Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система взаимодействия различных органов и учреждений при устройстве детей, оставшихся без попечения родителей
В числе субъектов профилактической работы наиболее широко представлены дезадаптированные дети и подростки — их поведение неадекватно нормам и требованиям ближайшего окружения, которое выполняет функцию институтов социализации (семья, школа). В условиях школьного, семейного и общественного воспитания те или иные формы детско-подростковой дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как трудновоспитуемость. В зависимости от природы и характера дезадаптации можно выделить патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию (рис. 14.1), которая, в свою очередь, требует разных диагностико-коррекционных программ. В чистом виде тот или иной основной вид дезадаптации встречается нечасто, обычно в разном сочетании как: патогенная и социальная дезадаптация; психосоциальная и социальная; патогенная, психосоциальная и социальная; патогенная и психосоциальная. Рис. 14.1. Основные виды дезадаптации несовершеннолетних Условные обозначения: 1 — социальная; 2 — патогенная; 3 — психосоциальная Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы. То есть в одном случае патогенная дезадаптация может выражаться в разных по своей степени и глубине нервно-психических заболеваниях, в другом — в разной степени выраженности олигофрении, отставании в умственном развитии. Первые нуждаются в стационарном лечении с применением психолого-педагогических реабилитационных программ, а вторые — в мерах медико-психолого-педагогического оздоровительного характера в условиях учебно-воспитательных учреждений (детские сады, школы, детские дома и т.д.). Все более остро встает вопрос о развитии так называемой лечебной педагогики, использующей коррекционно-развивающие дидактические программы и такие формы, как игротерапия. При применении их олигофрены в состоянии осваивать определенные социальные нормы поведения, получать несложные профессии, быть полезными членами общества. Наиболее успешное обучение и социальная адаптация детей-олигофренов осуществляется в специальных вспомогательных школах. Психосоциальная дезадаптация вызвана половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями несовершеннолетних, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудно-воспитуемость, требующую индивидуального подхода и в отдельных случаях специальных психосоциальных и психолого-педагогических коррекционных программ. Затруднять их социальную адаптацию могут различные акцентуации характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, неосознаваемые регуляторы поведения, вытесненные в подсознание комплексы, фиксированные установки, фобии, тревожность, агрессивность. Наряду с индивидуальным педагогическим подходом, применяемым к ним в семье и школе, весьма эффективны адекватные психокоррекционные техники и психосоциальные технологии. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальном поведении и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок. В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации. Стадия школьной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися, для которых характерно хроническое отставание по ряду предметов школьной программы, сопротивление педагогическим воздействиям, дерзость с учителем, различные асоциальные проявления (сквернословие, курение, хулиганские проступки, пропуски уроков). Вместе с тем значительная часть педагогически запущенных подростков стремится к получению профессии, экономической самостоятельности, они готовы трудиться. Коррекционная работа с ними может вестись в рамках учебно-воспитательных учреждений, общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, социальных учреждений для молодежи и подростков, молодежных бирж труда, клубов по интересам, центров экстремальной социально-психологической помощи. В системе народного образования имеется опыт создания центров социально-педагогической реабилитации для трудновоспитуемых подростков, которые создаются на базе вечерне-сменных школ и учебно-производственных комплексов — они хорошо зарекомендовали себя. Более глубокую стадию социальной дезадаптации представляют социально запущенные подростки. Социальная запущенность характеризуется глубоким отчуждением подростков от семьи и школы, как основных институтов социализации; их формирование идет в основном под влиянием асоциальных и криминогенных групп, для них характерна глубокая деформация ценностно-нормативной сферы, асоциальное поведение и противоправные действия (бродяжничество, наркомания, пьянство, вымогательство). Они, как правило, профессионально не ориентированы, негативно относятся к труду и склонны к паразитическому существованию. В условиях учебно-воспитательных учреждений трудно добиться успеха в работе с такими подростками. Уместна постановка их на учет в инспекции по делам несовершеннолетних и помещение в специальные закрытые учебно-воспитательные учреждения, выполняющие функции социальной реабилитации. В зависимости от вида дезадаптации подростков применяются разные профилактические меры в рамках разных межведомственных учреждений. Очевидно, что все участники воспитательно-профилактического процесса — учителя, психологи, сотрудники ОВД и комиссий по делам несовершеннолетних должны хорошо представлять их психологические и педагогические слабости и систему социальных учреждений, способных предоставить им адекватную помощь (табл. 14.2). Особую озабоченность в настоящее время вызывают дети и подростки с аддитивным, и прежде всего наркозависимым, поведением. И если профилактика аддитивного поведения — это прежде всего дело учреждений социального обслуживания детей и молодежи, то лечение и реабилитация наркоманов должна осуществляться в системе Минздрава, где, к сожалению, пока нет необходимой и достаточной базы, чтобы справиться с этой резко обострившейся проблемой. При этом помимо первичной реабилитации, проводимой наркологическими диспансерами, крайне важна и вторичная реабилитация, осуществляемая психотерапевтическими и социально-педагогическими программами как для наркозависимых детей и подростков, так и их ближайшего окружения, и в первую очередь родителей. Как показывает опыт, особенно эффективно протекают реабилитационные программы, когда наркозависимые отрываются от своего привычного улично-дворового окружения и включаются в другую среду с другой системой ценностей и отношений. Выше отмечалось, что семьи группы риска так же, как и дети группы риска, являются основными объектами профилактического воздействия. Без поддержки и помощи семье, которая не справляется с задачами воспитания, проблема детско-подростковых девиаций не решается. К факторам социального риска, отрицательно сказывающимся на репродуктивных функциях семьи, можно отнести следующие: Date: 2015-05-04; view: 620; Нарушение авторских прав |