Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в ходе тренингов
Цель: тренинги коммуникативных навыков позволяют ставить комплексные цели, например: • вырабатывать у подростков положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение приносило радость; • развивать навыки взаимодействия в группе; • развивать как вербальные, так и невербальные навыки общения; • развивать навыки восприятия и понимания различных людей; • развивать навыки самопознания; • преодолевать эгоцентризм; • учиться познавать себя через восприятие другого; • формировать эмпатическое отношение к другим людям; • получить представление о «неверных средствах общения»; • развивать положительную самооценку; • корректировать самооценку и уровень притязаний в направлении их большей адекватности; • совершенствовать рефлексивные способности; • формировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве; • знакомиться с понятием «конфликт»; • определять особенности поведения в конфликтной ситуации; • обучаться способам выхода из конфликтной ситуации; • отрабатывать ситуации предотвращения конфликтов; • закреплять навыки поведения в конфликтной ситуации; • снижать уровень конфликтности подростков; • преодолевать повышенную тревожность и страхи. Возраст: 11—15 лет. Форма выполнения задания: работа учащихся в тренин- говой группе под руководством тренера-психолога.
Примеры упражнений и ролевых игр, используемых в рамках тренинга1 1. Упражнение «Дополни предложение». Выбирают ведущего. Он произносит короткое предложение. Игроки по очереди дополняют его одним-двумя словами, чтобы можно было поставить точку. Например, ведущий говорит: «Я хожу», следующий игрок добавляет: «Я хожу в школу», третий игрок: «Я хожу в школу пешком», четвёртый игрок: «Я хожу в школу пешком каждый день» и т. д. Игра ведётся до тех пор, пока игроки могут дополнять предложение. Выигрывает тот, кто последним сказал законченное предложение. Следующий игрок предлагает новую фразу. 2. Упражнение «Угадай, кто это» (1-я часть). Каждый из участников записывает на листе бумаги свою подробную психологическую характеристику, не указывая в ней внешние признаки (одежда, цвет волос, глаз). В характеристике должно быть не менее десяти черт характера. Все характеристики сдаются ведущему до следующего занятия. 3. Упражнение «Список качеств, необходимых для общения». Проводится дискуссия с целью выяснения коллективного мнения о качествах личности, важных для общения. Составляется сводный список качеств. Затем каждый участник заполняет свой листок, оценивая, насколько у него проявляются эти качества (оценивая их от 0 до 5 баллов). После того как все оценили себя, листки сдаются ведущему до следующего занятия. 4. Игра «Телефон доверия». Учащимся предварительно рассказывают о службе «Телефон доверия», называют номер телефона. Затем предлагают подумать, о чём бы каждый хотел спросить дежурного специалиста. Ответом может быть коллективное обсуждение заданного вопроса или чьё-то персональное высказывание (если задающий вопрос желает услышать мнение конкретного человека). 5. Упражнение «Угадай, кто это» (2-я часть). Зачитываются характеристики, написанные на предыдущем занятии. Все угадывают, чьи они. Обсуждают, насколько они объек- Приведённые игры и упражнения хорошо известны психологам и так или иначе используются в большинстве описанных в литературе примеров психологического тренинга (см. раздел «Методические материалы и технологии проведения тренинга» в кн.: Лидере А. Г. Психологический тренинг с подростками. — М., 2001; Прихожан А. М. Программа развития способности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10—12 лет // Руководство практического психолога /Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1998; Кривцова С. В., Мухаматулина Е. А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. — М., 1997, и др.).
тивны и подходят авторам. Затем характеристики дополняются чертами характера, которые отметили в подростке его одноклассники. Акцент ставится на положительных чертах. После проделанной работы учащиеся получают листки с самооценками качеств, необходимых для общения, которые они заполняли на прошлом занятии, и оценивают выделенные качества вторично (см. 1-ю часть). Листки сдаются ведущему. 6. Игра «Разговор через стекло». Двое желающих только с помощью жестов пытаются о чём-то договориться. Тема сообщается одному из них, а он должен передать эту информацию партнёру как бы стоя перед звуконепроницаемым стеклом. (Темы записаны на карточках, которые находятся в конвертах.) Примерные темы: «Ты зовёшь приятеля на рыбалку», «Ты сообщаешь другу о том, что завтра в школе контрольная работа по математике и ему надо подготовиться», «Ты очень голоден и просишь товарища принести тебе поесть», «Ты хочешь узнать, который сейчас час» и т. д. 7. Упражнение «Сильные стороны». Каждый учащийся должен рассказать о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит, принимает в себе, что даёт ему чувство внутренней уверенности в себе. Можно говорить в течение двух минут (ведущий следит по секундомеру), во время рассказа надо держать в руке мячик и лишь по прошествии отведённого времени (даже если в это время молчал) передать его следующему участнику. После того как все высказались, начинается обсуждение того, как можно использовать в жизни свои сильные стороны. 8. Упражнение «Хвалить или ругать?». Упражнение удобно выполнять стоя, образовав небольшой круг (если участников больше 10, то два круга). Первая часть: участники перебрасываются лёгким мячом или воздушным шаром. Тот, кто поймает мяч, должен назвать слово, означающее какое-либо отрицательное качество человека (как бы ругая, критикуя его). Каждый следующий должен повторить то, что было сказано до него, и предложить что-то своё. Далее участникам предлагают без слов, с помощью мимики и жестов выразить то, что они испытывали бы, если бы всё сказанное относилось к ним. Затем все по кругу называют свои переживания. Вторая часть: перебрасываясь мячом, участники говорят слова, означающие положительные качества человека (как бы хваля его). Правила те же: каждый повторяет всё, что было сказано до него, и предлагает своё слово. После чего позой и жестами, а затем словами выражаются и называются переживания, вызываемые похвалой.
В обсуждении подчёркивается влияние других людей на то, чувствуем ли мы себя уверенно или неуверенно. 9. Игра «Ситуации». Учащимся предлагается проиграть каждую ситуацию, используя различные формы поведения: 1) тебя вызывают к доске, а ты плохо выучил урок; 2) тебя не принимают в компанию, а ты пытаешься подружиться с этими ребятами; 3) тебя зовут в кино, а ты не хочешь идти. 10. Упражнение «Я не такой, как все, и все мы разные». Подросткам предлагается в течение 5 минут с помощью текста и рисунка цветными карандашами выразить чувство радости. Рисунок может быть пейзажем, портретом, сюжетом, натюрмортом. Чувство радости можно выразить линией, пятном, цветом, чем угодно. После выполнения задания (которое не подписывается) все рисунки и описания кладутся в «волшебный ящик», в котором желательно иметь примерно такое же количество рисунков и описаний ребят из другого класса. Все они перемешиваются. Ведущий достаёт большую пачку листков, которые школьники рассматривают, передавая друг другу, и просит ребят обратить внимание на различия в понимании и представлении о чувстве радости. Далее школьники обсуждают рисунки и делают вывод о том, что люди по-разному понимают одни и те же вещи. Затем ведущий вновь складывает листки в «волшебный ящик», перемешивает их, снова вытаскивает и предлагает каждому найти свой рисунок. После этого идёт обсуждение. Ребята делают вывод о том, что каждый человек особенный, неповторимый, поэтому он незаменим, и это важное основание для того, чтобы он ощущал свою ценность. 11. Упражнение «Пирог с начинкой». Тема — просьба, умение её высказать, выполнить или отказать в её выполнении. Умение отвечать отказом на просьбу. Просьба чем-то напоминает пирог с начинкой: форма может быть одинаковой, а содержание — разным. Участникам предлагают нарисовать или описать разные пироги-просьбы, их форму, цвет, вкус. Проводится краткое обсуждение, выявляющее, какие ассоциации, приятные или неприятные, вызывает просьба. Анализируется, с чем это связано. Подчёркивается значимость умения правильно высказать просьбу и реагировать на неё в случае согласия и отказа. 12. Упражнение «Детские обиды». Учащимся предлагается вспомнить случаи из детства, когда они чувствовали сильную обиду. Свои переживания им надо изобразить на бумаге в виде сюжетного рисунка, штрихов, линий, цветовых пятен, фона (в любой манере — реалистической или абстрактной) или описать их словами. Примерные вопросы для обсуждения: 1. Как ты сейчас относишься к этой обиде? (Нарисуй или опиши.) 2. Что такое обида? 3. Как долго сохраняются у тебя обиды? 4. Какие обиды, по твоему мнению, справедливые, а какие несправедливые? Желающие рассказывают о том, что они вспомнили, и показывают рисунки, сравнивая «тогда» и «сейчас». 13. Упражнение «Закончи предложение «Я обижаюсь, когда...». Желающие зачитывают свои окончания этого предложения, а ведущий спрашивает, у кого ещё подобные ситуации вызывают обиду. Подчёркивается, что названные ситуации обидны для большинства людей и об этом надо помнить, когда ты обижаешь других. 14. Упражнение «Копилка обид». Школьникам предлагается нарисовать «Копилку обид» и поместить в неё описания своих обид, которые они пережили раньше. На выполнение задания даётся 8—10 минут. После этого учащиеся обсуждают, что делать с копилкой. Ведущий говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к самому себе как одной из самых плохих привычек. Все решают разорвать копилку вместе с содержимым. После этого обрывки складывают в какую-нибудь коробку и торжественно выбрасывают. Далее обсуждается, что делать с новыми обидами. Подчёркивается, что умение выразить обиду, досаду важно для самого себя, но не является решением проблемы, равно как и реванш, месть и т. п. Поддерживаются предложения типа: записывать обиду, а потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо (или пускать по ветру, воде), следя, как по мере удаления она проходит. Date: 2015-06-08; view: 929; Нарушение авторских прав |