорить в течение двух минут (ве­дущий следит по секундомеру), во время рассказа надо держать в руке мячик и лишь по прошествии отведённого времени (даже если в это время молчал) передать его следующему участ­нику. После того как все высказались, начинается обсуждение того, как можно использовать в жизни свои сильные стороны.

8. Упражнение «Хвалить или ругать?». Упражнение удобно выполнять стоя, образовав небольшой круг (если участников больше 10, то два круга).

Первая часть: участники перебрасываются лёгким мя­чом или воздушным шаром. Тот, кто поймает мяч, должен назвать слово, означающее какое-либо отрицательное качество человека (как бы ругая, критикуя его). Каждый следующий должен повторить то, что было сказано до него, и предло­жить что-то своё. Далее участникам предлагают без слов, с помощью мимики и жестов выразить то, что они испытыва­ли бы, если бы всё сказанное относилось к ним. Затем все по кругу называют свои переживания.

Вторая часть: перебрасываясь мячом, участники гово­рят слова, означающие положительные качества человека (как бы хваля его). Правила те же: каждый повторяет всё, что бы­ло сказано до него, и предлагает своё слово. После чего позой и жестами, а затем словами выражаются и называются пере­живания, вызываемые похвалой.


 

В обсуждении подчёркивается влияние других людей на то, чувствуем ли мы себя уверенно или неуверенно.

9. Игра «Ситуации». Учащимся предлагается проиграть каждую ситуацию, используя различные формы поведения: 1) тебя вызывают к доске, а ты плохо выучил урок; 2) тебя не принимают в компанию, а ты пытаешься подружиться с этими ребятами; 3) тебя зовут в кино, а ты не хочешь идти.

10. Упражнение «Я не такой, как все, и все мы раз­ные». Подросткам предлагается в течение 5 минут с помощью текста и рисунка цветными карандашами выразить чувство радости. Рисунок может быть пейзажем, портретом, сюжетом, натюрмортом. Чувство радости можно выразить линией, пят­ном, цветом, чем угодно.

После выполнения задания (которое не подписывается) все рисунки и описания кладутся в «волшебный ящик», в ко­тором желательно иметь примерно такое же количество ри­сунков и описаний ребят из другого класса. Все они переме­шиваются. Ведущий достаёт большую пачку листков, которые школьники рассматривают, передавая друг другу, и просит ребят обратить внимание на различия в понимании и пред­ставлении о чувстве радости. Далее школьники обсуждают рисунки и делают вывод о том, что люди по-разному пони­мают одни и те же вещи.

Затем ведущий вновь складывает листки в «волшебный ящик», перемешивает их, снова вытаскивает и предлагает каждому найти свой рисунок. После этого идёт обсуждение. Ребята делают вывод о том, что каждый человек особенный, неповторимый, поэтому он незаменим, и это важное основа­ние для того, чтобы он ощущал свою ценность.


11. Упражнение «Пирог с начинкой». Тема — просьба, умение её высказать, выполнить или отказать в её выполне­нии. Умение отвечать отказом на просьбу. Просьба чем-то напоминает пирог с начинкой: форма может быть одинако­вой, а содержание — разным. Участникам предлагают нари­совать или описать разные пироги-просьбы, их форму, цвет, вкус. Проводится краткое обсуждение, выявляющее, какие ассоциации, приятные или неприятные, вызывает просьба. Анализируется, с чем это связано. Подчёркивается значи­мость умения правильно высказать просьбу и реагировать на неё в случае согласия и отказа.

12. Упражнение «Детские обиды». Учащимся предлагает­ся вспомнить случаи из детства, когда они чувствовали силь­ную обиду. Свои переживания им надо изобразить на бумаге в виде сюжетного рисунка, штрихов, линий, цветовых пятен,



фона (в любой манере — реалистической или абстрактной) или описать их словами.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Как ты сейчас относишься к этой обиде? (Нарисуй или опиши.)

2. Что такое обида?

3. Как долго сохраняются у тебя обиды?

4. Какие обиды, по твоему мнению, справедливые, а ка­кие несправедливые?

Желающие рассказывают о том, что они вспомнили, и показывают рисунки, сравнивая «тогда» и «сейчас».

13. Упражнение «Закончи предложение «Я обижаюсь, когда...». Желающие зачитывают свои окончания этого предло­жения, а ведущий спрашивает, у кого ещё подобные ситуации вызывают обиду. Подчёркивается, что названные ситуации обидны для большинства людей и об этом надо помнить, ког­да ты обижаешь других.

14. Упражнение «Копилка обид». Школьникам предлага­ется нарисовать «Копилку обид» и поместить в неё описания своих обид, которые они пережили раньше. На выполнение задания даётся 8—10 минут. После этого учащиеся обсуждают, что делать с копилкой. Ведущий говорит о бесплодности на­копления обид, о жалости к самому себе как одной из самых плохих привычек. Все решают разорвать копилку вместе с со­держимым. После этого обрывки складывают в какую-нибудь коробку и торжественно выбрасывают. Далее обсуждается, что делать с новыми обидами. Подчёркивается, что умение выра­зить обиду, досаду важно для самого себя, но не является ре­шением проблемы, равно как и реванш, месть и т. п. Под­держиваются предложения типа: записывать обиду, а потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо (или пускать по ветру, воде), следя, как по мере удаления она проходит.







Date: 2015-06-08; view: 929; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию